Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент»





Скачать 149.35 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент»
Дата публикации04.05.2015
Размер149.35 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт права, экономики и управления

Кафедра менеджмента и экономической социологии



Черноморченко С.И.

МЕНЕДЖМЕНТ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 030301.65 «Психология».

(заочная форма обучения)


Тюменский государственный университет

2011


Черноморченко С.И. Менеджмент. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.65 «Психология»

(заочная форма обучения). Тюмень, 2011, 8 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Менеджмент [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой менеджмента и экономической социологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Черноморченко С.И., 2011.


1.Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины


Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» является формирование у студентов специальности 030301.65. «Психология» современного управленческого мышления и способностей решать разнообразные хозяйственные, социальные, психологические проблемы, возникающие в организациях, с использованием современных приемов и средств, а также осознание роли организации в системе народного хозяйства.

Задачи дисциплины:

- познакомить студентов с особенностями менеджмента;

- изучить условия и особенности возникновения и развития области профессиональной деятельности менеджеров в современных организациях;

- раскрыть своеобразие реализации основных функций менеджмента в современных организациях;

- проанализировать особенности принятия управленческих решений в современных организациях;

- выявить специфику деятельности менеджеров, как в отечественных, так и зарубежных организациях.

Для достижения поставленной цели программа включает лекции, решение ситуационных задач и использование тестов для контроля полученных знаний. Логика их размещения обусловлена последовательностью изложения общих и частных проблем менеджмента в современных организациях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: основные понятия и термины менеджмента, понимать сущность функций менеджмента и их специфику в современной организации;

уметь: реализовать функции менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) в деятельности организации;

владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки управленческой информации.


1.2. Структура и трудоемкость дисциплины


Семестр 7. Форма промежуточной аттестации: экзамен. Общая трудоемкость дисциплины на заочной форме обучения составляет 106 часов, из них: лекций- 4 часа, семинаров - 0 часов, самостоятельная работа – 102 часов.

2.Тематический план


Таблица 1

Тематический план для заочной формы обучения






Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа




1

2

3

4

5

6

7




1.

Цели и задачи менеджмента. Менеджер и его роль в организации.

1

1

0

31

32

2.

Функции управления. Проектирование организации.

1

1

0

31

32

3.

Природа и характеристика управленческого решения. Модели принятия решений в современных организациях.

2

1

0

20

21

4.

Планирование, координация, контроль и мотивация в организации.

2

1

0

20

21




Итого (часов, баллов):




4

0

102

106


Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов заочной формы обучения




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Обязательные

Дополнительные




1

Цели и задачи менеджмента. Менеджер и его роль в организации.

тестирование; составление глоссария; анализ ситуаций; упражнения на решение проблем;

реферат; работа над глоссарием

1

31

2

Функции управления. Проектирование организации.


знакомство с содержанием электронных источников; анализ ситуаций; упражнения на решение проблем;

реферат; ведение записей

1

31

3

Природа и характеристика управленческого решения. Модели принятия решений в современных организациях.

письменный экспресс-ответ; анализ ситуаций;

реферат; чтение обязательной и дополнительной литературы;

2

20

4

Планирование, координация, контроль и мотивация в организации.

тестирование; знакомство с содержанием электронных источников;

реферат; чтение обязательной и дополнительной литературы; составление портфолио;

2

20




ИТОГО:










102


3.Содержание дисциплины
Тематика лекционных занятий
Тема 1. Цели и задачи менеджмента. Менеджер и его роль в организации.

Предмет и задачи курса «Менеджмент». Понятие «управление» и «менеджмент». Менеджмент как управление социально-экономическими системами. Менеджмент как процесс и область деятельности. Понятие «менеджмент» в гуманитарных науках. Цели и задачи менеджмента в современной организации. Взаимосвязь целей и задач. Отличие цели менеджмента от целей организации. Дерево целей и дерево функций. Правила построения дерева целей.

Суть управленческой деятельности в современной организации. Формирование кадров управления. Роли руководителей в современных организациях. Уровни управления в организациях. Цели и задачи менеджеров высшего уровня в современных организациях. Особенности деятельности менеджеров среднего и низового уровня в организациях. Общие задачи менеджеров всех уровней. Роли руководителей всех уровней в организациях. Карьера менеджера в современных организациях, ее типы.

Основные этапы развития управленческих идей. Своеобразие концепции российского менеджмента. Методологические основы современного менеджмента: процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.
Тема 2. Функции управления. Проектирование организации.

Понятие «функция», его сущность. Общие функции управления в современных организациях, их характеристика.

Элементы проектирования организаций. Типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой. Типы организационных структур по взаимодействию подразделений. Типы организационных структур по взаимодействию с человеком: индивидуалистские и корпоративные организации. Делегирование полномочий.

Характеристика принципов формирования механизма управления организациями. Характеристика системного подхода к управлению, основные принципы системного подхода к управлению организациями. Организационные принципы деятельности современных организаций.

Взаимосвязи функций управления. Распределение функций в организации, их влияние на процессы управления. Факторы, влияющие на распределение функций.

Возникновение системного подхода к управлению (воззрения и практика А.А.Богданова, Л.Берталанфи, У.Черчмена). Принципы системного подхода, их сущность. Методы системного подхода: системный анализ и декомпозиция функций. Специфика использования системного подхода в современной организации: проблемы и перспективы. Раскрытие понятия «система». Закрытые и открытые системы, их характеристика. Взаимодействие открытых систем. Понятие «подсистема», её сущность. Методы системного подхода: системный анализ и декомпозиция функций. Организация как система.
Тема 3. Природа и характеристика управленческого решения. Модели принятия решений в современных организациях.

Управленческие решения, их классификация и роль в процессах менеджмента. Иерархия, структура, уровни управления и их влияние на разработку решений в организациях. Измерение, оценка и эффективность управленческих решений. Технология разработки управленческого решения.

Информация как фактор интеграции управления. Виды информации, коммуникационные свойства информации. Влияние информации на процессы управления. Информационная поддержка принятия решений в современных организациях. Методы и модели принятия управленческих решений в организациях.
Тема 4. Планирование, координация, контроль и мотивация в организации.

Сущность, функции и выгоды планирования. Виды планирования. Стратегическое планирование как основа успешной деятельности организации. Тактическое планирование в современных организациях. Оперативное планирование.

Сущность процесса координации. Понятие взаимозависимости подразделений организации. Виды координации: превентивная, устраняющая, регулирующая, стимулирующая. Сущность и необходимость контроля в управлении организацией. Виды контроля: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль. Процесс контроля. Характеристики эффективного контроля. Специфика реализации контроля в современных организациях.

Сущность мотивации. Содержание основных понятий мотивации: потребности, мотивы, вознаграждение, степень удовлетворения, стимулы, мотивирование. Первоначальные концепции мотивации и современные подходы к мотивированию. Содержательные теории мотивации: А.Маслоу, К.Альдерфера, Д.МакКлеланда, Ф.Герцберга. Процессуальные теории мотивации: В.Врума, С.Адамса, Э.Локка, Портера – Лоулера. Формирование мотивационного механизма активизации деятельности в системе менеджмента организации. Специфика использования мотивационных теорий в современных организациях.

Понятие «внутренняя среда организации». Компоненты внутренней среды: цели, задачи, люди, технологии, структура управления. Взаимосвязь внешней и внутренней среды организаций. Анализ внутренней среды современных организаций. Влияние внутренней среды на эффективность управления Понятие «внешняя среда». Компоненты внешней среды организаций. Виды внешней среды: среда прямого и косвенного воздействия. Компоненты внутренней среды организаций. Влияние внешней среды на внутреннюю среду организации. Анализ организационной среды и его значение для эффективности управления организацией.

4. Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации.

4.1. Примерные темы рефератов



1. Становление менеджмента за рубежом.

2. Развитие менеджмента в организациях в России.

3. Специфика менеджмента в региональных организациях.

4. Роли менеджера в организациях .

5. Своеобразие планирования в региональных организациях.

6. Специфика организации системы контроля в региональных организациях.

7. Специфика мотивации деятельности в региональных организациях.

8. Особенности оперативного планирования в современных организациях.

9. Структура бизнес-плана современных организаций.

10. Уровни управления в современной организации.

11. Реализация процесса координации в современных организациях.

12. Организационные структуры региональных организаций.

13. Специфика реализации ситуационного подхода в организациях.

14. Формальные и неформальные методы принятия решений в организациях.

15. Пути оптимизации управленческих решений в организациях.

16. Пути повышения эффективности мотивации труда в организациях.

17. Нетрадиционные системы стимулирования труда в организациях.

18. Пути повышения конкурентоспособности современной организации.

20. Реализация стратегии управления в современных организациях.

21. Методы формирования эффективной организационной культуры организации.

22. Власть и лидерство в современных организациях.

Требования к написанию реферата:

В соответствии организацией самостоятельной работы слушатель должен написать реферат по данному курсу на одну из предложенных тем. Реферат должен состоять из трех частей: введение, теоретической части и аналитической (практической) частей. В отдельных темах, по разрешению преподавателя, допускается при написании реферата ограничиться изложением только теоретических вопросов.

Во введении необходимо обосновать актуальность темы, сформулировать цель исследования, определить задачи работы.

В теоретической части необходимо раскрыть сущность изучаемой темы, проанализировать разнообразные точки зрения на исследуемую проблему.

В аналитической части нужно привести конкретные примеры из работы по разработке, обоснованию и реализации той или иной программы на основе изучения опыта деятельности региональных организаций, подтверждающие теоретические положения. Данная часть должна обязательно сопровождаться таблицами, диаграммами и цифровыми показателями, характеризующими теоретические выводы. Реферат обязательно должен иметь план, список литературы (не менее шести позиций). В конце работы могут быть расположены приложения, дополняющие аналитические материалы.


4.2. Основные вопросы к промежуточной аттестации (экзамену):




  1. Управление как вид деятельности человека. Содержание управленческой деятельности.


  2. Концепции менеджмента. Типология менеджмента. Использование типологии менеджмента в практике управления.

  3. Функции менеджмента в современном бизнесе.

  4. Уровни управления и их функции. Общие требования к менеджеру любого уровня в организациях.

  5. Принципы менеджмента и их реализация как основа менеджмента.

  6. Организация как основа менеджмента. Формальные и неформальные организации.

  7. Классификация организационных структур.

  8. Бюрократические и органические структуры, их характеристики.

  9. Типы бюрократических организационных структур, их достоинства и недостатки.

  10. Типы органических организационных структур.

  11. Инновационный менеджмент в современной организации.

  12. Методология менеджмента: пути, средства и возможности достижения цели.

  13. Использование ситуационного подхода в управлении организацией.

  14. Использование системного подхода в управлении организацией.

  15. Модели и методы принятия решений в организациях.

  16. Природа и характеристика управленческого решения. Классификация решений.

  17. Процесс принятия решений в организациях.

  18. Содержание, цели, задачи внутрифирменного планирования в организациях.

  19. Процесс стратегического планирования в организации.

  20. Тактическое планирование. Связь тактики со стратегией в организациях.

  21. Организация как функция и процесс управления. Принципы делегирования полномочий в организациях .

  22. Этапы процесса контроля в управлении организацией.

  23. Виды контроля в современных организациях.

  24. Мотивация деятельности в современных организациях.

  25. Внутренняя и внешняя среда организации.



5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

5.1. Основная литература


1. Цветков, А. Н. Менеджмент: учеб. пособие/ А. Н. Цветков. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2009, 2010.

2. Лялин А.М. Теория менеджмента. Спб :Питер, 2009.

3. Ужахова Л.М. Менеджмент. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009
5.2.Дополнительная литература

1. Грушенко, В. И. Менеджмент : восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений - Москва : Инфра-М, 2011.

2. Менеджмент /ред. М.Л. Разу. – М.: КноРус, 2011

3. Петров, Н. А. Основы менеджмента [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. А. Петров, С. В. Мелихов. - Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2010. - 105 с. - 978-5-9585-0391-9. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144046 (дата обращения 21.09.2011)




5.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы


1. www. mgup.ru

2. http://www.umk.utmn.ru

3. citylib-tyumen@yandex.ru

4. encycl.yandex.ru - Энциклопедии on-line.

5. Books.ru - Все книги России



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания...
...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Банковский менеджмент»
...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» iconПояснительная записка 1 Цель преподавания дисциплины Целью преподавания...
Составила Мясникова О. В., старший преподаватель кафедры "Экономика и управление производством"
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цели изучения курса «Аутсорсинг»
Ковальчук А. И. Аутсорсинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» профиля...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Судебная медицина»
...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Судебная психиатрия»
...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Общий менеджмент»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «общий менеджмент» 3
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью преподавания дисциплины является получение базовых знаний по основным электронным компонентам и принципам проектирования, анализа...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» iconПояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения...
«Экономика» магистерской программы «Банки и банковская деятельность» очной и заочной форм обучения
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины «Финансовый менеджмент»
Бакша н. В. Финансовый менеджмент учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 036801. 65 «Таможенное...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» iconПояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения...
«Экономика» магистерской программы «Экономическая теория и финансово-кредитные отношения» очной и заочной форм обучения
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины...
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины дпп. Дс. 04 Технология обработки металлов томск...
Целью преподавания дисциплины «Технология обработки металлов» является приобретение студентами системы знаний, необходимых для анализа...
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент» icon1 Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины...
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск