Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины «Общий менеджмент» 3
1.2. Обязательный минимум содержания дисциплины 3
1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО 3
2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ» 3
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ» 4
3.1. Тематический план дисциплины «Общий менеджмент» 4
3.2. Содержание дисциплины 7
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 10
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 11
5.1. Планы семинарских занятий по курсу 11
5.2 Примерная тематика рефератов по дисциплине «Общий менеджмент» 15
5.3 Перечень вопросов к зачету по курсу «Общий менеджмент» 16
5.5 Тестовые задания по курсу «Общий менеджмент» 17
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ» 20
6.1. Специальная литература 20
6.2. Программное обеспечение 21
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 21
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цели и задачи освоения дисциплины «Общий менеджмент»
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплекса знаний и практических навыков профессиональных управляющих, эффективных коммуникаций и оценки эффективности качества работы, рассмотрение методологических основ управления, методов управления организацией и основных принципов функционирования и развития организации через ознакомление с современной теорией менеджмента, получение специальных навыков по экономическому анализу и принятию управленческих решений в управленческой и предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.
Задачи дисциплины:
- овладеть базовыми знаниями в области теории и практики управления современным производством и бизнесом;
- сформировать у студентов умение анализировать и прогнозировать управленческую среду, поведение работников в организации и эффективно использовать человеческие ресурсы;
- освоить основы и разрабатывать стратегические и тактические планы, реализовывать управленческие решения;
- обучить студентов методам научной организации управления трудовыми коллективами, формированию эффективной управленческой команды;
- выработать у студентов навыки делового общения, работы в кризисных и конфликтных ситуациях. 1.2. Обязательный минимум содержания дисциплины
Состояние управления современной российской макро- и микроэкономикой; необходимость совершенствования организации управления в России; особое значение антикризисного менеджмента; понятие, сущность, цели, значение, технологии, общие и специальные функции менеджмента как вида деятельности; виды менеджмента; опыт менеджмента за рубежом; возможности и пути использования его в России; цели и система управления предприятиями; построение организационных структур; организационный менеджмент; методы обоснования бизнес-планов предприятий и их мониторинг; внутренняя и внешняя среда предприятия; коммуникационный менеджмент; система информационных коммуникаций; стратегический менеджмент; ситуационный менеджмент; финансовый менеджмент, его роль в системе современного менеджмента; менеджмент персонала: основные качества менеджера, особенности его работы; этика делового общения, управление конфликтами, психология менеджмента, корпоративная культура и организационное поведение; система мотиваций, контроль и контроллинг; управление рисками, антикризисное управление; особенности управления внешнеэкономическими связями; пути повышения эффективности менеджмента.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
. Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ООП ВПО.
Дисциплина является предшествующей для таких дисциплин, как Управление персоналом в таможенных органах, Таможенный менеджмент; Управление таможенными органами.
2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ» 2.1 Процесс изучения дисциплины, в соответствии с ФГОС ВПО, направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:
способностью самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (ПК-1);
умением планировать, организовывать, координировать, стимулировать и контролировать деятельность персонала структурного подразделения таможенного органа (ПК-31);
умением оценивать состояние и перспективы развития таможенных органов, планировать и прогнозировать деятельность их структурных подразделений (ПК-33);
владением навыками по организации взаимодействия в области профессиональной деятельности (ПК-35).
2.2.Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- теоретические основы менеджмента;
- основные принципы управления;
- основы профессионального отбора;
- методы расстановки, профессионального обучения и аттестации персонала;
уметь:
- применять методы управления в профессиональной деятельности;
- применять теоретические знания в практике управления персоналом;
- проводить оценку персонала;
владеть:
- навыками самостоятельного изучения и использования в работе законодательных актов в управленческой деятельности;
- понятийным аппаратом экономической теории и основными приемами анализа микро- и макроэкономических процессов;
- инструментами решения практических задач подготовки и принятия управленческих решений, навыками коммуникативного поведения в организации, навыками принятия решений по управлению деятельностью организации и их структурных подразделений. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы или 72 часа.
Основной единицей трудоемкости является з.е. - «кредит», равный 36 часам учебного времени во всех его формах за один семестр обучения.
| Очная форма
| Заочная форма
|
| 5лет
| 6 лет
| Общий объем час по ФГОС
| 72
| 72
| Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
| 50
| 12
| - лекций,
по семестрам
| 18
| 6
|
|
| - практические занятия, семинары по семестрам
| 32
| 6
|
|
| Самостоятельная работа, час.
| 16
| 54
| Контрольные работы по семестрам
|
|
| Курсовые работы по семестрам
|
|
| Зачеты, по семестрам
| 6 с (6)
| 3 с (6)
| Экзамены, по семестрам
|
|
| 3.1. Тематический план дисциплины «Общий менеджмент»
№
| Наименование темы и вопросы занятия
| Лек.
час
| Сем.
час
| СРС час
| Всего час
| 1
| Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента
1.Сущность менеджмента, понятие и эволюция принципов менеджмента.
2.Методы и подходы менеджмента.
3.Функции менеджмента.
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
| 1
2
| 2
2
| 1
8
| 4
12
| 2
| Эволюция мировой управленческой мысли
1.Исторические предпосылки возникновения менеджмента. Управленческие революции.
2.Школы управления и их эволюция.
3.Сравнительный анализ американской, японской и европейской моделей менеджмента.
4.Совершенствование теории и практики менеджмента в России.
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
| 1
2
| 2
2
| 1
8
| 4
12
| 3
| Организация и ее среда
1.Организация и ее формы.
2.Внутренняя и внешняя среда в бизнесе.
3.Организационная структура управления. Типы организационных структур, их характеристики.
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
| 2
2
| 2
2
| 1
8
| 4
12
| 4
| Цели, задачи управления предприятием
1.Система менеджмента на предприятии как социально-управляемая система.
2.Сущность и задачи логистики.
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
| 1
| 2
2
| 1
8
| 4
12
| 5
| Внутрифирменное управление
1.Важнейшие функции внутрифирменного управления.
2.Планирование, организация и контроль на предприятии
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
| 2
| 2
| 1
8
| 4
8
| 6
| Управленческие решения
1.Понятие, сущность и роль управленческих решений.
2.Классификация, характеристика и требования к управленческим решениям.
3.Общая классификация методов принятия решений.
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
| 2
2
| 2
2
| 1
1
| 5
5
| 7
| Информационное обеспечение менеджмента
1.Информация и ее значение в управленческой деятельности.
2.Коммуникационный процесс: этапы и элементы. Межличностные и организационные коммуникации.
3.Информационные технологии (использование информационных ресурсов в менеджмента).
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
| 1
| 2
| 1
8
| 4
8
| 8
| Стратегический менеджмент
|
|
|
|
| 1.Планирование и его принципы. Методы планирования.
2.Процесс стратегического менеджмента и внедрение его результатов.
3.Стратегическое и оперативное управление.
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
| 1
2
| 2
| 1
8
| 8
10
| 9
| Руководитель и его функции. Лидер и лидерство в управлении предприятием
1.Роль и функции руководителя в организации.
2.Основные теории руководства. Методы эффективного руководства.
3.Лидерство как социально-экономическое явление: понятие, роль и место в управлении коллективом. Теории лидерства.
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
| 1
| 2
| 1
8
| 8
8
| 10
| Мотивация человеческой деятельности в менеджменте
1.Теории управления трудом и их эволюция. Мотивы человеческой деятельности.
2.Содержательные и процессуальные теории мотивации.
3.Создание системы мотивации труда в современных условиях.
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
| 2
| 2
| 1
8
| 8
8
| 11
| Персонал организации и кадровый менеджмент
1.Персонал, его структура и численность.
2.Управление персоналом организации.
3.Современные способы организации труда.
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
| 2
| 2
| 1
8
| 8
8
| 12
| Инновационный менеджмент
1.Понятие и виды инноваций. Способы организации инновационного процесса, его этапы.
2.Инструменты инновационного менеджмента.
3.Методы распространения новшеств и организации инновационной деятельности.
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
|
| 2
| 1
8
| 8
8
| 13
| Управление рисками
1.Риск в менеджменте.
2.Система управления рисками.
3.Формы управления рисками.
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
|
| 2
| 1
6
| 10
6
| 14
| Этика делового общения
1.Этические нормы в современном менеджменте.
3.Этика делового общения. Принципы этики в действиях руководителей и рядовых работников.
3.Социальная ответственность и социальное партнерство.
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
| 1
| 2
| 1
8
| 8
8
| 15
| Управление конфликтами и стрессами
1.Сущность и природа конфликта. Классификация конфликтов.
2.Методы управления конфликтной ситуацией.
3.Сущность и природа стрессов, их причины, методы управления стрессами.
4.Формирование благоприятного психологического климата в коллективе.
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
| 1
| 2
| 1
8
| 6
8
| 16
| Особенности международного менеджмента
1.Стратегия внешнеэкономической деятельности.
2.Международная бизнес-среда.
3.Зарубежный опыт управления зарубежными филиалами и дочерними компаниями.
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
|
| 2
| 1
8
| 6
8
|
| ИТОГО
|
|
|
|
| Очная форма обучения 5 лет
Заочная форма обучения 6 лет
| 18
6
| 32
6
| 16+6=22
54+6=60
| 66+6=72
66+6=72
|
3.2. Содержание дисциплины
|