Индекс по учебному плану
| Цикл
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дисциплины по выбору аспиранта
|
|
|
|
|
Форма
обучения
| курс
| семестр
| Трудоемкость дисциплины в часах
| Форма
итогового
контроля
| Всего часов
| Аудиторных часов
| Лекции
| Семинарские (практически) занятия
| Лабораторные занятия
| Самостоятельная работа
|
| Очная, заочная
| 3
| 5
| 60
| 40
| 10
| 30
| -
| 20
| зачет
| 1. Цель – изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для использования полученных знаний в практической и научной работе.
Задачи:
изучение патологии клетки и общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;
приобретение знаний об этиологии, патогенезе и морфологии
болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;
освоение морфологии и механизмов процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и меняющихся условий внешней среды;
изучение изменений болезней, возникающих как в связи с изменяющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие различных манипуляций (патология терапии);
ознакомление с принципами методических основ морфологического анализа биопсийного, операционного материала и клинической интерпретации патологоанатомического заключения.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; правоведение; история медицины; латинский язык);
в цикле математических, естественнонаучных дисциплин: физика, математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология;
в цикле профессиональных дисциплин: гигиена; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК- 15);
способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего осложнения), с учетом международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-17);
Знать:
термины, используемые в курсе патологической анатомии и патогистологии, и основные методы патологоанатомического исследования;
понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней;
сущность и основные закономерности общепатологических процессов;
характерные изменения внутренних органов при важнейших заболеваниях человека;
основы клинико-анатомического анализа, правила построения патологоанатомического диагноза, принципы клинико-анатомического анализа биопсийного и операционного материала.
Уметь:
обосновать характер патологического процесса и его клинических проявлениях;
осуществлять сопоставление морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития;
диагностировать причины, патогенез и морфогенез болезней, их проявления, осложнения и исходы, а также патоморфоз, а в случае смерти — причину смерти и механизм умирания (танатогенез);
использовать полученные знания о структурных изменениях при патологических процессах и болезнях при профессиональном общении с коллегами и пациентами.
Владеть:
базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;
макроскопической диагностикой патологических процессов;
микроскопической (гистологической) диагностикой патологических процессов;
навыками клинико-анатомического анализа.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет _____2______ зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 5
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 40
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
| 10
| 10
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 30
| 30
|
|
|
| Семинары (С)
| -
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 20
| 20
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| Внеаудиторная самостоятельная работа
| 20
|
|
|
|
| Вид итоговой аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
|
|
|
|
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 60
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
| 5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Общая патологическая анатомия. Патогистология.
Введение в патологическую анатомию.
| Содержание и алгоритм изучения предмета «патологическая анатомия». Этические и деонтологические нормы в патологической анатомии.
Основные этапы истории развития патологической анатомии. Задачи, объекты и методы патологоанатомических исследований. Демонстрация биопсийной лаборатории, патологоанатомического вскрытия.
| 2.
| Повреждение и гибель клеток и тканей.
| Некроз. Апоптоз.
| 3
| Нарушения обмена веществ в клетках и тканях.
| Патология накопления (дистрофии).
Нарушения белкового, липидного, углеводного обмена.
Мукоидное и фибриноидное набухание. Гиалиновые изменения. Нарушения обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов). Нарушения обмена нуклеиновых кислот. Нарушения минерального обмена. Патологическое обызвествление. Образование камней.
| 4
| Расстройства крово- и лимфообращения.
| Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие).
Кровотечения, кровоизлияния, плазморрагия. Нарушения лимфообращения и содержания тканевой жидкости. Стаз. Сладж-синдром. Тромбоз. Шок. ДВС-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт.
| 5
| Воспаление.
| Воспаление, общая характеристика.
Острое воспаление. Экссудативное воспаление.
Продуктивное и хроническое воспаление. Гранулематозное воспаление. Гранулематозные болезни. Специфические гранулемы (туберкулез, сифилис, лепра, риносклерома).
| 6
| Патология иммунной системы
| Реакции гиперчувствительности. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Амилоидоз.
Первичные и вторичные иммунодефицитные синдромы. СПИД (ВИЧ-инфекция).
| 7
| Процессы регенерации и адаптации.
| Репарация. Заживление ран. Гиперплазия. Гипертрофия. Атрофия. Метаплазия. Дисплазия. Интраэпителиальная неоплазия.
| 8
| Опухоли.
| Введение в онкоморфологию. Основные свойства опухолей. Номенклатура и принципы классификации. Метастазирование. Воздействие опухоли на организм. Опухоли из эпителия. Органоспецифические и органонеспецифические опухоли. Опухоли из тканей — производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани. Принципы классификации. Клинико-морфологическая характеристика. Особенности метастазирования.
| 9
| Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения.
| Патология, связанная с факторами окружающей среды. Пневмокониозы. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. Ятрогении.
| 5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин
| СРС
| Все-го
час.
| 1.
| Общая патологическая анатомия.
Введение в патологическую анатомию.
| 1
| 3
|
|
| 2
| 6
| 2.
| Повреждение и гибель клеток и тканей.
| 1
| 3
|
|
| 2
| 6
| 3
| Нарушения обмена веществ в клетках и тканях.
| 1
| 3
|
|
| 2
| 6
| 4
| Расстройства крово- и лимфообращения.
| 1
| 4
|
|
| 2
| 7
| 5
| Воспаление.
| 1
| 4
|
|
| 3
| 8
| 6
| Патология иммунной системы
| 1
| 3
|
|
| 2
| 6
| 7
| Процессы регенерации и адаптации.
| 1
| 3
|
|
| 2
| 6
| 8
| Опухоли.
| 2
| 4
|
|
| 3
| 8
| 9
| Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения.
| 1
| 3
|
|
| 2
| 6
| 6. Лабораторный практикум: Не предусмотрен.
7. Практические занятия (семинары)
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Тематика практических занятий
| Трудо-емкость
(час.)
| 1.
| Общая патологическая анатомия. Патогистология.
Введение в патологическую анатомию.
| Содержание и алгоритм изучения предмета «патологическая анатомия». Этические и деонтологические нормы в патологической анатомии.
Основные этапы истории развития патологической анатомии. Задачи, объекты и методы патологоанатомических исследований. Демонстрация биопсийной лаборатории, патологоанатомического вскрытия.
| 3
| 2.
| Повреждение и гибель клеток и тканей.
| Некроз. Апоптоз.
| 3
| …
| Нарушения обмена веществ в клетках и тканях.
| Патология накопления (дистрофии).
Нарушения белкового, липидного, углеводного обмена.
Мукоидное и фибриноидное набухание. Гиалиновые изменения. Нарушения обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов). Нарушения обмена нуклеиновых кислот. Нарушения минерального обмена. Патологическое обызвествление. Образование камней.
| 3
| 3
| Расстройства крово- и лимфообращения.
| Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие).
Кровотечения, кровоизлияния, плазморрагия. Нарушения лимфообращения и содержания тканевой жидкости. Стаз. Сладж-синдром. Тромбоз. Шок. ДВС-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт.
| 4
| 4
| Воспаление.
| Воспаление, общая характеристика.
Острое воспаление. Экссудативное воспаление.
Продуктивное и хроническое воспаление. Гранулематозное воспаление. Гранулематозные болезни. Специфические гранулемы (туберкулез, сифилис, лепра, риносклерома).
| 4
| 5
| Патология иммунной системы
| Реакции гиперчувствительности. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Амилоидоз.
Первичные и вторичные иммунодефицитные синдромы. СПИД (ВИЧ-инфекция).
| 3
| 6
| Процессы регенерации и адаптации.
| Репарация. Заживление ран. Гиперплазия. Гипертрофия. Атрофия. Метаплазия. Дисплазия. Интраэпителиальная неоплазия.
| 3
| 7
| Опухоли.
| Введение в онкоморфологию. Основные свойства опухолей. Номенклатура и принципы классификации. Метастазирование. Воздействие опухоли на организм. Опухоли из эпителия. Органоспецифические и органонеспецифические опухоли. Опухоли из тканей — производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани. Принципы классификации. Клинико-морфологическая характеристика. Особенности метастазирования.
| 4
| 8
| Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения.
| Патология, связанная с факторами окружающей среды. Пневмокониозы. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. Ятрогении.
| 3
| 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1.Руководство к практическим занятиям по патологии. / Под ред. М.А.Пальцева. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006.
2.Атлас по патологической анатомии. Под ред. Зайратьянца О.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2010.
б) дополнительная литература
Пальцев М.А., Аничков Н.М., Литвицкий П.Ф. Патология человека: Учебник. — В 2-х т.— Изд. 2-е, перераб. — М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2009.
Патологическая анатомия. Под ред. А.И.Струкова, В.В.Серова. Учебник. Переиздание. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.
Патология: курс лекций. Том 1, 2. Под ред. М.А.Пальцева. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2007.
Патология. Руководство. Под ред. М.А.Пальцева, В.С.Паукова, Э.Г.Улумбекова. – М.: ГЭОТАР, 2002.
Атлас патологии Роббинса и Котрана. Клатт Э.К.: пер. с англ. Под ред. О.Д.Мишнева, А.И.Щеголева. – М.: Логосфера, 2010.
Зайратьянц О.В., Кактурский Л.В. Формулировка и сопоставление клинического и патологоанатомического диагнозов. Справочник. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. Rapid Review Pathology. 2th ed. / Ed.: E.F.Goljan. — Mosby, 2006. Robbins Basic Pathology. 8th ed. / V.Rumar, A.C.Abbas, N.Fausto, R.N. Mitchell. — Elsevier, 2007. в) программное обеспечение: общесистемное и прикладное программное обеспечение.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины (базы данных с фото- и видеоархивами патологических изменений (макро – и микропрепараты), созданные на кафедрах для ведения лекционного курса и практических занятий).
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Лекционная аудитория; учебные аудитории для проведения практических занятий; патогистологическая лаборатория, архив гистологических препаратов и других учебных пособий.
Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы. Доски. Микроскоп с цифровым видеовыходом и компьютер. При наличии собственных патогистологической лаборатории и секционной – их оснащение.
Коллекция макропрепаратов (музей) и микропрепаратов (архив) по всем темам программы; отцифрованные фото- и видеоматериалы для лекций и практических занятий (макро- и микропрепараты); муляжи; учебные таблицы; микроскопы; секционные наборы (инструментарий) и специальная защитная медицинская форма для проведения демонстраций патологоанатомических вскрытий.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Преподавание курса должно проводиться на основе достижений медицины, биологии, генетики, иммунологии, химии и физики, с использованием данных современных методов морфологического исследования (иммуноморфологического, электронномикроскопического, гистохимических, ауторадиографического, методов молекулярной биологии).
Практическим занятиям обязательно предшествуют лекции с демонстрацией фото- и/или видеоматериалов (мультимедийные технологии).
На практических занятиях по каждой теме должны производиться показ и просмотр макро- и микропрепаратов с использованием мультимедийных технологий, микроскопов и музея макропрепаратов, муляжей, учебных таблиц.
Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:
1. Современные методы исследования в патологической анатомии
2. История отечественной патологической анатомии
3. Апоптоз и другие виды клеточной гибели. Роль в норме и патологии.
4. Проблемы клеточного старения и бессмертия.
5. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Что нового?
6. Проблема ВИЧ-инфекции
7. Современные представления об онкогенезе
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:
1. Метастазирование злокачественных опухолей осуществляется
вследствие эмболии
микробной
тканевой *
жировой
инородными телами
газовой 2. Для злокачественной опухоли наиболее характерен рост
аппозиционный
экспансивный быстрый
экзофитный
инвазивный *
эндофитный медленный
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ:
Задача 1. Больной туберкулезом умер от легочно-сердечной недостаточности. На вскрытии обнаружены межуточный миокардит, множественные очажки размером с просяное зерно в легких, печени и селезенке.
Вопросы и задания:
1. Назовите изменения в легких, печени и селезенке.
2. Как называются эти «очажки»?
3. Какую тканевую реакцию они отражают?
4. Что входит в состав данного образования?
5. Каков исход данного образования?
Ответы:
1. Изменения в легких, печени и селезенки называются милиарный туберкулез.
2. «Очажки» называются – гранулемы.
3. Они отражают тканевую реакцию – продуктивную.
4. В состав данного образования входят: казеозный некроз, эпителиоидные клетки, лимфоциты и клетки Пирогова-Лангханса.
5. Исход данного образования – рубцевание.
Задача 2. Мужчина 46 лет, после переохлаждения внезапно почувствовал острую боль в левой половине грудной клетки, одышку, головные и мышечные боли, озноб; температура 39,20С. В клинику поступил на 3-й день болезни. При обследовании выявлено отсутствие дыхания в области верхней доли левого легкого, шум трения плевры, тахикардия, нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ. Несмотря на проводимое лечение, через 2 недели у больного отмечается кашель с выделением гнойной мокроты, боли в грудной клетке слева, температура 38,50С.
Вопросы и задания:
1. Какое заболевание развилось у больного?
2. Стадия болезни?
3. С чем связан шум трения плевры?
4. Назовите осложнение, развившееся у больного.
5. Перечислите возможные внелегочные осложнения.
Ответы:
У больного развилась долевая пневмония.
Стадия болезни – стадия серого опеченения.
Шум трения плевры связан с фибринозным плевритом.
Осложнение, развившееся у больного - абсцесс легкого.
Возможные внелегочные осложнения: перикардит, медиастинит, перитонит, гнойный артериит, гнойный менингит.
Задача 3. У больного 55 лет в связи с болями в эпигастрии, тошнотой, появлением кала темного цвета (мелены), произведена гастроскопия и в области малой кривизны желудка обнаружено изъязвление диаметром 6 см с валикообразными краями и западающей центральной частью, покрытой серым налетом. Взята биопсия, при исследовании которой обнаружен рак. Произведена операция резекции желудка с большим и малым сальником.
Вопросы и задания:
1. Назовите макроскопическую форму рака желудка.
2. Какой рост по отношению к просвету желудка для нее характерен?
3. Какой гистологический тип рака чаще всего находят при этой форме рака желудка?
4. Почему вместе с желудком удалены большой и малый сальники?
5. Где еще можно искать лимфогенные метастазы рака желудка?
Ответы:
1. Макроскопическая форма рака желудка – блюдцеобразный.
2. Рост по отношению к просвету желудка – экзофитный.
3. Гистологический тип рака, который чаще всего находят при этой форме рака желудка – аденокарцинома.
4. Вместе с желудком удалены большой и малый сальники, потому что в них располагаются регионарные лимфатические узлы, в которые в первую очередь метастазирует рак желудка.
5. Лимфогенные метастазы рака желудка можно искать: в яичниках (крукенберговские метастазы); в параректальной клетчатке (шницлеровские метастазы); в левом надключичном лимфатическом узле (Вирховская железа).
Задача 4. Больная З., 68 лет, поступила в клинику для вскрытия абсцесса. После вскрытия абсцесса температура тела оставалась 39°С, появилась одышка. В анализах крови лейкоцитоз со сдвигом до промиелоцитов, повышение СОЭ. В анализах мочи небольшая протеинурия, лейкоцитурия, единичные эритроциты. Смерть наступила при явлениях острой сердечной недостаточности.
Вопросы и задания:
1. Какая клинико-морфологическая форма сепсиса развилась у больной?
2. Какой вид сепсиса в зависимости от характера входных ворот?
3. Какие макроскопические изменения в связи с особенностями распространения инфекта можно найти в легких, сердце, почках, головном мозге?
4. Какие макроскопические изменения селезенки найдены на вскрытии?
Ответы:
1. Септикопиемия.
2. Хирургический.
3. В легких — метастатические гнойники, в сердце — острый септический полипозно-язвенный эндокардит и межуточный миокардит, в головном мозге — абсцессы и гнойный менингит, в почках – эмболический гнойный нефрит.
4. Септическая селезенка: увеличена, дряблой консистенции, пульпа дает обильный соскоб. |