Дидактическая разработка
«Метапредметный подход к обучению на уроках географии» Антонина Андреевна Баханова,
учитель географии МБОУ «Гимназия»
г. Александровска Пермского края
Умение – это не вполне завершённый навык.
Корнилов
Словесно-книжные пассивные методы преподавания географии не могут образовать у учеников навыков по применению географических знаний. Чтением лекций о плавании, о езде на велосипеде нельзя научить этим навыкам. Привитие навыков предполагает самую широкую самодеятельность учащихся. Главным и основным способом привития ученикам географических навыков являются упражнения, практические занятия, работа на географической площадке, школьное краеведение.
класс
| Текст задания
| УУД (универсальные учебные действия учеников)
| 10
| К Религиозный ластер по теме «Население мира» – ввод в тему «мы начинаем изучать большую тему Населения мира. Что вас особенно интересует в данной теме?»
| Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
умение создавать и применять знаки и символы, создавать кластеры
| 7
| При изучении темы «Население Северной Америки» учащимся предлагается выполнить следующее задание.
Эскимосы, чукчи, коряки, ненцы имеют хорошие навыки строительства снежных изб под названием иглу. Такие жилища имеют куполообразную форму и могут выдержать массу белого медведя, который может забираться на такие жилища. Срок службы иглу 3-4 месяца, иногда полгода. в такой хижине тепло, т.к.снег не пропускает ветра, тихо т.к. снег прекрасный шумоизолятор. Самая главная задача разместить вход в избу, т.к. ветры быстро меняют свое направление и имеют большую силу. В течение 3 мин. в группах вы должны предложить самый универсальный вход в такое жилище. ( Вход в жилище делается снизу – подкоп)
| Моделирование, элементы проектирования,
умение правильно оценить учебную задачу и собственные возможности для её решения,
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками
| 8
| В 8 классе при изучении темы климат изучаются такие явления как циклоны и антициклоны. Составляется вводный кластер- группы предлагают свой ход изучения данной темы:
Что такое циклоны и антициклоны?
Какими свойствами обладают?
Как образуются?
Могут ли менять свои свойства?
Как влияют на погоду?
Где формируются?
Как перемещаются, если они это делают?
Как влияют на человека и его здоровье и настроение?
Нужно ли человеку готовиться к этому явлению?
Они могут быть опасными для человека?
Можно ли предсказать их образование, т к. прогнозировать?
4 группы выносят на доску свой кластер и находится общий план изучения данной темы
циклон
| Параметры сравнения
| антициклон
|
| Область давления
|
|
| Общее направление ветра
|
|
| Круговое движение воздуха
|
|
| Вертикальное движение воздуха в центре
|
|
| Характер погоды
|
|
| Неблагоприятные явления
|
|
| умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками
умение оценить правильность выполненной учебной задачи собственные возможности её решения
умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
развивать мотивы и интересы познавательной деятельности
умение сравнивать (сходства и различия)
умение развивать логическое рассуждение, умозаключение мышление
формирование навыков элементов прогнозирования
устанавливать причинно-следственные связи
| 8
| Обобщение темы «климат».
Учащимся предлагается 3 разных отрывка из стихотворных произведений А.С.Пушкина и Н. Рубцова задание для учащихся
о каких атмосферных явлениях идет речь и привести доказательства?
изобразить схему данных атмосферных явлений
составить простейшую синоптическую карту для данного атмосферного явления!
Мороз и солнце, день чудесный!...
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит! Н. Рубцов
Осень! Летит по дорогам
Осени стужа и стон,
Каркает около стога
Стая озябших ворон,
Скользкой неровной тропою
В зарослях пасмурных ив
Лошадь идет с водопоя,
Голову вниз опустив.
Мелкий, дремотный без меры,
Словно из множества сит,
Дождик знобящий и серый
Все моросит, моросит, моросит!
| устанавливать причинно-следственные связи
умение создавать модели и схемы для решения учебных задач
принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной деятельности
умение сравнивать (сходства и различия)
смысловое чтение
умение развивать логическое рассуждение, умозаключение мышление
умение применить знания в виде конкретной синоптической карты, которая отражает данное атмосферное явление
|
| Н. Рубцов
Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом
И ветер начал вкривь и вкось,
Качать сады за нашим домом.
Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали,
Кромсая мрак, и бороздя
На землю молнии слетали,
А туча шла гора, горой,
И все раскалывалось ввысь,
Плач раздавался колыбельный
И стрелы молний все неслись
В простор тревожный, беспредельный.
|
| 8 география прикамья
| На итоговом уроке географии Прикамья предлагается учащимся составить проект по выбору «маршрут по Пермскому краю с целью изучения;
А) изучение возможностей для развития туризма на территории Пермского края
Б) по Архитектурным памятникам Пермского края
В) самобытность народов Пермского края
Г)изучение потенциала для развития промышленности
Д) изучение условий для возрождения и развития сельского хозяйства»
Если на каждого человека вы имеете наличными по 30000 рублей на неделю. Сообщаю, что стоимость бензина на транспортные расходы 30 р. за литр, средняя стоимость обеда 100-150 рублей, стоимость проживания 300 р. в сутки, все необходимые приборы, инструменты, карты вы получаете от спонсоров и ведущей организации. Если ваш проект окажется убедительным и принесет дальнейшую прибыль, то вознаграждение вы получаете в 10 раз больше.
Требования:
оформление маршрута с указанием городов, поселков
презентация с фото
смета расходов
актуальность проекта
После выполнения проекта, его защита и детальная аргументация
| умение регулировать и планировать свою деятельность
умение принятие решений и осознанного выбора
Умение составить проект, выделив главное и учесть второстепенное
Умение учитывать интересы, формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Развитие творческого мышления
Развитие критического мышления
Владение устной монологической контекстной речью
Формирование и развитие экологического мышления
Умение применять в познавательной, социальной и профессиональной ориентации
Формирование и развитие ИКТ- компетенции
| 9 класс
| При изучении темы « ТЭК Прикамья» можно выполнить мини- проект прямо на уроке, разбив класс на 5-6 групп или построить в виде дискуссии, разделив на 2 группы - группу оптимистов и группу пессимистов.
Задание звучит следующим образом. В конце 80-х годов в Пермской области серьёзно рассматривался вопрос о строительстве АЭС. Однако до настоящего времени этот
смелый проект так и не нашел применения в жизни. Как на ваш взгляд возможно ли строительство АЭС в Пермском крае?
( ответы рассматриваются с позиции «за» и «против».)
Аргументы « за»
| Аргументы «против»
| Строительство АЭС позволит покрыть дефицит электроэнергии.
| В настоящее время область себя обеспечивает энергией.
| Экологически чистое производство, которое не требует большого количества сырья.
| Да, возможна экономия в сырье, но возникнет проблема захоронения отходов.
| В России успешно работают 10 АЭС, которые тоже имеют радиоактивные отходы
| Прикамье расположено в сейсмоопасной зоне, а если произойдет землетрясение?
| Сейсмоактивность очень низкая, поэтому современные АЭС защищены от небольших колебаний земной коры.
| Зачем нужно строить именно АЭС, хотя можно построить несколько ТЭС или ТЭЦ, ведь в нашем крае 8 месяцев отопительный сезон.
| Если говорить о строительстве ТЭЦ, то в пригородной части г. Перми планируется строительство Адищевской ТЭЦ, значит, энергии все же не хватает.
| Мы поняли, что вместо ТЭЦ вы предлагаете АЭС. Тем самым вы подвергаете 1/3 жителя Прикамья опасности, из 3млн. человек 1млн. живет в Перми.
| Хотим напомнить, что энергетика вошла в отрасли специализации Прикамья, наряду с машиностроением, химической, лесной промышленностью. За счет строительства АЭС можно увеличить поставку энергии в другие районы.
| Из общего производства электроэнергии, край не только обеспечивает себя энергией, но 40% поставляет в соседние республики; Башкирию, Удмуртию, Свердловскую область.
| В ходе дискуссии оптимистов и пессимистов приводится множество доводов, как за строительство АЭС, так и против. В результате учитель должен разрешить этот спор и сказать о том, что строительство неэффективно т.к.
- само строительство АЭС очень дорого,
- способно ли окупить все затраты и дать прибыль,
- если 40% энергии поставляется в другие республики, то нет смысла рисковать, лучше построить ещё одну ТЭЦ.
| умение регулировать и планировать свою деятельность
умение принятие решений и осознанного выбора
Умение составить проект, выделив главное и учесть второстепенное
Умение учитывать интересы, формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Развитие творческого мышления
Развитие критического мышления
Владение устной монологической контекстной речью
Формирование и развитие экологического мышления
Умение сочетать познавательную деятельность и практическую направленность для достижения необходимой цели
|
| Хотим напомнить, что энергетика вошла в отрасли специализации Прикамья, наряду с машиностроением, химической, лесной промышленностью. За счет строительства АЭС можно увеличить поставку энергии в другие районы. Из общего производства электроэнергии, край не только обеспечивает себя энергией, но 40% поставляет в соседние республики; Башкирию, Удмуртию, Свердловскую область.
|
| 9 класс
| Тема «население», которая содержит параграфы о воспроизводстве, численности, миграциях, рынке труда и занятости населения, а также знакомит с «демографическим портретом» россиян, многообразием народов и их размещением по территории страны, проблемами урбанизации, городами и сельскими поселениями. Тема «Население России» отличается большим разнообразием статистических данных. Очень важно для учащихся научиться не только анализировать, делать выводы, а научиться объяснить причины и сделать дальнейший прогноз на будущее.
Алгоритм работы со статистическими данными:
Этап работы
| Анализ
| Выводы
| Причины
| Прогноз
| действия
| Анализ численности населения с 1926 по 1991
| Численность населения сначала постепенно увеличивалась, а после 1991 года стала снижаться
| 1. Распад СССР.
Затяжной экономический кризиз
2. Нестабильная политическая и экономическая ситуация
3. Переход на новые формы хозяйствования – рыночные отношения
| Возможно численность населения будет снижаться, если… Численность населения не только стабилизируется, но и станет возрастать….
|
Важная и сложная тема «Хозяйство», которая нацеливает на изучение хозяйства России и его особенностей, структуры и цикличности развития экономики, знакомит с отдельными отраслями хозяйства, их проблемами и возможными путями преодоления кризиса в некоторых отраслях, рассматривает вопросы дальнейшего развития экономики России в целом и отдельных ее отраслей в частности;
| умение оценить правильность выполненной учебной задачи собственные возможности её решения
умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
развивать мотивы и интересы познавательной деятельности
умение сравнивать (сходства и различия)
умение развивать логическое рассуждение, умозаключение мышление
формирование навыков элементов прогнозирования
устанавливать причинно-следственные связи
| 9 класс
| Интересным необходимым приемом работы является написание эссе. Эссе (в переводе с французского — очерк, опыт) представляет собой свободную трактовку какой-либо проблемы. Как правило, эссе состоит из 100—200 слов. Эссе дается как письменное задание на стадии осмысления и готовится с учетом времени (не более 7—15 мин). В качестве домашней работы эссе становится серьезным заданием. Темы для написания эссе могут быть, например, такие:
«Как в России покончить с зависимостью от импорта»,
«Что можно предложить для развития сельского хозяйства в России»,
«Что мешает развитию туристической индустрии в нашей стране».
| умение оценивать правильность выполнения учебной задачи собственные возможности для её решения
формирование навыков элементов прогнозирования
устанавливать причинно-следственные связи
умение владеть письменной речью, монологической контекстной речью
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
формирование мышления и умение применять в социальной практике
|
|