Российской федерации





Скачать 304.48 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/3
Дата публикации26.05.2015
Размер304.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
  1   2   3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Физический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор СГУ по УМР

_______________ Е. Г. ЕЛИНА

"__" __________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины
Биофизика неионизирующих излучений

Направление подготовки

Физика живых систем
Профиль подготовки

Биофизика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная
Саратов, 2011
1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Биофизика неионизирующих излучений» является приобретение теоретических знаний об основных закономерностях и механизмах взаимодействия электромагнитного излучения и биообъектов. В рамках одной из основных целей ООП бакалавриата по направлению «Физика живых систем» изучение данной дисциплины направлено на формирование интереса к изучению современной физики и пониманию ее важнейшей роли в развитии различных сфер человеческой деятельности.
Конкретными задачами освоения дисциплины являются: формирование целостного и научно обоснованного взгляда на разнообразные проявления

взаимодействия электромагнитного поля с биотканями; включая понимание влияния частоты электромагнитного поля на механизмы этого взаимодействия, а также возможность их использования для целей медицинской диагностики и терапии; расширение и углубление знаний студентов по вопросам действия света на биологические системы; изучение фундаментальных основ фотобиологических процессов и механизма фотодинамических и фототермических реакций в биологических системах и разработанных на их основе методов фотомедицины.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (Б3ДВ1). Данный курс является основным в рамках профиля «Биофизика» в части изучения взаимодействия и распространения неионизирующих излучений ( терагерцового, оптического) в живых системах на самых различных уровнях, и базируется на общефизических знаниях и представлениях обучаемых. Для освоения дисциплины необходимы ранее приобретенные знания по общим дисциплинам математического и естественнонаучного цикла (Б2), таким, как математический анализ, аналитическая геометрия, теория функций комплексного переменного, дифференциальные уравнения, а также профессионального цикла (Б3), таких, как общая физика и биофизика, общий физический и биофизический практикум.

Освоение дисциплины «Биофизика неионизирующих излучений» необходимо как для расширения общенаучного кругозора обучающихся в части выработки методологии и практических подходов к анализу сложных процессов в окружающей природе и обществе, а также при персонализированном взаимодействии с социумом.

Полученные в результате освоения данной дисциплины знания и навыки могут быть непосредственно использованы обучаемым при выполнении аттестационной работы бакалавра и в последующей профессиональной деятельности, а в случае продолжения образования - для изучения следующих дисциплин магистратуры: «Фототерапия и бактерицидное действие света», «Управление оптическими свойствами биотканей», «Биофизические основы фототерапии», «Методы фототермической и фотодинамической терапии».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Биофизика неионизирующих излучений»

В результате освоения данной дисциплины должны формироваться в определенной части следующие компетенции:

общекультурные:

  • способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук (ОК-1);

  • способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

  • способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

  • способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с информацией из различных источников (ОК-16);


общепрофессиональные:


  • способность использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач (ПК-1);

  • способность применять на практике базовые профессиональные навыки (ПК-2);

  • способность эксплуатировать современную физическую аппаратуру и оборудование (ПК-3);

  • способность использовать специализированные знания в области физики для освоения профильных физических дисциплин (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-4);

  • способность применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов физических исследований (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-5);

  • способность пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза биофизической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-6);

  • способность понимать и использовать на практике теоретические основы организации и планирования физических исследований (ПК-11);

  • способность понимать и излагать получаемую информацию и представлять результаты физических исследований (ПК-13).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать на качественном уровне основные понятия и подходы в рамках современных представлений оптической биофизики, основанных на методологии теории переноса излучения и волновых взаимодействий в сложноорганизованной рассеивающей среде с поглощением, свойства электромагнитного излучения (ЭМИ) тегагерцового диапазона, механизмы взаимодействия ЭМИ с молекулами вещества; механизмы поглощения энергии излучений терагерцового и оптического диапазона в биологических объектах; структуру и свойства воды как важнейшего элемента биотканей; характер зависимости диэлектрической проницаемости биологической ткани от частоты; механизмы мембранного транспорта; методы СВЧ–термометрии;

основные физико-химические механизмы действия света на биологические системы разных уровней организации; механизмы фотосенсибили-зированных реакций в биологических системах в присутствии и в отсутствие кислорода; основные фотобиологические процессы, инициируемые в коже.
Уметь выделить причинно-следственные взаимосвязи в типовых задачах оптической биофизики, предложить качественное модельное описание указанных взаимосвязей; использовать физическую и биологическую информацию о распределении ЭМИ в пространстве и изменение во времени; анализировать механизмы взаимодействия ЭМИ с биологическими объектами; делать расчетные оценки воздействия электромагнитного поля терагерцового диапазона на биоткани;применить интегральный подход к анализу фотобиологических эффектов на разных уровнях их проявлений; описывать и критически анализировать основные методы фотомедицины.
Владеть техникой качественного анализа основных типов оптических моделей, описывающих морфологию и кинетику биотканей и клеток, практическими навыками по работе с научной литературой; методами измерения параметров электромагнитного поля терагерцового диапазона диапазона, экспериментальными методами диэлектрической радиоспектроскопии; методами анализа фотобиологических реакций;

навыками составления и анализа кинетических уравнений фотобиологических реакций; навыками самостоятельной подготовки и представления доклада на заданную тему.
4. Структура и содержание дисциплины «Биофизика неионизирующих излучений»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 13 зачетных единиц или 250 аудиторных часов, в том числе за 5 семестр: 36 часов лекций, 36 часов практических занятий, за 6 семестр: 32 часа лекций и 32 часа практических занятий, за 7 семестр: 36 часов лекций и 18 часов практических занятий, и за 8 семестр — 20 часов лекций и 40 часов практических занятий. Общее количество часов на самостоятельную работу - 164.


4.1. Структура дисциплины




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)


Часть I. Взаимодействие терагерцового излучения с биотканями


1

Проблема воздействия на биологические объекты электромагнитного излучения (ЭМИ) различной интенсивности и частоты

5

1,2,3

Л(6)

П(6)






УО-1

2

Термодинамический подход к описанию процесса взаимодействия ЭМИ терагерцового диапазона с биологическими тканями

5

4,5,6,7

Л(8)

П(8)






УО-1

3

Резонансные частоты электромагнитных колебаний клетки (электродинамический расчет)

5

8,9,10

Л(6)

П(6)







УО-1

4

Моделирование электродинамических процессов, происходящих в живой клетке, представленной в виде схемы замещения

5

с 11 по 14

Л(8)

П(8)







УО-1

5

Воздействия электромагнитного излучения на мембранный транспорт веществ

5

с 15 по 18

Л(8)

П(8)






Итоговый зхачет по 1 части дисциплины


Часть II. Основы оптики биотканей

1

Глаз и зрение

6

1

Л(2)

П(2)




СР(8)

Проверка выполнения задания

2

Основные оптические явления, характерные для взаимодействия электромагнитного излучения светового диапазона с биологическими объектами

6

2,3,4

Л(6)

П(6)




СР(8)

Проверка выполнения заданий

3

Структурные и оптические модели биологических тканей и клеток

6

с 5 по 8

Л(8)

П(8)




СР(8)

Проверка выполнения заданий

4

Рассеяние света биообъектами

6

с 9 по 12

Л(8)

П(8)




СР(10)

Проверка выполнения заданий

5

Взаимодействие когерентного света с биообъектами

6

с 13 по 16

Л(8)

П(8)




СР(10)

Итоговый экзамен по первым 2 частям дисциплины

Часть III. Фотобиология

1

Взаимодействие света с веществом.

7

1-4

Л(6)

ПР
(4)




СР(7)

УО-1

2

Общая характеристика фотохимических реакций.

7

4-5

Л(4)







СР(7)

УО-1

3

Систематика фотобиологических процессов и их стадий.

7

5-8

Л(6)

ПР
(4)




СР(7)

УО-1

4

Фотосинтез.

7

9-10

Л(4)







СР(7)

УО-1

5

Фотохимические повреждения важнейших биологических молекул.

7

10-12

Л(4)

ПР
(2)




СР(7)

УО-1

6

Фотосенсибилизированные реакции.

7

12-14

Л(4)

ПР
(4)




СР(7)

УО-1

7

Фотофизика и фотохимия зрительной рецепции.

7

15-16

Л(4)







СР(7)

УО-1

8

Биохемилюминесценция.

7

16-18

Л(4)

ПР
(4)




СР(7)

Зачет по разделу дисциплины

Часть IV. Основы фотомедицины

1

Основные понятия фотомедицины

8

1,2

Л(4)

ПР(8)




СР

(12)

УО-1

2

Применение методов оптической биофизики в биомедицине

8

3,4

Л(4)

ПР(8)




СР

(12)

УО-1

3

Современные проблемы фототерапии

8

5

Л(2)

ПР(4)




СР

(15)

УО-1

4

Диагностические методы в фотомедицине

8

6,7,8

Л(6)

ПР

(12)




СР

(12)

УО-1

5

Фототерапевтические и хирургические технологии

8

9,10

Л(4)

ПР(8)



СР

(15)

Итоговый экзамен по дисциплине
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск