Скачать 98.96 Kb.
|
В.В.Радченко с. Кабаково, Алейский р-н, Алтайский кр. Относительность механического движения При изучение нового материала основную опору я делаю на медиаресурсы кабинета: провожу демонстрации явлений, которые в школьном физическом кабинета невозможно продемонстрировать (движение и взаимодействие частиц, объяснение электрических явлений на основе строения вещества, относительность механического движения – на примере с лодкой в реке или Луны вокруг Земли, – распространение поперечных и продольных волн в пружине малой жёсткости и др.). Например, на уроке «Относительность механического движения» в 9-м классе после введения определения этого понятия просматриваем, как в различных системах отсчёта представляется движение Луны в её извечном движении вокруг Земли [1]. Затем предлагаю провести виртуальный эксперимент с движением лодки поперёк течения реки [somit.ru/mehanika.htm], изменяя параметры скорости и лодки, и течения реки, а такую возможность предоставляет интерактивная доска (на неоднократные возгласы с мест «А можно – я!» – отвечаю: «Конечно!»). После чего вывод о законе сложения скоростей и перемещений становится очевидным, остается только продемонстрировать третий вариант этого опыта, где всё представлено графически. Однако, чтобы не превратить урок в виртуальное шоу, стремлюсь применять разнообразные виды познавательной деятельности и привлекаю средства ИКТ, лишь когда они обеспечивают существенное преимущество по сравнению с традиционными фронтальными опытами, лабораторными работами, демонстрациями действия приборов, механизмов. Особое место в ИКТ занимает интерактивная доска, потому что с её помощью можно не только проводить виртуальные опыты и тестирование, но и создавать графические и текстовые документы, как на обычной доске, но с сохранением наработанного, что позволяет использовать этот материал повторно при итоговом повторении и при изучении в следующем учебном году. Хочу отметить, что не все медиасредства, которыми я располагаю, устраивают меня. Например, «Уроки физики Кирилла и Мефодия» [2] требуют дополнительное время на загрузку каждого слайда и кроме того содержат фактические ошибки. Некоторые демонстрации, например, действие жидкостного насоса, не соответствует реальному процессу, следовательно, приходится показывать только часть этой анимации. Привожу план урока физики в 9 классе по теме «Относительность механического движения». Цели урока: обеспечить усвоение сущности относительности механического движения: в различных инерциальных системах отсчета движущееся тело имеет разные скорости, перемещения, траектории; правила сложения скоростей и перемещений; способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, творческого подхода в различных жизненных ситуациях; воспитывать внимательность, уважение к другим точкам зрения, толерантность. Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска WEBSTER, PolyVision Corporation, USA, интернет, CD-диск [1], таблица. План урока I. Целеполагание Учитель знакомит учащихся с условием задачи и ставит вопрос: «Мимо станции медленно движется отправляющийся поезд. Два наблюдателя – пассажир поезда, сидящий в вагоне за столиком, на котором лежит яблоко, и провожающий, стоящий на перроне, – утверждают следующее: а) яблоко движется вместе с вагоном; б) яблоко продолжает лежать на столе и никуда не двигается. Кто из них так говорит и кто прав?». Учащиеся выдвигают версии: а) пассажир полагает, что яблоко не движется, т.к. оно неподвижно лежит перед ним на столе, – значит он прав; б) провожающий видит, что яблоко начало удаляться от него, т.е. оно пришло в движение, – значит он прав; в) правы оба, т.к. каждый из них рассматривают яблоко со своей точки зрения. Выслушав версии, учитель спрашивает: «Какова задача нашего урока?». Учащиеся формулируют: объяснить противоречия в суждениях наблюдателей. II. Проверка домашнего задания Учитель приглашает двух учеников к доске и ставит задачу: подготовить на доске чертёжи для демонстрации сложения векторов: а) по правилу треугольника; б) по правилу параллелограмма. Учащиеся выполняют чертежи и готовятся объяснить правила сложения векторов. Учитель спрашивает класс: «Как сложить несколько векторов? Как вычесть из одного вектора другой?». Учащиеся отвечают. Обсуждение работы, выполненной на доске. III. Изучение нового материала Учитель демонстрирует анимацию «Движение Луны и Земли» с диска [1] со звуковым сопровожде-нием. Учащиеся наблюдают и слушают объяснения. (Иногда просят повторить демонстрацию.) Учитель спрашивает: «Кто летом купался в реке? Зависит ли результат заплыва от направления, в котором плывёшь, от скорости?». Учащиеся рассказывают о своём опыте плавания в реке, объясняют причину смещения пловца относительно берега. Учитель открывает сайт интернета somit.ru/mehanika.htm с демонстрацией движения лодки и плота по реке. Предлагает учащимся самим задать разные параметры: скорости течения реки, собственной скорости лодки, угла между ними – используя сенсорные возможности интерактивной доски и сравнить результаты, делая записи в тетрадях. Учащиеся выполняют задание, наблюдая за анимацией на доске. Графически изображают в тетради сложение скоростей. По итогам виртуальных экспериментов делают вывод. Учитель вывешивает таблицу «Относительность механического движения» (кран-балка за работой). Просит показать на ней скорости контейнера относительно крана и относительно земли, объяснить наблюдаемую разницу. Учащиеся объясняют различие скоростей и перемещений контейнера относительно крана и земли. Учитель предлагает по всем наблюдениям сделать вывод и записать в тетради, почему скорости и перемещения тел в различных системах отсчёта различны. Учащиеся формулируют общий вывод по всем примерам относительности движения. IV. Самостоятельная работа Учитель даёт задание: «Прочитать § 9 «Физика, 9 класс, А. В. Перышкин, Е. М. ГутникЮ 2002г.)[3], найти и выучить (при необходимости записать в тетрадь в опорном конспекте) определение понятия относительности движения и примеры из задач упр. 9, стр. 38, доказывающие, что в различных системах отсчета тело может иметь различные скорости, перемещения, траектории движения. Учащиеся читают, находят объяснение относительности движения и доказательства его проявления, делают записи в тетради. V. Работа в парах Учитель ставит задачу: «Расскажите друг другу о своих выводах: в чём проявляется относительность механического движения и на каких примерах это можно пояснить. Учащиеся выполняют задание, корректируя друг друга. VI. Подведение итогов Учитель предлагает ответить на вопросы: в чём проявляется относительность механического движения? как определить скорость и перемещение тела в системе отсчёта, принимаемой за неподвижную в данных условиях, если известна скорость (перемещение) в подвижной системе отсчёта и скорость самой подвижной системе отсчёта? Учащиеся отвечают, используя свой жизненный опыт, результаты наблюдений за виртуальными опытами, рассуждения и выводы, сделанные за урок. Учитель просит выставить оценки друг другу в журнал с учётом результатов коллективной работы. Учащиеся выставляют оценки, передавая текущий журнал по рядам. VII. Подведение итогов Учитель задаёт на дом прочитать § 9, подготовить ответы на вопросы к нему, привести свои примеры. Учащиеся оформляют записи в дневниках. Литература 1. Физика. библиотека наглядных пособий-7–11: 2 CD. – М.: Дрофа, 2004 г., . 2. Уроки Кирилла и Мефодия, физика 7, 8, ,10, 11 кл. 4 диска, ООО «Кирилл и Мефодий», 2000. 3. Учебник «Физика, 9 класс», А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, «Дрофа», 2002 г. Дополнительные ресурсы Белкин П.Ю., Женова Н.А. Основы интернет-технологий для учителя. – М.: Федерация Интернет Образования,2003. Барышникова М.Ю., Карелова Е.И. и др. Информауионные технологии для учителя-предметника. – М.: Федерация Интернет Образования,2003. Физика в школе: 2 CD. – М.: Просвещение-Медиа, 2005. Физика-7–11: 2 CD. – Институт новых технологий: ООО «Физикон», 2004. Открытая физикаТМ 1.1. – ООО «Физикон» 2001. Интерактивная энциклопедия. – М.: Новый диск, 1998. Репетитор по физике Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий» – 2007. Видеозадачник по физике: В 3-х ч. – Казанский Государственный Университет, New Media Generation, 2005 г. Живая физика. – Институт новых технологий образования, Формоза, 2000. Приложение. Физика, 9 класс. Относительность механического движения.
|
Автор Радченко Оксана Юрьевна преподаватель огоу спо «Астраханский... Автор Радченко Оксана Юрьевна – преподаватель огоу спо «Астраханский техникум легкой промышленности» | Урок 15. 1 Перед выполнением уроков вставьте в качестве внешней ссылки в чертежи планов блок рамки со штампом, который можно найти в папке Учебные... | ||
Т. А. Радченко Гадание на кофе и чае Приняли участие в заседании: Курбатов М. Ю., Демидов А. В., Бронников Е. А., Клапцов А. В., Перепелкин А. Ю., Чеботарёв С. В., Филькин... | Уроки html ссылки Чтобы сделать текст ссылкой, нужно поместить его между тегами и и указать, куда ведет эта ссылка, т е адрес документа, где мы окажемся... | ||
Muttersprache und geistesbildung Родной язык и формирование духа / Пер с нем., вступ ст и коммент. O. A. Радченко. Изд. 2-е, испр и доп. — М.: Едиториал урсс, 2004.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Радченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга Исследованием этой проблемы занимается лаборатория нейрофизиологии и нейропсихологии ребенка Института образования взрослых ран.... | «Интегрирование информационно-коммуникационных технологий через использование... Бартош Д. К., зав кафедрой немецкого языка и современных технологий обучения (сто) иия гоу впо мгпу, к п н., доцент | ||
Председатель Ученого Совета, проф. А. С. Созинов Секретарь, доцент... Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального... | Полезные ссылки | ||
Ссылки на интернет тестирование | Тема урока Ссылки | ||
Елена радченко Охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира.... | Полезные ссылки для работы педагога доу | ||
Литература Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской... Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства (Конституция России, упк РФ кодифицированный закон, устанавливающий порядок... | Данные ссылки помогу Вам подготовить доклад, реферат по географии,... Данные ссылки помогу Вам подготовить доклад, реферат по географии, и полистать страницы сайтов и узнать что-то новое |