Детские болезни





НазваниеДетские болезни
страница1/3
Дата публикации10.08.2015
Размер0.52 Mb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Физика > Самостоятельная работа
  1   2   3
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

профессор

Бутолин Е.Г.

«_____» _____________2008 г.
Учебно-методический комплекс
По дисциплине: Детские болезни

Преподаваемой на кафедре детских инфекций с курсом педиатрии

Для студентов 4, 5, 6 курса лечебного факультета дневного обучения
Раздел 1.

Рабочая программа

Всего часов: 321

Аудиторных: 214

В том числе: лекции 72

практические 142

Самостоятельная работа 107

Форма контроля: экзамен

Ижевск – 2008 г.

Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на заседании кафедры

10 апреля 2008 г. Протокол № 6.
Заведующий кафедрой ______________________________ О.С. Поздеева
Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на заседании ЦМК

«____»______________ 200_г. Протокол № ______
Председатель ЦМК__________________________________ Р.Н. Ямолдинов
Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на заседании ЦКМС

«____»______________ 200_г. Протокол № ______
Председатель ЦКМС_________________________________ Д.М. Михайлов
Учебно-методический комплекс

одобрен и утвержден
Начальник учебной части _____________________________ О.И. Лосева

«____»______________ 200_г.


Требования государственного стандарта (ГОС)

по специальности – 040200 лечебное дело

Профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко в антенатальном периоде, и включает охрану здоровья будущих матерей и отцов.

Квалифицированное, ориентированное на профилактику заболеваемости наблюдение за семьей может быть осуществлено только врачом, хорошо знакомым с особенностями детского организма, методами воспитания здорового ребенка, спецификой основной патологии детства, современными терапевтическими воздействиями и способами оказания неотложной помощи.

Задачи состоят в том, чтобы студенты научились:

а) общаться со здоровым и больным ребенком и его родителями и соблюдать деонтологические нормы и принципы;

б) получать объективные данные при физикальном обследовании ребенка, интерпретировать полученные факты с учетом анатомо-физиологических особенностей и возрастных норм;

в) диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания раннего и старшего детского возраста и острые детские инфекции, а также состояния угрожающие жизни ребенка;

г) составлять планы лечения и профилактики, а также прогнозировать наиболее частые заболевания детского возраста и лечить неотложные состояния у детей;

д) выполнять правила ухода и вынашивания новорожденных и недоношенных детей;

е) проводить диспансерное наблюдение детей с целью профилактики обострений заболеваний и формирования соответствующей патологии у взрослых;

ж) на основе знаний преимущества естественного вскармливания использовать методы стимуляции лактации, давать рекомендации по питанию здоровых детей, особенно детей первого года жизни.

Поставленные задачи могут быть выполнены лишь при овладении студентами навыками диагностического мышления, а также умения самостоятельно планировать лечебные и профилактические мероприятия.
Цели курса
Основной целью курса является научить студентов лечебного факультета осуществлять контроль за гармоничным развитием ребенка, а также диагностировать, лечить и предупреждать наиболее часто встречающиеся заболевания детского возраста.

После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен:

иметь представление:

1. Об истории отечественной педиатрии;

2. Организации охраны материнства и детства в нашей стране;

3. Роли отечественных исследователей в изучении отдельных проблем в педиатрии;

4. Роли социальных, средовых, семейных и наследственных факторов в формировании здоровья и болезни.

знать:

1. Закономерности роста и развития ребенка на внутриутробном и внеутробном этапах.

2. Принципы диагностики, профилактики и лечения основных заболеваний детского возраста.

3. Лечение неотложных состояний у детей.

4. Принципы рационального вскармливания детей.

уметь:

1. Собирать и оценить анамнез жизни и заболевания ребенка.

2. Собрать генеалогический анамнез, определить наследственную предрасположенность.

3. Провести физикальное обследование ребенка и оценить полученные данные в соответствии с возрастной нормой.

4. Оценить данные клинических анализов мочи, крови, основные биохимические и иммунологические показатели крови в возрастном аспекте.

5. Оценить данные рентгенологического исследования грудной клетки и костной системы ребенка.

6. Назначить рациональное вскармливание ребенку первого года жизни и питание ребенку старше года.

7. Диагностировать, проводить дифференциальный диагноз, составлять и реализовывать план лечения, реабилитации, профилактики следующих заболеваний у детей:

недоношенность;

  • родовая травма центральной нервной системы;

  • постгипоксическая энцефалопатия;

  • гемолитическая болезнь новорожденных;

  • гнойно-септические болезни новорожденных;

  • аномалии конституции и обмена;

  • анемии;

  • дистрофии;

  • рахит;

  • глистная инвазия;

  • острые расстройства пищеварения с синдромами эксикоза и токсикоза;

  • острые респираторные вирусные инфекции;

  • острая пневмония;

  • корь;

  • коклюш;

  • эндемический паротит;

  • ветряная оспа;

  • краснуха;

  • скарлатина;

  • дифтерия;

  • инфекционный мононуклеоз;

  • менингококковая инфекция.

8. Оказывать неотложную помощь при следующих состояниях:

  • гипертермический синдром;

  • бронхообструктивный синдром;

  • судорожный синдром;

  • синдром крупа;

  • инфекционно-токсический шок;

  • потери сознания;

  • кровотечения;

  • синдром дегидратации;

  • острые аллергические реакции.

9. проводить дородовую профилактику заболеваний периода новорожденности и раннего детства.

10. Подготовить беременную женщину к материнству.

11. Помочь семье организовать здоровый образ жизни и создать условия для гармоничного физического и психического развития детей.

12. Способствовать сохранению естественного вскармливания.

13. Научить мать уходу за новорожденным.

14. Организовать необходимые консультации и осмотры специалистов, а также «стационар на дому».

15. Проводить последовательную профилактику заболеваемости, закаливающие мероприятия.

16. Обеспечить своевременную госпитализацию больных, нуждающихся в стационарном лечении.

обладать навыками:

1. Взвешивание, измерение роста, окружности головы и грудной клетки ребенка.

2. Физикальное обследование ребенка и оценка полученных данных в соответствии с возрастной нормой.

3. Общаться со здоровым и больным ребенком и его родителями и соблюдать деонтологические нормы и принципы;

4. Получать объективные данные при физикальном обследовании ребенка, интерпретировать полученные факты с учетом анатомо-физиологических особенностей и возрастных норм;

5. Диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания раннего и старшего детского возраста и острые детские инфекции, а также состояния угрожающие жизни ребенка;

6. Составлять планы лечения и профилактики, а также прогнозировать наиболее частые заболевания детского возраста и лечить неотложные состояния у детей;

7. Выполнять правила ухода и вынашивания новорожденных и недоношенных детей;

8. Проводить диспансерное наблюдение детей с целью профилактики обострений заболеваний и формирования соответствующей патологии у взрослых;

9. На основе знаний преимущества естественного вскармливания использовать методы стимуляции лактации, давать рекомендации по питанию здоровых детей, особенно детей первого года жизни.
Изучение нозологических форм острых инфекционных заболеваний включает:

  • историю изучения заболевания;

  • общую характеристику болезни, ее классификационное положение и место в структуре заболеваемости населения;

  • механизм развития и проявления эпидемического процесса;

  • основные фазы патогенеза, патоморфологические изменения в различных органах и системах;

  • клиническую симптоматику, особенности клинических проявлений в возрастном аспекте;

  • течение, исходы, возможные осложнения;

  • основные и вспомогательные методы лабораторных исследований, их диагностическую ценность;

  • особенности клиники, течения и диагностики инфекционного заболевания у детей первого года жизни и новорожденных;

  • лечение больного в домашних условиях, организацию стационара на дому;

  • лечение инфекционного больного в условиях стационара, показания для госпитализации, порядок ее проведения;

  • неотложную помощь на догоспитальном этапе и в стационаре;

  • катамнестическое наблюдение и диспансеризацию после перенесенного инфекционного заболевания;

  • систему профилактических и противоэпидемических мероприятий;

  • основы вакцинопрофилактики;

  • этику взаимоотношений с родителями и родственниками больного.

Междисциплинарные связи предмета


Патологическая анатомия

Нормальная физиология

Биохимия

Патологическая физиология

Общая гигиена


Контроль за гармоничным нервно-психическим развитием ребенка. Диагностика, дифференциальная диагностика, патоморфология, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста


Акушерство и гинекология

Пропедевтика внутренних болезней

Неврология

Инфекцион-ные болезни

Терапия

ЛОР



В соответствии с утвержденным учебным планом лечебного факультета дневного отделения ИГМА (5 сентября 2000 г.) и программой по педиатрии для студентов лечебного факультета (Москва, 1997 г.), детские болезни преподаются на кафедре детских инфекций с курсом педиатрии на 4, 5, 6 курсах в следующем объеме:

лекции: VIII семестр – 36 часов;

IX семестр – 32 часа;

XII семестр – 4 часа;

практические занятия: VIII семестр – 53 часа;

IX семестр –54 часа;

XII семестр –30 часов.

Всего часов: лекционных – 72,

практических занятий – 142,

самостоятельная работа (внеаудиторная) – 107.
Тематический план лекций

№№ п/п

Темы лекций

Время в часах

1.

История отечественной педиатрии.

2 часа

2.

Периоды детского возраста.

2 часа

3.

Вскармливание детей раннего возраста.

2 часа

4.

Хронические расстройства питания у детей.

2 часа

5.

Аномалии конституции и обмена веществ.

2 часа

6.

Анемии у детей.

2 часа

7.

Рахит и рахитоподобные заболевания. Гипервитаминоз Д.

2 часа

8, 9.

Проблемы неонатологии. Патология периода новорожденности.

4 часа

10.

Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний у детей.

2 часа

11.

Грипп. ОРВИ негриппозной этиологии.

2 часа

12, 13.

Острые пневмонии у детей. Бронхиты.

4 часа

14.

Неотложные состояния у детей раннего возраста.

2 часа

15.

Ревматические заболевания у детей.

2 часа

16, 17.

Заболевания почек у детей.

4 часа

18, 19.

Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей.

4 часа

20.

Затяжные, рецидивирующие и хронические заболевания органов дыхания у детей.

2 часа

21.

Респираторные аллергозы. Бронхиальная астма.

2 часа

22.

Геморрагические диатезы у детей. Лейкозы у детей.

2 часа

23.

Дифтерия, эпидемический паротит у детей.

2 часа

24.

Стрептококковая инфекция у детей

2 часа

25.

Корь, краснуха у детей.

2 часа

26.

Ветряная оспа, Эпштейн-Барр-вирусная инфекция.

2 часа

27.

Коклюш у детей.

2 часа

28.

Менингококковая инфекция у детей.

2 часа

29.

Вирусные гепатиты у детей.

2 часа

30, 31.

Острые кишечные инфекции у детей.

4 часа

32.

Паразитарные болезни у детей.

2 часа

33.

Дифференциальный диагноз заболеваний, сопровождающихся синдромом тонзиллита.

2 часа

34.

Дифференциальный диагноз заболеваний, сопровождающихся синдромом экзантемы.

2 часа

35.

Диффузные болезни соединительной ткани.

2 часа


1. История отечественной педиатрии (2 часа).

В лекции отмечается время и условия формирования педиатрии как самостоятельной дисциплины. Первая половина XIX столетия характеризуется как важный и первый этап развития педиатрии в России в рамках других специальностей, преимущественно акушерства и терапии.

Начало второго периода и толчок к выделению педиатрии в самостоятельную дисциплину – открытие первых русских детских болезней. Начало чтения полного курса детских болезней студентам в Медико-хирургической Академии С.Ф. Хотовицким. Дальнейшее развитие педиатрии – выделение ее в самостоятельную специальность, строительство и открытие новых больниц, а также первой самостоятельной кафедры детских болезней. Отмечается большой вклад в развитие отечественной педиатрии таких ученых, как В.М. Флоринский, Н.И. Быстров, Н.Ф. Филатов, К.А. Раухфус, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, В.И. Молчанов, Ю.Ф. Домбровская, А.Ф. Тур, Л.А. Исаева и др. Оценивается современное положение педиатрии, анализируются показатели детского здравоохранения и роль специализированной медицинской помощи детям, проблемы при подготовке врача широкого профиля.
2. Периоды детского возраста (2 часа).

Организм ребенка находится в состоянии постоянного процесса роста и развития. От момента рождения до того, как ребенок превращается во взрослого человека, он проходит через определенные стадии, или периоды, детского возраста. Для практического врача необходим индивидуальный подход с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей. Дифференцированному подходу к ребенку помогает выделение в детском возрасте отдельных периодов. Наиболее удобно в практическом отношении деление на периоды детского возраста по классификации Н.П. Гундобина, где выделяются: фаза эмбриона, фаза плода и внеутробный период, состоящий из периодов: а) новорожденности; б) грудного; в) преддошкольного; г) дошкольного; д) раннего школьного; е) старшего школьного. Характеризуется каждый период по физическому и нервно-психическому развитию. Становление иммунитета у детей. Роль и методика закаливания в раннем детском возрасте. Обращается внимание на значение генетических и наследственных факторов в патологии детства, особенности возрастной патологии.
3. Вскармливание детей первого года жизни (2 часа).

Естественное вскармливание и его значение в профилактике заболеваний детей различного возраста. Состав и калорийность молозива и зрелого женского молока. Преимущества вскармливания женским молоком; факторы, влияющие на лактацию. Режим и питание кормящей матери. Техника проведения естественного вскармливания. Суточная потребность в основных ингредиентах питания и калориях. Способы определения суточного количества молока, необходимого ребенку. Коррекция питания. Причины развития гипогалактии у кормящих. Введение прикорма. Сроки, техника введения. Отнятие от груди.

Смешанное и искусственное вскармливание (2 часа).

Показания для перевода детей на смешанное вскармливание. Техника проведения смешанного вскармливания. Потребность в основных ингредиентах и калориях при смешанном вскармливании. Искусственное вскармливание. Показания для перевода на искусственное вскармливание. Основные правила искусственного вскармливания. Характеристика молочных смесей, применяемых при смешанном и искусственном вскармливании. Потребность в основных ингредиентах и калориях. Коррекция питания и введение прикорма при искусственном вскармливании. Питание детей после года. Принципы питания детей в детских учреждениях.
4. Хронические расстройства питания у детей (2 часа).

Определение понятия дистрофии. Формы дистрофии, их распространенность. Гипотрофия, этиологические факторы, их характеристика. Патогенез пре- и постнатальных гипотрофий. Роль центральной нервной системы. Клиника пре- и постнатальных гипотрофий. Гипостатура. Паратрофии: этиология, клиника, лечение и профилактика. Формирование гипотрофии при квашиоркоре, алиментарном маразме.
5. Аномалии конституции и обмена веществ (2 часа).

Определение понятия аномалии конституции. Варианты диатезов: экссудативно-катаральный, лимфатико-гипопластический и нервно-артритический. Семиотика, диагностика.

Острые вирусные и другие заболевания на фоне диатеза имеют склонность к затяжному и рецидивирующему, а иногда и хроническому течению. С аномалиями конституции нередко может быть связано формирование патологии желудочно-кишечного такта, гепато-билиарной системы, бронхиальной астмы и хронических бронхо-легочных процессов, ревматоидного артрита, ревматизма, диффузных болезней соединительной ткани.

Своевременная диагностика и рациональная врачебная тактика по отношению к детям с аномалиями конституции являются профилактикой указанной многообразной патологии детей старшего возраста и взрослых.
6. Анемии у детей (2 часа).

Анемии – широко распространенная патология детей в различных регионах земного шара. Приводятся этиология, патогенез анемий, причины частой встречаемости анемий. Классификация анемий дается по Е.Н. Мосягиной с дополнениями Н.Л. Калиничевой и Н.П. Шабалова. Удельный вес и особенности анемий у детей раннего возраста. Наибольшее внимание уделяется железодефицитным, протеинодефицитным и витаминодефицитным анемиям. Обращается внимание на увеличение удельного веса гипо-, апластических и гемолитических анемий, а также анемий, развивающихся при различных заболеваниях. Значение в патологии и дальнейшем развитии ребенка. Роль вскармливания и социальных факторов в развитии болезни. Принципы лечения и профилактики с учетом генеза развития заболевания.
7. Рахит. Гипервитаминоз Д (2 часа).

Определение рахита, распространенность. Этиология. Современные данные о метаболизме и действии витамина Д. Роль витамина Д, паратгормона, тиреокальцитонина и цитратов в поддержании фосфорно-кальциевого гомеостаза в физиологических условиях. Патогенез рахита. Классификация. Клинические и биохимические проявления в зависимости от степени тяжести, периода и течения процесса. Особенности клинической картины и течение современного рахита. Дифференциальный диагноз с рахитоподобными заболеваниями. Принципы лечения и профилактика рахита.

Гипервитаминоз Д. Этиология. Патогенез. Клиника. Принципы лечения и профилактика.
8, 9. Проблемы неонатологии. Недоношенный ребенок. Эмбрио- и фетопатии (2 часа).

Неонатальный период. Младенческая смертность и пути ее снижения. Структура заболеваемости новорожденных и основные причины смертности в периоде новорожденности. Эмбриопатии, фетопатии. Этиология. Профилактика.

Недоношенный ребенок. Причины невынашивания. Внешние и функциональные признаки недоношенности. Принципы выхаживания недоношенных детей. Профилактика недоношенности.

Патология периода новорожденности.

Перинатальное поражение ЦНС. Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Фазы. Течение и исходы перинатального поражения ЦНС. Неотложная помощь новорожденным, принципы посиндромной интенсивной терапии. Лечение в воcстановительном периоде.

Внутриутробные инфекции плода. Этиология ВУИ. Клиника. Диагностика ВУИ в современных условиях. Отдаленные последствия. Лечение и профилактика.
10. Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний у детей (2 часа).

Значение вакцинации в предупреждении инфекционных заболеваний у детей. Иммунология вакцинального процесса. Типы вакцин (живые, убитые, анатоксины, химические, рекомбинантные). Календарь профилактических прививок. Противопоказания к проведению профилактических прививок. Поствакцинальные реакции, клинические проявления. Поствакцинальные осложнения, причины, клиника, диагностика. Дифференциальный диагноз поствакцинальных осложнений. Лечение. Профилактика поствакцинальных осложнений.
11. ОРВИ у детей (2 часа).

Грипп. Этиопатогенез. Характеристика факторов патогенности: ЦПД, гемагглютинин, нейраминидаза. Клиническая классификация и характеристика основных синдромов гриппа: токсический, респираторный, геморрагический, синдром крупа, абдоминальный. Принципы специфической и симптоматической терапии при гриппе. Принципы специфической и неспецифической профилактики.

Парагрипп. Этиопатогенез. Клиническая характеристика. Принципы лечения и профилактики.

Респираторно-синцитиальная инфекция. Этиопатогенез. Характеристика основного клинического синдрома дыхательной недостаточности. Характеристика различных клинических форм РС-инфекции: обструктивный бронхит, бронхиолит. Диагностика. Принципы специфической, патогенетической и симптоматической терапии. Профилактика.

Аденовирусная инфекция. Этиопатогенез. Классификация и характеристика основных клинических форм: фаринготрахеальной лихорадки, конъюнктивита, кишечного синдрома, пневмонии, мезаденита. Принципы специфической терапии. Профилактика.
12, 13. Острый бронхит и пневмония у детей (4 часа).

Бронхиты и пневмонии у детей – острые инфекционные полиэтиологические заболевания, занимающие в статистике общей заболеваемости ведущее место. На структуру заболеваний дыхательной системы существенное влияние оказывают возрастные анатомо-физиологические особенности, тесно связанные с морфологической и функциональной незрелостью органов дыхания.

Оценивается роль острых респираторных вирусных и бактериальных инфекций, микоплазмы, пневмоцист, грибков и различных ассоциаций в этиологии заболевания.

Большую роль в развитии бронхита, пневмонии, особенно в промышленных центрах, играет загрязнение воздушной среды и других факторов. При диагностике обращается внимание на различные клинические формы, осложнения, принципы лечения и профилактики, особенности острой пневмонии у детей раннего возраста.
14. Неотложные состояния при ОРЗ у детей (2 часа).

Токсикоз. Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста, предрасполагающие к развитию токсикоза, особенности нервной системы, иммунной системы, ЖКТ, почек, водно-солевого обмена. Классификация типов токсикоза: понятие о нейротоксикозе. Основные звенья патогенеза, классификация токсических метаболитов. Клиническая характеристика.

Принципы неотложной, патогенетической и симптоматической терапии.

Гипертермический синдром. Причины возникновения гипертермии. Патогенетическая характеристика типов гипертермии: белая и красная. Принципы оказания неотложной помощи при гипертермии.

Судорожный синдром. Причины возникновения судорог у детей раннего возраста. Классификация судорог по причине возникновения (фебрильные, гипокальциемические, метаболические, инфекционные, перинатальные). Принципы оказания неотложной помощи.

Синдром ложного крупа. Анатомо-физиологические особенности, предрасполагающие к развитию крупа. Этиопатогенез. Клиническая картина и классификация ОСЛТ. Принципы неотложной помощи.
15. Острая ревматическая лихорадка у детей (2 часа).

Определение ревматизма. Современные представления о распространенности ревматизма у детей. Особенности патоморфологической картины и патогенеза у детей. Классификация ревматизма. Клинические проявления и варианты течения ревматизма у детей. Диагностические критерии. Особенности течения ревматизма на современном этапе. Дифференциальный диагноз. Принципы этапного лечения. Профилактика ревматизма (первичная, вторичная и текущая).
16, 17. Заболевания почек у детей. Распространенность нефропатий у детей (4 часа).

Особенности строения и функции почек у детей раннего возраста. Классификация заболеваний почек у детей. Краткая характеристика врожденных и наследственных нефропатий.

Пиелонефрит у детей. Этиология. Патогенез. Классификация пиелонефрита. Особенности клиники у детей раннего и страшего возраста. Лабораторные и ренгенологические методы диагностики. Основные принципы лечения. Профилактика. Диспансерное наблюдение.

Гломерулонефрит у детей. Этиология. Патогенез. Клиника. Основные принципы лечения.
18, 19. Заболевания желудочно-кишечного тракта (4 часа).

Распространенность поражения ЖКТ неинфекционной этиологии у детей. Классификация заболеваний желудка. Клиника. Диагностика. Лечение.

Гастродуоденит. Этиология. Основные патогенетические механизмы. Особенности клинической картины и течения у детей. Современные методы диагностики. Принципы этапного лечения. Профилактика.

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. Особенности клинической картины и течения у детей. Современные методы диагностики. Лечение. Профилактика.
20. Хронические заболевания органов дыхания (2 часа).

Распространенность. Первичные хронические бронхолегочные заболевания. Роль деструктивных пневмоний, пневмоний с затяжным течением у детей раннего возраста при внутрибольничном инфицировании. Патогенез. Причины хронических неспецифических бронхолегочных заболеваний у детей с врожденными аномалиями развития бронхолегочной системы (поликистоз, врожденные бронхоэктазы, стенозы бронхов и трахеобронхомегалии, гипоплазии участков легких и др.). Генетически детерминированные и системные заболевания (муковисцидоз, иммунодефицитные состояния, недостаточность 1-антитрипсина и др.). Дифференциальный диагноз. Принципы этапного лечения.
21. Бронхиальная астма. Респираторные аллергозы (2 часа).

Характеристика 1-го типа аллергических реакций (реагин-зависимый тип). Характеристика основных медиаторов (гистамин, серотонин, лейкотриены, простагландины). Механизм развития хронического аллергического воспаления в дыхательных путях.

Классификация аллергенов по А.Д. Адо, характеристика триггеров и генетических механизмов.

Классификация бронхиальной астмы. Клиническая характеристика астмы у детей, особенности у детей раннего возраста и других форм респираторных аллергозов (аллергический ринит, ларингит, трахеит). Лабораторно-инструментальные методы диагностики (пикфлоуметрия, ФВД, аллергообследование, методы in vitro). Схемы базисной терапии в зависимости от тяжести заболевания. Характеристика основных групп ингаляционных препаратов (производные кромоглиновой кислоты, ингаляционные кортикостероиды). Схемы экстренной терапии, характеристика основных групп бронхолитиков. Терапия астматического статуса у детей. Основные методы профилактики. Понятие об элиминации. Принципы организации гипоаллергенного быта и питания у детей. Понятие об образовательных программах в пульмонологии.
22. Геморрагические диатезы и системные васкулиты (2часа).

Этиология, патогенез и клинические проявления отдельных форм геморрагических диатезов и системных васкулитов: а) идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура. Тромбастения Гланцмана, болезнь Виллебранда; б) гемофилия А, В, С; в) системные васкулиты (геморрагический васкулит, узелковый периартериит, аортоартериит, молниеносная пурпура, слизисто-кожный лимфатический синдром, гранулематоз Вегенера). Дифференциальная диагностика. Особенности течения у детей. Принципы лечения, диспансерного наблюдения.

Лейкозы. Этиология. Варианты клинической картины острых и хронических форм лейкозов у детей. Диагностика. Роль дополнительных методов исследования. Современные методы лечения.
23. Дифтерия. Эпидемический паротит (2 часа).

Особенности клиники и течения дифтерии в современных условиях. Этиология, патогенез, эпидемиология. Клиническая картина при различных локализациях. Классификация.

Токсическая, геморрагическая и гипертоксическая формы дифтерии. Осложнения дифтерии. Миокардит, нефроз, полирадикулоневрит. Диагноз. Дифференциальный диагноз с ангинами другой этиологии, мононуклеозом, ложным крупом. Причины смерти. Лечение, профилактика. Лечение больных дифтерийным крупом. Лечение осложнений.

Эпидемический паротит. Этиология, эпидемиология и патогенез. Клиническая картина. Классификация. Поражение железистых органов, нервной системы. Диагноз, дифференциальный диагноз. Осложнения. Прогноз. Лечение. Профилактика.
24. Стрептококовая инфекция у детей (2 часа).

Этиология и патогенез. Особенности эпидемиологии и иммунитета. Клиническая картина. Диагностические критерии. Современная скарлатина. Связь скарлатины и ревматизма. Роль режима и условий госпитализации в профилактике осложнений скарлатины. Классификация скарлатины по А.А. Колтыпину. Осложнения и исходы. Дифференциальный диагноз. Скарлатина у детей раннего возраста. Лечение. Антибиотикотерапия. Показания и особенность принципа госпитализации. Профилактика.
25. Корь. Краснуха (2 часа).

Этиология и патогенез кори. Эпидемиология. Клиническая картина. Классификация. Осложнения. Диагноз. Дифференциальная диагностика с краснухой, сывороточной болезнью, энтеровирусными инфекциями, синдромом Стивенса-Джонсона и др. Лечение, прогноз, профилактика, специфическая профилактика кори.

Этиология и патогенез краснухи. Эпидемиология. Клиническая картина. Врожденная краснуха. Диагноз и дифференциальная диагностика. Лечение, профилактика, активная иммунизация.
26. Герпесвирусная инфекция. Эпштейн-Барр-вирусная инфекция (2 часа).

Этиология, патогенез, эпидемиология. Клиническая картина ветряной оспы. Классификация. Течение, осложнения. Врожденная ветряная оспа. Диагноз, дифференциальный диагноз. Опоясывающий герпес. Прогноз, лечение. Профилактика.

Эпштейн-Барр-вирусная инфекция. Клиника. Диагностика.
27. Коклюш. Паракоклюш (2 часа).

Этиология. Патогенез. Эпидемиология. Клиническая картина. Классификация. Осложнения. Особенности течения коклюша у детей раннего возраста. Диагноз, дифференциальный диагноз.

Паракоклюш. Этиология. Патогенез. Эпидемиология. Клиническая картина. Диагноз. Лечение и профилактика коклюша и паракоклюша.
28. Менингококковая инфекция у детей (2 часа).

Определение болезни. История изучения. Этиология. Характеристика возбудителя. Классификация возбудителя по антигенной структуре. Восприимчивость и выраженность иммунного ответа. Характеристика иммунитета.

Механизм развития и проявления эпидемического процесса. Эпидемическое значение больных с клинически выраженными формами болезни и бактерионосителей. Современное состояние заболеваемости и летальности. Распределение заболеваемости по возрастным группам.

Патогенез. Гематогенная генерализация болезни. Инфекционно-токсический шок. Патоморфологические изменения в различных органах и тканях.

Классификация менингококковой инфекции: локализованная, генерализованная, редкие формы.

Назофарингит. Клинические проявления.

Менингококкцемия. Начальные признаки болезни. Клинические проявления. Течение, осложнения. Исходы и последствия.

Гипертоксическая форма. Особенности клинической симптоматики. Клинические проявления инфекционно-токсического шока I, II, III степени. Основы диагностики на догоспитальном этапе.

Менингококковый менингит. Клинические проявления, ликворологические изменения. Особенности у детей 1-го года жизни. Течение и исходы.

Диагностика менингококковой инфекции. Лечение в зависимости от формы и тяжести. Поэтапная терапия ИТШ. Профилактика менингококковой инфекции (специфическая и неспецифическая).
29. Вирусные гепатиты у детей (2 часа).

Вирусные гепатиты с энтеральным механизмом заражения. Вирусный гепатит А. Определение болезни. История изучения. Этиология. Характеристика возбудителя. Восприимчивость и выраженность иммунного ответа на заражение у детей в возрастном аспекте.

Механизм развития и проявления эпидемического процесса. Многолетняя и годовая динамика заболеваемости. Патогенез. Фазы инфекционного процесса (репродукция вируса в кишечнике, в лимфатических узлах, вирусемии, поражение печени). Патоморфологические изменения в печени, других органах и системах.

Клиника. Клиническая классификация. Клиническая симптоматика преджелтушного, желтушного и постжелтушного периодов. Показатели тяжести. Течение, прогноз, последствия. Особенности клинических проявлений атипичных форм болезни. Диагноз.

Вирусные гепатиты с парентеральным механизмом заражения. Вирусный гепатит В. Определение болезни. История изучения. Этиология. Характер возбудителя, маркеры вируса гепатита В. Восприимчивость и выраженность иммунного ответа у детей в возрастном аспекте. Характер иммунитета. Механизм развития и проявления эпидемического процесса. Эпидемическое значение больных манифестными и бессимптомными формами и вирусоносителей. Возможность контактно-бытового, трансплацентарного пути инфицирования и заражения во время родов.

Современный уровень заболеваемости и летальности. Распределение заболеваемости по возрастным группам населения. Патогенез. Непосредственное проникновение возбудителя в кровь, значение иммунных механизмов в возникновении заболевания. Патоморфологические изменения в печени, других органах и тканях.

Клиника. Клиническая классификация. Основные клинические симптомы в разные периоды болезни.

Ранние клинические диагностические признаки. Показатели тяжести. Варианты течения, остаточные явления и последствия, их сущность и клиническая характеристка. Хронический вирусный гепатит В. Варианты течения. Прогноз и исходы в зависимости от формы болезни. Злокачественные формы вирусного гепатита В. Особенности клиники и течения у детей 1-го года жизни.

Дифференциальный диагноз вирусных гепатитов. Диагностическая значимость лабораторных методов и маркерная диагностика.

Лечение. Принципы патогенетической и симптоматической терапии. Интенсивная терапия злокачественных форм заболевания. Критерии выписки больного из стационара. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами.

Перспективы вакцинопрофилактики.
30, 31. ОКИ бактериальной и вирусной этиологии у детей (4 часа).

ОКИ занимают ведущее место в структуре инфекционной патологии детского возраста. Поэтому в начальной части лекции делается акцент на распространенность ОКИ. Обозначаются основные классификационные моменты: приводится классификация диарей по патогенезу (секреторные, инвазивные), по этиологии (бактериальные, вирусные, протозойные, грибковые, смешанные), по топике поражения (гастрит, энтерит, колит).

Также рассматривается возрастная характеристика ОКИ по этиологии.

Основное место в лекции отводится вопросам этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клинических особенностей и лечения конкретных нозологических форм, а именно: шигеллезов, эшерихиозов, сальмонеллезов, ротавирусной инфекции. При каждой форме уделяется большое значение особенностям течения у новорожденнных и детей первого года жизни.

В вопросах лечения подчеркивается важность диетотерапии, специфической и этиотропной терапии, а также уделяется внимание вопросам ферментотерапии, использования биопрепаратов.

Отдельно рассматривается ротавирусная инфекция как секреторная диарея с механизмом развития дисахаридазной недостаточности. В лечении рассматриваются вопросы оральной регидратации, антидиарейные препараты.

Также в процессе лекции рассматриваются вопросы патогенеза, клиники и лечения кишечного токсикоза. Рассматриваются различные виды токсикоза, приводится классификация токсикозов по степени дегидратации и принципы лечения.
32. Паразитарные болезни у детей (2 часа).

Эпидемиология паразитарных болезней у детей в Удмуртской республике, клиника и лечение гельминтозов и часто встречающихся протозоонозов (аскаридоз, лямблиоз, энтеробиоз, цестодозы, трихоцефалез и др.).
33. Дифференциальный диагноз заболеваний, сопровождающихся синдромом тонзиллита (2 часа).

Тонзиллит. Общее определение по МКБ-10. Причины и виды тонзиллитов. Основные механизмы развития. Характеристика фолликулярной и лакунарной форм тонзиллитов. Основные принципы диагностики и дифференциальной диагностики. Принципы лечения и профилактики.
34. Дифференциальный диагноз заболеваний, сопровождающихся синдромом экзантемы (2 часа).

Актуальность проблемы. Определение экзантемы и энантемы. Классификация экзантем. Основные элементы сыпи, встречающейся при инфекционных заболеваниях. Понятия о первичных и вторичных элементах. Воспалительные и геморрагические элементы. Ложный и истинный полиморфизм. Важные диагностические признаки экзантем: количество элементов, размеры, цвет, преимущественная локализация, сроки появления, порядок высыпания и исчезновения.

Дифференциальный диагноз по нозологическим формам в основных группах экзантем: точечные, розеолезные, везикулезные, смешанные, геморрагические.

35. Диффузные болезни соединительной ткани (2 часа).

Определение. Общие патогенетические механизмы развития коллагенозов. Ревматоидный артрит. Клиника, характеристика суставных и суставно-висцеральных форм. Принципы лечения. Прогноз.

Системная красная волчанка. Основные клинические формы. Принципы диагностики и дифференциальной диагностики. Принципы лечения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Детские болезни iconРабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Детские болезни iconРабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Детские болезни iconРабочая программа Дисциплина Детские болезни, эндокринология, общая физиотерапия
Программы по детским болезням для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000г.)
Детские болезни iconДетские болезни
Профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко в антенатальном...
Детские болезни iconПлан лекций для студентов 6 курса медико-профилактического факультета...
Острый и хронический гломерулонефрит. Понятие о хронической почечной недостаточности
Детские болезни iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Детские болезни iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Детские болезни iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Детские болезни iconТематический план практических занятий для студентов 4 курса медико-профилактического...
Организация работы детского стационара. Принципы госпитализации и размещения больных
Детские болезни iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Детские болезни iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Детские болезни iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Детские болезни iconРабочая программа по дисциплине: "педиатрия, раздел: детские инфекционные...
Программы по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений лечебного факультета, утвержденной учебно-методическим...
Детские болезни iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема №2 «Экзантемы у новорожденных, детей грудного, младшего и старшего возраста. Дифференциальная диагностика аллергических и инфекционных...
Детские болезни iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел
Методы генотерапии. Моногенные болезни. Характеристика отдельных форм. Хромосомные болезни. Связь хромосомного дисбаланса с отклонениями...
Детские болезни iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема №3 «Ангины у детей. Этиологические факторы. Кокковые и вирусные ангины. Дифтерия зева. Ангины при инфекционном мононуклеозе,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск