1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины:
- формирование знаний в вопросах, связанных с производством, передачей и распределением электрической энергии;
- формирование знаний по выбору параметров и состава основного энергетического оборудования генерирующих объектов в системах энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей с учетом социально-экологических и экономических факторов;
- усвоение знаний о грамотной эксплуатации электрооборудования электрических сетей и основного энергетического оборудования генерирующих объектов в системах энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей;
- приобретение умений и навыков правильного выбора проводов, кабелей, электрических аппаратов с учетом действия токов короткого замыкания и с учетом минимальных затрат;
- приобретение умений и навыков грамотного составления схемы распределения электроэнергии; расчета электрических нагрузок и правильного выбора источников электроэнергии и силовых трансформаторов.
По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:
- совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);
- к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);
- проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации (ОК-5);
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-9).
- использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ПК-2);
- демонстрировать навыки работы в коллективе, готовностью генерировать (креативность) и использовать новые идеи (ПК-3);
- находить творческие решения профессиональных задач, готовностью принимать нестандартные решения (ПК-4);
- анализировать естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-5);
- решать инженерно-технические и экономические задачи с применением средств прикладного программного обеспечения (ПК-19);
- принимать решения в области электроэнергетики и электротехники с учетом энерго- и ресурсосбережения (ПК-21);
- использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-36);
- планировать и ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований (ПК-37);
- представлять результаты исследования в виде отчетов, рефератов, научных публикаций и на публичных обсуждениях (ПК-41);
- оценивать инновационные качества новой продукции (ПК-42).
Задачами дисциплины являются:
- общие знания о системах электроснабжения, в вопросах, связанных с производством, передачей и распределением электрической энергии;
- знания об основном энергетическом оборудовании генерирующих установок на базе ГЭУ и их основных энергетических, экономических и экологических характеристиках;
- знания об основных технических схемах использования ГЭУ для электроснабжения централизованных и децентрализованных потребителей;
- знания о грамотной эксплуатации электрооборудования электрических сетей и основного энергетического оборудования генерирующих объектов на базе ГЭУ в системах энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей;
- знания и навыки грамотного составления схемы распределения электроэнергии; расчета электрических нагрузок и правильного выбора источников электроэнергии и силовых трансформаторов;
- знания и навыки правильного выбора проводов, кабелей, электрических аппаратов с учетом действия токов короткого замыкания и с учетом минимальных затрат.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
- современные достижения науки и передовой технологии в электроснабжении автономных потребителей (ПК-36, ОК-9);
- новые методы исследования, расчета параметров и выбора основное энергетическое оборудование генерирующих установок на базе ГЭУ и их основные энергетические, экономические и экологические характеристик (ОК-2);
- методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований (ПК-37).
Уметь:
- использовать современные достижения науки и передовой технологии в электроснабжении автономных потребителей (ПК-36);
- решать инженерно-технические и экономические задачи с применением средств прикладного программного обеспечения (ПК-19);
- принимать решения в области электроснабжения с учетом энерго- и ресурсосбережения (ПК-21);
- представлять результаты исследования в виде отчетов, рефератов, научных публикаций и на публичных обсуждениях (ПК-41);
- оценивать инновационные качества новой продукции (ПК-42);
- находить творческие решения профессиональных задач, принимать нестандартные решения (ПК-4);
Владеть:
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);
- способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);
- способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации (ОК-5);
- способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ПК-2);
- способностью демонстрировать навыки работы в коллективе, готовностью генерировать (креативность) и использовать новые идеи (ПК-3);
- способностью находить творческие решения профессиональных задач, готовностью принимать нестандартные решения (ПК-4);
- способностью анализировать естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-5);
3. Содержание лекционных форм обучения
Лекции
1. Потребители электроэнергии, их классификация и режимы их работы
Потребители электроэнергии, их классификация и режимы их работы. Классификация и режимы работы автономных потребителей.
2. Графики нагрузок электроустановок и их характеристика.
Графики нагрузок электроустановок и их характеристика. Назначение графиков электрических нагрузок. Коэффициенты, характеризующие режим работы электроустановок. Построение суточных и годовых графиков нагрузок.
3. Электрические нагрузки.
Электрические нагрузки. Установленная, расчетная, максимальная и средняя мощности электроустановок. Определение расчетных нагрузок (активной, реактивной и кажущейся мощностей) по коэффициенту спроса, по среднеквадратичной мощности, по коэффициенту использования и расчетному коэффициенту.
4. Реактивная мощность в системах электроснабжения
Реактивная мощность в электрических системах и системах электроснабжения. Источники и потребители реактивной мощности в электрических системах и системах электроснабжения промышленных и коммунально-бытовых потребителей.
5. Электрическое освещение. Источники света. Осветительные приборы. Проектирование осветительных установок.
Электрическое освещение. Световые величины: световой поток, сила света, освещенность. Единицы измерения световых величин.
Источники света. Лампы накаливания, их электрические и световые характеристики, достоинства и недостатки. Лампы накаливания галогенные. Газоразрядные источники света. Люминесцентные лампы низкого давления, ртутные, натриевые, Конструкция ламп, их световые и электрические характеристики, преимущества и недостатки
Осветительные приборы. Светильники. Назначение осветительной арматуры и материалы для ее изготовления. Основные характеристики светильников: светораспределение, коэффициент полезного действия, защитный угол. Классификация светильников.
Проектирование осветительных установок. Правила и нормы искусственного освещения. Выбор источников света, системы и вида освещения, освещенности и коэффициента запаса. Выбор светильников по условиям среды, требованиям к светораспределению, экономическим соображениям Размещение осветительных приборов.
6. Выбор напряжения и источников питания автономных потребителей.
Выбор напряжения и источников питания автономных потребителей, в том числе от возобновляемых источников энергии (солнца, ветра).
7.Электротехническое оборудование систем электроснабжения автономных потребителей.
Агрегаты и системы бесперебойного питания, инверторы, блоки питания силовые распределительные щиты, выпрямители, щитки этажные осветительные, ящики и шкафы управления, стабилизаторы.
8. Обеспечение надежности систем электроснабжения автономных потребителей Разработка схем.
Ветро-дизельные, солнце-дизельные комплексы. Надежность систем электроснабжения автономных потребителей. 9. Питающие и групповые электрические сети. Расчет электрической сети.
Питающие и групповые электрические сети. Выбор мест расположения групповых щитков и трассы сети. Выбор марки и сечения проводов и кабелей в сети до 1000 В, а так же способов прокладки сети.
Расчет электрической сети. Выбор коммутационно-защитной аппаратуры. Конструкция автоматических выключателей, предохранителей, условия выбора. |