Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куровская средняя общеобразовательная школа № 1»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
142620, Московская область, Орехово-Зуевский район,
г. Куровское, ул. Советская, д.4,
тел/факс 496-411-68-53, e-mail kurovskaya1@mail.ru
План-конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности
в 4 классе на тему
«Путешествие в Страну Дорожных знаков»
Автор зам. директора по ОВВВР: Исаева Оксана Николаевна
2012 г.
Вид занятия: изучение нового материала
Тип занятия интегрированный
Форма занятия: урок-игра
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дорожных знаков, пробудить интерес к изучению Правил дорожного движения, развить художественные навыки
Задачи:
образовательная: формирование знаний по теме занятия;
обучающая: выработка умений самостоятельной работы с кисточкой и красками;
развивающая: развитие образных и логических умений, эстетических представлений, мелкой моторики рук.
Основные понятия: дорожный знак, категории дорожных знаков.
Педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные технологии), технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Оборудование:
стикеры разного цвета;
раздаточный материал: у каждой группы на партах лежат листы формата А3 определённой формы, краска гуашь – определённого цвета, кисти, баночка-непроливайка с водой;
мультимедийная установка;
презентация Power Point;
демонстрационные картинки – дорожные знаки.
Ход занятия
Орг. момент – 3 мин.
Приветствие – 0,5 мин.
Объявление темы урока, постановка целей и задач – 2,5 мин.
Основная часть – 21 мин.
Вводная беседа – 4 мин.
Изучение нового материала – 17 мин.
Заключительная часть – 6 мин.
Закрепление – 4 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
№ п/п
| Этапы урока
| Время
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| 1
| Орг. момент
| 3 мин.
|
|
|
| Приветствие
| 0,5 мин.
| Здравствуйте, ребята.
Садитесь. Перед входом в кабинет вы получили стикеры цвет, которых соответствует местам, которые вам нужно занять (парты расставлены так, как необходимо для работы в группах – 5 групп: команда запрещающих, команда предупреждающих, команда предписывающих, команда информирующих, команда приоритетных)
| Здороваются, затем садятся за парты
|
| Объявление темы урока, постановка целей и задач
| 2,5 мин.
| Наше сегодняшнее занятие необычно, это занятие ИЗО с элементами истории. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в Страну Дорожных знаков, познакомимся с историей их возникновения, а также поработаем практически.
| Слушают учителя
| 2
| Основная часть
| 21 мин.
|
|
|
| Вводная беседа
| 4 мин.
| Слайд №1: Ребята, вот она – Страна дорожных знаков. Встречает вас её мэр Светофор Светофорович (ребёнок в костюме светофора с жезлом в руке).
Светофор Светофорович: Добрый день, ребята! Рад видеть вас в своей стране. Сегодня я буду вашим гидом, начну свой рассказ с истории происхождения дорожных знаков. А вы сегодня оказались поделены на 5 команд: команда запрещающих, команда предупреждающих, команда предписывающих, команда информирующих, команда приоритетных почему именно на такие, узнаете позже.
| 1. Слушают рассказ ученика в роли Светофора Светофоровича
|
| Изучение нового материала
| 17 мин.
| Слайд 2: Ещё в давние времена, когда люди даже и не предполагали, что экипажи могут передвигаться с помощью ещё какой-то силы, кроме гужевой, возникла проблема – проинформировать путешественников, куда какая дорога ведет, и сколько осталось до конечного пункта. Так появились первые дорожные знаки.
Слайд 3: А когда по дорогам поехали автомобили… Знаки предупреждали об опасности, информировали водителей об условиях движения на маршруте. Вначале не было каких-либо правил их установки.
Слайд №4: Первые дорожные знаки на Руси появились в XVII в., при царе Алексее Михайловиче. Он построил себе дворец недалеко от Москвы, в селе Коломенское, куда часто приезжал на отдых и охоту. И вот между Москвой и Коломенским он велел поставить через каждую версту высокие нарядные столбы. Любому прохожему и проезжему они были видны издалека. Позже такие столбы поставили и на других дорогах. Сегодня вместо верстовых столбов на дорогах установлены километровые указатели. За прошедшие века дорожные знаки-указатели сильно видоизменились и стали разнообразными. Сейчас они окрашены в яркие цвета и видны издалека. Убедитесь в этом сами. Слайд №5: Внимание на экран, знакомьтесь, мои помощники – дорожные знаки.
Слайд №6: Предупреждающие знаки…
информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, и они облачены в красный треугольник. Информационные знаки информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения. Они окрашены в синий цвет и имеют прямоугольную или квадратную форму. Знаки приоритета устанавливают очерёдность проезда перекрёстков, пересечение проезжей части. Они жёлтого цвета. Знаки в синих кругах – предписывающие! Они разрешают движение только в том направлении, которое указано на знаках стрелками. А запрещающие знаки вводят или отменяют определённые ограничения движения! Они имеют форму круга белого цвета, обведённого красной каймой.
Слайд 7: А теперь немного поиграем. Каждой команде нужно будет отгадать загадку и назвать знак, который соответствует названию вашей команды.
Учитель: Ребята, время истекло. Давайте проверим результаты (устный опрос).
Ребята, давайте дадим Светофору Светофороыичу немного отдохнуть и позабавим его. Вам предстоит придумать не существующий дорожный знак и нарисовать его на ваших листках, но каждая команда должна придумать знак соответствующий своей категории.
| 2. Слушают рассказ ученика в роли Светофора Светофоровича.
3. Работают в группах, отгадывают загадки про категории дорожных знаков (на экране картинки одного дорожного знака из каждой категории с загадками к ним, каждой команде по отгадке нужно выбрать тот знак, который соответствует названию данной команды)
4.Проверка результатов.
5.Придумывают и зарисовывают несуществующий дорожный знак.
| 3.
| Заключительная часть
| 6 мин.
| Рефлексия
|
|
| Закрепление пройденного материала
| 4 мин.
| Ребята, чтобы наш гость окончательно убедился в том, что вы усвоили категории дорожных знаков, я загадаю вам загадки. Команда, отгадавшая наибольшее количество категорий дорожных знаков, получит приз. Я вам буду подсказывать с помощью демонстрационных картинок.
Загадки:
1. Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг – дорожный знак.
2. Белый треугольник, красная кайма.
Чудный паровозик
С дымом у окна.
Этим паровозиком правит дед-чудак.
Кто из вас подскажет,
Что это за знак? железнодорожный переезд – предупреждающий знак.
3. Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги -
Берегите свои ноги! дорожные работы – предупреждающий знак.
4. Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко,
Что здесь, свалка кирпича? въезд запрещен – запрещающий знак.
5. Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил,
На стоянку у ограды -
Отдыхать ей тоже надо. стоянка – информационный знак.
Подведение итогов, награждение команды-победителя
| 6.Отгадывают загадки
|
| Выводы
| 2 мин.
| Вопрос: знаки, какой категории самые важные? (подвести ребят к тому, что все знаки важны). Ребята, это было вводное игровое занятие, на котором вы познакомились с некоторыми категориями дорожных знаков. На следующем занятии мы остановимся подробнее на одной из категорий.
Занятие окончено, до новых встреч!
| 7. Фронтально отвечают на вопрос
|
Список используемой литературы
Козловская Е.А., Козловский С.А. «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника». – М.: Третий Рим, 2002.
Рыбин А.Л., Маслов М.В. – «Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5 – 9 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2008.
Зайцева О.В. Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, 1998.
«Дорожная азбука» под редакцией Байбикова А.А. – Подмосковье, 2008.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. – Управление ГИБДД ГУВД Московской области Главное Управление образования Московской области. – М.: 2000.
|