Скачать 155.13 Kb.
|
Тема «Право собственности и иные вещные права. Право интеллектуальной собственности» Автор Радченко Оксана Юрьевна – преподаватель ОГОУ СПО «Астраханский техникум легкой промышленности» Форма занятия – урок Тип урока – изучение нового материала Вид занятия – деловая игра Продолжительность – 1час 30 минут Предмет «Основы права» Дата разработки 20.03.11 2 курс, специальность 080113 « Страховое дело» Цель урока: Развитие правовой культуры студентов через понимание правоотношений, связанных с собственностью, в том числе интеллектуальной. Ожидаемые результаты: студенты смогут:
Формирующиеся компетенции (обозначение и нумерация компетенций даны в соответствии со стандартами нового поколения для СПО):
Методы:
Внутрипредметные связи: «Правонарушения и юридическая ответственность», «Основы правового положения человека и гражданина», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Понятие гражданского права. Гражданские правоотношения. Осуществление и защита гражданских прав». Межпредметные связи: Основы экономики – «Собственность и её виды», «Конкуренция и монополия», «Экономические основы бизнеса». Основные понятия:
Оснащение урока:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вопросы, задаваемые преподавателем:
В ходе беседы студенты с преподавателем приходят к выводу, что:
Проблема: право собственности распространяется не только на материальные вещи, принадлежащие человеку, организации, государству, но и на нематериальные ценности и на результаты интеллектуального труда (так называемая интеллектуальная собственность) – изобретение, художественное произведение и т.д. При этом возникает проблема. С одной стороны нужно защитить права собственника, с другой – дать право людям пользоваться результатами этого труда. Часто эти два права вступают в противоречие друг с другом. Напрмер: «В Самаре, в рамках празднования 65-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне, был организован бесплатный концерт ветеранов. На этом концерте исполнялись многие военные песни: «Смуглянка», «От героев былых времен», «Лен мой лен» и др. Российское авторское общество предъявило претензии организаторам концерта. "Для правомерности исполнения этих произведений администрация района должна была получить на это разрешение, заключив лицензионный договор с Российским авторским обществом. Этого сделано не было", - утверждает Олег Патрин, заместитель генерального директора Российского авторского общества. Это претензии не к хору, говорят защитники авторских прав, а к тем, кто концерт организовал. У каждой песни есть авторы, и они работали не бесплатно. А еще в Самаре ветеранам дали совет: если без всякой организации сверху сами соберетесь и захотите попеть для других, то просите разрешения.»[3] Предлагается студентам выразить свое отношение к сложившейся проблеме, на чьей они стороне и почему.
Проводится с целью самостоятельного изучения студентами материалов по проблеме. В начале урока группа была разделена на четыре подгруппы. Каждой подгруппе будет предложена часть материала, который нужно изучить на уроке. Подгруппа знакомиться с материалом, отвечает на поставленные вопросы и в конце самостоятельного изучения у каждого члена данной подгруппы в тетради краткий конспект материала. В данном случае подгруппам предлагаются выдержки из Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4, главы 70 «Авторское право» и вопросы к тексту. Студенты первой подгруппы уже в качестве экспертов расходятся по другим подгруппам и знакомят их с информацией, отвечают на вопросы товарищей. Тоже самое по очереди делают студенты других подгрупп. Таким образом, к концу этого этапа урока у всех студентов будет в тетрадях нужная информация в полном объеме, происходит самообучение студентов без вмешательства преподавателя, и формируются коммуникативные и другие компетенции. Раздаточный материал для подгрупп (Приложение 2)
После усвоения, таким образом, всего объема материала, каждая подгруппа получает ситуационную задачу (Приложение 3) и после обсуждения сообщает свое решение задачи с аргументацией. Затем дается возможность студентам других подгрупп высказаться по этому вопросу (если они не согласны с решением). Текст задачи выведен на экран интерактивной доски для удобства обсуждения. С этой же целью на экран выводятся и выдержки из текста закона при возникновении спора и необходимости аргументации своей точки зрения.
Задача – бонус Однажды одна очень известная российская фирма – производитель мясных и колбасных продуктов воспользовалась услугами рекламного агентства, оплатив при этом, как это называется, “в черную”. Сотрудники агентства скачали фото одной из достопримечательностей Санкт- Петербурга из глобальной сети интернет и использовали эту фотографию в создании образа упаковки. Вопросы:
Оглашение оценок по тесту. Сравнение результатов по предварительному и итоговому тестированию. Объявление оценок за урок. Оценивание студентов происходит следующим образом: в течение всего урока за активность, за работу в своей подгруппе, за работу с другими подгруппами, за решение задач студенты получают смайлики (Приложение 4). В конце урока каждый подсчитает количество полученных смайликов. Студенты знают, что смайлики двух достоинств: по два балла и по одному баллу, поэтому им не трудно самим подсчитать баллы и узнать свою оценку. Для большей объективности оценивания каждая подгруппа получает еще несколько смайликов, которые может распределить сама в зависимости от степени активности работы членов подгруппы. Студенты высказывают свое мнение о прошедшем занятии. Анализ проделанной работы со стороны преподавателя. Источники
Приложение 1 ТЕСТ
а) необходимо наличие патента б) необходимо наличие лицензии в) не требуется соблюдение каких-либо формальностей.
а) литературные произведения б) музыкальные произведения в) официальные документы г) программы для ЭВМ
а) Федеральная антимонопольная служба б) Федеральная служба страхового надзора в) Союз предпринимателей России г) нет правильного ответа
а) только при жизни автора б) передается по наследству на неопределенный срок в) при жизни автора и в течение 50 лет после его смерти г) при жизни автора и в течение 70 лет после его смерти ЭТАЛОН ОТВЕТА
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Приложение 2 РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕРВОЙ ПОДГРУППЫ Первая карточка Определение Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Вопросы:
Вторая карточка Объектами авторских прав являются:
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Задание: Постарайтесь объединить в три пункта весь перечень объектов. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВТОРОЙ ПОДГРУППЫ Первая карточка Не являются объектами авторских прав:
Задание: Перечислите кратко (так, чтобы каждый пункт занял не больше одной строчки) объекты на которые не распространяется авторское право. Вторая карточка Право на обнародование и использование произведения. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения. Произведение не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах и т.д.). Исключительное право использовать произведение принадлежит автору или иному правообладателю. Исключительное право на произведение переходит по наследству. Задание: Перечислите лиц, имеющих право обнародовать произведение. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ПОДГРУППЫ Первая карточка В России для защиты авторских прав была создана Общественная некоммерческая организация «Российское авторское общество», которая дает разрешение на использование произведений и следит за тем, чтобы авторам выплачивалось вознаграждение. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается:
Вопросы:
Вторая карточка Свободное использование произведения. Допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения в случае:
Вопрос: В каких случаях можно свободно использовать произведение? РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЧЕТВЕРТОЙ ПОДГРУППЫ Срок действия исключительного права на произведение. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, после смерти. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права (70 лет) исчисляется с года следующего за годом реабилитации. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, увеличивается на 4 года. По истечении срока действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Вопросы:
Приложение 3 Задача для первой подгруппы Год назад было найдено неизвестное ранее и никогда не исполнявшееся произведение Моцарта (18 век). Вопросы:
Задача для второй подгруппы Современный гимн России был написан С. Михалковым и впервые исполнен в 2001г. С Михалков умер в 2009 году. Вопросы:
Задача для третьей подгруппы Писатель Солженицын А.И. (1918-2008гг) Самое известное произведение «Архипелаг Гулаг» впервые опубликовано в Париже в декабре 1973 года. Вопросы:
Задача для четвертой подгруппы Писатель С. Михалков опубликовал своего знаменитого «Дядю Степу» в издательстве «Детская литература» в 1936 году. Умер Михалков в 2009 году. Вопросы:
Приложение 4 |
Программа учебной дисциплины Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработчик: Лукина Елена Юрьевна, преподаватель фгоу спо сахалинский топливно – энергетический техникум, 1 категории | ||
Учебно-методический комплекс по уд индивидуальные занятия музыкой Составитель: Ефимова Наталья Юрьевна, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | «Организация занятий учебной практика на основе игровых педагогических технологий» Автор: Корчажкина Виктория Юрьевна – мастер производственного обучения гбоу спо «Вознесенский агротехнический техникум» Нижегородской... | ||
Исаева Оксана Николаевна 2012 г. Вид занятия: изучение нового материала... Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дорожных знаков, пробудить интерес к изучению Правил дорожного движения, развить... | Внеклассное мероприятие «За чашкой чая» Сценарий Автор Н. В. Верина -преподаватель специальных дисциплин огбоу спо «Новгородский агротехнический техникум» | ||
Совершенствование инвестиционной политики в системе управления предприятиями... Охватывает все виды деятельности легкой промышленности: от глубокой переработки сырья до производства готовых товаров и их продвижения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Сиротина Елена Анатольевна, преподаватель гбоу спо рк «Петрозаводский лесотехнический техникум» | ||
На правах рукописи удк: 616. 716. 1-053. 31/7-071. 3 Нувахов Натан... «Технология изделий легкой промышленности» и 262200. 62 «Конструирование изделий легкой промышленности» | Основная образовательная программа высшего образования направление... ... | ||
Программа учебной дисциплины Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное... | Форма обучения заочная, 4 года (сокращенная) Направление подготовки бакалавров 260200 Конструирование изделий легкой промышленности | ||
Методические указания Для лучшего запоминания наименования костей... «Технология изделий легкой промышленности» и 262200. 62 «Конструирование изделий легкой промышленности» | Амбарцумян Лиана Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы... Помочь студентам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева | ||
1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин.... «Технология изделий легкой промышленности» и 262200. 62 «Конструирование изделий легкой промышленности» | Отчет гоу спо «Прокопьевский строительный техникум» о проведенной... Гоу спо «Киселевский горный техникум» 1 чел., гоу спо «Беловский техникум железнодорожного транспорта» 3 чел., Гоу «крирпо» 1 чел.,... |