Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности.





Скачать 97.35 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности.
Дата публикации06.05.2015
Размер97.35 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
100-bal.ru > Физика > Образовательный стандарт
Заключение по результатам обсуждения образовательного проекта стандарта основного общего образования по физике.

Общая оценка

Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. Структура стандарта опирается в основном на классическую физику, развитие которой в целом закончилось в 19 веке, с включением элементов ядерной и атомной физики. Цели, которые преследует стандарт и которые сформулированы в начале текста, значительно шире и не полностью отражены в тексте стандарта. Практически не отражена роль физики как основы современной техники и технологий, хотя в пункте цели - «приобретение компетентности» в качестве цели указано на приобретение компетентности в решении практических задач. Стандарт написан в традиционном академическом ключе и, фактически, составлен методом отбрасывания тем из более полных программ по физике. Сокращение объема знаний качественно изменяет назначение предмета в основной школе. Объем стандарта уже не позволяет реализовать «академический» подход к преподаванию физики. Цель физики становится прикладной и ознакомительной. Я считаю, что «академический» подход к формированию стандарта должен смениться «технологическим» в рамках тех тем и того объема, которые включены в стандарт. Одной из главных целей стандарта должно стать объяснение применений физики в современной технике и технологиях, которыми учащиеся зачастую пользуются не понимая того, что их действие можно объяснить на основе школьного курса физики. При этом желательно использование в качестве иллюстраций действительно современной техники, которая появилась в последнее время, а не объяснение действия технически устаревших приборов. Использование в качестве иллюстраций далеких от современного уровня техники примеров также является недостатком стандарта.

Пункт 1. Замысел проекта стандарта соответствует основным тенденциям современного информационного общества.

Пункт 2. В целом он соответствует техническому заданию, поставленному перед творческим коллективом авторов, за исключением позиции обеспечения межпредметных связей. Структура и содержание требований к уровню подготовки выпускников согласуется со структурой и содержанием обязательного минимума содержания основной образовательной программы по физике и отвечает поставленным целям.

Однако в Проекте Федерального компонента стандарта образования не разработан и не представлен ни механизм, ни способ проверки реализации требования обеспечения межпредметных связей. По этой причине можно утверждать, что ни в одной из образовательных областей этот фундаментальный принцип не реализован. Например, в обязательном минимуме содержания по математике отсутствуют такие дидактические единицы, как «вектор» и «радианная мера угла», которые необходимы при изучении физики; в обязательном минимуме содержания по истории отсутствует почти не упоминаются достижения науки и искусства и т.п.

Предложение:

А). По механизму реализации: в Проект образовательного стандарта каждого учебного предмета включить «Перечень дидактических единиц (модулей), которые должны присутствовать в обязательных минимумах содержания смежных дисциплин (учебных предметов)» для реализации целостности содержания образования и обеспечения межпредметных связей.

Б). По способу проверки реализации: дидактические единицы (модули), включенные в эти межпредметные «Перечни…», должны присутствовать в проектах обязательных минимумах содержания соответствующих учебных предметов в явном виде. Перечни используются Предметными группами авторского коллектива только на этапе доработки проекта.

В). В качестве примера приводим

Перечень дидактических единиц, которые, по мнению учителей физики, должны быть включены в обязательные минимумы содержания смежных дисциплин.

Учебный предмет

Дидактические единицы (модули), необходимые для физики

Математика

Вектор, действия с векторами; радианная мера угла; действия с приближенными числами.

Информатика




История

Во все разделы ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ добавить сведения об основных научных открытиях и техническим изобретениям

География




Природоведение




Химия




Биология





Пункт 3. Из ныне действующего «Обязательного минимума содержания по физике» в настоящем «Проекте» исключено 17 дидактических единиц (из них реально сокращает обучение 5 единиц) и добавлено около 50 новых (из них увеличивает нагрузку 33 единицы). Общее число дидактических единиц и модулей, включенных в обязательный минимум содержания по физике и подлежащих усвоению, увеличено на 33 и составляет теперь 163. Поскольку число учебных часов, выделенных на физику в федеральном компоненте, составляет 168, то в течение трех лет обучения на каждый урок физики приходится новая дидактическая единица. Это противоречит основному требованию Технического задания о существенной разгрузке «Обязательного минимума» (с. 16).

Для освоения предлагаемого содержания образования и достижения всеми учащимися сформулированного уровня требований необходимо увеличение числа часов: 7 класс – 2 часа в неделю

8 класс – 2/3 часа в неделю

9 класс – 3 часа в неделю.

В случае сохранения предложенной недельной нагрузки (2*2*2) необходимы пропорциональные сокращения Минимума.

Пункт 5.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Цели


Добавить:

  • Стр.252. После слов «…атома и атомного ядра» записать «сведений по истории физики как науки»

  • Стр.252. После слов «к творцам науки и техники» записать «чувства гордости за отечественную науку»


Редакционно изменить:

  • Стр.252. Вместо фразы «Освоение системы знаний…» записать «Освоение основ системы знаний…»

  • Стр.252. После слов «убежденности в познаваемости» записать «единого»

  • Стр.253. Пункт «приобретение компетентности…» предлагается в следующей редакции: «приобретение компетентности в решении практических жизненных задач, в использовании физических знаний и умений для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, для рационального природопользования и защиты окружающей среды»



Механика


Редакционно изменить:

  • Стр.253. Заменить «Простые механизмы. Коэффициент полезного действия» на «Простые механизмы: рычаг. Условие равновесия рычага. Коэффициент полезного действия»

  • Стр.254. Перенести из раздела «Проведение простых опытов…» в раздел «Наблюдение и описание…» фразу «зависимость периода колебаний маятника от длины нити и периода колебаний груза на пружине от массы груза».

  • Стр.254. В разделе «Объяснение устройства…» заменить «…простых механизмов» на «рычага».

Стр. 254. В разделе «Практическое применение физических знаний» после слов «…от его скорости» добавить «вида дорожного покрытия и погодных условий, а также качества шины».

Исключить:

  • Стр.253. Условия равновесия тел. Центр тяжести тела.


Молекулярная физика. Тепловые явления.

Исключить:

  • Стр.254. Холодильник.

  • Стр.255. В разделе «Измерение физических…» «удельной теплоты плавления».

  • Стр.255. В разделе «Объяснение устройства…» «холодильника».


Электродинамика.
Исключить:

  • Стр.255. «Полупроводниковые приборы».

  • Стр.255. «Принципы радиосвязи и телевидения».

  • Стр.255. «Оптические приборы».

  • Стр.256. В разделе «Измерение физических величин…» «…показателя преломления».

  • Стр.256. В разделе «Объяснение устройства…» «электрогенератора, трансформатора, спектроскопа».

Редакционно изменить:

  • Стр.255. Вместо «Законы отражения и преломления света» записать «Отражение и преломление света».

  • Стр.255. Вместо «Очки» записать «Основные дефекты зрения и их коррекция».

  • Стр.255. Вместо «Виды электромагнитных излучений…» записать « Влияние различных видов электромагнитных излучений на живые организмы».

  • Стр.256. Из раздела «Проведение простых…» перенести в раздел «Наблюдение и описание» «…угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения света».

Добавить:

  • Стр.255 После слов «…соединения проводников.» «Работа и мощность электрического тока»



Атомная и ядерная физика


Исключить:

  • Стр.256 «Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры».

  • Стр.256 Раздел «Наблюдение и описание » полностью.

Добавить:

  • Стр.256. В раздел «Измерение физических величин»: естественного радиоактивного фона и оценка его безопасности.



Требования к уровню подготовки выпускников основной школы



Добавить:

  • Стр.257. В разделе «Знать и понимать» после слов «…электрическое сопротивление…» записать «работа и мощность электрического тока».

  • Стр.258. В «Уметь…» после слов «…напряжения» записать «работы и мощности электрического тока».

Изменить:

  • Стр. 257. Название пункта «описывать и объяснять физические явления» заменить на «использовать физические явления … для объяснения повседневных природных явлений и процессов».

  • Стр. 257. Из пункта «описывать и объяснять физические явления» исключить равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, которое является моделью явления, а не самим явлением.

  • Стр. 258. В пункт «представлять результаты измерений…» вставить позицию «пройденного пути от времени движения».

  • Стр. 258. Исключить пункт «выражать в единицах СИ результаты измерений и расчетов».

  • Стр. 258. В раздел «Применять полученные знания и умения…» добавить пункт «соотносить годы основных физических открытий и технических изобретений с историческими особенностями места и времени события».

  • Стр. 258. Из названия пункта «приобрести компетентность в решении простейших бытовых задач» исключить слово «бытовых» и добавить в этот пункт задачи, не относящиеся непосредственно к быту, например: оценка расстояния до грозового разряда, возможности выпадения росы при понижении температуры, предсказание направления ветра по положению центра циклона или антициклона.

  • Стр. 258. Перечень бытовых задач по электротехнике, в которых требуется проявить компетентность, дублирует в сокращенном виде аналогичный перечень по технологии (с. 290).

Исключить:

  • Стр.258. В подразделе «описывать и объяснять…» «электромагнитная индукция».

  • Стр.258. В подразделе «представлять результаты…» «…периода колебаний маятника от длины нити» и «…угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света».


Пункт 6. Проект при учете предлагаемых изменений реализуем.

Замечания по химии



1). Есть требование к изучению становления химии как науки, но оно не разработано в части требований к уровню подготовки, упомянуты три фамилии и все они – русские (Ломоносов, Менделеев, Бутлеров).

2). Ничего не говорится про горение и про борьбу с горением разных веществ.

3). Из пункта «…овладение умениями применять полученные знания» (с. 259) исключить слова «причин многообразия», имея в виду, что объяснять надо не столько причины многообразия, сколько особенности самих веществ и явлений.

4). В разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» в пункте «объяснять» перечислены не химические явления окружающей нас жизни, которые выпускнику, собственно, и надо уметь объяснять, а описания химических явлений
Заключение по результатам обсуждения проекта стандарта общего образования для старшей школы по физике.

Базовый уровень





  1. При оценке этой части Стандарта возникают наибольшие трудности. Они связаны

  • с отсутствием концепции и модели профильного обучения в старшей школе;

  • противоречивостью и практической недостижимостью целей изучения физики на базовом уровне, сформулированных на с. 252 проекта Стандарта: невозможно за выделенные на преподавание 2 часа в неделю «… освоить систему знаний о современной картине мира…, овладеть умениями применять полученные знания…, воспитать убежденность в познаваемости законов окружающего мира…».

По сути, представленный Обязательный минимум представляет собой сокращенный и доработанный вариант известного «Обязательного минимума для уровня А (гуманитарный профиль). Речь может идти, например, о следующем

- сообщение знаний о явлениях и законах природы;

  • ознакомление с научным способом мышления;

  • обсуждение истории развития физических представлений и биографий их создателей;

  • воспитание интереса к изучению физики;

  • обеспечение элементарного понимания основных принципов работы технических устройств;

  • формирование разностороннего образа мира, в котором наряду с естественнонаучной (неоднозначной) картиной мира присутствует и способ его многозначного эстетического и этического восприятия и художественного изображения.

  1. Считаем нецелесообразным в Стандарте образования сквозную рубрику «Подготовка рефератов», так как на практике это будет подталкивать к формальному подходу и приводить к копированию готовых рефератов из Интернета.

На основании сказанного, а также того, что при работе экспертной группы отсутствовал официальный текст «Проекта стандарта старшей школы», однозначное заключение об этом проекте в части базового уровня может быть дано только после его дополнительного обсуждения.
Профильный уровень

По п. 3. Примерной схемы отмечаем, что число часов, выделенных на изучение физики недостаточно. Представленный проект стандарта может быть реализован в рамках не менее 350 часов. При выделении меньшего числа часов необходимо соответствующее сокращение Минимума содержания образования.


От Экспертной группы учителей физики г. Москвы и методистов МИОО:
методист ЮЗАО Бунчук А.В.

методист МИОО Демидова М.Ю.,

УМЛ физики МИОО Зинковский В.И.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconПоказатели Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях...
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconПеречень показателей
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconАнкета участника конкурса
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconПриложение 3 Индикаторы достойного труда
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconСовременное состояние кадрового потенциала медицинской науки в Российской Федерации
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (мггу) методические...
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconОбразование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconЗаявка-обоснование для включения в перечень проектов, выполняемых...
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconПостановление От 15 ноября 2010 г. N 212-п об именных премиях правительства...
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconПроект алтайский край закон о государственной региональной молодежной политике в алтайском крае
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconКонкурс на получение грантов Правительства Российской Федерации для...
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconКонкурсный отбор на предоставление в 2013 году субсидий молодым ученым,...
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconПроект положения о региональном конкурсе научно-исследовательских...
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconТребования к переводу и переводчику научно-технической литературы
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconКонкурс организуется Региональным молодежным общественным движением...
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
Образовательный стандарт основного общего образования по физике в целом соответствует поставленным задачам развития основ естественнонаучного мышления и стимулирования интереса к технической и физико-технической области человеческой деятельности. iconПрограмма курса Обществознание для 8 9, 10 11 классов общеобразовательных...
Государственный образовательный стандарт. Стандарт основного общего образования по обществознанию. Стандарт среднего (полного) общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск