Скачать 97.35 Kb.
|
Заключение по результатам обсуждения образовательного проекта стандарта основного общего образования по физике. Общая оценка Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. Структура стандарта опирается в основном на классическую физику, развитие которой в целом закончилось в 19 веке, с включением элементов ядерной и атомной физики. Цели, которые преследует стандарт и которые сформулированы в начале текста, значительно шире и не полностью отражены в тексте стандарта. Практически не отражена роль физики как основы современной техники и технологий, хотя в пункте цели - «приобретение компетентности» в качестве цели указано на приобретение компетентности в решении практических задач. Стандарт написан в традиционном академическом ключе и, фактически, составлен методом отбрасывания тем из более полных программ по физике. Сокращение объема знаний качественно изменяет назначение предмета в основной школе. Объем стандарта уже не позволяет реализовать «академический» подход к преподаванию физики. Цель физики становится прикладной и ознакомительной. Я считаю, что «академический» подход к формированию стандарта должен смениться «технологическим» в рамках тех тем и того объема, которые включены в стандарт. Одной из главных целей стандарта должно стать объяснение применений физики в современной технике и технологиях, которыми учащиеся зачастую пользуются не понимая того, что их действие можно объяснить на основе школьного курса физики. При этом желательно использование в качестве иллюстраций действительно современной техники, которая появилась в последнее время, а не объяснение действия технически устаревших приборов. Использование в качестве иллюстраций далеких от современного уровня техники примеров также является недостатком стандарта. Пункт 1. Замысел проекта стандарта соответствует основным тенденциям современного информационного общества. Пункт 2. В целом он соответствует техническому заданию, поставленному перед творческим коллективом авторов, за исключением позиции обеспечения межпредметных связей. Структура и содержание требований к уровню подготовки выпускников согласуется со структурой и содержанием обязательного минимума содержания основной образовательной программы по физике и отвечает поставленным целям. Однако в Проекте Федерального компонента стандарта образования не разработан и не представлен ни механизм, ни способ проверки реализации требования обеспечения межпредметных связей. По этой причине можно утверждать, что ни в одной из образовательных областей этот фундаментальный принцип не реализован. Например, в обязательном минимуме содержания по математике отсутствуют такие дидактические единицы, как «вектор» и «радианная мера угла», которые необходимы при изучении физики; в обязательном минимуме содержания по истории отсутствует почти не упоминаются достижения науки и искусства и т.п. Предложение: А). По механизму реализации: в Проект образовательного стандарта каждого учебного предмета включить «Перечень дидактических единиц (модулей), которые должны присутствовать в обязательных минимумах содержания смежных дисциплин (учебных предметов)» для реализации целостности содержания образования и обеспечения межпредметных связей. Б). По способу проверки реализации: дидактические единицы (модули), включенные в эти межпредметные «Перечни…», должны присутствовать в проектах обязательных минимумах содержания соответствующих учебных предметов в явном виде. Перечни используются Предметными группами авторского коллектива только на этапе доработки проекта. В). В качестве примера приводим Перечень дидактических единиц, которые, по мнению учителей физики, должны быть включены в обязательные минимумы содержания смежных дисциплин.
Пункт 3. Из ныне действующего «Обязательного минимума содержания по физике» в настоящем «Проекте» исключено 17 дидактических единиц (из них реально сокращает обучение 5 единиц) и добавлено около 50 новых (из них увеличивает нагрузку 33 единицы). Общее число дидактических единиц и модулей, включенных в обязательный минимум содержания по физике и подлежащих усвоению, увеличено на 33 и составляет теперь 163. Поскольку число учебных часов, выделенных на физику в федеральном компоненте, составляет 168, то в течение трех лет обучения на каждый урок физики приходится новая дидактическая единица. Это противоречит основному требованию Технического задания о существенной разгрузке «Обязательного минимума» (с. 16). Для освоения предлагаемого содержания образования и достижения всеми учащимися сформулированного уровня требований необходимо увеличение числа часов: 7 класс – 2 часа в неделю 8 класс – 2/3 часа в неделю 9 класс – 3 часа в неделю. В случае сохранения предложенной недельной нагрузки (2*2*2) необходимы пропорциональные сокращения Минимума. Пункт 5. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. ЦелиДобавить:
Редакционно изменить:
МеханикаРедакционно изменить:
Стр. 254. В разделе «Практическое применение физических знаний» после слов «…от его скорости» добавить «вида дорожного покрытия и погодных условий, а также качества шины». Исключить:
Молекулярная физика. Тепловые явления. Исключить:
Электродинамика. Исключить:
Редакционно изменить:
Добавить:
Атомная и ядерная физикаИсключить:
Добавить:
Требования к уровню подготовки выпускников основной школыДобавить:
Изменить:
Исключить:
Пункт 6. Проект при учете предлагаемых изменений реализуем. Замечания по химии1). Есть требование к изучению становления химии как науки, но оно не разработано в части требований к уровню подготовки, упомянуты три фамилии и все они – русские (Ломоносов, Менделеев, Бутлеров). 2). Ничего не говорится про горение и про борьбу с горением разных веществ. 3). Из пункта «…овладение умениями применять полученные знания» (с. 259) исключить слова «причин многообразия», имея в виду, что объяснять надо не столько причины многообразия, сколько особенности самих веществ и явлений. 4). В разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» в пункте «объяснять» перечислены не химические явления окружающей нас жизни, которые выпускнику, собственно, и надо уметь объяснять, а описания химических явлений Заключение по результатам обсуждения проекта стандарта общего образования для старшей школы по физике. Базовый уровень
По сути, представленный Обязательный минимум представляет собой сокращенный и доработанный вариант известного «Обязательного минимума для уровня А (гуманитарный профиль). Речь может идти, например, о следующем - сообщение знаний о явлениях и законах природы;
На основании сказанного, а также того, что при работе экспертной группы отсутствовал официальный текст «Проекта стандарта старшей школы», однозначное заключение об этом проекте в части базового уровня может быть дано только после его дополнительного обсуждения. Профильный уровень По п. 3. Примерной схемы отмечаем, что число часов, выделенных на изучение физики недостаточно. Представленный проект стандарта может быть реализован в рамках не менее 350 часов. При выделении меньшего числа часов необходимо соответствующее сокращение Минимума содержания образования. От Экспертной группы учителей физики г. Москвы и методистов МИОО: методист ЮЗАО Бунчук А.В. методист МИОО Демидова М.Ю., УМЛ физики МИОО Зинковский В.И. |
Показатели Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях... Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | Перечень показателей Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | ||
Анкета участника конкурса Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | Приложение 3 Индикаторы достойного труда Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | ||
Современное состояние кадрового потенциала медицинской науки в Российской Федерации Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (мггу) методические... Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | ||
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | Заявка-обоснование для включения в перечень проектов, выполняемых... Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | ||
Постановление От 15 ноября 2010 г. N 212-п об именных премиях правительства... Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | Проект алтайский край закон о государственной региональной молодежной политике в алтайском крае Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | ||
Конкурс на получение грантов Правительства Российской Федерации для... Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | Конкурсный отбор на предоставление в 2013 году субсидий молодым ученым,... Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | ||
Проект положения о региональном конкурсе научно-исследовательских... Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | Требования к переводу и переводчику научно-технической литературы Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,... | ||
Конкурс организуется Региональным молодежным общественным движением... Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях... | Программа курса Обществознание для 8 9, 10 11 классов общеобразовательных... Государственный образовательный стандарт. Стандарт основного общего образования по обществознанию. Стандарт среднего (полного) общего... |