Конкурс учителей образовательных учреждений





Скачать 110.7 Kb.
НазваниеКонкурс учителей образовательных учреждений
Дата публикации22.09.2013
Размер110.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
V межмуниципальный конкурс

учителей образовательных учреждений

«Мой мультимедийный урок»

«Музыка в басне И.А.Крылова»
Пятый класс


Душина Лариса Дмитриевна

учитель музыки

МОУ СОШ №12


Саратовская область

г. Балашов

2012г.

План – конспект интегрированного урока по музыке. Тема урока: « Музыка в басне И.А. Крылова». Цель урока: передать ценный духовный опыт в связи литературных и музыкальных произведений, на примере басни И.А. Крылова “Квартет”- музыки А.П.Бородина «Квартет №2» ,а также определить роль музыки в литературном жанре “басня”.

Задачи :

1)познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым; 2)развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения; 3)воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства; 4)учебные: формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня.

Тип урока: интегрированный, с сообщением и усвоением новых знаний. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, музыкальный центр. Программное обеспечение: компьютерная презентация.

Методы:

-организации и осуществления учено-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный;

-стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: ситуация занимательности; сравнение, анализ, обобщение; приём сопоставления со смежными видами искусств. -по источнику информации и характеру деятельности: словесные; наглядные; практические. -по назначению и дидактическим задачам: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; повторение. Приёмы: слушание; исполнение ; сюжетно-ролевая игра.
Структура урока: план-конснект
 организационный момент;  приветствие;  беседа по теме;  слушание басни И.А.Крылова “Квартет”;  слушание “Квартет№2” А.П.Бородина;  исполнение песни “Волшебный смычок”(норвежская народная песня);  подведение итога – вывод урока;  домашнее задание.
ХОД ЗАНЯТИЯ

Эпиграф к уроку: на доске. Басня оттого имела на Руси такой чрезвычайный успех, что родилась не случайно, а вследствие нашего народного духа, который страх как любит побасёнки... В.Г. Белинский

Люблю, где случай есть, пороки пощипать... И.А. Крылов.

1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… 2 . Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, просто мука.

Учитель : кому принадлежат эти строки? Ученики: это басня Крылова. Учитель: правильно – это известные фразы И.А.Крылова и это басня.

Тема сегодняшнего занятия «Жанры инструментальной и вокальной музыки». Сегодня мы познакомимся с одним из прекрасных произведений известного и удивительно талантливого композитора XIX века, и с его инструментальным произведением. (слайд №2) Учитель : На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка

в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Это известные, увлекательные, поучительные басни Крылова. Стихотворение А.Исаковского (слайд№3). Сообщение учителя.

Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства.

О матери Крылов вспоминал так: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей».

Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты. (слайд№4).

С 70-х годов XVIII века начинается расцвет русской басни. Попробовал себя в роли баснописца и Крылов. Но прежде чем стать баснописцем, он прошёл большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал сочинять уже став зрелым писателем. Мысли великого баснописца прошли через века и не потеряли своей актуальности.

Учитель : Басни И.А.Крылова любят и читают, а также изучают. Басни учат, высмеивают и осуждают невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.

В Санкт-Петербурге в Летнем саду (слайд №5-6) и в Москве на Патриарших прудах стоят памятники И.А.Крылову.(слайд №7 !!!)

Учитель: Как вы думаете, почему народ высоко чтит память о великом баснописце? Ученики: В своих произведениях он учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. И.А. Крылов учит мудрости жизни.

Басня – краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей. (Определение в тетрадь) Учитель: Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение. Дуэт + дуэт = ? (квартет) Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”. Учитель: Что такое квартет? (слайд № 8)

Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского “Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.(определение в тетрадь). Учитель: Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками.(заранее приготовленные вырезанные из заготовок человечки: мальчики и девочки)

Соло буду петь один, А дуэт с товарищем. Трио с Сашей будем петь, Нам двоим не справиться. А квартет весёлый звонкий Будем вместе петь с Алёнкой.

Учитель: Приведите примеры квартетов. Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет. Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.(слайд№9)

СЛУШАНИЕ И ПРОСМОТР : И.А.Крылов «Квартет»

видео-ролик: книга,1972г.изд. басня И.А.Крылова «Квартет»

(слайд №10)

Видео – клип составлен по изданию:

Крылов, И.А.Квартет: Басни Серия: Книга за книгой Издательство: М.: Детская литература Переплет: мягкий; 31 страниц; 1972 г. ISBN: [не указан]; Формат: стандартный Язык: русский Квартет Проказница-Мартышка, Осел, Козел, Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, *, альта*, две скрипки* И сели на лужок под липки -

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, ("музыка"1), а толку нет.

"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка.

- Погодите! Как музыке идти?

Ведь вы не так сидите. Ты с басом*, Мишенька, садись против альта*,

Я, прима, сяду против вторы*,

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!"

Расселись, начали Квартет (музыка»1);

Он всё-таки на лад нейдет.

"Постойте ж, я сыскал секрет,

- Кричит Осел: - мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем".

Послушались Осла: уселись чинно в ряд («музыка»1),

А всё-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы,

И споры, Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье: "Пожалуй, - говорят: - возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!" - "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. И уши ваших понежней, - Им отвечает Соловей: - А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь".

Воспроизводится по изданию: И.А. Крылов. Басни. М.: Дет. лит., 1979, стр. 65 - 67.

* Альт и бас - музыкальные струнные инструменты. * Прима - первая скрипка в оркестре, втора - вторая скрипка. 1 "Музыка" во время звучания басни представляет собой полнейшую бессмыслицу, хаотический набор нелепых звуков, ничем между собой не согласованных, лишённых интонационной и ритмической определённости. "Кто во что горазд" - вот "стиль" этой квартетной "музыки".

Музыкальные инструменты : назовите их. К какой группе инструментов они относятся?На каком инструменте в басне Крылова пытались играть каждый из животных? Назовите эти инструменты и соответственно зверя с инструментом . Рассмотрите их внимательно.(слайд №11).

Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”? Учитель: Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.

Художники и басня И.А.Крылова.(слайд№12)

Учитель: Какую роль играет музыка? Учитель: С какой целью она здесь использована. Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора. Учитель: Какая музыка по характеру? Учитель: Может у такой музыки быть композитор? Учитель: В чем мораль сей басни? Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда. Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка.

Удрученные и понурые поплелись «музыканты» в лес мимо высоких, столетних деревьев и каждый думал о том, что ничего не вышло у них из такой благородной затеи. Долго они шли по лесу, уже солнце клонилось к закат . Вдруг, вдалеке им послышались , ласкающие их мохнатые, чуткие уши , прекрасные и чарующие своим звучанием голоса. Они пошли на звуки красивой мелодии и их взору открылся прекрасный пруд с чистой и прозрачной водой, вокруг которого был парк.

Это звучала МУЗЫКА!!! (слайд № 13 !!!)

СЛУШАНИЕ: НОКТЮРТ ИЗ КВАРТЕТА №2 А.П.БОРОДИНА

Учитель : что отличает прекрасную музыку от хаоса, производимого четырьмя «музыкантами» из басни И.А.Крылова?

Учитель : Как звучало произведение? Какие возникли чувства у вас?

Ученики : Медленно, тихо, протяжно, нежно. Звуки как волшебные. Мелодия будто переливается. Ведёт мелодию и передаёт по ведению то скрипка, то альт, то её подхватывает и уверенно проводит виолончель. Учитель: Кто исполнял эту музыку? Ученики: Инструментальный ансамбль. Тема переходит от одного инструмента к другому. Ощущение поющего человеческого голоса здесь достигается звучанием струнных инструментов.

Учитель : Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор и учёный-химик .Это звучал ноктюрн (третья часть) .А произведение называется «Квартет №2» (слайд №14) (Показ портрета А.П.Бородина)

А.П.Бородин был одним из создателей органической химии, выдающимся педагогом, передовым деятелем и гениальным композитором. Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческой культуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

Представьте себе музыкальную атмосферу того времени. Тогда же было распространено домашнее музицирование. Живая музыка звучала повсюду – от скромных комнат до гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е. музыка для небольших помещений, где исполнялись произведения для скрипки, виолончели; были ансамбли – трио, квартеты.

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из-за слабого здоровья. Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано .Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет, когда был за границей, вдалеке от жены.

Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку? Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением. Учитель :В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно.

(слайд №15) – итог, повторение.

Учитель: Отгадайте загадку: Движенья плавные смычка - Приводят в трепет струны, Мотив журчит издалека - Поёт про вечер лунный. Как ясен звуков перелив, - В них радость и улыбка, Звучит мечтательный мотив - Его выводит…..( скрипка).

Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему? Ученики: “Волшебный смычок”. Старик отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему, а всем. Эта песня о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища. Учитель: Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню. Исполнение песни “Волшебный смычок” (слайд №16-17)

Поиграем в игру «Найди свою пару». Условия игры: У одних — начало известной басенной фразы, у других — её продолжение. Надо собрать эти фразы и сказать название басни. Найти соответствие.

У сильного всегда А Васька слушает

Чтоб музыкантом быть, Когда в товарищах согласья нет,

Ты виноват уж в том, Оглянуться не успела,

Чем кумушек считать трудиться, бессильный виноват.

да ест. так надобно уменье.

на лад их дело не пойдёт. что хочется мне кушать.

уж зима катит в глаза. не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе? Какого жанра звучала сегодня музыка? Ученики: Музыка обогащает литературу. Звучала инструментальная музыка.

(слайд №18)

Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку.

Домашнее задание: (слайд№19)

1) Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока. 2) Читать басни Крылова и обратить особое внимание на те басни , где звучит мысль или упоминание что связано с музыкой. 3) Изобразите в рисунке что можно было бы обозначить термином «квартет».

В работе использованы ресурсы сети интернет и сайты интернета:
http://kozeburg.narod.ru/postcard2.html картинки

http://img-fotki.yandex.ru/get/51/saffi4.13/0_e935_e5c634a6_XL

http://fotki.yandex.ru/users/saffi4/view/59701/?page=0

http://www.showbell.ru/skazki/index.php?st=lf

http://s45.radikal.ru/i108/0910/3d/9ebfa53724f8.jpg

http://audiobookkeeper.ru/img/covers/1190901.jpg

http://author-krylov.ru/index.php?wh=s00002&pg=2

http://moscow-music.narod.ru/klassika/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Альтист

http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=28064

http://viki.rdf.ru/item/590/!!!!!!!!!!!!анимация

(видео-ролик загружен по ссылке

http://viki.rdf.ru/item/590/download/

"Квартет" (Крылов) Добавлено: 2008-08-27

Автор: Синецкая Галина

http://festival.1september.ru:8080/articles/518142/

http://gallerix.ru/album/Repin/pic/glrx-975610351

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс учителей образовательных учреждений iconНаши достижения городской конкурс проектов уроков с использованием икт
Конкурс лучших учителей образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование"
Конкурс учителей образовательных учреждений iconКонкурс направлен на
С для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,...
Конкурс учителей образовательных учреждений iconКонкурс исследовательских работ: «Естественнонаучные и гуманитарные...
Брянский институт повышения квалификации работников образования объявляет конкурс исследовательских работ: «Естественнонаучные и...
Конкурс учителей образовательных учреждений iconКонкурс лучших учителей образовательных учреждений для денежного...
Совершенствование педагогического мастерства учителя как необходимое условие повышения качества образования в преподавании
Конкурс учителей образовательных учреждений iconУроках математики !
Конкурс проводится ассоциацией филологов "Парнас". Конкурс для всех педагогических работников образовательных учреждений
Конкурс учителей образовательных учреждений iconКонкурс представлен работами в 4 номинациях: «Рисую космос»
«Всероссийское педагогическое собрание» проведен конкурс работ педагогов и учащихся образовательных учреждений Воронежской области...
Конкурс учителей образовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Е для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,...
Конкурс учителей образовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для переподготовки и повышения квалификации учителей (искусства), музыкальных руководителей дошкольных учреждений...
Конкурс учителей образовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс проводится ассоциацией филологов "Парнас". Конкурс для всех педагогических работников образовательных учреждений
Конкурс учителей образовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс проводится ассоциацией филологов "Парнас". Конкурс для всех педагогических работников образовательных учреждений
Конкурс учителей образовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс проводится ассоциацией филологов "Парнас". Конкурс для всех педагогических работников образовательных учреждений
Конкурс учителей образовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс проводится ассоциацией филологов "Парнас". Конкурс для всех педагогических работников образовательных учреждений
Конкурс учителей образовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный смотр- конкурс дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей «Экобэби- 2014» (далее смотр- конкурс)...
Конкурс учителей образовательных учреждений iconКонкурс – фестиваль детской рекламы и дизайна
Конкурс фестиваль проводится с 2008 года миоо на базе цо №1637 для учащихся 1 – 11 классов образовательных учреждений вао
Конкурс учителей образовательных учреждений iconКонкурс проводится по номинациям: «Урок»
Рнмопх) приглашают учителей (преподавателей) химии системы образования различных типов и видов образовательных учреждений принять...
Конкурс учителей образовательных учреждений iconАссоциация "Парнас" предлагает вашему вниманию положение о проведении Общероссийского конкурса
Конкурс проводится ассоциацией филологов "Парнас". Конкурс для всех педагогических работников образовательных учреждений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск