Образовательная программа общеобразовательной школы НОУ «Центр Искусства Воспитания»
Раздел 1. Назначение школы и средство его реализации. Раздел 2. Образ выпускника школы (по ступеням). Раздел 3. Цели и задачи образовательного процесса школы (включая Программу развития). Раздел 4. Учебный план и его обоснование. Раздел 5. Особенности организации образовательного процесса и применяемых в нем педагогических технологий. Раздел 6. Показатели (измерители) реализации образовательной программы. Раздел 7. Программно-методическое обеспечение образовательной программы.
Образовательная программа
Общеобразовательной вальдорфской школы
НОУ «Центр Искусства Воспитания» Раздел 1. Назначение школы и средство его реализации.
Целью деятельности Общеобразовательной школы НОУ «Центр Искусства Воспитания» является практическое осуществление и творческое развитие вальдорфской педагогики в сфере образования и воспитания детей школьного возраста. Образовательный процесс строится на основе учебных планов и Образовательных программ российских вальдорфских школ, рекомендованных РАО (от 23.03.2006 № 1-11/63).
Уровни реализованных учебным заведением Общеобразовательных программ:
ступень: начальное общее образование (1-4 классы), возраст 7-10 ;
ступень: основное общее образование (5-9 классы), возраст 11-15; -
ступень: среднее (полное) общее образование (10-11 классы), возраст 16-18.
Основные средства, с помощью которых администрация и педагогический коллектив реализуют назначение своего ОУ: • введение в учебный план предметов и курсов, которые оказывают содействие общекультурному развитию личности и формируют гуманистическое мировоззрение:
ступень: курс «Рисование форм» (интегрирован в предметы «Математика» и «Русский язык»), иностранные языки, ИЗО и курс лепки (интегрирован в ИЗО), оркестр, эвритмия;
ступень: курс астрономии (интегрирован в предметы «География» и «Физика»), второй иностранный язык, оркестр, эвритмия, МХК, ИЗО, черчение, художественный труд и ремёсла (в области «Технология»);
ступень: курс астрофизики (интегрирован в предмет «Физика»), МХК, эвритмия, ИЗО, ОБЖ, художественный труд и ремёсла.
предоставление ученикам возможности попробовать себя в разных видах деятельности (интеллектуальной: олимпиады, конкурсы; трудовой: работа в мастерских в различных техниках; художественно-эстетической: хоровое и сольное пение, живопись, участие в постановках и т.п.);
раннее изучение отдельных предметов (география - с 5 кл., физика - с 6 кл., курс астрономии - с 6 кл., химия - с 7 кл.);
феноменологический подход в преподавании предметов, с помощью которого мир рассматривается не «сам по себе», но в его отношении к человеку и человеческому переживанию;
организация учебной деятельности в особой форме (см. Раздел 5), интеграция учебной и познавательной деятельности, выраженная в преподавании методом глубокого погружения в один предмет (эпоха), сочетающаяся с регулярными практическими занятиями;
предоставление дополнительных образовательных программ (клубы по интересам, кружки, факультативы).
Образовательная программа, реализуемая НОУ ЦИВ, направлена на:
формирование у учеников современной научной картины мира, основанное на качественном переживании научных феноменов;
формирование способности находить связи между явлениями мира и человеком в нём;
формирование способности самостоятельно овладевать умениями и навыками в углублении изучения предметов, которые в школе даны на базовом уровне;
формирование потребности учеников к самообразованию и саморазвитию;
формирование необходимого уровня навыков в сфере современной жизнедеятельности;
создание основы для осознанного ответственного выбора и следующего освоения профессиональных образовательных программ;
развитие способности легко адаптироваться к профессиональной деятельности в разных областях;
воспитание уважения к правам и свободам человека, уважения к культурным традициям и особенностям других народов в условиях многонационального государства;
решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе;
интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры;
формирование у учеников гражданской ответственности;
воспитание трудолюбия и формирование навыков работы с различными материалами и технологиями;
воспитание любви к природе и ответственности за её сохранность.
Образовательная программа
Общеобразовательной вальдорфской школы
НОУ «Центр Искусства Воспитания»
Раздел 2. Образ выпускника.
1 ступень. Начальное образование.
Выпускник 1 ступени владеет всеми знаниями, умениями и навыками, соответствующими Программе начальной школы.
К окончанию 1 ступени ученик имеет желание учиться, а также:
обладает необходимыми начальными навыками (писать, читать, считать) для качественного продолжения учёбы;
умеет применять полученные знания, умения и навыки в жизни;
имеет правильные привычки к учебной деятельности и поведению в обществе, умеет самостоятельно выполнять д/з по основным предметам;
обладает элементарными этическими знаниями;
умеет выполнять поручение в социальной группе (классе);
обладает человеколюбием и сопереживанием, относится к миру и людям с добротой;
имеет интерес к миру и с радостью познаёт его.
2 ступень. Основное общее образование.
Выпускник 2 ступени владеет всеми знаниями, умениями и навыками, соответствующими Программе основной школы.
К окончанию основной школы ученик не только имеет желание учиться, но и умеет получать знания за рамками урока (за пределами школы), а также:
обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками для качественного продолжения учёбы;
владеет понятиями, необходимыми для продолжения учёбы в старшей школе;
имеет достаточный навык работы с учебной литературой для самостоятельного освоения нового материала;
стремится творчески применять свои достижения в различных учебных дисциплинах, способен сформулировать свой интерес к какой-либо области знаний;
заинтересован в расширении своих знаний;
стремится к выработке самостоятельного суждения в изучаемых областях;
обладает достаточными навыками в сфере жизнедеятельности, умеет свободно и уважительно общаться как со сверстниками, так и с представителями других возрастных групп;
умеет работать в группе, способен помогать людям;
имеет интерес к жизни, людям, миру;
способен воспринимать искусство и красоту;
способен нести ответственность за свои поступки и действия.
3 ступень. Среднее (полное) общее образование.
К окончанию 3 ступени ученик умеет выстраивать свою индивидуальную жизненно-профессиональную программу образования.
У выпускника вальдорфской школы сформированы такие качества, как:
умения и навыки по предметам, изучаемым в школе на базовом уровне;
способность и интерес к самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
умение получать информацию из различных источников, оценивать её критически, использовать её практически;
умение творчески применять свои достижения в различных учебных дисциплинах и в жизни;
способность мыслить свободно и творчески, а также развит интерес к творческой деятельности;
социальная открытость и доброжелательность, интерес к миру и людям;
умение находить и устанавливать личные взаимосвязи с миром;
толерантность в религиозных, национальных, мировоззренческих вопросах;
знание и уважение законов общества, правовая грамотность;
способность к самоопределению и действию, исходя из конкретной ситуации;
владение практическими навыками работы в различных ремёслах;
способность чувствовать красоту, обладает развитым художественным вкусом;
умение пользоваться своими пластическими и музыкальными способностями.
Образовательная программа
Общеобразовательной вальдорфской школы
НОУ «Центр Искусства Воспитания»
Раздел 3. Цели и задачи образовательного процесса ЦИВ.
Цель: Сформировать гармонично развивающегося человека, владеющего умениями и навыками в рамках данной ОП вальдорфской школы, социально открытого, способного и готового к самостоятельному познанию мира и активному созидательному действию в нём.
Общие задачи:
обеспечить усвоение учениками обязательного минимума содержания начальной школы, основной, средней (полной) общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта;
гарантировать преемственность образовательных программ в выпускных (4, 9) классах;
создать основу для адаптации учеников к жизни в обществе, для осознанного выбора и следующего усвоения профессиональных образовательных программ;
формировать положительную мотивацию учеников к учебной деятельности;
учитывать особенности возраста и корректировать задания;
обеспечить социально-педагогические отношения, которые сохраняют физическое, психическое и социальное здоровье учеников.
Задачи Начальной школы:
выработать у учеников правильный ритм жизни и работы;
выработать у них привычки и умения обслуживать себя самостоятельно (навыки гигиены, навык подготовки к уроку, навык соблюдать распорядок дня и др.);
сформировать у учащихся правильные привычки к учебной деятельности и поведению в обществе;
научить их принимать авторитет взрослого;
научить детей выполнять поручение в социальной группе (классе). Задачи Средней школы:
выработать у учеников заинтересованность в расширении своих знаний;
сформировать у них навык работы с учебной литературой для самостоятельного освоения нового материала;
выработать у каждого ученика навык работы в группе (классе) и самостоятельной работы;
выработать у учащихся социальные привычки (в общении, в соблюдении ритма дня, недели, года);
реализовывать ОП и учебные задачи через практический труд (поездки, работа с землёй, животными, различными материалами);
-сформировать у учеников ответственность, согласно возрасту.
Задачи Старшей школы:
подходить мировоззренчески к изучению и преподаванию предметов;
проводить знакомство учителей и учеников с современными технологиями;
сформировать у учащихся интерес к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, умение получать информацию из различных источников, оценивать её критически, использовать её практически;
выработать у учеников способность мыслить свободно и творчески, развить интерес к творческой деятельности;
развить в подростках социальную открытость и доброжелательность, интерес к миру и людям (включая умение находить и устанавливать личные взаимосвязи с миром и толерантность в религиозных, национальных, мировоззренческих вопросах;
сформировать в молодых людях знание и уважение законов общества, правовую грамотность;
сформировать у учащихся навыки работы в различных ремёслах;
знакомить учеников с основами различных профессий (профориентация).
Тема работы Педагогической коллегии ЦИВ на период 2009-2014уч. год: «Взаимодействие участников образовательного процесса». Этапы работы: 1 этап. Разработка критериев оценивания учебного процесса.
Формирование направлений работы по теме (взаимодействие с учениками, с родителями, с коллегами, с внешними структурами и др.).
Создание группы сопровождения. 2009-2010 уч.год 2 этап. Работа по теме.
Рассмотрение вертикали преемственности в предметах. 2010-2013 уч.год 3 этап. Рассмотрение опыта работы.
Внесение корректив в Образовательную программу.
Формирование новой темы и ОП на следующий период. 2013-2014 уч. год
Образовательная программа
Общеобразовательной вальдорфской школы
НОУ «Центр Искусства Воспитания»
Раздел 5. Особенности организации образовательного процесса и применение в нем педагогических технологий.
Школа — это пространство жизни, в которой происходит формирование личности, прежде всего её ценностных ориентиров. Поэтому школа стремится сделать всё, чтобы жизнь в ней была насыщенной, творческой, разнообразной, интересной, чтобы каждый ребёнок в школе чувствовал себя хорошо.
Школа также стремится использовать внешкольные образовательные возможности и интересы детей. Таковы походы, поездки, различные практики и проекты — все то, что невозможно свести к процессам преподавания и учения в узком смысле.
Важной частью своей концепции вальдорфская школа считает участие родителей в жизни школы.
Вальдорфская школа говорит о гигиенической организации обучения, подразумевая организацию обучения в форме эпох и особое ритмическое строение урока, как и всего дня, проводимого детьми в школе. Эпохальная организация преподавания: помимо возможности более углублённой работы над определённой темой или предметной областью, отмечается, что такая организация даёт учителю дополнительные возможности для подготовки и распределения материала, а также для межпредметных связей отдельных тем. Важным принципом, являющимся результатом антропологического подхода, является принцип целостности. Это значит, что в преподавании любого учебного предмета стараются задействовать всего человека, не только мышление, но и чувство, и волю. Учебный предмет формируется в вальдорфской школе из взаимодействия двух факторов:
особенностей и потребностей возраста;
особенностей самих предметных областей в их отношении к человеку.
Основные педагогические принципы и особенности организации образовательного процесса Приоритетные направления и цели образовательной программы вальдорфской школы:
реализация принципов гуманистической педагогики, внимательного и индивидуального отношения к ребёнку, развитие благоприятной и мотивирующей на учёбу психолого-педагогической школьной атмосферы;
реализация идей разностороннего гармоничного образования школьников; •углублённое изучение иностранных языков, начиная с 1-го класса;
реализация и дальнейшее развитие нетрадиционных форм и методов организации учебного процесса, в том числе текущей оценки (учебного контроля);
создание условий для реализации и развития творческого потенциала педагогов, создание форм интенсивного внутришколъного сотрудничества педагогов;
тесное взаимодействие учителей и родителей.
Общепедагогические и методические принципы и идеи вальдорфской педагогики
Принцип ориентации на ребёнка: глазная цель — ребёнок учится с интересом, он хочет ходить в школу.
Принцип разносторонности образования: гармоничного сочетания в образовательном процессе факторов развития мыслительных, эмоциональных и волевых функций личности.
Идея ступенчатого развития ребёнка с превращением одних качеств в другие.
Принцип возрастной сообразности: соотнесённость преподавания с возрастным состоянием детей и перспективами их развития.
Идея педагогики переживания: преподавание через введение образа — в начальной школе и далее — содержательного феномена.
Принцип жизненной, практической направленности обучения: связь теоретического обучения с окружающими жизненными реалиями.
7. Принцип общечеловеческого подхода в образовании, неконфессиональности, светскости.
8. Идея свободы: свободное самоопределение каждой отдельной личности, в контексте культурного осознания своей индивидуальной свободы и ответственности, значительная свобода (автономия) учителя и школы в своей работе.
9. Идея педагогики как творческого процесса: каждый учитель. должен иметь возможность творчески выстраивать образовательный процесс, исходя из индивидуальной педагогической ситуации класса и ребёнка, а также своих возможностей и опыта. Дидактические, методические и организационно-педагогические особенности вальдорфской школы
Наличие специально подготовленного классного учителя как важнейшего субъекта образовательного процесса в начальной и основной школе. Условие подобной «универсальности» педагога — специальное образование в области методики преподавания этих предметов. Кроме того, подобный подход облегчает интеграцию предметов и образовательного процесса в классе в целом.
Преподавание «по учебным эпохам» (циклам «погружения»), длительностью 3-4 недели. Одновременно с этим материал, требующий постоянного упражнения: правописание в русском языке, навыки счёта и решения примеров в математике, а также иностранные языки, предметы художественно-прикладной сферы и искусства, физкультура и эвритмия, технология — преподаются на еженедельных уроках в течение всего года.
Проведение эпохальных занятий в форме «.главного урока». Главный урок — это первый урок каждого учебного дня, длящийся полтора — два астрономических часа (в зависимости от конкретной школы). Существенной чертой главного урока, как особой формы организации учебного процесса, является ритмическая смена деятельности детей. Обычно имеет следующую структуру: ритмическая (двигательная) часть — основная часть — краткий перерыв на активную, двигательная часть — рассказ или эксперимент.
Обучение без балльных отметок. В школе используется развёрнутая качественная характеристика развития и обучения школьника по каждому предмету, выдаваемая в конце учебного года. Наряду с этим используется и текущая качественная оценка результатов обучения и поведения учащегося в письменной форме. В средних классах наряду с качественной характеристикой используется также и зачётная форма оценки. В 9-11-х классах по итогам обучения за последний год и экзаменов (9-й, 11-й класс) по всем предметам выставляются оценки в форме балльных отметок (по пятибалльной шкале).
Обучение без стандартных учебников.
6. Специальная методика организации работы детей с учебными тетрадями. Значительную роль учебника по каждому учебному предмету играет своя учебная тетрадь
школьника, которая представляет собой результат собственной учебной деятельности ребёнка.
В подходе к содержанию образования значительную роль играет метод «обучения на узловых примерах» (феноменологический подход). Вместо обилия тем происходит углублённое рассмотрение отдельных, наиболее важных и содержательных примеров (узловых феноменов), детально разбирая которые, дети одновременно осваивают смежные представления и понятия. Основная цель—обеспечить учащимся возможность понимания, усвоения и переживания каждой темы на конкретном материале.
Дополнительная подготовка учителей по вальдорфской педагогике — как классных учителей, так и учителей-предметников для среднего и старшего звена.
Основные положения феноменологического подхода: 1. Мир рассматривается не сам по себе, нов его отношении к человеку и человеческому переживанию.
Основные способы отношения человека к социально-историческому и природному миру, используемые в дидактике вальдорфской школы:
практическая установка: мир является человеку как область культурной, преобразовательной деятельности, как место жизни, поле для возделывания сада, дом, который он обустраивает;
образно-символическая установка: природа и человеческие отношения осмысливаются и толкуются в сказках, баснях, мифах, притчах, являясь в образно-символической форме; человеческие качества и отношения, свойства души и духа могут быть выражены образно, на языке природы, качественных особенностей её существ и событий (фольклор, праздники времён года, народные традиции являются примерами такого отношения);
этическая установка: мир является предметом уважения, почитания, ценностных, моральных переживаний и суждений; мы ответственны за мир, в котором мы живем;
эстетическая установка: мир как предмет эстетического переживания и суждения; мир прекрасен; мир в произведениях искусства; мир в собственном творчестве;
теоретическая установка: мир как объект исследования и эксперимента; мир, представленный в научных теориях и моделях.
Построение всех научно-теоретических отношений и понятий на первичном опыте и отношении. Мир науки представляет собой вторичный мир, надстраивающийся над этим миром первичного опыта. Важнейшая задача учебного процесса — сформировать богатый первичный опыт, из которого затем вырастают соответствующие научные дисциплины.
Феноменология — методологическая основа качественных методов исследования. Отсюда важный принцип феноменологического подхода: не набирать изучаемый материал количественно, а выбирать узловые примеры (явления, феномены), характерные для определённой области, и работать с ними концентрировано, основательно.
Формы организации учебно-воспитательного процесса. Преподавание эпохами, в рамках которых осуществляется урочная форма преподавания, работа в мастерских, индивидуальные и групповые проекты, уроки-упражнения, походы, экскурсии, образовательные путешествия и др. Преимущества эпохальной организации преподавания:
более углублённая работа над определённой темой или предметной областью (отмечается, что такая организация даёт учителю дополнительные возможности для подготовки и распределения материала),
большие возможности для межпредметных связей отдельных тем.
Строение основного урока
Гигиенической организации обучения:
организация обучения в форме эпох
особое ритмическое строение урока
особое ритмическое строение дня, проводимого детьми в школе.
В вальдорфской школе ритмическая часть урока рассматривается как важное педагогическое средство. Другие формы организации обучения:
работа в мастерских (занятия рукоделием, ремёслами, изобразительным искусством, пластицирование и т.д.);
индивидуальные и групповые проекты;
практики (садоводческая, лесная, индустриальная, социальная и т.д.);
образовательные путешествия;
различные формы жизни школы: регулярные праздники, фестивали, кафе, ярмарки (дают повод для обучения и развития самоорганизации, планирования,' социальных и коммуникативных способностей);
игра в ансамбле и оркестре, хор, регулярные театральные постановки;
походы, посещения музеев, театров, концертных залов и т.п.
Оформление «эпохальных тетрадей» В качестве основы построения предметного обучения вместо стандартизированных учебников ученики создают собственную «книгу» по предмету — эпохальную тетрадь. Оформление тетради по эпохе — это самостоятельная творческая работа учеников, в которой они фиксируют результаты изучения какого-либо предмета. Формы презентации, контроля и оценки учебных достижений учащихся Вальдорфская школа работает без отметок и занимает принципиально феноменологическую позицию: достижения следует прежде всего не контролировать, а предъявлять, делать видимыми. Формы «контроля» должны дать возможность проявиться учебным достижениям, способностям и талантам учеников. Презентация результатов всегда включает целостное представление о деятельности ученика в его телесных, эмоциональных, когнитивных, личностных достижениях. Виды презентаций результатов обучения:
выступления классов на праздниках окончания четверти;
выставки в конце четверти и текущие выставки по предмерам;
ежегодные тематические спектакли классов;
театральный проект класса;
индивидуальные проекты 8 и 11 классов;
оформление тетрадей эпох;
выступление в зачётных уроках по окончании блока обучения;
рефераты, доклады (в средней и старшей школе);
контрольные работы;
зачёты в средней и старшей школе;
отчёты о практике в старшей школе;
экзамены;
ЕГЭ.
Основным учебным документом, описывающим результаты обучения учащегося в течение года, является развёрнутая качественная характеристика ученика, в которой отражаются его достижения в учебной и социальной деятельности (официальный документ).
По окончании полного курса школы ученик может получить «Свидетельство об окончании вальдорфской школы» с перечнем индивидуальных достижений по предметам, выходящим за рамки базового учебного плана РФ. Формы взаимодействия учителей школы 1. Ежегодное коллегиальное планирование (май, август) для создания:
годового плана деятельности школы
учебного плана по предметам
расписания эпох и уроков.
2. Еженедельные конференции:
Ответственной Коллегии школы
Педагогической Коллегии
Педагогической Коллегии Старшей школы.
Работа в педагогических и административных группах.
Делегирование вопросов (педагогических, хозяйственных, административных).
Сопровождение и подготовка новых учителей.
Спектакли и праздники.
Сферы деятельности Педагогической Коллегии школы:
совместная творческая работа (музыка, движение, речь, пластика, рисунок);
изучение педагогической литературы;
обзор учебной недели;
общая методическая работа;
рассмотрение актуальных педагогических вопросов;
исполнение решений ответственной коллегии;
планирование и разработка общешкольных мероприятий.
Сферы деятельности Педагогической Коллегии Старшей школы:
рассмотрение текущих педагогических ситуаций;
текущая и итоговая успеваемость;
отчёты классных руководителей;
работа с административной информацией.
Сферы деятельности Ответственной Коллегии школы:
разработка Концепции школы, принятие общепедагогических решений;
рассмотрение социально-хозяйственных и финансовых вопросов;
рассмотрение административных, правовых и кадровых вопросов.
Формы работы с родителями Направления и формы сотрудничества школы и семьи:
Обязательные:
до поступления в школу:
лекции для родителей
педагогическое собеседование
участие в празднике будущих первоклассников
присутствие на первом общешкольном собрании;
в классе в период обучения:
знакомство учителя с семьёй, индивидуальные собеседования
участие родителей в классных собраниях, посещение ими открытых уроков
хозяйственная помощь родителей в подготовке класса к новому учебному году
помощь и участие родителей в праздниках, спектаклях, поездках;
в школе в период обучения:
участие в Общешкольных собраниях (май, август)
представительство в Попечительском совете
посещение Лектория для родителей
участие в субботниках, праздниках, ярмарках.
Свободные:
участие в художественных курсах Летней академии
обучение в художественных мастерских
творческое сотрудничество в Клубах по интересам.
Образовательная программа
Общеобразовательной вальдорфской школы
НОУ «Центр Искусства Воспитания»
|