Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.2 Цели и задачи освоения дисциплины «Эконометрика» 3
1.2 Обязательный минимум содержания дисциплины «Эконометрика» 3
1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО 3
2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМЕТРИКА» 3
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМЕТРИКА» 4
3.1. Тематический план дисциплины «Эконометрика» 4
3.2. Содержание дисциплины «Эконометрика» 6
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 9
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 10
5.1 Примерные темы рефератов и направления научно-исследовательской работы студентов. 11
5.2. Перечень вопросов к зачету по курсу «Эконометрика» 13
5.3. Варианты тестов к зачету по дисциплине «Эконометрика» 14
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМЕТРИКА» 18
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины 19
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.2 Цели и задачи освоения дисциплины «Эконометрика»
Целью курса «Эконометрика» является усвоение студентами эконометрических методов и выработка навыков их применения в анализе социально-экономических явлений и процессов.
Задачи дисциплины:
Студенты при изучении данной дисциплины должны уметь использовать методы эконометрики для прикладных целей. В частности, студенты должны уметь строить линейные модели множественной регрессии, проверять свойства оценок МНК; анализировать показатели качества регрессии; работать с линейными регрессионными моделями с гетероскедастичностью и автокорреляцией; использовать обобщенный метод наименьших квадратов (омнк); строить регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные); строить нелинейные модели регрессии; использовать модели стационарных и нестационарных временных рядов, идентифицировать их; строить системы линейных одновременных уравнений; владеть косвенным, двухшаговым и трехшаговым методом наименьших квадратов.
Студенты после изучения дисциплины должны знать методы моделирования экономических процессов и систем на макро и микро уровнях, уметь и иметь опыт интерпретации и проверки построенных эконометрических моделей, использовать современные пакеты программ статистического анализа и иметь опыт использования статистических сборников и сети Internet для сбора экономической информации. 1.2 Обязательный минимум содержания дисциплины «Эконометрика»
Линейная модель множественной регрессии; метод наименьших квадратов (мнк); свойства оценок мнк; показатели качества регрессии; линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокоррелированными остатками; обобщенный метод наименьших квадратов (омнк); регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные); нелинейные модели регрессии и их линеаризация; характеристики временных рядов; модели стационарных и нестационарных временных рядов, их идентификация; система линейных одновременных уравнений; косвенный, двухшаговый и трехшаговый метод наименьших квадратов. 1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Эконометрика» относится к базовой части профессионального цикла ООП ВПО (Б3.Б.3).
Дисциплина базируется на следующих курсах – Математический анализ, Линейная алгебра, Теория вероятностей и математическая статистика, Теория статистики, Социально-экономическая статистика, Экономическая теория, Информатика. В свою очередь, курс “Эконометрика” обеспечивает необходимую подготовку студентов для курсового и дипломного проектирования и изучения дисциплин профессионального цикла.
2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМЕТРИКА» 2.1. Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). 2.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6). 2.2. Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
В результате освоения дисциплины
Студент должен знать:
особенности построения регрессионных моделей с одним уравнением, моделей временных рядов, систем одновременных уравнений, подходы к моделированию различных типов данных: временных рядов и пространственных данных.
Студент должен уметь:
определять конечные цели моделирования и набор участвующих в модели факторов, выбирать общий вид модели (состав и форму входящих в нее связей), собирать необходимую статистическую информацию, проводить статистический анализ модели (статистическое оценивание неизвестных параметров модели), сопоставлять реальные и модельные данные, проверяя адекватность модели и точность модельных данных.
Студент должен иметь представление:
о возможности применения эконометрических методов в исследовании социально-экономических явлений.
Приобрести практические навыки: изучения учебно-методической, научной и информационно литературы по эконометрике; анализа конкретных ситуаций, складывающихся в мировой и национальной экономике; построения эконометрических моделей и их анализ. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМЕТРИКА»
Общая трудоемкость дисциплины «Эконометрика» составляет 4 зачетные единицы или 144 часа. Основной единицей трудоемкости является з.е. «кредит», равный 36 часам учебного времени во всех его формах за один семестр обучения.
| Очная форма
| Заочная форма
|
| 4 года
| 5 лет
| Общий объем час по ФГОС
| 144
| 144
| Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
| 72
| 16
| - лекций,
по семестрам
| 36
| 8
|
|
| - практические занятия, семинары
по семестрам
-КСР
| 36
| 8
|
|
| -
| -
| Самостоятельная работа, час.
| 66+(6)
| 122+(6)
| Контрольные работы по семестрам
| -
| -
| Курсовые работы по семестрам
| -
| -
| Зачеты, по семестрам
| 6
| 5
| Экзамены, по семестрам
| -
| -
|
3.1. Тематический план дисциплины «Эконометрика»
№№
п/п
| ТЕМЫ КУРСА
| Лек.
Час.
| Сем.
Час.
| СРС
Час.
| Всего
Час.
| 1.
| Цели и задачи эконометрического моделирования
Эконометрика как наука и учебная дисциплина
Области применения эконометрических моделей.
Методологические вопросы построения эконометрических моделей: обзор используемых методов
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения 4 года
| 2
| -
| 4
| 6
| Заочная форма обучения 5 лет
| 1
| -
| 4
| 5
| 2.
| Парная регрессия и корреляция.
Понятие о функциональной, статистической и корреляционной связях.
Уравнение регрессии, его смысл и назначение. Выбор типа математической функции при построении уравнения регрессии.
Оценка степени тесноты связи между количественными переменными.
Стандартная ошибка уравнения регрессии.
Оценка статистической значимости показателей корреляции, параметров уравнения регрессии в целом: t - критерий Стьюдента, F - критерий Фишера
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения 4 года
| 6
| 6
| 14
| 26
| Заочная форма обучения 5 лет
| 2
| 2
| 20
| 24
| 3.
| Множественная регрессия и корреляция
Понятие о множественной регрессии.
Стандартизованные коэффициенты регрессии, их интерпретация.
Оценка надежности показателей корреляции.
Мультиколлинеарность: причины и последствия.
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения 4 года
| 8
| 8
| 14
| 30
| Заочная форма обучения 5 лет
| 4
| 2
| 24
| 30
| 4.
| Спецификация переменных в уравнениях регрессии
Эконометрические модели.
Проблема гетероскедастичности. Автокорреляция.
Фиктивные переменные.
Моделирование.
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения 4 года
| 6
| 4
| 12
| 22
| Заочная форма обучения 5 лет
| -
| -
| 20
| 20
| 5.
| Временные ряды в эконометрических исследованиях
Специфика временных рядов как источника данных в эконометрическом моделировании.
Аналитическое выравнивание временных рядов.
Анализ временных рядов при наличии периодических колебаний: аддитивная и мультипликативная модели.
Особенности изучения взаимосвязанных временных рядов.
Метод последовательных разностей.
Метод отклонения уровней ряда от основной тенденции.
Метод включения фактора времени
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения 4 года
| 8
| 10
| 14
| 32
| Заочная форма обучения 5 лет
| 1
| 4
| 28
| 35
| 6.
| Системы эконометрических уравнений.
Виды систем эконометрических уравнений.
Структурная и приведенная формы эконометрической модели.
Проблемы идентификации.
Косвенный и двухшаговый метод наименьших квадратов, общая схема алгоритма расчетов
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения 4 года
| 6
| 8
| 14
| 28
| Заочная форма обучения 5 лет
| -
| -
| 28
| 30
|
| ИТОГО:
|
| Очная форма обучения 4 года
| 36
| 36
| 66+6=72
| 138+6=144
| Заочная форма обучения 5 лет
| 8
| 8
| 122+6=128
| 138+6=144
|
3.2. Содержание дисциплины «Эконометрика»
|