Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 451.9 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации23.05.2014
Размер451.9 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3
Заявка

на включение программы повышения квалификации

педагогических и руководящих работников

муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ
ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»
«Искусствотерапевтическая деятельность учителя»

(название программы)

Программа для переподготовки и повышения квалификации учителей музыки (искусства), музыкальных руководителей дошкольных учреждений, преподавателей дополнительного образования____________________________________________ ___

(категория слушателей)
По направлению: 1. проектирование содержания образования по специальности.

2. использования новых педагогических технологий по специальности

Наименование учреждения: ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»
Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ
№ и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации: Серия А № 282047 от 17 марта 2008г., регистрационный № 9966 от 17 марта 2008 г.
№ и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации: Серия АА № 001267, регистрационный № 1237 от 28 апреля 2008г., срок действия до 28 апреля 2013 года
Наименование программы с указанием категории слушателей:

«Искусствотерапевтическая деятельность учителя» для педагогических работников дошкольных. общеобразовательных и дополнительных образовательных учреждений.
Объем (в часах) 72 часа (лекций -24 ч.; семинары – 15 ч.; практич. – 33 ч.)
Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя:
ФИО ректор учреждения: Потапов А.С.
ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации:

Лихолет Н.Н., к.п.н., доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов
Юридический адрес учреждения: 394043, г.Воронеж, ул.Ленина, д.86.

Контактные адреса и телефоны учреждения: 54-56-43, 55-54-46.

e-mail: rektorat@vspu.ac.ru

Подпись ректора:
(печать)

Пояснительная записка
Программа предназначена для переподготовки и повышения квалификации учителей (искусства), музыкальных руководителей дошкольных учреждений и преподавателей дополнительных образовательных учреждений в области здоровьесбережения учащихся и учителей средствами искусства и искусствотерапевтической деятельностью.

Цель – обеспечение слушателей курсов основными компетенциями искусствотерапевтической деятельности (далее ИТД), так как формирование и укрепление здоровья учащихся и учителя всеми доступными средствами является стратегической целью педагогического образования.

В результате изучения данного курса слушатели приобретут:

        • знания сущности, структуры, содержания, принципов, методов и техник ИТД;

        • знания специфики педагогической и искусствотерапевтической деятельности, точек их соприкосновения и различий;

        • знания по конструированию искусствотерапевтического (ИТ) общения с учащимися на базе психологии общения и межличностных отношений, возрастной и педагогической психологии, теории педагогического общения;

        • знания закономерностей эстетического восприятия действительности и искусства как ее отражения;

        • умения саморегуляции психических состояний и способы управления ими;

        • навыки самонаблюдения, самоконтроля, самоприказа;

        • умения проектировать ИТД педагога как актуальную помощь конкретному ребенку в конкретных обстоятельствах.

Искусствотерапевтическая компетенция в профессиограмме учителя - это профессионально-личностная характеристика, отражающая:

- ценностные убеждения в том, что стратегическая цель гуманистического образования – способствовать развитию и самоактуализации детей и молодёжи, а формирование и укрепление духовного, психического и физического здоровья учащихся и учителя является необходимым условием достижения этой цели; - психолого-педагогическую направленность личности учителя искусства на обращение к искусству как способу жизни; на организацию культурной (художественой) среды в микрорайоне школы; на формирование музыкальной культуры учащихся, включая искусствотерапевтическую культуру (возвышающее, развивающее, исцеляющее воздействие); на помощь в укреплении здоровья детей и на непрерывное самообразование в области здоровьесозидания; - знания, умения, навыки, технологии по формированию эстетической культуры и культуры здоровья – искусствотерапевтической культуры; - владение здоровьесберегающими образовательными технологиями; - психолого-педагогические знания, умения, навыки по медико-биологической, психолого-педагогической диагностике проблем и достоинств учащихся, по самодиагностике; по организации взаимоотношений с детьми на уроках и во внеурочное время; помощи в составлении, реализации и коррекции программ самообразования и самосовершенствования школьников; - владение методами искусствотерапии; - владение методами организации саморазвития, самообразования, самосовершенствования и самореализации; - здоровый образ жизни самого учителя.

Программа рассчитана на 72 часа (лекции - 24 часа, семинары – 15 часов, практические – 33 часа), зачет.
Тематический план программы



Название тем

Виды лекциии

Занятий

Сем. / ПР

Всего

1.

Философское, психолого-педагогическое обоснование ИТД в процессе становления учителя


4

2

6

2.

Основы ИТД: сущность, структура, содержание


4

2

6

3.

Психолого-педагогические знания о природе детства, сущности развития личности и природе индивидуальности как условие ИТД учителя


4

2

6

4.

Интеграция образовательной деятельности как условие обеспечения качества ИТД учителя

4

2 6

12

5.

Учитель и ученик как сотворцы ИТ урока


2

1 3

6

6.

Принципы, методы и приемы, способствующие ИТД учителя


2

2 8

12

7.

Система проверки и контроля состояния здоровья и эффективности использования ИТД учителя


2

2 8

12

8.

Проектирование ИТД на уроке как актуальной помощи учащимся и себе


2

2 8

12

9.

Зачет:










10.

Итого:

24

15 33

72


Модуль 1
Философское, психолого-педагогическое обоснование ИТД в процессе становления учителя
Пояснительная записка
Модуль предназначен для переподготовки и повышения квалификации учителей и учителей искусства в частности.

Цель модуля – способствовать формированию у слушателей целостного (методологического, культурологического, инновационного) представления об искусствотерапевтическом подходе (далее ИТП) в образовании, искусствотерапевтической деятельности учителя (далее ИТД).
Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма занятий

1.

Философское обоснование зарождения искусствотерапии

2

Лекция


2.

Психолого-педагогическое рассмотрение искусства (музыки) как искусствотерапии (музыкотерапии)

1

1

лекция

семинар

3.

Культурологическое обоснование искусствотерапевтической деятельности

1

1

лекция

семинар

4.

Итого

6





Содержание тем
Тема 1. Философское обоснование зарождения искусствотерапии.

Магическая сила искусства и возникновение ИТ. Роль искусства в воспитании, развитии, становлении духовного, физического здоровья личности в произведениях философов Пифагора, Платона, Аристотеля. Гиппократа, Китайской и Индийская философии и др.

Теория аффектов в трудах Боэций, Гвидо Арретинский, Дж. Царлино, Кунау, Кирхера, Меттесона как оздоравливающее воздействие музыки при условии согласованности музыки с движениями физиологических процессов в теле. Научный подход к изучению проблемы воздействия музыки (искусства) на человека. Взгляды немецких ученых – естествоиспытателей 18-19 в.в. (К. Штульп, М. Майер, А.Г. Ревеш, Г. Гельмгольц) на развитие музыкальной психотерапии. Художественная деятельность как диагностика и средство лечебного воздействия.

Тема 2. Психолого-педагогическое рассмотрение искусства (музыки) как искусствотерапии (музыкотерапии).

Развитие искусствотерапии в контексте теоретических идей З.Фрейда и К.Юнга. Цели и задачи Британской, Американской арттерапевтических ассоциаций второй половины XX в. Шведская школа музыкотерапии (А. Понтвик) основанная на концепции психорезонанса, Исследования французского врача А. Томатиса (влияние звуков высокой частоты на психику человека). Национальная ассоциация музыкальной терапии и развиваемое в ней направление инструментальной и вокальной терапии, которое основывается на творческом подходе, подчеркивающем роль «живой» музыки как средства коммуникации. Центр музыкальной терапии в Лондоне (1975 г.) занимающийся разработкой музыкально-терапевтических программ для специальных школ и клиник Лондона. Институт музыкальной терапии в Германии (1985 г.), где музыкотерапия (искусствотерапия) применяется во многих областях медицины.

Специальные исследования В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, С.С. Корсакова, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, Г.П. Шипулина и др. в России, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека. Воздействия искусства на формирование интеллектуальных и творческих способностей ребенка, на процесс оздоровления в отечественных научных исследованиях в области педагогики, психологии (Б.В. Асафьев, С.В. Смоленский, А.И. Пузыревский, Б.Л. Яворский, Апраксина, В.В. Медушевский и др.).

Тема 3. Культурологическое обоснование искусствотерапевтической деятельности.

Предпосылки использования искусствотерапевтической деятельности в образовательном пространстве в концепциях и технологиях личностно ориентированного, развивающего образования. Говоря об ИТД как составной части профессиональной деятельности учителя, следует определить актуальность обращения к искусствоткрапевтическому подходу, выявить место и роль ИТД в педагогическом процессе.
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Охарактеризуйте становление и развитие искусствотерапии в разные исторические периоды.

2. Рассмотрите современные подходы применения различных видов искусства в системе восстановительной медицины психокоррекционной практике и ее преломления к уроку.

3. Раскройте место ИТД в системе образования.

4. Согласны ли Вы с высказыванием Клавдия Голена: «Обучение надо проводить под наблюдением врача».

5. Прослушайте любое музыкальное произведение. Обратите внимание на ощущения, которые у Вас возникли при слушании. Запишите их. Попробуйте осознать их и проанализировать причины их возникновения. Можно ли это считать ИТ?
Самостоятельная исследовательская работа слушателей:
- Провести анализ литературы по проблеме «Искусство в лечении, профилактике, поддержке и коррекции психического, физического и духовного здоровья».

- Подготовить аннотацию на один из источников (книгу, статью, выступление) по данной проблеме для сообщения на семинарских занятиях.

- Провести анализ психолого-педагогических особенностей детей в развитии, используя различные литературные источники.

- Подготовить сообщение о роли художественного восприятия в ИТ (желательно, из собственного педагогического опыта).
Контрольные процедуры
Текущий контроль успеваемости может осуществляться в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.
Литература
1. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. – М., 1980.

2. Золтаи Д. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. - М., 1977.

3. Лихолет Н.Н. Подготовка студентов в педагогическом вузе к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки : монография / Н.Н. Лихолет. – Воронеж: ВГПУ, 2006.

4. Блаво Рушель, Мессинг Мишель Кто дал людям исцеляющую музыку. – СПб.: Издательство «Веды». 2009.

5. Юсфин А.Г. «Музыка – сила жизни». – СПб.: ООО «Аюрведа Плюс». – 2006.

Модуль 2
Тема 2. Основы ИТД: сущность, структура, содержание.
Пояснительная записка
Модуль предназначен для переподготовки и повышения квалификации учителей искусства.

Цель модуля – показать слушателям родственные аспекты художественной и педагогической деятельности, содержащиеся и проявляющиеся в любом акте педагогического мастерства.
Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма занятий

1.

Сущность искусствотерапевтической деятельности учителя, как составная часть педагогической деятельности

2

Лекция

2.

Структура искусствотерапевтической деятельности учителя как многоуровневая система

1

1

Лекция

Семинар

3.

Содержание искусствотерапевтической деятельности как педагогическая деятельность

1

1

Лекция

Семинар

4.

Итого

6





Содержание тем
Тема 1. Сущность искусствотерапевтической деятельности учителя, как составная часть педагогической деятельности

Даются понятия «искусствотерапия»; «искусствотерапевтическая деятельность», обеспечивающих разработку теории и практики педагогического поддерживающего процесса художественного развития личности и формирования основ художественной культуры, построенных на применении разных видов искусства, позволяющих с помощью стимулирования художественно- творческих проявлений ребенка (человека) осуществлять созидание здоровой самоактуализирующейся личности. Определяются научно-теоретические, частные задачи, основные мотивы ИТД. Сущность ИТД. Возможности художественно-творческой деятельности в создании новых позитивных переживаний; в воспитании и развитии личности, способной к саморазвитию и самоорганизации психического и физического здоровья на духовном стержне.

Тема 2. Структура искусствотерапевтической деятельности учителя как многоуровневая система.

Рассмотрение структуры ИТД как многоуровневой системы, компоненты которой – цель, мотивы, действия и результат. Действия в структуре ИТД можно классифицировать как функции педагогического общения: аттрактивная (притягивающая, завораживающая), воспитательная, образовательная, коммуникативно-рефлексирующая, диагностическая, ориентационно-прогностическая, терапевтическая конструктивно-проектировочная, фасилитаторская, культурологическая, катарсическая, регулятивная.

Тема 3. Содержание искусствотерапевтической деятельности как педагогическая деятельность.

Характеристика содержания ИТД. как педагогической деятельности учителя музыки. Организация процесса овладения и присвоения учащимися художественной культуры своего народа и человечества, развитие и формирование целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства, профилактики, сохранения и коррекции здоровья учащихся (по Концепции художественного образования в Российской Федерации)1.
Вопросы к семинару:
1. Раскройте понятия «Искусствотерапия», «Искусствотерапевтическая деятельность».

2. Охарактеризуйте сущность искусствотерапевтической деятельности.

3. Рассмотрите возможности ИТД.

4. Раскройте виды деятельности, способствующие реконструкции психотравмирующих ситуаций.

5. Что включает в себя содержание ИТД?

6. Охарактеризуйте структуру ИТД.
Самостоятельная исследовательская работа слушателей:
Проанализировать литературу по данному вопросу с точки зрения ИТД на уроках музыки.

Подготовить выступление на семинарских занятиях.
Контрольные процедуры
Текущий контроль успеваемости может осуществляться в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.
Литература
1. Бечак Б.А. Воспитание искусством. – М., 1981.

2. Каган В.Е. Понимая себя: взгляд психотерапевта. – М.: Смысл, 2002.

3. Клюев А.С. Философия музыки. Избранные статьи и материалы / А.С. Клюев. – СПб. : Астерион, 2008.

4. Лихолет Н.Н. Подготовка студентов в педагогическом вузе к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки : монография / Н.Н. Лихолет. – Воронеж: ВГПУ, 2006.

5. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

6. Музыкотерапия в музыкальном образовании: материалы первой Всероссийской конференции 5 мая 2008 г., Санкт-петербург /ред. проф. А.С. Клюев. СПб.: Астерион. 2008.

7. Хамель П.М. Через музыку к себе. Как мы познаем и воспринимаем музыку. – М.: Издательский дом «Классика XXI, 2007.

Модуль 3

Психолого-педагогические знания о природе детства, сущности развития личности и природе индивидуальности как условие искусствотерапевтической деятельности учителя
Пояснительная записка
Модуль предназначен для переподготовки и повышения квалификации учителей искусства.

Цель модуля – донести до слушателей значимость психолого-педагогической компетентности учителя для осуществления искусствотерапевтической деятельности.
Учебно-тематический план



Тема

Кол-во часов

Форма занятий

1.

Психолого-физиологические, возрастные особенности учащихся

2

Лекция

2.

Художественное восприятие как основа проектирования ИТД учителя

1

1

Лекция

Семинар

3.

Предпосылки становления ИТД в различных психологических концепциях

1

1

лекция

семинар

4.

Итого

6





Содержание тем
Тема 1. Психолого-физиологические, возрастные особенности учащихся

Рассматриваются знания: о возрастных, психологических, физических особенностях, способностях, возможностях учащихся: представления о биолого-генетической обусловленности ряда качеств личности; о взаимодействии биологического и социального в историческом и индивидуальном развитии; о проблеме адаптации человека, ее пределах и резервах; о медико-биологических, психологических и социальных аспектах здоровья ребенка; о механизмах возникновения стресса и путях выхода из него; об основах психогигиены как условие, способствующее осуществлению искусствотерапевтической деятельности учителя.

Тема 2. Художественное восприятие как основа проектирования ИТД учителя

Опираясь на компетентность слушателей в области педагогики, психологии, валеологии, обратить внимание на особенности урока как урока искусства, на приобретение учащимися информации через чувственную, эмоциональную сферу. Художественное восприятие как средство и цель музыкального воспитания, его доминирующая роль во всех признанных системах музыкального воспитания ХХ века. Интенсификация процесса художественного восприятия комплексным воздействием синтеза искусств.

Художественное восприятие как необходимое условие ИТД. Важность знаний об индивидуальных особенностей учащихся для проектирования ИТД учителя.

Тема 3. Предпосылки становления ИТД в различных психологических концепциях.

Теории: З. Фрейда (проблема деления психики на сознательную и бессознательную сферы); К. Юнга (самостоятельная регуляция своей психической деятельности, раскрытие скрытых возможностей, выявление основных внутрипсихических конфликтов через выражение в искусстве, художественной деятельности). Концепция Д.К. Кирнарской построенная на выделенных Хауэрдом Гарднером девяти видах природных способностей человека, которые определяют всё духовное развитие человечества (телесно-двигательный интеллект, пространственный интеллект, природный интеллект, интерличностный, интраличностный, музыкальный вербальный, логико-матетматический и спиритальный). Диагностики по изучению развития художественного восприятия, мышления, социальной адаптации и т.д. Соотношение биологического и социального факторов формирования, развитие в онтогенезе и филогенезе, структура и определяющие признаки, возможности и закономерности развития.
Вопросы к семинару:
1. Обосновать роль общих закономерностей развития ребенка, представлений учителя о его биолого-генетических качествах которые необходимы ему при осуществлении ИТД.

2. Перечислите физиологические и психологические показатели, которые могут измениться в процессе художественного восприятия.

3. Проанализируйте и обоснуйте любую концепцию с точки зрения становления ИТД учителя.

4. В процессе исполнения музыкального произведения обратите внимание на степень осознанности своих, например, движений. Какие мысленные фразы помогают Вам быстрее преодолеть технические трудности, точнее воплотить исполнительский замысел? Запишите их. Затем проанализируйте.

5. В процессе исполнения музыкального произведения обратите внимание на степень осознанности своих, например, движений. Какие мысленные фразы помогают Вам быстрее преодолеть технические трудности, точнее воплотить исполнительский замысел? Запишите их. Затем проанализируйте.
Самостоятельная исследовательская работа слушателей:
- Провести анализ психолого-педагогических особенностей детей в развитии, используя различные литературные источники.

- Подготовить сообщение о роли художественного восприятия в ИТ (желательно, из собственного педагогического опыта).
Контрольные процедуры
Текущий контроль успеваемости может осуществляться в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.
Литература
1. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. Проблемы развития и воспитания человека. /Под ред. А.В. Брушлинского и В.А. Кольцовой. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. – СПб.: Азбука, 2000.

3. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. – М., «Когито-Центр», 2003.

4. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2005.

5. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты - ХХI век, 2004.

6. Лихолет Н.Н. Подготовка студентов в педагогическом вузе к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки : монография / Н.Н. Лихолет. – Воронеж: ВГПУ, 2006.

7. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008.

8. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.. С. 220 – 235.

9. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М.: Издательство «Институт практической психологии «, Воронеж: НПО «МОДЭК». 1998.

10. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования / Д. И. Фельдштейн. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009.


Модуль 4
Интеграция образовательной деятельности как условие обеспечения качества ИТД учителя
Пояснительная записка
Модуль предназначен для переподготовки и повышения квалификации учителей и учителей искусства в частности.

Цель – показать: - эффективность театральной педагогике и сотворчества учителя и учеников в ИТД; - необходимость проектировать здоровьесберегающие уроки на основе ИТ принципов, методов.
Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма занятия

1.

Элементы театральной педагогики в ИТД учителя


2

1

Лекция

Практика

2.

Педагогический артистизм – необходимое условие в становлении педагога-искусствотерапевта

2

3

Семинар

Практика

3.

Педагогическая интеграция рационального и эмоционального в структуре ИТД учителя

2

2

Лекция

Практика

4.

Итого

12





Содержание тем
Тема 1. Элементы театральной педагогики в ИТД учителя.

Общность и различие актерско-режиссерской и педагогической деятельности. Основные точки соприкосновения педагогической «техники» с «техникой актерского искусства и режиссуры в формировании ИТД компетенций. Характеристики, сближающие театральную педагогику и ИТ деятельность: содержательный, инструментальный, целевой, структурный, концептуальный признаки, процессуальные характеристики, требования к личности творца – искусствотерапевта. Специфические черты каждой области деятельности, связанные с наличием – отсутствием зрителя, предметом представления, особенностями сферы деятельности и чувственной сферы деятеля, возможностью импровизации в деятельности. Проводится взаимообогащающая параллель между театральной педагогикой и ИТД, их цель и перспективы.

Тема 2. Педагогический артистизм – необходимое условие в становлении педагога-искусствотерапевта.

Артистизм в структуре личности педагога-искусствотерапевта. Разграничение понятий артистизма и актерствования, педагогического мастерства педагогической технике в ИТД учителя. Структура педагогического артистизма. Эстетический компонент педагогического артистизма. Педагогическая импровизация, коммуникативная компетентность как необходимое условие ИТД учителя. Критерии оценки артистизма учителя-искусствтерапевта. Кинетические средства, телесная экспрессия, пластика поведения в ИТД.

Тема 3. Педагогическая интеграция рационального и эмоционального в структуре ИТД учителя.

Творческий сценарий урока как способ организации искусствотерапевтического урока. Учитель исследователь – необходимое условие в результативности ИТД. Деятельность педагога-терапевта как ученого, исследователя. Четыре вида человеческой деятельности (преобразовательная, познавательная, личностно-ориентированная и коммуникативная (М.С. Каган)) в художественной деятельности. Способы взаимосвязи рациональных и эмоциональных элементов в ИТД учителя. Техника речи и ее значение работе педагога-терапевта. Профессиональные требования к голосу педагога, тембровая окраска звука, суггестивность как способность голоса к внушению. Интонационная выразительность. Дикция как четкость произношения и воздействия на учащихся. Ритмика речи. Значение паузы (логической и психологической). Оптимальная скорость речи и речевое (фонационное) дыхание.
Вопросы к семинару и практическим занятиям:


  1. Охарактеризуйте необходимость педагогического артистизма в ИТД учителя. Продемонстрируйте на конкретных примерах.

  2. Раскройте компоненты артистизма, которые помогут создать на уроке искусствотерапевтическое пространство. Спроектируйте и продемонстрируйте, на их основе ИТД.

  3. Рассмотрите способы взаимодействия рациональных и эмоциональных элементов в рамках ИТД. Продемонстрируйте на примере фрагмента любого урока, занятия.

  4. Охарактеризуйте роль исследовательской деятельности в ИТД учителя. Продемонстрируйте пример в рамках любого урока, занятия.

  5. Опишите собственное эмоциональное состояние, связанное с очень важной для Вас жизненной ситуацией. Запишите свой рассказ на магнитофон, прослушав его, отметьте экстра- и паралингвистические элементы речи. Проанализируйте высказывание по шкале показателей внешнего выражения, внутренного психологического состояния (вербальная активность - темп, ритм, динамика речи, наличие пауз, междометий, артистическое богатство, наличие в высказывании имен существительных, обобщающих понятий, глаголов, местоимений, метафоричность высказываний и т.д.).

Упражнения для развития фонационного дыхания, для формирования дикционных навыков и навыков создания логической и художественной перспективы звучащей речи. Вопросы актерской техники в работах К.С.Станиславского, пластическая техника, эмоциональная окраска пластики, темпоритм педагога-терапевта в работе с детьми. Тренинг пластических умений, выражающих различные эмоциональные состояния человека. Тренинг развития умений пантомимического восприятия. Упражнения на составление организующих формул: «Я хочу», «Я смогу», «Я сделаю», «Я делаю».
Самостоятельная исследовательская работа слушателей:
- Проанализируйте литературу по актерскому мастерству и взаимоотношению учителя и учеников с точки зрения ИТД учителя, сделайте аннотацию используемого источника для практического занятия.

- Подберите упражнения на развитие педагогического мастерства, снятие психологичесих барьеров, мышечных зажимов и т.д., тренинги по саморегуляции для использования их в своей ИТД, упражнения, тренинги на развитие воображения, взаимодействия, распределение внимания, формирования чувства «Мы», установления контакта с детьми и т.д.
Контрольные процедуры
Текущий контроль успеваемости может осуществляться в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.
Литература
1. Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры / Е.А. Бондаренко. Омск: Сибир. филиал Рос. Ин-та культурологии, 2000.

2. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учебн. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

3. Булатова О.С. Искусство современного урока : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

4. Лихолет Н.Н. Подготовка студентов в педагогическом вузе к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки : монография / Н.Н. Лихолет. – Воронеж: ВГПУ, 2006.

Модуль 5
Учитель и ученик - сотворцы искусствотерапевтического урока
Пояснительная записка
Модуль предназначен для переподготовки и повышения квалификации учителей и учителей искусства в частности.

Цель – показать слушателям эффективность сотворчества учителя и учеников в создании искусствотерапевтического урока.
Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма занятия

1.

Педагогическое общение – главное средство взаимодействия учителя и учеников, их сотворчество


1

1

Лекция

Практика

2.

Диалог – форма общения в искусствотерапевтической деятельности

1

1

Лекция

Практика

3.

Упражнения, тренинги, способствующие организации сотворцами искусствотерапевтического (здоровьесберегающего) урока.

1

1

Семинар

Практика

4.

Итого

6





Содержание тем
Тема 1. Педагогическое общение – главное средство взаимодействия учителя и учеников, их сотворчество.

Общение как профессионально-значимая, функциональная категория в педагогической деятельности, перерастающая в компоненты профессионально-творческие. Субъект – субъектные отношения между преподавателем и учеником, как особая «технология прикосновения» к личности ребенка, придающая педагогическому процессу черты, объединяющие педагогику и искусство. Актуальность представления о ребенке как о равноправном собеседнике. Диалектика содержания процесса обучения как взаимодействие культур: «ставшей» (социальный опыт), аккумулированной в проектах содержания образования; культуры ученика, педагога, самого учебного процесса обучения (дидактическая культура) – суть соавторства учителя и ученика. Конструирование «партитуры педагогического общения».

Тема 2. Диалог – форма общения в искусствотерапевтической деятельности.

Гуманистический потенциал индивидуальности учителя, приводящий к диалогу с другой логикой, с педагогом, с самим собой, и делает его полноправным творцом здоровьесберегащего урока. Диалог как творчество, свобода выбора, где могут быть подвергнуты сомнению, переоценки различные элементы социального опыта. Эмоциональная и личностная открытость, психологический настрой, безоценочность, доверительность и открытость искренность – свойства диалогического общения. Система формирования умений и навыков, воздействие педагога на ученика (речевых, мимических, жестовых, пластических), психической саморегуляции, моделировать и вести педагогическое общение, эффективно использовать наглядный и демонстрационный материал, показатели характерологического портрета. Внешний вид педагога-искусствотерапевта. Понятие о фасилитаторском педагога-искусствотерапевта. Основные «рычаги поддержки», или «рычаги инициативности». Понятие «психическая саморегуляция». Значение саморегуляции и психического настроя в профессиональной ИТД педагога.

Тема 3. Упражнения, тренинги, способствующие организации сотворцами искусствотерапевтического (здоровьесберегающего) урока.

Рефлексия как основа построения и оценки ИТД учителя. Психологический барьер и мышечные зажимы как препятствие адекватному поведению субъекта и выполнению им социальных функций и пути их преодоления. Механизм психической регуляции и пути ее достижения в профилактике, коррекции психического, физического здоровья учащихся и учителя. Аутогенная тренировка. Упражнения для развития умения создавать визуальный контакт. Тренинг пластических умений, развития умений пантомимического восприятия. Упражнения на развитие и формирование походки, позы, осанки, на развитие умений преодолевать психологические барьеры общения, мышечные зажимы. Методика проведения аутогенной тренировки. Упражнения для развития умения создавать визуальный контакт. Тренинг пластических умений, выражающих различные эмоциональные состояния человека. Тренинг развития умений пантомимического восприятия. Упражнения на развитие и формирование походки, позы, осанки. Упражнения на развитие умений преодолевать психологические барьеры общения, мышечные зажимы. Методика проведения аутогенной тренировки. Невербальные средства общения, характеристика и значение в реальном вза Роль знаний и умений по ИТД в выстраивании субъект-субъектных отношений между учителем и учеником.
Вопросы и задания к семинару и практическим занятиям:


  1. Сформулируйте Ваше понимание особенностей педагогического общения при ИТД учителя.

  2. Докажите и продемонстрируйте преимущество диалогового общения на здоровьесберегающих уроках.

  3. В чем заключаются основные проблемы взаимопонимания в отношениях «учитель - ученик»?

  4. Обоснуйте актуальность сотрудничества, сотворчества педагога и ученика на уроках, особенно в рамках ИТД учителя.

  5. Сделайте самоанализ своей ИТД, выявите ее положительные и отрицательные стороны, наметьте пути их решения.

  6. Самостоятельно подготовьте фрагменты уроков с использованием заданий и упражнений, способствующих созданию сотоварищества, сотворчества, сопричастности учителя и ученика, т.е. ИТД.

  7. Проанализировать просмотренные фрагменты уроков, найти оптимальные варианты решения выявленных проблем, а также с точки зрения «учитель и ученик - сотворцы искусствотерапевтического урока», предложите свои варианты.


Самостоятельная исследовательская работа слушателей:
1. Проанализируйте данную тему в литературных источниках, законспектируйте ее для использования на практических занятиях.

2. Подберите задания, тренинги, упражнения на развитие воображения, распределения внимания, формирования чувства «Мы», установления контакта с детьми и т.д.

Контрольные процедуры
Текущий контроль успеваемости может осуществляться в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.
Литература
1. Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры / Е.А. Бондаренко. Омск: Сибир. филиал Рос. Ин-та культурологии, 2000.

2. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учебн. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

3. Булатова О.С. Искусство современного урока : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

4. Лихолет Н.Н. Подготовка студентов в педагогическом вузе к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки : монография / Н.Н. Лихолет. – Воронеж: ВГПУ, 2006.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск