МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Рубцовский институт (филиал)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕДАГОГИКА
Специальность - 030301.65 Психология
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе ВПО, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО
Кафедра психологии Рубцовск –2011
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030301.65 Психология, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 235 гум /сп.
2) Учебный план по специальности 030301.65 Психология, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12. Рабочая программа одобрена на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6.
СОДЕРЖАНИЕ
Занятие 3. Педагогический процесс как система и целостное явление. 18
Занятия 7-8. Дидактика как наука. Обучение как дидактический процесс. 18
Занятия 9-10. Методическая система обучения. 19
Занятия 11-12. Особенности образовательной системы. Управление образовательными системами. 19
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20
4.1 Самостоятельная работа студента 20
4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 22
5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 24
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 41
Основная литература 42
Дополнительная литература 42
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сфера воспитания и образования, являясь приоритетной в развитии личности, общества и государства, всегда вызывала широкий интерес практически у каждого человека. Как известно, главное назначение высшего образования — становление студента как личности, специалиста, гражданина, который должен быть готов к самостоятельным размышлениям, поиску и диалогу в процессе решения фундаментальных и прикладных, жизненно важных проблем в науке, технике, культуре и обществе. Во всем мире разработкой направлений и стратегических ориентиров в развитии таких сфер, как образование и воспитание, занимаются не только психологи и педагоги, но и экономисты, политики, юристы, социологи и многие другие специалисты. Более того, при всем многообразии современных образовательных доктрин, стратегий, систем и технологий весьма опасно было бы выделять только инвариантные или универсальные, ибо педагогическое творчество и инновационная деятельность непрерывно «подпитывают», обогащают и порой «расшатывают» (как видно из истории) устоявшиеся идеи или модели, динамизируя и развивая их. Насколько многогранен мир, настолько разнообразна и педагогическая традиция. Но при этом в процессе духовной интеграции различных человеческих сообществ в едином мировом образовательном пространстве не прекращается целенаправленный поиск общих идей и образовательно-воспитательных стратегий. А это, соответственно, отражается и на развитии собственно педагогической науки — уточняются и обогащаются смыслы и содержание основных категорий, принципов и закономерностей в обучении и воспитании, педагогических методов и технологий.
Общий курс «Педагогика» изучается студентами в логической связи с такими учебными предметами, как философия, психология, методиками преподавания, культурологическими и специальными предметами.
Цель курса: теоретическая подготовка студентов в объеме, необходимом для самореализации в профессиональной деятельности; развитие умения видеть и решать проблемы, возникающие в сфере педагогической деятельности; формирование гуманистических социальных установок к различным категориям субъектов процесса социализации.
Задачи курса:
-сформировать у студентов общее представление о педагогике как науке, о методах педагогических исследований;
-сформировать у студентов общее представление о сущности процессов воспитания и обучения;
-обеспечить усвоение студентами сведений о теоретических и организационных основах управления образовательными системами;
-обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков осуществления познавательной и профессиональной педагогической деятельности;
- раскрыть роль и сформулировать задачи образования в современном обществе, проанализировать условия развития российской системы образования, ее структурные элементы и механизмы их взаимодействия;
- способствовать освоению студентами современной системы научных знаний о целостном педагогическом процессе;
- способствовать овладению студентами профессиональными знаниями через осмысление основных категорий курса;
- формировать педагогическое мышление и умение осмысливать педагогическую действительность;
- познакомить с основными методами исследования, с педагогическими закономерностями, принципами и методами воспитания и обучения.
Таким образом, курс «Педагогика» в системе высшего педагогического образования способствует формированию у студентов осознанной педагогической позиции.
В результаты освоения содержания дисциплины будущий специалист должен иметь представление:
- о педагогике как отрасли гуманитарного, антропологического, философского знания; об основных понятиях и категориях курса; о философских принципах воспитания и образования;
- о предмете, объекте и методах педагогики, о месте педагогики в системе наук и их основных отраслях;
- о методологии и логике педагогического процесса; сущности воспитания как общественного явления и процесса; цели и содержания образования;
должен знать, понимать:
- этапы становления педагогической науки, категориально-понятийный аппарат педагогики;
- место и роль педагогической науки в системе человековедческих наук;
- логику построения целостного педагогического процесса, его сущностные характеристики и закономерности;
- методологию педагогической науки и ее функции;
- основные направления педагогических исследований, их логику и методы их осуществления;
- специфику системы образования; цель и содержание образования;
- основы педагогического взаимодействия и педагогического творчества.
должен уметь:
- владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки;
- оперировать методами научного исследования в педагогике;
- проектировать педагогический процесс;
- анализировать, сопоставлять основные понятия педагогической науки;
- выделять и анализировать уровни методологического знания;
- анализировать взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в рамках целостного педагогического процесса.
- владеть приемами проведения доступных педагогических исследований;
- владеть системой знаний о сфере образования, сущности образовательных процессов;
- осмысливать педагогические факты и явления на теоретическом уровне с учетом гуманизации образования;
- сформировать профессиональное отношение к учащемуся как объекту и субъекту обучения и воспитания.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(распределение часов курса по разделам и видам работ)
Очная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 Педагогика в системе наук о человеке
| ДЕ 1 (25 баллов)
| 1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики.
| 26
| 8
| 4
| -
| 12
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ 2 Педагогический процесс. Воспитание
| ДЕ 2
(25 баллов)
| 2.Педагогический процесс как система и целостное явление.
| 10
| 2
| 2
| -
| 6
| 3. Воспитание в педагогическом процессе.
| 18
| 4
| 6
| -
| 10
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 3 Обучение
| ДЕ 3
(25 баллов)
| 4. Дидактика как наука. Обучение как дидактический процесс.
| 12
| 2
| 4
| -
| 6
| 5. Методическая система обучения.
| 20
| 6
| 4
| -
| 10
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 4 Образование
| ДЕ 4
(25 баллов)
| 6.Особенности образовательной системы. Управление образовательными системами.
| 14
| 4
| 4
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| Итоговый контроль
| Экзамен
| Итого часов
| 100
| 26
| 24
| -
| 50
|
Заочная (сокращенная) на базе ВПО форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при заочной (сокращенной) на базе ВПО форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 Педагогика в системе наук о человеке
| ДЕ 1 (25 баллов)
| 1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики.
| 26
| 2
| -
| -
| 12
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ 2 Педагогический процесс. Воспитание
| ДЕ 2
(25 баллов)
| 2.Педагогический процесс как система и целостное явление.
| 10
| 2
| -
| -
| 6
| 3. Воспитание в педагогическом процессе.
| 18
| -
| 2
| -
| 10
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 3 Обучение
| ДЕ 3
(25 баллов)
| 4. Дидактика как наука. Обучение как дидактический процесс.
| 12
| -
| 2
| -
| 6
| 5. Методическая система обучения.
| 20
| -
| 2
| -
| 10
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 4 Образование
| ДЕ 4
(25 баллов)
| 6.Особенности образовательной системы. Управление образовательными системами.
| 14
| 2
| -
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| Итоговый контроль
| Экзамен
| Итого часов
| 100
| 6
| 6
| -
| 88
|
Очно-заочная (вечерняя) форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очно-заочной (вечерней) форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 Педагогика в системе наук о человеке
| ДЕ 1 (25 баллов)
| 1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики.
| 26
| 2
| -
| -
| 12
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ 2 Педагогический процесс. Воспитание
| ДЕ 2
(25 баллов)
| 2.Педагогический процесс как система и целостное явление.
| 10
| 2
| 2
| -
| 6
| 3. Воспитание в педагогическом процессе.
| 18
| 2
| 2
| -
| 10
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 3 Обучение
| ДЕ 3
(25 баллов)
| 4. Дидактика как наука. Обучение как дидактический процесс.
| 12
| 2
| 2
| -
| 6
| 5. Методическая система обучения.
| 20
| 2
| 2
| -
| 10
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 4 Образование
| ДЕ 4
(25 баллов)
| 6.Особенности образовательной системы. Управление образовательными системами.
| 14
| -
| 2
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| Итоговый контроль
| Экзамен
| Итого часов
| 100
| 10
| 10
| -
| 80
|
Очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очно-заочной (вечерней) сокращенной на базе СПО форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 Педагогика в системе наук о человеке
| ДЕ 1 (25 баллов)
| 1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики.
| 26
| 2
| -
| -
| 12
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ 2 Педагогический процесс. Воспитание
| ДЕ 2
(25 баллов)
| 2.Педагогический процесс как система и целостное явление.
| 10
| 2
| 2
| -
| 6
| 3. Воспитание в педагогическом процессе.
| 18
| 2
| 2
| -
| 10
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 3 Обучение
| ДЕ 3
(25 баллов)
| 4. Дидактика как наука. Обучение как дидактический процесс.
| 12
| 2
| 2
| -
| 6
| 5. Методическая система обучения.
| 20
| 2
| 2
| -
| 10
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 4 Образование
| ДЕ 4
(25 баллов)
| 6.Особенности образовательной системы. Управление образовательными системами.
| 14
| -
| 2
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| Итоговый контроль
| Экзамен
| Итого часов
| 100
| 10
| 10
| -
| 80
|
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(дидактические единицы) 3.1 Обязательный минимум содержания образовательной программы
Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения.
Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Управление образовательными системами. 3.2 Содержание разделов учебной дисциплины ДЕ 1 Педагогика в системе наук о человеке
Тема 1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики.
Аудиторное изучение:
Общее представление о педагогике как о гуманитарной науке. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Связь педагогической науки с другими науками о человеке. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Самостоятельное изучение:
Демократические и гуманистические тенденции в современной педагогике. Взаимосвязь педагогической теории и практики.
ДЕ 2 Педагогический процесс. Воспитание
Тема 2. Педагогический процесс как система и целостное явление.
Аудиторное изучение:
Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Педагогическое взаимодействие. Основные компоненты педагогического процесса. Логика развития педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения.
Самостоятельное изучение:
Педагогический процесс как диалог, сотрудничество, сотворчество его участников. Тема 3. Воспитание в педагогическом процессе.
Аудиторное изучение:
Воспитание как часть педагогического процесса. Факторы воспитания личности. Теории воспитания. Современные подходы к воспитанию. Внутренняя логика, закономерности и противоречия процесса воспитания. Принципы воспитания. Содержание и виды воспитания. Методы воспитания. Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе. Коллектив и его влияние на воспитание личности.
Самостоятельное изучение:
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. ДЕ 3 Обучение
Тема 4. Дидактика как наука. Обучение как дидактический процесс.
Аудиторное изучение:
Дидактика — теория обучения и образования. Категориально-понятийный аппарат дидактики.
Теории и концепции обучения. Процесс обучения. Структурные компоненты, закономерности, принципы. Принципы обучения как отражение цели, закономерностей обучения и как совокупность требований к организации учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как целостной системы. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения.
Самостоятельное изучение:
Сведения из истории развития дидактики. Дидактические теории и концепции. Виды и стили обучения. Типы организации социальных отношений в процессе обучения. Тема 5. Методическая система обучения.
Аудиторное изучение:
Методы, формы и виды учебных занятий. Характеристика методов обучения. Общие формы организации учебной деятельности. Основные виды учебных занятий. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Современные педагогические технологии.
Самостоятельное изучение:
Связь урока с другими формами обучения (лабораторные занятия, практикум, семинар, факультатив, домашняя работа и др.). Нестандартные формы организации урока. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока. ДЕ 4 Образование
Тема 6. Особенности образовательной системы
Аудиторное изучение:
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами.
Самостоятельное изучение:
Дифференциация, гуманизация, фундаментальность и практическая направленность, вариативность современного школьного образования. Основные документы, определяющие содержание школьного образования: учебные планы, учебные программы, учебные пособия, учебники. 3.3 Содержание практических занятий Занятия 1-2. Педагогика как наука. Основные категории педагогики.
Общее представление о педагогике как о гуманитарной науке.
Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории.
Связь педагогической науки с другими науками о человеке.
Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.
Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Демократические и гуманистические тенденции в современной педагогике.
Взаимосвязь педагогической теории и практики.
Занятие 3. Педагогический процесс как система и целостное явление. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
Педагогическое взаимодействие.
Основные компоненты педагогического процесса.
Логика развития педагогического процесса.
Закономерности и принципы педагогического процесса.
Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения.
Педагогический процесс как диалог, сотрудничество, сотворчество его участников.
Занятия 4-6. Воспитание в педагогическом процессе
Воспитание как часть педагогического процесса.
Факторы воспитания личности.
Теории воспитания.
Современные подходы к воспитанию.
Внутренняя логика, закономерности и противоречия процесса воспитания.
Принципы воспитания.
Содержание и виды воспитания.
Методы воспитания.
Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе.
Коллектив и его влияние на воспитание личности.
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Занятия 7-8. Дидактика как наука. Обучение как дидактический процесс. Дидактика как теория обучения и образования.
Дидактические теории и концепции.
Категориально-понятийный аппарат дидактики.
Теории и концепции обучения.
Процесс обучения.
Структурные компоненты, закономерности, принципы.
Принципы обучения как отражение цели, закономерностей обучения и как совокупность требований к организации учебно-воспитательного процесса.
Характеристика процесса обучения как целостной системы.
Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения.
Виды и стили обучения.
Типы организации социальных отношений в процессе обучения.
Занятия 9-10. Методическая система обучения. Методы, формы и виды учебных занятий.
Характеристика методов обучения.
Общие формы организации учебной деятельности.
Основные виды учебных занятий.
Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Современные педагогические технологии.
Занятия 11-12. Особенности образовательной системы. Управление образовательными системами. Образование как общечеловеческая ценность.
Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
Образовательная система России.
Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Управление образовательными системами.
|