Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства»





Скачать 276.45 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства»
страница1/2
Дата публикации08.11.2014
Размер276.45 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2


Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра психологии личности и дифференциальной психологии


Утверждено

на заседании кафедры психологии личности

и дифференциальной психологии

от 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав.кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии

д.пс.н., профессор Нагибина Н.Л._____________

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Психология искусства»

Автор:

Нагибина Наталия Львовна

доктор психол. наук, профессор

Москва

2009

Печатается по решению кафедры психологии личности и дифференциальной психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Нагибина Наталия Львовна. Психология искусства. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 19 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Нагибина Наталия Львовна 2009 г.
Содержание
Программа курса «Психология искусства»
Искусство как способ познания. Творчество, способности, талант, гениальность в искусстве. Искусство и цивилизация. Искусство и потребитель. Искусство как форма терапии. Музыкальные способности. Художественные способности. Литературные способности. Системно-типологический подход в психологии искусства. Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля. Концептуальные основания системно-типологического подхода к исследованию творчества.
I. Пояснительная записка

1. Цель курса:

Дать сведения об основных понятиях и процедурах психологического знания в искусстве, осветить основные проблемы психологической науки применительно к психологии искусства.
2. Задачи курса:

1. Усвоение основных представлений об возможностях психологии искусства.

2. Знание проблем психологии искусства.

3. Выработка навыков психологического анализа произведений искусства.

4. Выработка умения применять системно-биографический метод для решения исследовательских и прикладных задач.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Настоящий спецкурс предназначен для студентов 3-го курса (пятого семестра) факультета психологии, планирующих в дальнейшем работать исследователями и практическими психологами. Данный курс расширяет кругозор студента в сфере решения конкретных исследовательских задач, а также дает необходимые знания для проведения самостоятельных исследований, включая курсовые и дипломную работы, расширяет эрудицию и репертуар методов эмпирического исследования, которые он может использовать в будущей работе для решения практических задач.
4. Требования к уровню освоения содержания курса

Понимание ключевых проблем психологии искусства. Знание разобранных в курсе принципов экспериментального и биографического метода в психологии искусства. Главный показатель освоения содержания курса: умение использовать системно-биографический метод в оценке творческого стиля художника, композитора, писателя.

      1. II. Содержание курса



Разделы курса:

Цель первого раздела курса - ознакомиться с теоретическими и экспериментальными работами по некоторым центральным проблемам психологии искусства.

Второй раздел посвящен специальным способностям (музыкальным, художественным, литературным) и их развитию. Семинарские и практические занятия, запланированные для данного раздела, направлены на обучение студентов работе с диагностическими методиками по определению специальных способностей.

Третий раздел является самым большим по объему часов. В нем представлена оригинальная авторская модель системно-типологического подхода в психологии искусства. В данном разделе доминантой звучит фигура творца. Феноменологический подход позволяет органично объединить научный и психоаналитический методы исследований личности. Предложен оригинальный проект изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца. На семинарских занятиях студенты учатся применять полученные знания на практике.
Часть 1. Основные направления исследований в психологии искусства
Тема 1. Искусство как способ познания


  • Искусство и наука

  • Искусство как отражение предустановленной мировой гармонии

  • Искусство и архетип

  • Искусство как способ самопознания

  • Искусство и понимание смысла


Литература:

Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество /Художественное творчество и психология. М., 1991

Выготский Л.С. Критика. Искусство как познание /Выготский Л.С. Психология искусства.М., 1987

Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991

Вебер М. Наука как призвание и профессия / Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991

Золотое сечение. М., 1990

Лук А.Н. Научное и художественное творчество - сходство, различия, взаимодействие / Художественное творчество. Л., 1982

Кант И. Критика эстетической способности суждения /Кант И. Критика способности суждения. М., 1994

Нойманн Э. Леонардо да Винчи и архетип матери /К.Г.Юнг, Э.Нойманн. Психоанализ и искусство. М., 1996

Порус В.Н. Искусство и понимание: сотворение смысла /Заблуждающийся разум, многообразие вненаучного знания. М., 1990

Тема 2. Творчество, способности, талант, гениальность.

  • Творческий процесс, его составляющие и динамика

  • Творческая личность

  • Творческая способность

  • Способности и талант

  • Талант и гениальность


Литература:

Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981

Бердяев Н.А. Мир творчества. «Смысл творсества» и переживание творческого экстаза /Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991

Вайман С.Т. Диалектика творческого процесса /Художественное творчество и психология. М., 1991

Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торрпенса) /Методы психологической диагностики. Вып. 2. М., 1994

Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991

Дружинин В.Н. Способности и жизнедеятельность /Индивидуальность и способности. М., 1994

Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1996

Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети //Вопр.психологии. 1988. №4

Пономарев Я.А. Психология творчества //Тенденция развития психологической науки. М., 1989

Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант /Развитие и диагностика способностей. М., 1991

Тема 3. Искусство и цивилизация.

  • Кривые стиля и эпоха

  • Социальный редукционизм в искусствознании

  • Влияние условий в обществе на продуктивность в искусстве

  • Значение искусства в развитии общества


Литература:

Выготский Л.С. Искусство и жизнь /Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987

Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994

Тэн И. Философия искусства. М., 1996

Хренов Н.А. Массовые реакции на искусство в контексте исторической психологии /Художественное творчество и психология. М., 1991

Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. Гл.2 - Принадлежность музыковеда к традиции и парадоксы историзма в музыкознании. М., 1989
Тема 4. Искусство и потребитель

  • Индивидуальные особенности восприятия произведений искусства

  • Искусство и реклама

  • Массовая культура

  • Культура потребителя и понимание произведений искусства


Литература:

Бердяев Н.А. Литературное направление и «социальный заказ» (К вопросу о религиозном стыке искусства) /Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993

Голицын Г.А., Петров В.М. Информация - поведение - творчество. М., 1991

Индивидуальные особенности восприятия произведений литературы и искусства / Психолого-педагогические проблемы исследований индивидуальности в культуре и искусстве. Челябинск, 1989

Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. М., 1987

Нагибина Н.Л. Методика диагностики типов восприятия музыки /Методы психологической диагностики. Вып. 2., М., 1994

Цуккерман В.С. Музыка и слушатель. М., 1972

Тема 5. Искусство как форма терапии

  • Психодрама: история и развитие, основные понятия, основные процедуры

  • Танцевальная терапия: история и развитие, основные понятия, основные процедуры

  • Типологический подход и использование арт-терапии


Литература:

Арнхейм Р. Искусство как терапия /Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989

Лисицын Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства. М., 1985

Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. М., 1994

Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокорркционные группы: теория и практика. М., 1993
Часть 2. Специальные способности
Тема 6. Музыкальные способности

  • Структура музыкальных способностей в концепции К.Сишора

  • Структура музыкальных способностей в концепции Г.Винга

  • Музыкальные способности в концепции Б.М.Теплова

  • Возраст и способности

  • Особенности ВНД и способности

  • Развитие музыкальных способностей

  • Способность к цветовому представлению музыки


Литература:

Арнхейм Р. О позднем стиле /Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994

Галеев Б. Светомузыка: становление и сущность нового искусства. Казань, 1976

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология М., 1993

Михалевская М.Б., Нагибина Н.Л. Исследование гармонической чувствительности в музыке /Психологическое обозрение Вып.1., М., 1995

Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. М., 1977

Нагибина Н.Л. Индивидуальные особенности цветового восприятия музыки /Индивидуальность в современном мире (психолого-педагогические аспекты). Смоленск, 1995

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей /Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М.,1985

Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997
Тема 7. Художественные способности

  • Ведущие и вспомогательные художественные способности

  • Возраст и проявление художественных способностей

  • Индивидуальность и проявление художественных способностей

  • Развитие художественных способностей

  • Восприятие формы

  • Восприятие и использование цвета


Литература:

Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и переживанию цвета. М., 1995

Кузин В.С. Психология. М., 1982

Психология цвета. М. 1996

Торшилова Е.М. Можно ли поверить алгеброй гармонию. Критический очерк экспериментальной эстетики. М., 1988
Тема 8. Литературные способности

  • Вербальный интеллект и литературные способности: зона пересечения

  • Структурный подход к проблеме литературных способностей

  • Индивидуальность и литературные способности

  • Развитие литературных способностей


Литература:

Белый А. Магия слов /Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994

Валери П. Поэзия и абстрактная мысль /Валери П. Об искусстве. М., 1993

Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985

Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. М., 1968

Семиотика и искусствометрия. М., 1972

Пастернак Б. Вассерманова реакция /Пастернак Б. Об искусстве. М., 1993

Ягункова В.П. Формирование компонентов литературных способностей у школьников V класса / Вопросы психологии способностей. М., 1973
Вопросы к семинару

1. Дайте определение общим и специальным способностям.

2. Какие специальные способности Вы знаете?

3. Чем отличаются специальные способности от общих?
Часть 3. Системно - типологический подход в психологии искусства
Тема 9. Психология черт и типов личности. Типологический подход в психологии искусства

  • Психология типов личности

  • Психология черт личности

  • Психология черт и типов личности: точки пересечения

  • Психологический тип и стилевые характеристики в искусстве

  • Психологический тип и особенности предпочтений в искусстве

  • Психологический тип и стратегии восприятия произведений искусства


Литература:

Дадамян Г.Г., Дондурей Д.Б. Опыт теоретического построения типов зрительского восприятия и понимания изобразительного искусства //Советское искусствознание - 78. М., 1979. Вып.1.

Дорфман Л. Метаиндивидуальный мир. М., 1993

Искусство и художник в зарубежной новелле ХIХ века. ЛГУ, 1986

Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке //Вопр.психологии. 1989а. №3.

Люшер М. Цвет вашего характера. Сара Д. Тайны почерка. М., 1997

Кьегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим

Мейли Р. Структура личности /Экспериментальная психология. Ред. П.Фресс, Ж.Пиаже. Вып.5, М., 1975

Нагибина Н.Л. Стратегии восприятия музыки. Автореф. дисс. На соиск. у.с. к.пс.н. М., 1995

Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самара, 1997
Тема 10. Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля. Концептуальные основания системно-типологического подхода к исследованию творчества


  • Объективные закономерности в искусстве

  • Субъективные закономерности в искусстве

  • Произведение искусства как синтез объективных и субъективных законов

  • Экспериментальная парадигма в исследовании творческого стиля

  • Психоаналитическая парадигма в исследовании творческого стиля

  • Случайность и закономерность в стилевых проявлениях

  • Системно-типологический подход к исследованию творчества. Концептуальные основания и основные положения


Литература:

Арнхейм Р. Объективные перцепты, объективные ценности /Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994

Буянов М. Лики великих или знаменитые безумцы. М., 1994

Григорьев И. Психоанализ как метод исследования художественной литературы / Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994

Дорфман Л.Я. Способы существования эмоций в человеке и искусстве /Искусство и эмоции. Пермь, 1991

Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995

Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству /Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992
Тема 11. Психотип и творческий стиль.
А-тип на примере творчества Н.В.Гоголя


  • Когнитивные характеристики (мышление доминирующее, конкретное, наглядно-образное, внешнее поле внимания, внешний локус контроля, чувственность внутренняя)

  • Ценностно-смысловая сфера (уважение окружающих, служение народу и отечеству)

  • Цель искусства («выставлять жизнь лицом, а не трактовать о жизни»)

  • Особенности творчества (спонтанная импровизационность подчиняется многократно строгой корректировке , каждая роль «проигрывается» при создании, мягкая сатира, юмор, сценичность, зрительность образов, речь выразительная, цветистая, с частым использованием диалектов и неологизмов)


Литература:

Вересаев В. Гоголь в жизни. М., 1990

Гоголь Н.В. Собрание сочинений

Гоголь. Материалы и исследования. Т.1-2. М.-Л., 1936

Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников. М., 1959
В-тип на примере творчества М.Булгакова


  • Когнитивные характеристики (чувственность внутренняя, доминирующая, мышление конкретное, наглядно-образное, внешнее поле внимания, внутренний локус контроля, синестетичность восприятия)

  • Ценностно-смысловая сфера (создание комфортного существования для себя, эпикурейская философия)

  • Цель творчества (создание определенного положения для себя, вскрытие фальши системы ценностей, существующих в обществе)

  • Особенности творчества (автобиогафичность многих произведений, интерес к собственному «Я», разящая сатира, театральность, фантастический реализм, цинизм в отношении общественных ценностей, синестетичность, импровизационность, подчеркнутое стремление к нестандартности)


Литература:

Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988

Чудакова М.О. Общее и индивидуальное, литературное и биографическое в творческом процессе М.А.Булгакова
С-тип на примере творчества Ф.М.Достоевского


  • Когнитивные характеристики (чувственность внутренняя, доминирующая, мышление наглядно-образное, поиск связей и отношений, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, синестетичность восприятия)

  • Ценностно-смысловая сфера (поиск смысла существования и возможностей собственного «Я»)

  • Цель творчества (состязание с обществом, самореализация)

  • Особенности творчества (автобиографичность, психологичность, сила и извращенность страстей, философствование, импровизационность, мрачность палитры, преобладание негативных характеристик в оценках людей, скрытая сентиментальность)


Литература:

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972

Бурсов Б.И. Личность Достоевского. М., 1974

Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1962

Гроссман Л.П. Жизнь и труды Ф.М.Достоевского. Биография в письмах и документах. М.-Л., 1935

Гус М.С. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. М.,1962

Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. В 2-х т. М., 1990

Ф.М. Достоевский в документах и иллюстрациях. М., 1972

Захаров В.Н. Факты против легенды /Проблемы изучения Достоевского. Петрозаводск, 1978

Кирпотин В.Я. Ф.М.Достоевский, творческий путь. М., 1960

Селезнев Ю. Достоевский.М.,1985

Слоним М. Три любви Достоевского. М., 1991
D-тип на примере творчества Л.Н.Толстого

  • Когнитивные характеристики ( мышление наглядно-образное, логическое, доминирующее, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, чувственность внутренняя)

  • Ценностно-смысловая сфера (Возвышение над другими, поиск любви и уважения, поиск смысла существования жизни)

  • Цель искусства (Прикладное значение, служит решению жизненно-важных задач)

  • Характеристики творчества ( философские отступления занимают около половины текста, поиск смысла жизни у многих героев, страсти сильные, но контролируются рассудком, часто вызывают конфликт с морально-этическими принципами, проповедничество, реализм, народность)


Литература:
Давыдов Ю.Н. Страх смерти и смысл жизни / Л.Н.Толстой. Путь жизни. М., 1993

Толстой Л.Н. Собр. Соч. В 20 т.
Е-тип на примере творчества Н.К. Рериха

  • Когнитивные характеристики (мышление наглядно-образное, логическое, доминирующее, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, чувственность ориентирована на мир)

  • Ценностно-смысловая сфера (поиск единства с природой, интерес к прошлому и его связи с настоящим, познание законов мироздания и истории)

  • Цель искусства (приобщает к духовно высокому, воспитывает)

  • Характеристики творчества (эпичность повествования, «символический реализм», проповедничество, интерес к истории, особенностям быта, поведения, психологического склада, традициям и мифам у разных народов и конкретных личностей, человек и природа связаны единым настроением, лирический эпос, благоговейное созерцание природы).


Литература:

1. Полякова Е. И. Рерих. М., 1973.

2. Рерих Н. Путь жизни. М., 199

3. Рерих Н. Цветы Мории. М., 1988.
F-тип на примере творчества С.Цвейга


  • Когнитивные характеристики (чувственность внешняя, доминирующая, мышление образно- символическое и абстрактно-символическое, системное , внешнее поле внимания, внутренний локус контроля)

  • Ценностно-смысловая сфера (поиск оснований психологических особенностей поведения людей, самоуважение)

  • Цель творчества (приобщение к смыслу мировой гармонии, поиск своего места в общем хоре)

  • Особенности творческого процесса (эстетство, объективный психологизм, интерес к чужим судьбам, динамичность повествования, чувство формы, преобладание позитивных характеристик в оценках героев, опора на объективность событий)


Литература:

Цвейг С. Собр. соч. В 10 т.
G-тип на примере творчества М.Горького


  • Когнитивные характеристики (чувственность внешняя, доминирующая, мышление образно-символическое, конкретное, внешнее поле внимания, внешний локус контроля)

  • Ценностно-мотивационная сфера (Создание оптимальных взаимоотношений с людьми, самоактуализация)

  • Цель искусства (Раскрывать в людях лучшие стороны и возможности, поиск путей оптимального взаимопонимания)

  • Характеристика творчества (герои ищущие, стремящиеся к переосмыслению и перестройке своей судьбы, динамичность повествования, доступность для масс, яркость и выпуклость характеристик, опора на объективность)



Литература:

1. Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. М.: Художественная литература, 1985.

2. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Т. 24.

3. М. Горький в воспоминаниях современников. М.: Гослитиздат,1955.

4. На всю жизнь: Памяти М. Горького // Берггольц О. Собр. соч.:В 3 т. Л.: Художественная литература, 1988.

5. Павленко П. Страницы воспоминаний. А. М. Горький.

6. Письмо Горького сыну // Юность. 1963. №3.

7. Строфы века. Антология русской поэзии / Сост. Е. Евтушенко.Минск–М.: Полифакт, 1995.

8. Московский дневник Ромена Роллана // Вопросы литературы.1989. № 5. С.181.
Н-тип на примере жизни и творчества И.С.Тургенева


  • Когнитивные характеристики (мышление образное, конкретное, доминирующее, чувственность внешняя, внешнее поле внимания, внешний локус контроля)

  • Ценностно-смысловая сфера (преобразование существующей действительности, уважение окружающих)

  • Цель искусства (эстетическое наслаждение, поднимать людей на более высокий уровень развития)

  • Характеристика творчества (романтический реализм, возвышенность стремлений героев, проблемы развития общества и личности, одухотворенность образов, сентиментальность, синтез с природой)


Литература:

Богословский Н. Тургенев. М., 1968

Наумова Н.Н. И.С.Тургенев. Иван Сергеевич Тургенев. Л., 1976

Лебедев Ю. Тургенев. М.,1990

Петров С.М. И.С.Тургенев. Творческий путь. М., 1979

И.С.Тургенев в воспоминаниях современников. М., 1983
Задания для семинара

1. Составить психологические портреты предъявляемых на видеороликах персонажей.

2. Найти в цитатах ключевые слова типа.

3. Определить особенности познания для каждого типа.

4. Определить особенности ценностноGсмысловой сферы для данного типа.

5. Перечислите наиболее значимые для вас качества данного типа.
Список литературы

Рекомендуемая литература (основная)
Выготский Л.С. Критика. Искусство как познание /Выготский Л.С. Психология искусства.М., 1987

Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991

Дружинин В.Н. Способности и жизнедеятельность /Индивидуальность и способности. М., 1994

Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1996

Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети //Вопр.психологии. 1988. №4

Нагибина Н.Л., Артемцева Н.Г., Грекова Т.Н. Психология искусства: типологический подход. Учебное пособие. М., 2005.

Пономарев Я.А. Психология творчества //Тенденция развития психологической науки. М., 1989

Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант /Развитие и диагностика способностей. М., 1991
Рекомендуемая литература (дополнительная)

Бердяев Н.А. Мир творчества. «Смысл творсества» и переживание творческого экстаза /Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991

Вайман С.Т. Диалектика творческого процесса /Художественное творчество и психология. М., 1991

Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торрпенса) /Методы психологической диагностики. Вып. 2. М., 1994
Распределение часов курса по темам и видам работ

II. Распределение часов курса по темам и видам работ


п.п.

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары




Основные направления исследований в психологии искусства













1

Искусство как способ познания

2

2

-

-

2

Творчество, способности, талант, гениальность в искусстве

2

2

-

-

3

Искусство и цивилизация

2

2

-

-

4

Искусство и потребитель

2

2

-

-

5

Искусство как форма терапии

2

2

-

-




Специальные способности














6

Музыкальные способности

4

2

2

-

7

Художественные способности

4

2

2

-

8

Литературные способности

4

2

2

-




Системно-типологический подход в психологии искусства













9

Психология черт и типов личности. Типологический подход в психологии искусства.

2

2

-

-

10

Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля. Концептуальные основания системно-типологического подхода к исследованию творчества.

2

2

-

-

11

Представители типа в искусстве

49

-

6

43

ВСЕГО:

75

20

12

43

Форма итогового контроля: зачет



  1. Темы рефератов


Психологический портрет любимого художника, писателя, композитора.

Методы арттерапии

Искусство как самопознание

Искусство как проективная техника



  1. Вопросы к зачету по предмету «Психология искусства: типологический подход»


Вопросы к зачету направлены на понимание сути предлагаемого авторами биографического метода, знание системы типов и особенностей познания и мировоззрения представителей творчества для каждого психологического типа.

Для зачета необходимо дать не менее 30 правильных ответов из 39 возможных.
Биографический метод предполагает рассмотрение музыки, картин, стихов и прозы в традициях

  • проективных методов (да)

  • субъективных тестов


Исследовательская позиция - познать психику другого

  • сквозь призму собственного представления о смысле жизни - составляла суть «портретного письма»

  • через безоценочное признание чужого мира значений и смыслов - составляла суть «портретного письма» (да)


Для создания психологического портрета необходимо

  • прочитать весь документальный материал, выписывая цитаты по рубрикам: когнитивный стиль (особенности восприятия, памяти, мышления), ценностно-мотивационная сфера, основные поведенческие характеристики, творческий портрет (да)

  • прочитать весь документальный материал, обращая внимание главным образом на особенности эпохи, традиции, учителей и родителей


Для типа А:

Познание людей в типе А характеризует следующее:

  • В восприятии очень силен эгоцентрический компонент, отношение к действительности как к объектам манипулирования. (да)

  • Восприятие отличается объективностью, эмоциональной отстраненностью. Детали не запоминаются.
Ценности людей в типе А можно охарактеризовать стремлениями

  • к бесконфликтности

  • играть и манипулировать людьми (да)


Николай Гоголь считал, что

  • «Художественное создание и в слоге то же, что и в живописи, то же, что картина. Нужно, то отходить, то вновь подходить к ней. Смотреть ежеминутно, не выдается ли что-нибудь резкое и не нарушается ли нестройным криком всеобщего согласия». (да)

  • «…чем короче, тем лучше».


Для типа АВ:

Познание людей в типе АВ характеризует следующее:

  • Чувственность доминирует в познании, приятно, когда «сносит голову».

  • Оценка воспринимаемого происходит по шкале интересно — неинтересно, удовольствие — неудовольствие. (да)
Ценности людей в типе АВ можно охарактеризовать стремлениями

  • к оригинальности (да)

  • к власти


Тулуз Лотрек считал, что

  • «Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса».

  • «Его задача не в том, чтобы анализировать современное ему общество, а в том, чтобы встретить в нем людей, у которых такая же непосредственность существования в мире» (да)


Для типа В:

Познание людей в типе В характеризует следующее:

  • чувственность доминирует в познании, приятно, когда «сносит голову». (да)

  • прошлое интересней, чем настоящее.



Ценности людей в типе В можно охарактеризовать стремлениями

  • К страстности жизнеощущения (да)

  • к тихой, спокойной жизни

Михаил Булгаков говорил:

  • «Черные и мистические краски (я — МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране... — вот черты моего творчества» (да)

  • «Как пчелы собираем мы знание и укладываем нашу кладь в причудливые соты… Среди случайного и подлежащего, как печной перегар, уничтожению, всегда высятся вехи, драгоценные нашему духу. Это они ведут человечество через все расы, через все круги достижений»


Для типа С:

Познание людей в типе С характеризует следующее:

  • Воспринимаемое оценивается в категориях «тьма – свет», «хаос – порядок», «жизнь – смерть». (да)

  • Мотив пользы является основным в мышлении и восприятии.



Ценности людей в типе С можно охарактеризовать стремлениями

  • навязать свою волю миру (да)

  • к «золотой середине» в чувствах


Михаил Врубель говорил:

  • «Я так привык стремиться, что во мне всякая уверенность влечет охлаждение». (да)

  • «Стало быть, вы спросите, теперь никаких нет выгод служить? Напротив, они есть, особенно для того, кто имеет ум, знающий извлечь из этого пользу… этот ум должен иметь железную волю и терпение, покамест не достигнет своего предназначения, должен не содрогнуться крутой, длинной, — почти до бесконечности и скользкой лестницы… должен отвергнуть желание раннего блеска даже пренебречь часто восклицанием света: “Какой прекрасный молодой человек! Как он мил, как занимателен в обществе”».


Для типа CD:

Познание людей в типе CD характеризует следующее:

  • Мышление конкретное, наглядно-образное, по принципу: что вижу, про то и пою.

  • Интуиция и мышление участвуют в познании в равной степени. (да)
Ценности людей в типе CD можно охарактеризовать

  • желанием быть как все

  • желанием подчинять события и ситуации своим намерениям. (да)

Василий Суриков говорил:

  • «Вкусивший света не захочет тьмы». «Что картинам нужно? Свет!» (да)

  • «Хочу я быть певцом и гражданином, чтоб каждому, как гордость и пример, быть настоящим, а не сводным сыном в великих штатах СССР».



Для типа D:

Познание людей в типе D характеризует следующее:

  • Окружающие объекты «давят», они очень выпуклы, «кричат» всеми своими деталями.

  • умение держать всю логику предмета изучения в голове, опираясь на смысловые точки. (да)
Ценности людей в типе D можно охарактеризовать стремлениями

  • быть первым (да)

  • к эстетизму и утонченности

Людвиг ван Бетховен говорил:

  • «Известно, что неудачное слово может повредить музыке, а потому желательно, чтобы слово и музыка сливались воедино. Если же слово неудачно выражает мысль, то напрасны все старания устранить этот недостаток» (да)

  • «Я реалист, и если есть что-нибудь туманное во мне для реалиста, то это романтика, но романтика не старого нежного и дамообожаемого уклада, а самая настоящая земная, которая скорей преследует авантюристические цели в сюжете, чем протухшие настроения о Розах, Крестах и всякой прочей дребедени».


Для типа E:

Познание людей в типе E характеризует следующее:

  • мышление доминирует в познании (да)

  • будущее более значимо, чем настоящее и прошлое
Ценности людей в типе E можно охарактеризовать стремлениями

  • к поиску ярких событий и сильных страстей
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организационная психология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»...
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconПояснительная записка настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине...
Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д. Г., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология»....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология продаж»
Учебно-методический комплекс предназначен для бакалавров очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно методический комплекс По специальности: 030302 Клиническая психология
Выписка из общеобразовательного стандарта по учебной дисциплине «психология личности»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: эмоции и воля»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск