Скачать 276.45 Kb.
|
Институт психоанализа Факультет психологии Кафедра психологии личности и дифференциальной психологии Утверждено на заседании кафедры психологии личности и дифференциальной психологии от 23 октября 2009 г. протокол №1 Зав.кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии д.пс.н., профессор Нагибина Н.Л._____________ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» Автор: Нагибина Наталия Львовна доктор психол. наук, профессор Москва 2009 Печатается по решению кафедры психологии личности и дифференциальной психологии НОУ ВПО «Институт психоанализа» Нагибина Наталия Львовна. Психология искусства. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 19 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Нагибина Наталия Львовна 2009 г. Содержание Программа курса «Психология искусства» Искусство как способ познания. Творчество, способности, талант, гениальность в искусстве. Искусство и цивилизация. Искусство и потребитель. Искусство как форма терапии. Музыкальные способности. Художественные способности. Литературные способности. Системно-типологический подход в психологии искусства. Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля. Концептуальные основания системно-типологического подхода к исследованию творчества. I. Пояснительная записка 1. Цель курса: Дать сведения об основных понятиях и процедурах психологического знания в искусстве, осветить основные проблемы психологической науки применительно к психологии искусства. 2. Задачи курса: 1. Усвоение основных представлений об возможностях психологии искусства. 2. Знание проблем психологии искусства. 3. Выработка навыков психологического анализа произведений искусства. 4. Выработка умения применять системно-биографический метод для решения исследовательских и прикладных задач. 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Настоящий спецкурс предназначен для студентов 3-го курса (пятого семестра) факультета психологии, планирующих в дальнейшем работать исследователями и практическими психологами. Данный курс расширяет кругозор студента в сфере решения конкретных исследовательских задач, а также дает необходимые знания для проведения самостоятельных исследований, включая курсовые и дипломную работы, расширяет эрудицию и репертуар методов эмпирического исследования, которые он может использовать в будущей работе для решения практических задач. 4. Требования к уровню освоения содержания курса Понимание ключевых проблем психологии искусства. Знание разобранных в курсе принципов экспериментального и биографического метода в психологии искусства. Главный показатель освоения содержания курса: умение использовать системно-биографический метод в оценке творческого стиля художника, композитора, писателя.
Разделы курса: Цель первого раздела курса - ознакомиться с теоретическими и экспериментальными работами по некоторым центральным проблемам психологии искусства. Второй раздел посвящен специальным способностям (музыкальным, художественным, литературным) и их развитию. Семинарские и практические занятия, запланированные для данного раздела, направлены на обучение студентов работе с диагностическими методиками по определению специальных способностей. Третий раздел является самым большим по объему часов. В нем представлена оригинальная авторская модель системно-типологического подхода в психологии искусства. В данном разделе доминантой звучит фигура творца. Феноменологический подход позволяет органично объединить научный и психоаналитический методы исследований личности. Предложен оригинальный проект изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца. На семинарских занятиях студенты учатся применять полученные знания на практике. Часть 1. Основные направления исследований в психологии искусства Тема 1. Искусство как способ познания
Литература: Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество /Художественное творчество и психология. М., 1991 Выготский Л.С. Критика. Искусство как познание /Выготский Л.С. Психология искусства.М., 1987 Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991 Вебер М. Наука как призвание и профессия / Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991 Золотое сечение. М., 1990 Лук А.Н. Научное и художественное творчество - сходство, различия, взаимодействие / Художественное творчество. Л., 1982 Кант И. Критика эстетической способности суждения /Кант И. Критика способности суждения. М., 1994 Нойманн Э. Леонардо да Винчи и архетип матери /К.Г.Юнг, Э.Нойманн. Психоанализ и искусство. М., 1996 Порус В.Н. Искусство и понимание: сотворение смысла /Заблуждающийся разум, многообразие вненаучного знания. М., 1990 Тема 2. Творчество, способности, талант, гениальность.
Литература: Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981 Бердяев Н.А. Мир творчества. «Смысл творсества» и переживание творческого экстаза /Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991 Вайман С.Т. Диалектика творческого процесса /Художественное творчество и психология. М., 1991 Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торрпенса) /Методы психологической диагностики. Вып. 2. М., 1994 Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991 Дружинин В.Н. Способности и жизнедеятельность /Индивидуальность и способности. М., 1994 Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1996 Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети //Вопр.психологии. 1988. №4 Пономарев Я.А. Психология творчества //Тенденция развития психологической науки. М., 1989 Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант /Развитие и диагностика способностей. М., 1991 Тема 3. Искусство и цивилизация.
Литература: Выготский Л.С. Искусство и жизнь /Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987 Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994 Тэн И. Философия искусства. М., 1996 Хренов Н.А. Массовые реакции на искусство в контексте исторической психологии /Художественное творчество и психология. М., 1991 Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. Гл.2 - Принадлежность музыковеда к традиции и парадоксы историзма в музыкознании. М., 1989 Тема 4. Искусство и потребитель
Литература: Бердяев Н.А. Литературное направление и «социальный заказ» (К вопросу о религиозном стыке искусства) /Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993 Голицын Г.А., Петров В.М. Информация - поведение - творчество. М., 1991 Индивидуальные особенности восприятия произведений литературы и искусства / Психолого-педагогические проблемы исследований индивидуальности в культуре и искусстве. Челябинск, 1989 Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. М., 1987 Нагибина Н.Л. Методика диагностики типов восприятия музыки /Методы психологической диагностики. Вып. 2., М., 1994 Цуккерман В.С. Музыка и слушатель. М., 1972 Тема 5. Искусство как форма терапии
Литература: Арнхейм Р. Искусство как терапия /Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994 Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989 Лисицын Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства. М., 1985 Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. М., 1994 Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993 Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокорркционные группы: теория и практика. М., 1993 Часть 2. Специальные способности Тема 6. Музыкальные способности
Литература: Арнхейм Р. О позднем стиле /Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994 Галеев Б. Светомузыка: становление и сущность нового искусства. Казань, 1976 Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993 Готсдинер А.Л. Музыкальная психология М., 1993 Михалевская М.Б., Нагибина Н.Л. Исследование гармонической чувствительности в музыке /Психологическое обозрение Вып.1., М., 1995 Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. М., 1977 Нагибина Н.Л. Индивидуальные особенности цветового восприятия музыки /Индивидуальность в современном мире (психолого-педагогические аспекты). Смоленск, 1995 Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988 Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей /Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М.,1985 Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997 Тема 7. Художественные способности
Литература: Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и переживанию цвета. М., 1995 Кузин В.С. Психология. М., 1982 Психология цвета. М. 1996 Торшилова Е.М. Можно ли поверить алгеброй гармонию. Критический очерк экспериментальной эстетики. М., 1988 Тема 8. Литературные способности
Литература: Белый А. Магия слов /Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994 Валери П. Поэзия и абстрактная мысль /Валери П. Об искусстве. М., 1993 Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985 Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. М., 1968 Семиотика и искусствометрия. М., 1972 Пастернак Б. Вассерманова реакция /Пастернак Б. Об искусстве. М., 1993 Ягункова В.П. Формирование компонентов литературных способностей у школьников V класса / Вопросы психологии способностей. М., 1973 Вопросы к семинару 1. Дайте определение общим и специальным способностям. 2. Какие специальные способности Вы знаете? 3. Чем отличаются специальные способности от общих? Часть 3. Системно - типологический подход в психологии искусства Тема 9. Психология черт и типов личности. Типологический подход в психологии искусства
Литература: Дадамян Г.Г., Дондурей Д.Б. Опыт теоретического построения типов зрительского восприятия и понимания изобразительного искусства //Советское искусствознание - 78. М., 1979. Вып.1. Дорфман Л. Метаиндивидуальный мир. М., 1993 Искусство и художник в зарубежной новелле ХIХ века. ЛГУ, 1986 Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке //Вопр.психологии. 1989а. №3. Люшер М. Цвет вашего характера. Сара Д. Тайны почерка. М., 1997 Кьегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим Мейли Р. Структура личности /Экспериментальная психология. Ред. П.Фресс, Ж.Пиаже. Вып.5, М., 1975 Нагибина Н.Л. Стратегии восприятия музыки. Автореф. дисс. На соиск. у.с. к.пс.н. М., 1995 Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самара, 1997 Тема 10. Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля. Концептуальные основания системно-типологического подхода к исследованию творчества
Литература: Арнхейм Р. Объективные перцепты, объективные ценности /Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994 Буянов М. Лики великих или знаменитые безумцы. М., 1994 Григорьев И. Психоанализ как метод исследования художественной литературы / Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994 Дорфман Л.Я. Способы существования эмоций в человеке и искусстве /Искусство и эмоции. Пермь, 1991 Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995 Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству /Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992 Тема 11. Психотип и творческий стиль. А-тип на примере творчества Н.В.Гоголя
Литература: Вересаев В. Гоголь в жизни. М., 1990 Гоголь Н.В. Собрание сочинений Гоголь. Материалы и исследования. Т.1-2. М.-Л., 1936 Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников. М., 1959 В-тип на примере творчества М.Булгакова
Литература: Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988 Чудакова М.О. Общее и индивидуальное, литературное и биографическое в творческом процессе М.А.Булгакова С-тип на примере творчества Ф.М.Достоевского
Литература: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972 Бурсов Б.И. Личность Достоевского. М., 1974 Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1962 Гроссман Л.П. Жизнь и труды Ф.М.Достоевского. Биография в письмах и документах. М.-Л., 1935 Гус М.С. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. М.,1962 Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. В 2-х т. М., 1990 Ф.М. Достоевский в документах и иллюстрациях. М., 1972 Захаров В.Н. Факты против легенды /Проблемы изучения Достоевского. Петрозаводск, 1978 Кирпотин В.Я. Ф.М.Достоевский, творческий путь. М., 1960 Селезнев Ю. Достоевский.М.,1985 Слоним М. Три любви Достоевского. М., 1991 D-тип на примере творчества Л.Н.Толстого
Литература: Давыдов Ю.Н. Страх смерти и смысл жизни / Л.Н.Толстой. Путь жизни. М., 1993 Толстой Л.Н. Собр. Соч. В 20 т. Е-тип на примере творчества Н.К. Рериха
Литература: 1. Полякова Е. И. Рерих. М., 1973. 2. Рерих Н. Путь жизни. М., 199 3. Рерих Н. Цветы Мории. М., 1988. F-тип на примере творчества С.Цвейга
Литература: Цвейг С. Собр. соч. В 10 т. G-тип на примере творчества М.Горького
Литература: 1. Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. М.: Художественная литература, 1985. 2. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Т. 24. 3. М. Горький в воспоминаниях современников. М.: Гослитиздат,1955. 4. На всю жизнь: Памяти М. Горького // Берггольц О. Собр. соч.:В 3 т. Л.: Художественная литература, 1988. 5. Павленко П. Страницы воспоминаний. А. М. Горький. 6. Письмо Горького сыну // Юность. 1963. №3. 7. Строфы века. Антология русской поэзии / Сост. Е. Евтушенко.Минск–М.: Полифакт, 1995. 8. Московский дневник Ромена Роллана // Вопросы литературы.1989. № 5. С.181. Н-тип на примере жизни и творчества И.С.Тургенева
Литература: Богословский Н. Тургенев. М., 1968 Наумова Н.Н. И.С.Тургенев. Иван Сергеевич Тургенев. Л., 1976 Лебедев Ю. Тургенев. М.,1990 Петров С.М. И.С.Тургенев. Творческий путь. М., 1979 И.С.Тургенев в воспоминаниях современников. М., 1983 Задания для семинара 1. Составить психологические портреты предъявляемых на видеороликах персонажей. 2. Найти в цитатах ключевые слова типа. 3. Определить особенности познания для каждого типа. 4. Определить особенности ценностноGсмысловой сферы для данного типа. 5. Перечислите наиболее значимые для вас качества данного типа. Список литературы Рекомендуемая литература (основная) Выготский Л.С. Критика. Искусство как познание /Выготский Л.С. Психология искусства.М., 1987 Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991 Дружинин В.Н. Способности и жизнедеятельность /Индивидуальность и способности. М., 1994 Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1996 Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети //Вопр.психологии. 1988. №4 Нагибина Н.Л., Артемцева Н.Г., Грекова Т.Н. Психология искусства: типологический подход. Учебное пособие. М., 2005. Пономарев Я.А. Психология творчества //Тенденция развития психологической науки. М., 1989 Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант /Развитие и диагностика способностей. М., 1991 Рекомендуемая литература (дополнительная) Бердяев Н.А. Мир творчества. «Смысл творсества» и переживание творческого экстаза /Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991 Вайман С.Т. Диалектика творческого процесса /Художественное творчество и психология. М., 1991 Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торрпенса) /Методы психологической диагностики. Вып. 2. М., 1994 Распределение часов курса по темам и видам работ II. Распределение часов курса по темам и видам работ
Психологический портрет любимого художника, писателя, композитора. Методы арттерапии Искусство как самопознание Искусство как проективная техника
Вопросы к зачету направлены на понимание сути предлагаемого авторами биографического метода, знание системы типов и особенностей познания и мировоззрения представителей творчества для каждого психологического типа. Для зачета необходимо дать не менее 30 правильных ответов из 39 возможных. Биографический метод предполагает рассмотрение музыки, картин, стихов и прозы в традициях
Исследовательская позиция - познать психику другого
Для создания психологического портрета необходимо
Для типа А: Познание людей в типе А характеризует следующее:
Ценности людей в типе А можно охарактеризовать стремлениями
Николай Гоголь считал, что
Для типа АВ: Познание людей в типе АВ характеризует следующее:
Ценности людей в типе АВ можно охарактеризовать стремлениями
Тулуз Лотрек считал, что
Для типа В: Познание людей в типе В характеризует следующее:
Ценности людей в типе В можно охарактеризовать стремлениями
Михаил Булгаков говорил:
Для типа С: Познание людей в типе С характеризует следующее:
Ценности людей в типе С можно охарактеризовать стремлениями
Михаил Врубель говорил:
Для типа CD: Познание людей в типе CD характеризует следующее:
Ценности людей в типе CD можно охарактеризовать
Василий Суриков говорил:
Для типа D: Познание людей в типе D характеризует следующее:
Ценности людей в типе D можно охарактеризовать стремлениями
Людвиг ван Бетховен говорил:
Для типа E: Познание людей в типе E характеризует следующее:
Ценности людей в типе E можно охарактеризовать стремлениями
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организационная психология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Пояснительная записка настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине... Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д. Г., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология продаж» Учебно-методический комплекс предназначен для бакалавров очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | ||
Учебно методический комплекс По специальности: 030302 Клиническая психология Выписка из общеобразовательного стандарта по учебной дисциплине «психология личности» | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: эмоции и воля» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... |