Скачать 149.35 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт права, экономики и управленияКафедра менеджмента и экономической социологииЧерноморченко С.И. МЕНЕДЖМЕНТ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.65 «Психология». (заочная форма обучения) Тюменский государственный университет 2011 Черноморченко С.И. Менеджмент. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.65 «Психология» (заочная форма обучения). Тюмень, 2011, 8 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Менеджмент [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой менеджмента и экономической социологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. © Тюменский государственный университет, 2011. © Черноморченко С.И., 2011. 1.Пояснительная записка1.1. Цели и задачи дисциплиныОсновной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» является формирование у студентов специальности 030301.65. «Психология» современного управленческого мышления и способностей решать разнообразные хозяйственные, социальные, психологические проблемы, возникающие в организациях, с использованием современных приемов и средств, а также осознание роли организации в системе народного хозяйства. Задачи дисциплины: - познакомить студентов с особенностями менеджмента; - изучить условия и особенности возникновения и развития области профессиональной деятельности менеджеров в современных организациях; - раскрыть своеобразие реализации основных функций менеджмента в современных организациях; - проанализировать особенности принятия управленческих решений в современных организациях; - выявить специфику деятельности менеджеров, как в отечественных, так и зарубежных организациях. Для достижения поставленной цели программа включает лекции, решение ситуационных задач и использование тестов для контроля полученных знаний. Логика их размещения обусловлена последовательностью изложения общих и частных проблем менеджмента в современных организациях. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: основные понятия и термины менеджмента, понимать сущность функций менеджмента и их специфику в современной организации; уметь: реализовать функции менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) в деятельности организации; владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки управленческой информации. 1.2. Структура и трудоемкость дисциплиныСеместр 7. Форма промежуточной аттестации: экзамен. Общая трудоемкость дисциплины на заочной форме обучения составляет 106 часов, из них: лекций- 4 часа, семинаров - 0 часов, самостоятельная работа – 102 часов. 2.Тематический планТаблица 1 Тематический план для заочной формы обучения
Таблица 3 Планирование самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
3.Содержание дисциплины Тематика лекционных занятий Тема 1. Цели и задачи менеджмента. Менеджер и его роль в организации. Предмет и задачи курса «Менеджмент». Понятие «управление» и «менеджмент». Менеджмент как управление социально-экономическими системами. Менеджмент как процесс и область деятельности. Понятие «менеджмент» в гуманитарных науках. Цели и задачи менеджмента в современной организации. Взаимосвязь целей и задач. Отличие цели менеджмента от целей организации. Дерево целей и дерево функций. Правила построения дерева целей. Суть управленческой деятельности в современной организации. Формирование кадров управления. Роли руководителей в современных организациях. Уровни управления в организациях. Цели и задачи менеджеров высшего уровня в современных организациях. Особенности деятельности менеджеров среднего и низового уровня в организациях. Общие задачи менеджеров всех уровней. Роли руководителей всех уровней в организациях. Карьера менеджера в современных организациях, ее типы. Основные этапы развития управленческих идей. Своеобразие концепции российского менеджмента. Методологические основы современного менеджмента: процессный, системный и ситуационный подходы к управлению. Тема 2. Функции управления. Проектирование организации. Понятие «функция», его сущность. Общие функции управления в современных организациях, их характеристика. Элементы проектирования организаций. Типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой. Типы организационных структур по взаимодействию подразделений. Типы организационных структур по взаимодействию с человеком: индивидуалистские и корпоративные организации. Делегирование полномочий. Характеристика принципов формирования механизма управления организациями. Характеристика системного подхода к управлению, основные принципы системного подхода к управлению организациями. Организационные принципы деятельности современных организаций. Взаимосвязи функций управления. Распределение функций в организации, их влияние на процессы управления. Факторы, влияющие на распределение функций. Возникновение системного подхода к управлению (воззрения и практика А.А.Богданова, Л.Берталанфи, У.Черчмена). Принципы системного подхода, их сущность. Методы системного подхода: системный анализ и декомпозиция функций. Специфика использования системного подхода в современной организации: проблемы и перспективы. Раскрытие понятия «система». Закрытые и открытые системы, их характеристика. Взаимодействие открытых систем. Понятие «подсистема», её сущность. Методы системного подхода: системный анализ и декомпозиция функций. Организация как система. Тема 3. Природа и характеристика управленческого решения. Модели принятия решений в современных организациях. Управленческие решения, их классификация и роль в процессах менеджмента. Иерархия, структура, уровни управления и их влияние на разработку решений в организациях. Измерение, оценка и эффективность управленческих решений. Технология разработки управленческого решения. Информация как фактор интеграции управления. Виды информации, коммуникационные свойства информации. Влияние информации на процессы управления. Информационная поддержка принятия решений в современных организациях. Методы и модели принятия управленческих решений в организациях. Тема 4. Планирование, координация, контроль и мотивация в организации. Сущность, функции и выгоды планирования. Виды планирования. Стратегическое планирование как основа успешной деятельности организации. Тактическое планирование в современных организациях. Оперативное планирование. Сущность процесса координации. Понятие взаимозависимости подразделений организации. Виды координации: превентивная, устраняющая, регулирующая, стимулирующая. Сущность и необходимость контроля в управлении организацией. Виды контроля: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль. Процесс контроля. Характеристики эффективного контроля. Специфика реализации контроля в современных организациях. Сущность мотивации. Содержание основных понятий мотивации: потребности, мотивы, вознаграждение, степень удовлетворения, стимулы, мотивирование. Первоначальные концепции мотивации и современные подходы к мотивированию. Содержательные теории мотивации: А.Маслоу, К.Альдерфера, Д.МакКлеланда, Ф.Герцберга. Процессуальные теории мотивации: В.Врума, С.Адамса, Э.Локка, Портера – Лоулера. Формирование мотивационного механизма активизации деятельности в системе менеджмента организации. Специфика использования мотивационных теорий в современных организациях. Понятие «внутренняя среда организации». Компоненты внутренней среды: цели, задачи, люди, технологии, структура управления. Взаимосвязь внешней и внутренней среды организаций. Анализ внутренней среды современных организаций. Влияние внутренней среды на эффективность управления Понятие «внешняя среда». Компоненты внешней среды организаций. Виды внешней среды: среда прямого и косвенного воздействия. Компоненты внутренней среды организаций. Влияние внешней среды на внутреннюю среду организации. Анализ организационной среды и его значение для эффективности управления организацией. 4. Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации.4.1. Примерные темы рефератов1. Становление менеджмента за рубежом. 2. Развитие менеджмента в организациях в России. 3. Специфика менеджмента в региональных организациях. 4. Роли менеджера в организациях . 5. Своеобразие планирования в региональных организациях. 6. Специфика организации системы контроля в региональных организациях. 7. Специфика мотивации деятельности в региональных организациях. 8. Особенности оперативного планирования в современных организациях. 9. Структура бизнес-плана современных организаций. 10. Уровни управления в современной организации. 11. Реализация процесса координации в современных организациях. 12. Организационные структуры региональных организаций. 13. Специфика реализации ситуационного подхода в организациях. 14. Формальные и неформальные методы принятия решений в организациях. 15. Пути оптимизации управленческих решений в организациях. 16. Пути повышения эффективности мотивации труда в организациях. 17. Нетрадиционные системы стимулирования труда в организациях. 18. Пути повышения конкурентоспособности современной организации. 20. Реализация стратегии управления в современных организациях. 21. Методы формирования эффективной организационной культуры организации. 22. Власть и лидерство в современных организациях. Требования к написанию реферата: В соответствии организацией самостоятельной работы слушатель должен написать реферат по данному курсу на одну из предложенных тем. Реферат должен состоять из трех частей: введение, теоретической части и аналитической (практической) частей. В отдельных темах, по разрешению преподавателя, допускается при написании реферата ограничиться изложением только теоретических вопросов. Во введении необходимо обосновать актуальность темы, сформулировать цель исследования, определить задачи работы. В теоретической части необходимо раскрыть сущность изучаемой темы, проанализировать разнообразные точки зрения на исследуемую проблему. В аналитической части нужно привести конкретные примеры из работы по разработке, обоснованию и реализации той или иной программы на основе изучения опыта деятельности региональных организаций, подтверждающие теоретические положения. Данная часть должна обязательно сопровождаться таблицами, диаграммами и цифровыми показателями, характеризующими теоретические выводы. Реферат обязательно должен иметь план, список литературы (не менее шести позиций). В конце работы могут быть расположены приложения, дополняющие аналитические материалы. 4.2. Основные вопросы к промежуточной аттестации (экзамену):
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины5.1. Основная литература1. Цветков, А. Н. Менеджмент: учеб. пособие/ А. Н. Цветков. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2009, 2010. 2. Лялин А.М. Теория менеджмента. Спб :Питер, 2009. 3. Ужахова Л.М. Менеджмент. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009 5.2.Дополнительная литература 1. Грушенко, В. И. Менеджмент : восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений - Москва : Инфра-М, 2011. 2. Менеджмент /ред. М.Л. Разу. – М.: КноРус, 2011 3. Петров, Н. А. Основы менеджмента [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. А. Петров, С. В. Мелихов. - Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2010. - 105 с. - 978-5-9585-0391-9. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144046 (дата обращения 21.09.2011)5.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы1. www. mgup.ru 2. http://www.umk.utmn.ru 3. citylib-tyumen@yandex.ru 4. encycl.yandex.ru - Энциклопедии on-line. 5. Books.ru - Все книги России |
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания... ... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Банковский менеджмент» ... | ||
Пояснительная записка 1 Цель преподавания дисциплины Целью преподавания... Составила Мясникова О. В., старший преподаватель кафедры "Экономика и управление производством" | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цели изучения курса «Аутсорсинг» Ковальчук А. И. Аутсорсинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» профиля... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Судебная медицина» ... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Судебная психиатрия» ... | ||
Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Общий менеджмент» Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «общий менеджмент» 3 | 1 Цели и задачи изучения дисциплины Целью преподавания дисциплины является получение базовых знаний по основным электронным компонентам и принципам проектирования, анализа... | ||
Пояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения... «Экономика» магистерской программы «Банки и банковская деятельность» очной и заочной форм обучения | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины «Финансовый менеджмент» Бакша н. В. Финансовый менеджмент учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 036801. 65 «Таможенное... | ||
1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи | 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи | ||
Пояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения... «Экономика» магистерской программы «Экономическая теория и финансово-кредитные отношения» очной и заочной форм обучения | Пояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины... Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная | ||
Программа дисциплины дпп. Дс. 04 Технология обработки металлов томск... Целью преподавания дисциплины «Технология обработки металлов» является приобретение студентами системы знаний, необходимых для анализа... | 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины... В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования... |