Ссылки в. В. Радченко





Скачать 98.96 Kb.
НазваниеСсылки в. В. Радченко
Дата публикации14.10.2013
Размер98.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы






 РУБРИКИ







N16 (887), 16-31.08.2009







ССЫЛКИ








В.В.Радченко ,

с. Кабаково, Алейский р-н, Алтайский кр.

Относительность механического движения
При изучение нового материала основную опору я делаю на медиаресурсы кабинета: провожу демонстрации явлений, которые в школьном физическом кабинета невозможно продемонстрировать (движение и взаимодействие частиц, объяснение электрических явлений на основе строения вещества, относительность механического движения – на примере с лодкой в реке или Луны вокруг Земли, – распространение поперечных и продольных волн в пружине малой жёсткости и др.). Например, на уроке «Относительность механического движения» в 9-м классе после введения определения этого понятия просматриваем, как в различных системах отсчёта представляется движение Луны в её извечном движении вокруг Земли [1]. Затем предлагаю провести виртуальный эксперимент с движением лодки поперёк течения реки [somit.ru/mehanika.htm], изменяя параметры скорости и лодки, и течения реки, а такую возможность предоставляет интерактивная доска (на неоднократные возгласы с мест «А можно – я!» – отвечаю: «Конечно!»). После чего вывод о законе сложения скоростей и перемещений становится очевидным, остается только продемонстрировать третий вариант этого опыта, где всё представлено графически.

Однако, чтобы не превратить урок в виртуальное шоу, стремлюсь применять разнообразные виды познавательной деятельности и привлекаю средства ИКТ, лишь когда они обеспечивают существенное преимущество по сравнению с традиционными фронтальными опытами, лабораторными работами, демонстрациями действия приборов, механизмов.

Особое место в ИКТ занимает интерактивная доска, потому что с её помощью можно не только проводить виртуальные опыты и тестирование, но и создавать графические и текстовые документы, как на обычной доске, но с сохранением наработанного, что позволяет использовать этот материал повторно при итоговом повторении и при изучении в следующем учебном году.

Хочу отметить, что не все медиасредства, которыми я располагаю, устраивают меня. Например, «Уроки физики Кирилла и Мефодия» [2] требуют дополнительное время на загрузку каждого слайда и кроме того содержат фактические ошибки. Некоторые демонстрации, например, действие жидкостного насоса, не соответствует реальному процессу, следовательно, приходится показывать только часть этой анимации.

Привожу план урока физики в 9 классе по теме «Относительность механического движения».

Цели урока: обеспечить усвоение сущности относительности механического движения: в различных инерциальных системах отсчета движущееся тело имеет разные скорости, перемещения, траектории; правила сложения скоростей и перемещений; способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, творческого подхода в различных жизненных ситуациях; воспитывать внимательность, уважение к другим точкам зрения, толерантность.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска WEBSTER, PolyVision Corporation, USA, интернет, CD-диск [1], таблица.
План урока

I. Целеполагание

Учитель знакомит учащихся с условием задачи и ставит вопрос: «Мимо станции медленно движется отправляющийся поезд. Два наблюдателя – пассажир поезда, сидящий в вагоне за столиком, на котором лежит яблоко, и провожающий, стоящий на перроне, – утверждают следующее: а) яблоко движется вместе с вагоном; б) яблоко продолжает лежать на столе и никуда не двигается. Кто из них так говорит и кто прав?». Учащиеся выдвигают версии: а) пассажир полагает, что яблоко не движется, т.к. оно неподвижно лежит перед ним на столе, – значит он прав; б) провожающий видит, что яблоко начало удаляться от него, т.е. оно пришло в движение, – значит он прав; в) правы оба, т.к. каждый из них рассматривают яблоко со своей точки зрения.

Выслушав версии, учитель спрашивает: «Какова задача нашего урока?». Учащиеся формулируют: объяснить противоречия в суждениях наблюдателей.
II. Проверка домашнего задания

Учитель приглашает двух учеников к доске и ставит задачу: подготовить на доске чертёжи для демонстрации сложения векторов: а) по правилу треугольника; б) по правилу параллелограмма. Учащиеся выполняют чертежи и готовятся объяснить правила сложения векторов.

Учитель спрашивает класс: «Как сложить несколько векторов? Как вычесть из одного вектора другой?». Учащиеся отвечают. Обсуждение работы, выполненной на доске.
III. Изучение нового материала

Учитель демонстрирует анимацию «Движение Луны и Земли» с диска [1] со звуковым сопровожде-нием. Учащиеся наблюдают и слушают объяснения. (Иногда просят повторить демонстрацию.)

Учитель спрашивает: «Кто летом купался в реке? Зависит ли результат заплыва от направления, в котором плывёшь, от скорости?». Учащиеся рассказывают о своём опыте плавания в реке, объясняют причину смещения пловца относительно берега.

Учитель открывает сайт интернета somit.ru/mehanika.htm с демонстрацией движения лодки и плота по реке. Предлагает учащимся самим задать разные параметры: скорости течения реки, собственной скорости лодки, угла между ними – используя сенсорные возможности интерактивной доски и сравнить результаты, делая записи в тетрадях. Учащиеся выполняют задание, наблюдая за анимацией на доске. Графически изображают в тетради сложение скоростей. По итогам виртуальных экспериментов делают вывод.

Учитель вывешивает таблицу «Относительность механического движения» (кран-балка за работой). Просит показать на ней скорости контейнера относительно крана и относительно земли, объяснить наблюдаемую разницу. Учащиеся объясняют различие скоростей и перемещений контейнера относительно крана и земли.

Учитель предлагает по всем наблюдениям сделать вывод и записать в тетради, почему скорости и перемещения тел в различных системах отсчёта различны. Учащиеся формулируют общий вывод по всем примерам относительности движения.
IV. Самостоятельная работа

Учитель даёт задание: «Прочитать § 9 «Физика, 9 класс, А. В. Перышкин, Е. М. ГутникЮ 2002г.)[3], найти и выучить (при необходимости записать в тетрадь в опорном конспекте) определение понятия относительности движения и примеры из задач упр. 9, стр. 38, доказывающие, что в различных системах отсчета тело может иметь различные скорости, перемещения, траектории движения. Учащиеся читают, находят объяснение относительности движения и доказательства его проявления, делают записи в тетради.
V. Работа в парах

Учитель ставит задачу: «Расскажите друг другу о своих выводах: в чём проявляется относительность механического движения и на каких примерах это можно пояснить. Учащиеся выполняют задание, корректируя друг друга.
VI. Подведение итогов

Учитель предлагает ответить на вопросы: в чём проявляется относительность механического движения? как определить скорость и перемещение тела в системе отсчёта, принимаемой за неподвижную в данных условиях, если известна скорость (перемещение) в подвижной системе отсчёта и скорость самой подвижной системе отсчёта? Учащиеся отвечают, используя свой жизненный опыт, результаты наблюдений за виртуальными опытами, рассуждения и выводы, сделанные за урок.

Учитель просит выставить оценки друг другу в журнал с учётом результатов коллективной работы. Учащиеся выставляют оценки, передавая текущий журнал по рядам.
VII. Подведение итогов

Учитель задаёт на дом прочитать § 9, подготовить ответы на вопросы к нему, привести свои примеры. Учащиеся оформляют записи в дневниках.

Литература

1. Физика. библиотека наглядных пособий-7–11: 2 CD. – М.: Дрофа, 2004 г., .

2. Уроки Кирилла и Мефодия, физика 7, 8, ,10, 11 кл. 4 диска, ООО «Кирилл и Мефодий», 2000.

3. Учебник «Физика, 9 класс», А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, «Дрофа», 2002 г.

Дополнительные ресурсы

Белкин П.Ю., Женова Н.А. Основы интернет-технологий для учителя. – М.: Федерация Интернет Образования,2003.

Барышникова М.Ю., Карелова Е.И. и др. Информауионные технологии для учителя-предметника. – М.: Федерация Интернет Образования,2003.

Физика в школе: 2 CD. – М.: Просвещение-Медиа, 2005.

Физика-7–11: 2 CD. – Институт новых технологий: ООО «Физикон», 2004.

Открытая физикаТМ 1.1. – ООО «Физикон» 2001.

Интерактивная энциклопедия. – М.: Новый диск, 1998.

Репетитор по физике Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий» – 2007.

Видеозадачник по физике: В 3-х ч. – Казанский Государственный Университет, New Media Generation, 2005 г.

Живая физика. – Институт новых технологий образования, Формоза, 2000.
Приложение.
Физика, 9 класс.

Относительность механического движения.



Этапы урока.

Действия учителя.

Действия учащихся.


Целеполагание

1. Знакомит учащихся с условием задачи и ставит вопрос.

Два наблюдателя, пассажир поезда, си-дящий в вагоне за столиком, на кото-ром лежит яблоко, и провожающий, стоящий на перроне станции, утвер-ждают следующее:

а) яблоко начало двигаться вместе с вагоном после отправления поезда;

б) яблоко продолжает лежать на сто-ле и никуда не движется.

Кто из них так говорит и кто прав?

2. После заслушивания версий, спра-шивает: Какова задача нашего урока?

1. Выдвигают версии: (варианты)

а) пассажир полагает, что яблоко не дви-жется, так как оно продолжает лежать пе-ред ним на столе, значит он и прав.

б) провожающий видит, что яблоко начало удаляться от него, т.е. оно пришло в дви-жение, значит он прав,

в) правы оба, так как каждый из них рас-сматривает яблоко со своей точки зрения.


2. Учащиеся отвечают:

Объяснить противоречия в суждениях на-блюдателей.


Проверка домашнего задания.

1. Приглашает двух учащихся к до-ске и ставит задачу: «На доске под-готовить чертежи для демонстрации сложения векторов:

а) по правилу треугольника;

б) по правилу параллелограмма.

2. Задает вопросы классу:

а) Как можно сложить несколько векто-ров?

б) Как вычесть из одного вектора дру-гой?

3. Проверка работы, выполненной на доске.

1. Выполняют чертежи и готовятся объяс-нить правила сложения векторов.

2. Отвечают на вопросы.

3. Каждый из готовивших демонстрирует результат и объясняет.


Изучение нового материала.

1. Демонстрирует анимацию «Движе-ние Луны и Земли» с диска «Физика. Библиотека наглядных пособий» со звуковым сопровождением.

2. Задает вопросы: «Кто летом купал-ся в реке? Каким получался результат вашего заплыва в зависимости от на-правления, по которому плыли, и от развиваемой вами скорости?»

3. Открывает из Интернета для демон-страции движения лодки и плота по ре-ке. http://somit.ru/mehanika.htm Предлагает учащимся задать несколь-ко раз условия: скорость течения реки, собственная скорость лодки, угол меж-ду ними, используя сенсорные возмож-ности доски, и сравнить результаты, делая записи в тетрадях.

1. Наблюдают и слушают объяснения. При необходимости просят повторить демон-страцию.
2. Рассказывают о своем опыте плавания в реке. Объясняют причину смещения плов-ца относительно берега.

3. Выбирают скорости и угол между ними, используя сенсорные возможности интер-активной доски. Наблюдают за проис-ходящим на доске. Графически изобража-ют в тетради сложение скоростей. По ито-гам виртуальных экспериментов делают вывод.




4. Вывешивает для изучения таблицу «Относительность механического дви-жения» (кран-балка за работой). Просит показать на ней скорости контейнера от-носительно крана и земли, объяснить наблюдаемую разницу.

5. По всем наблюдениям предлагает сделать вывод и записать в тетради: почему скорости и перемещения тел в различных системах отсчета различны?

4. Объясняют различие скоростей контей-нера и его перемещений относительно кра-на и земли.


5. Формулируют общий вывод по всем примерам относительности движения.

Самостоятель -ная работа.

Дает задание:«Прочитать § 9. Найти и при необходимости записать в тетрадь определение понятия относительности движения и примеров, доказывающих его возможность. Примеры подберите из задач упражнения 9, стр. 38.

Учащиеся, читая, находят объяснение от-носительности движения и доказательств этого явления, делая необходимые записи в тетради.

Работа в парах.

Ставит задачу: «Расскажите друг другу о Ваших выводах, в чем прояв-ляется относительность механического движения и на каких примерах это мо-жно пояснить.

Выполняют поставленную задачу, при необходимости корректируя друг друга.


Подведение итогов.

Предлагает ответить на вопросы:

а) в чем проявляется относительность механического движения?

б) как определить скорость и перемещ-ение тела в системе отсчета, принима-емой за неподвижную в данных усло-виях, если известна скорость (переме-щение) в подвижной системе отсчета и скорость самой подвижной системе от-счета?

2. Выставьте оценки друг другу в жу-рнал с учетом результатов коллектив-ной работы.

Отвечают на поставленные вопросы, ис-пользуя свой жизненный потенциал, ре-зультаты наблюдений за виртуальными опытами, рассуждения и выводы, сделан-ные за урок.
2. Выставляют оценки, передавая текущий журнал по рядам.

Домаш-нее задание.

Прочитать § 9, подготовить ответы на вопросы к нему, привести свои приме-ры.

Оформляют записи в дневниках.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ссылки в. В. Радченко iconАвтор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский...
Автор Радченко Оксана Юрьевна – преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности»
Ссылки в. В. Радченко iconУрок 15. 1
Перед выполнением уроков вставьте в качестве внешней ссылки в чертежи планов блок рамки со штампом, который можно найти в папке Учебные...
Ссылки в. В. Радченко iconТ. А. Радченко Гадание на кофе и чае
Приняли участие в заседании: Курбатов М. Ю., Демидов А. В., Бронников Е. А., Клапцов А. В., Перепелкин А. Ю., Чеботарёв С. В., Филькин...
Ссылки в. В. Радченко iconУроки html ссылки
Чтобы сделать текст ссылкой, нужно поместить его между тегами и и указать, куда ведет эта ссылка, т е адрес документа, где мы окажемся...
Ссылки в. В. Радченко iconMuttersprache und geistesbildung
Родной язык и формирование духа / Пер с нем., вступ ст и коммент. O. A. Радченко. Изд. 2-е, испр и доп. — М.: Едиториал урсс, 2004....
Ссылки в. В. Радченко iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Ссылки в. В. Радченко iconРадченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга
Исследованием этой проблемы занимается лаборатория нейрофизиологии и нейропсихологии ребенка Института образования взрослых ран....
Ссылки в. В. Радченко icon«Интегрирование информационно-коммуникационных технологий через использование...
Бартош Д. К., зав кафедрой немецкого языка и современных технологий обучения (сто) иия гоу впо мгпу, к п н., доцент
Ссылки в. В. Радченко iconПредседатель Ученого Совета, проф. А. С. Созинов Секретарь, доцент...
Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Ссылки в. В. Радченко iconПолезные ссылки

Ссылки в. В. Радченко iconСсылки на интернет тестирование

Ссылки в. В. Радченко iconТема урока Ссылки

Ссылки в. В. Радченко iconЕлена радченко
Охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира....
Ссылки в. В. Радченко iconПолезные ссылки для работы педагога доу

Ссылки в. В. Радченко iconЛитература Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской...
Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства (Конституция России, упк РФ кодифицированный закон, устанавливающий порядок...
Ссылки в. В. Радченко iconДанные ссылки помогу Вам подготовить доклад, реферат по географии,...
Данные ссылки помогу Вам подготовить доклад, реферат по географии, и полистать страницы сайтов и узнать что-то новое


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск