Скачать 284.5 Kb.
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой оториноларингологии Декан факультета __________ __________ д.м.н., проф. М.А.Калинин ____________________________ «___»_______________20 г. «___»_______________20 г. Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № ___ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ По направлению подготовки 32.05.01. МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО Курс 5 Вид промежуточной аттестации зачет Кафедра оториноларингологии Трудоемкость дисциплины 81 (час.) / 2,25 (зач. ед.) Архангельск, 2013 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины - овладение студентами специальными методами диагностики, профилактики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и верхних дыхательных путей, и оказания неотложной оториноларингологической помощи, реабилитации, профессиональной и медико-социальной экспертизы при заболеваниях верхних дыхательных путей и уха. Задачами дисциплины являются: 1. Ознакомить студентов с распространенностью и значимостью заболеваний уха, носа и горла в общей патологии. 2. Показать студентам особенности и возможности исследования ЛОР органов, их значение в общей системе клинического обследования больного. 3. Ознакомить студентов с этиологией, патогенезом, клиническими признаками, профилактикой и лечением болезней уха, носа, глотки и гортани, часто встречающихся и вызывающих осложнения и сопутствующие заболевания. 4. Обучить студентов практическим навыкам и методам оказания экстренной помощи при травмах, инородных телах, кровотечениях и острых заболеваниях ЛОР органов. 5. Ознакомить студентов с основами реабилитации, профессиональной и медико-социальной экспертизы при заболеваниях верхних дыхательных путей и уха. 2.Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина "Оториноларингология" относится к профессиональному циклу дисциплин по специальности «Медико-профилактическое дело» высшего профессионального медицинского образования, изучается в девятом семестре. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика; психология, история медицины; правоведение; педагогика; латинский язык; - математические, естественно-научные, медико-биологические дисциплины в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта; нормальная физиология; патофизиология; микробиология, вирусология; фармакология; патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи; - медико-профилактические дисциплины: медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; внутренние болезни, военно-полевая терапия, пропедевтика внутренних болезней; общая хирургия, хирургические болезни; лучевая диагностика; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; инфекционные болезни, фтизиатрия; эпидемиология; дерматовенерология; неврология, медицинская генетика; офтальмология; психиатрия, медицинская психология; судебная медицина; акушерство; педиатрия. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: 1. Клиническую анатомию и физиологию ЛОР органов. 2. Эпидемиологию, этиологию, патогенез, клинику, дифференциальную диагностику основных заболеваний уха, горла и носа. 3. Основы профилактики и лечения ЛОР заболеваний. 4. Врачебную тактику при неотложных оториноларингологических состояниях. Уметь: 1. Собирать анамнез у ЛОР больных; 2. Выявлять симптомы поражения ЛОР органов, устанавливать топический и предварительный клинический диагноз; 3. Оценивать результаты основных (функциональных методов исследования слухового, вестибулярного и обонятельного анализаторов) и дополнительных методов исследования (рентгенограммы околоносовых пазух, носоглотки, гортани, шейного отдела пищевода, костей носа, височной кости, аудиограммы); 4. Назначить лечение при основных заболеваниях ЛОР органов; 5. Оказать первую врачебную помощь при ургентных заболеваниях ЛОР органов; 6. Организовать уход за ЛОР больными. 7. Проводить профессиональную и медико-социальную экспертизу при заболеваниях верхних дыхательных путей и уха. Владеть: 1. Проводить наружный и инструментальный осмотр носа, глотки, гортани и уха; 2. Выполнить промывание наружного слухового прохода при серной пробке; 3. Проводить взятие мазков со слизистой оболочки полости носа, ротоглотки и с кожи наружного слухового прохода для исследования на микрофлору и определения чувствительности к антибиотикам; 4. Инстиллировать капли в нос и уши; 6. Вводить в ухо турунду с лекарственным средством; 7. Удалять инородные тела из ротоглотки, полости носа, наружного слухового прохода; 8. Производить переднюю и заднюю тампонаду полости носа при носовом кровотечении; 9. Накладывать пращевидную повязку; 10. Выполнить коникотомию, трахеостомию при молниеносном и остром стенозах гортани. 11. Методиками распознавания профессиональных болезней ЛОР-органов, их лечения и профилактики; 12. Методикой организации и проведения санитарно-просветительной работы среди работающих в контакте с вредными профессиональными факторами. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Интерактивные формы проведения занятий
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
8. Формы контроля 8.1. Формы текущего контроля - устные (собеседование, доклад) - письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, конспектов, решение задач). 8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет) Этапы проведения зачета 1 этап - тестирование 2 этап - решение задачи 3 этап - собеседование 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Приводится учебно-методическая, учебная и научная литература на всю дисциплину в целом. Список учебной литературы к изучению курса состоит из двух частей: основной и дополнительной. 9.1. Основная литература 1. Пальчун В.Т. Оториноларингология : учеб. для мед. вузов / В. Т. Пальчун, М. М. Магомедов, Л. А. Лучихин. - М.: Медицина , 2007. – 571, [1] с.: ил., фото. 9.2. Дополнительная литература
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 1. Оборудованные аудитории (наглядные пособия, рабочие места для работы с пациентами, доска, компьютер, проектор, экран, муляжи по теме занятия); 2. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения (стационарный ПК, ноутбук, проектор); 3. Муляжы: полости носа (половина головы), гортаноглотки и гортани (разборный), височная кость, внутреннее ухо (лабиринт), разборный череп, костный препарат височной кости. 4. Рисунки, схемы, таблицы: а. Анатомия и методы исследования верхних дыхательных путей и уха: фасный разрез лицевого черепа, передняя и задняя риноскопия, носоглотка (аденоиды), ротоглотка, разрез миндалины, гортань (непрямая ларингоскопия), пищевод (сужения), трахея и бронхи, разрез уха, барабанная перепонка, разрез улитки, Кортиев орган, проводящие пути слухового анализатора, лабиринт (внутреннее ухо, ампулярный рецептор, отолитовый аппарат, проводящие пути вестибулярного анализатора), мозговые синусы, вестибулярный паспорт, слуховой паспорт, таблица слов Воячека В. И.; б. Заболевания верхних дыхательных путей и уха: гипертрофический ринит, атрофический ринит, озена, полипозный этмоидит, пункция верхнечелюстной пазухи, абсцессы мозга, мозжечка, риногенный сепсис, фарингиты, ангины, аденоиды, паратонзиллит и паратонзиллярный абсцесс (флегмонозная ангина), три этапа тонзилэктомии, острые и хронические ларингиты, подскладочный и флегмонозный ларингиты, дифтерия гортани, параличи гортани, барабанная перепонка при остром среднем отите, локализация перфораций при хронических гнойных средних отитах, сосцевидного отростка, барабанная перепонка при мастоидите, этапы радикальной операции, слуховой паспорт при остром среднем отите, мастоидите, классификация лабиринтитов, доброкачественные опухоли носа и околоносовых пазух (остеома), доброкачественные опухоли гортани (фиброма, папилломатоз), злокачественные опухоли носа и пазух, рак гортани, туберкулез гортани, склерома гортани, сифилис гортани, три этапа трахеостомии. 5. Наборы и инструментарий: набор для ольфактометрии (качественный), ннструментарий смотровой, ларингоскоп, камертоны С128, С2048, кресло Барани, шприц Жане, водный термометр (для калорической пробы), пневматическая воронка Зигля, игла Куликовского, трепан для пункции лобной пазухи, набор хирургического инструментария для операций в полости носа и околоносовых пазух, пункционная игла для мозга, 20,0 мл шприц, шприц с наконечником для промывания лакун миндалин., набор для трахеостомии, трахеостомические трубки, Т-образные трубки, набор инструментов для аденотомии, тонзиллотомии, тонзилолэктомии, шприц с наконечником для инстиляции лекарств, баллон Политцера, аттиковый зонд, канюля и шприц для промывания аттика, набор инструментов для радикальной операции, ушные катетеры, слуховой аппарат (АК, заушина), ларингоскоп и набор интубационных трубок, набор для трахеостомии, трахеостомические трубки, Т-образные трубки, бронхоэзофагоскоп, тампоны для передней и задней тампонады полости носа. 6. Аудиограммы: в норме, при нарушении звуковосприятия и звукопроведения, при остром среднем отите, мастоидите. 7. Наборы рентгенограмм и томограмм: костей носа, околоносовых пазух в норме и при патологии, рентгенограммы и томограммы гортани, уха в норме, при хронических гнойных средних отитах, холестеатоме и при мастоидитах, рентгенограммы инородных тел пищевода, дыхательных путей. 8. Ситуационные задачи. 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине Примерная анкета-отзыв на дисциплину «оториноларингология» (анонимная) Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «оториноларингология». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии. 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_____________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ СПАСИБО! Автор (ы):
Рецензент (ы):
|
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки... Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским образованием по специальности... | Рабочая программа учебной дисциплины «Оториноларингология» | ||
Тест итогового контроля по дисциплине «оториноларингология» раздел | Методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений... Методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине Оториноларингология | ||
Методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений... Методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине Оториноларингология | Название дисциплины: Оториноларингология Написание рефератов, научных тезисов и статей, участие в научно-исследовательской работе | ||
Название дисциплины: Оториноларингология Написание рефератов, научных тезисов и статей, участие в научно-исследовательской работе | Оториноларингология Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и... | ||
Оториноларингология Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и... | Оториноларингология Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и... | ||
Оториноларингология Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и... | Оториноларингология Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и... | ||
Методические рекомендации по преподаванию специальности Интернатура Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским образованием по специальности... | Программа вступительного экзамена в ординатуру и интернатуру по специальности... Зования – программам ординатуры и по образовательным программам послевузовского профессионального образования программам интернатуры... |