Скачать 1 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ« БОЛЬШЕПОДБЕРЕЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ А.Е. КОШКИНА КАЙБИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 – 11 класс профильный уровень Срок реализации программы: 2012 / 2013 учебный год. Рабочая программа составлена на основе:
Программу составил: учитель физики первой категории Николаева Н.С. Год разработки: 2012 год Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа курса «Физика» для 10- 11 классовIII ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования профильного уровня, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по физике (профильный уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. / сост. В.А. Коровин. В.А.Орлов. -3-е издание, исправленное и дополненное. М.: ДРОФА, 2010.», «Сборник нормативных документов»; М. «Дрофа» 2007). При составлении данной рабочей программы за основу взяты «Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений профильный уровень» авторы программы В.С. Данюшенков, О.В Коршунова (данная программа составлена на основе программы автора Г.Я. Мякишева) и «Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. Профильный уровень». Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники: • Физика 10. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (Базовый и профильный уровни); Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Н.Н. Сотский - М.: Просвещение 2008 • Физика 11. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений (Базовый и профильный уровни); Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин - М.: Просвещение 2009. Разделы программы традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика атомного ядра). Главная особенность программы заключается в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. В результате облегчается изучение первого раздела «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы Курс отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по физике. Физика в данном курсе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Особое внимание при построении курса уделяется тому, что физика и ее законы являются ядром всего естествознания. Современная физика - быстро развивающаяся наука, и ее достижения оказывают влияния на многие сферы человеческой деятельности. Курс базируется на том, что физика является экспериментальной наукой, и ее законы опираются на факты, установленные при помощи опытов. Физика-точная наука и изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации. Введение в курсе физики таких базовых понятий, как магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания, световые волны, спектры, фотоэффект, а также понятий: магнитный поток, ЭДС, индуктивность, фаза колебаний, резонанс, трансформаторы, дифракция света, энергия связи позволяют в дальнейшем при изложении учебного материала прослеживать его связь с современным уровнем науки и с окружающей действительностью. Для реализации программы имеется оборудованный кабинет физики, учебно-методическая и справочная литература, учебники и сборники задач, электронные учебные пособия и энциклопедии, оборудование для выполнения фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов, технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран), раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов. Изучение физики в общеобразовательном учреждении на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
В ходе изучения курса физики в 10-11 классах приоритетами являются: Познавательная деятельность:
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
В результате изучения физики ученик должен знать/понимать · смысл понятий: физическое явление, физический закон, самоиндукция, фотоэффект, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения; · смысл физических величин: вектор магнитной индукции, магнитный поток, фаза колебаний, ЭДС индукции, длина и скорость волны, скорость и давление света, фокусное расстояние линзы; · смысл физических законов: Ампера, Лоренца, электромагнитной индукции, Гюйгенса, Эйнштейна, Столетова, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света. уметь · описывать и объяснять физические явления: взаимодействия токов, действия магнитного поля на движущийся заряд, электромагнитную индукцию, механические колебания и волны, резонанс, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление, дисперсию, интерференцию, дифракцию света; · использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока; · представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света; · выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; · приводить примеры практического использования физических знанийо механических, световых, электромагнитных и квантовых явлениях; · решать задачи на применение изученных физических законов; · осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; · контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; · рационального применения простых механизмов; · оценки безопасности радиационного фона. 6. Система оценивания. 6.1. Оценка устных ответов учащихся. Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов. Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. 6.2. Оценка письменных контрольных работ. Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы. Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях. 6.3. Оценка лабораторных работ. Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей. Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно. Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда. 6.4. Перечень ошибок. I. Грубые ошибки. 1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения. 2. Неумение выделять в ответе главное. 3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения. 4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы 5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов. 6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. 7. Неумение определить показания измерительного прибора. 8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. II. Негрубые ошибки.
III. Недочеты.
Распределение часов по разделам: 10 класс (план/факт)
Кинематика точки (24часа); динамика (9часов); силы в механике (11часов); законы сохранения в механике (14часов); статика (5часов); лабораторный практикум (9часов/12 ч).
Основы молекулярно-кинетической теории (9часов), температура, энергия теплового движения молекул (6часов), уравнение состояния идеального газа, газовые законы (6 часов), взаимные превращения жидкостей и газов (4часа),твердые тела (2часа),термодинамика (13часов),лабораторный практикум (7 часов/ 8 ч)
Электростатика (16 часов), законы постоянного тока (11часов), электрический ток в различных средах (13часов) – из 11класса, лабораторный практикум (7часов/ 8ч)
Резервное время (8часов) 11 класс
Магнитное поле (8 ч)Электромагнитная индукция (11ч)
Механические колебания (6 часов);электромагнитные колебания (11часов), производство, передача и использование электроэнергии (6 часов), механические волны (4 часа), электромагнитные волны (9 часов); лабораторный практикум (6ч)
Световые волны(20часа); излучение и спектры (5 часов)
Световые кванты (8 часов), атомная физика (5 часов), физика атомного ядра (13 часов), элементарные частицы (2 часа), лабораторный практикум (8ч)
Солнечная система (5 часа), Солнце и звезды (4 часа), строение Вселенной (4 часа).
Содержание программы: 10 класс
Кинематика точки. Положение тел в пространстве. Система координат. Перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Скорость при неравномерном движении. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел.Движение по окружности. Угловая и линейная скорость тела. Динамика. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Инертность тел. Масса тел.Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Силы в механике. Силы всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Деформация. Силы упругости. Сила трения. Законы сохранения в механике.Импульс.Закон сохранения импульса.Реактивноедвижение.Работысилы. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии в механике. Статика. Равновесие тел.Момент силы.Условия равновесия твердого тела. Лабораторный практикум.
Основы молекулярно-кинетической теории. Масса молекул. Количество вещества. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.Идеальныйгаз.Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии. Измерение скоростей молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клайперона. Газовые законы. Взаимные превращения жидкостей и газов Насыщенный пар. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Сила поверхностного натяжения. Твёрдые тела. Механические свойства твердых тел.Кристаллические и аморфные тела. Термодинамика.Внутренняяэнергия. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики.Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Лабораторный практикум.
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность. Принцип суперпозиции полей. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциал электростатического поля, разность потенциалов. Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Законы постоянного тока. Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока. ЭДС. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в различных средах. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводники p- и n- типов. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма. Лабораторный практикум. Содержание программы: 11 класс
Магнитное поле тока.Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Электродинамический микрофон. Электромагнитное поле.
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Электромагнитные колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн. Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение. 6. Оптика (29 ч) Световые волны. Скорость света и методы ее измерения. Закон преломления света. Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн. Фронтальные лабораторные работы
7. Основы специальной теории относительности (4 ч) Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн. 8. Квантовая физика (36 ч) Световые кванты. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта. Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Физика атомного ядра. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Закон радиоактивного распада. Деление ядер. Ядерная энергетика. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. Значение физики для понимания мира и развития производительных сил. Единая физическая картина мира.
Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна.Солнце и звезды. Солнце — ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Строение Вселенной. Наша Галактика и другие галактики. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик и Вселенной в целом. |
Рабочая учебная программа по истории Ступень обучения: 5 класс Срок... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хочашевская основная общеобразовательная школа» Ядринского района Чувашской... | Рабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень) 102 часа Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень),... | ||
Рабочая программа по предмету экономика (Профильный уровень) на 2012-2013 учебный год 10 класс Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы социально-экономического профиля | Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год Разработано на основе примерной Программы для общеобразовательных учреждений: Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. / авторы... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 10 «Г» класса (профильный... Настоящая рабочая программа разработана применительно к Программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный... | Рабочая учебная программа по русскому языку в 5 классе Срок реализации... Директор мбоу «Большеподберезинская средняя школа имени А. Е. Кошкина» | ||
Рабочая программа Наименование учебного предмета История Класс 10... ... | Рабочая учебная программа по литературе в 11 классе Срок реализации... Составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования 2004 года | ||
Рабочая программа по физике 10 класса учитель Садыкова С. Д год составления... Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03.... | Рабочая учебная программа по физике для 8 класса на 2012-2013 учебный... Умк по предмету «Физика 8 класс» авторы С. В. Громов, Н. А. Родина. М.: Просвещение, 2008. 158с | ||
Рабочая программа по химии для 10 класса 2013-2014 учебный год Рабочая программа предназначена для общеобразовательной школы, 10 класс, профильный уровень | Рабочая программа Наименование учебного предмета окружающий мир Класс... Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы и составлена... | ||
Рабочая программа Наименование учебного предмета История Класс 8... ... | Рабочая программа Наименование учебного предмета математика Класс... ... | ||
Рабочая программа по физике 7 9 классы Новоселова Т. М, учитель физики... Представленная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | Рабочая программа Наименование учебного предмета математика Класс... Планирование составлено на основе программы Математика. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С.... |