Пояснительная записка.
Оценивать и прогнозировать:
Изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
Изменения в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
2. Объяснять:
Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
Влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизнь населения России;
Образование и размещение форм рельефа; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
Образование атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
Как составляют прогноз погоды;
Распространение многолетней мерзлоты, её влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение по территории страны;
Разнообразие природы и природных комплексов на территории страны;
Различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровнях урбанизации отдельных территорий, направление миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения;
Изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещение основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
Особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях.
3. Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий:
«геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный», «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение».
4. Описывать:
Экономико-географическое, геополитическое положение страны;
Образцы природно-хозяйственных объектов, в том числе один из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
Особенности быта и религии отдельных народов.
5. Определять (измерять):
Географическое положение объектов;
Разницу в поясном времени территорий;
Погоду по синоптической карте;
Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
6. Называть и (или) показывать:
Предмет изучения географии России;
Основные средства и методы получения географической информации;
Субъекты Федерации;
Особенности географического положения, размер территории, протяжённость морских и сухопутных границ России;
Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
Распределение рек страны по бассейнам океанов;
Основные области современного оледенения и крупные ледники;
Главные свойства зональных типов почв, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
Важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
Народы, наиболее распространённые языки, религии;
Примеры рационального и нерационального размещения производства.
Содержание учебного материала
| Термины к уроку
| Оборудование к уроку
| Планируемые результаты
| Практические работы
| Домашнее задание
| Дата проведения урока
| Знать
| Уметь
|
Урок № 1 «Что изучает физическая география России? Источники географической информации».
|
Физическая география России.
|
Физическая карта России, политико-административная карта России, Справочники, энциклопедии, хрестоматии, картины.
| Иметь представление об особенностях предмета и структуре учебника. Познакомить учащихся с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками.
| Сформировать представление об особенностях природы России, объяснить, какую роль играют географические знания в решении экологических и социально-экономических проблем.
|
|
Параграф 1,
термин, записи в тетради.
| 2.09
|
Урок № 2 «Географическое положение России».
|
Крайние точки, островные крайние точки, страны-соседи России, государственная граница.
|
Физическая карта России, политическая карта мира.
| Иметь представление о главных чертах географического положения России и их влиянии на природу и хозяйственную деятельность населения.
|
Уметь работать с географической картой России, уметь показывать
|
|
Параграф № 2, термины.
| 7.09
|
Урок № 3 «Моря, омывающие территорию России».
|
Моря бассейна Северного Ледовитого океана, моря бассейна Тихого океана, моря бассейна Атлантики.
|
Физическая карта России, Таблица «Моря России», картины морей.
|
Иметь представление об особенности морей и океанов, омывающих территорию России.
|
Умение рассматривать природные ресурсы морей России и экономические проблемы морей. Изучение по картам морей, проливов, заливов. Умение составлять характеристику моря по плану.
|
|
Параграф № 3, термины.
|
9.09
14.09
|
Урок № 4 «Разница во времени на территории России».
|
Местное время, поясное время, декретное время, летнее время, линия перемены дат.
|
Физическая и политико-административная карты России, глобус, карточки с заданиями.
| Иметь представление о видах времени на территории России, линии перемены дат, показать значение знаний
о времени для каждого человека.
|
Уметь решать практические задачи на определение времени.
| Практическая работа № 1
«Определение поясного времени для разных пунктов России».
|
Параграф 4, термины.
| 16.09
|
Урок № 5 «Образование государства Российского и открытие русскими Сибири и Дальнего Востока».
|
Русы,
Киевская Русь,
«Каменный пояс».
|
Физическая карта России, портреты путешественников, картины, справочники.
|
Иметь представление об истории изучения и освоения территории России.
|
Уметь рассказывать о русских учёных и путешественниках, внёсших большой вклад в дело изучения нашей Родины.
|
| Параграф 5,
даты и термины.
| 21.09
|
Урок № 6 « Исследование территории России
в 18-19 веках».
|
Экспедиция, Северный морской путь.
|
Физическая карта России, портреты путешественников, картины, справочники.
| Иметь представление об истории изучения и освоения территории России в 18-19 веках.
| Уметь рассказывать о русских учёных и путешественниках, внёсших большой вклад в дело изучения нашей Родины. Уметь работать с дополнительными источниками.
|
|
Параграф № 6, даты, термины, таблица.
|
23.09
|
Урок № 7 «Изучение территории России в советские годы (1918-1991)».
|
Комплексная экспедиция, дрейф, научная станция «Северный полюс».
|
Физическая карта России, портреты путешественников, картины, справочники.
|
Иметь представление об истории изучения и освоения территории России в 18-19 веках.
|
Уметь рассказывать о русских учёных и путешественниках, внёсших большой вклад в дело изучения нашей Родины. Уметь работать с дополнительными источниками.
|
|
Параграф № 7, даты, термины, таблица.
| 28.09
|
Урок № 8 «Главные особенности рельефа России и строение земной коры».
|
Рельеф, платформа, тектонические плиты, разломы.
|
Физическая карта России, картины гор и равнин.
|
Иметь представление о главных чертах рельефа России, закономерностях размещения гор и равнин.
| Умение формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов.
| Практическая работа № 2
«Объяснение зависимости расположения форм рельефа от строения земной коры».
| Параграф № 8, термины.
| 30.09
| Урок № 9 «Геологическое летоисчисление».
|
Геологическое летоисчисление, геохронологические таблицы, эра, период, геотектоника, палеонтология, минералогия, петрография.
| Физическая, тектоническая, геологическая карты России, геохронологическая таблица.
|
Иметь представление о науках, изучающих земную кору, о геохронологической таблице, о геологическом летоисчислении.
|
Умение работать с разными видами карт.
|
|
Параграф
№ 9, термины.
| 5.10
|
Урок № 10 «Горы складчатых областей и платформенные равнины».
|
Платформа, древняя платформа, молодая платформа, щит, плита, полезные ископаемые.
|
Карты: физическая карта России, тектоническая карта; коллекция полезных ископаемых, картины (добыча нефти, угля).
|
Состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Иметь представление о наложении карт.
|
Уметь находить связи между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Рассказывать об экологических проблемах, связанных с добычей полезных ископаемых.
|
|
Параграф № 10, термины
| 5.10
|
Урок № 11 «Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления».
|
Неотектонические движения, внутренние процессы, вулканизм, землетрясения.
|
Физическая карта России, таблицы, картины, книги, схемы.
|
Иметь представления о влиянии внешних и внутренних процессов на формирование рельефа, о влиянии человека на рельеф.
|
Показывать непрерывность рельефа. Рассматривать виды стихийных явлений, причины их возникновения.
|
|
Параграф № 10, термины, тестовая работа.
| 5.10
| Урок № 12 «Внешние процессы, формирующие рельеф и связанные с ними стихийные явления».
| Оледенение, эрозия, морена, трог, оползень.
|
Физическая карта России, таблицы, картины, книги, схемы.
|
Иметь представления о влиянии внешних и внутренних процессов на формирование рельефа, о влиянии человека на рельеф.
|
Показывать непрерывность рельефа. Рассматривать виды стихийных явлений, причины их возникновения.
|
|
Параграфы №
8-12, повторять тестовая работа.
| 5.10
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок № 14 «Факторы, определяющие особенности климата России».
| Солнечная радиация, суммарная радиация, радиационный баланс,
циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность.
|
Картосхемы учебника, климатическая карта, карта солнечной радиации, таблицы.
| Иметь понятие об основных факторах, влияющих на климат России: географическом положении, солнечной радиации, циркуляции воздушных масс.
| Умение работать с картами и картосхемами.
|
| Параграф № 13, термины.
| 7.10
|
Урок № 15 «Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны».
|
Воздушные массы, атмосферные фронты, циклон, антициклон.
| Физическая, климатическая, синоптическая карты России, таблицы, схемы.
| Иметь представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах и их влиянии на погоду и климат.
| Формировать знания о главных чертах климата России. Умение читать синоптическую карту.
|
Практическая работа № 3
«Определение закономер-ностей распределе-ния суммарной и поглощённой радиации, радиацион-ного баланса».
|
Параграф № 14, термины.
| 12.10
|
Урок № 16 «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России».
|
Испаряемость, коэффициент увлажнения.
|
Физическая и климатическая карты России.
|
Иметь представление о «климатических» рекордах России.
| Уметь рассматривать закономерности распределения элементов климата на территории России. Формировать умение работы с климатическими картами.
| Практическая работа № 4
«Определение особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».
| Параграф № 15, термины.
| 14.10
|
Урок № 17 «Типы климатов России».
|
Типы климатов России.
|
Карта «Типы климатов России», настенная карта воздушные массы.
|
Иметь представление об основных типах климатов России.
| Умение работать с климатической картой и определять тип климата по климатической диаграмме.
|
|
Параграф № 16, термины.
| 19.10
|
Урок № 18 «Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления».
|
Агроклиматические ресурсы,
засуха,
пыльная буря,
град,
гололёд.
|
Физическая и климатическая карты России.
| Иметь представление
о влиянии климата на жизнь
и хозяйственную деятельность человека.
|
Уметь указывать неблагоприятные климатические явления и их причины, причины экологических проблем. Сформировать понятие агроклиматических ресурсов.
|
Практическая работа № 5
«Оценивание основных климатичес-ких показателей одной из территорий страны».
|
Параграфы № 13-16, тестовая работа.
| 21.10
|
Урок № 19 «Обобщающе-повторительный урок по теме «Климат и климатические ресурсы».
| Все термины темы.
|
Листочки с тестовыми заданиями по этой теме каждому учащемуся.
|
Контроль знаний по этой теме.
|
Контроль знаний по этой теме.
|
|
Параграфы № 13-16 повторять.
| 26.10
28.10
|
Урок № 20 «Внутренние воды России. Реки».
| Падение реки, уклон,
годовой сток, расход воды, режим реки,
половодье,
межень,
паводок,
твёрдый сток, наводнение.
|
Физическая карта России, атласы.
|
Иметь представление
об особенностях рек России. Сформировать понятия уклон, падение реки.
|
Показать влияние климата и рельефа на реки, формировать умение определять падение и уклон рек.
| Практическая работа № 6
«Составление характерис-тики одной из рек с использова-нием тематических карт».
|
Параграф № 17, термины.
| 9.11
| |