Скачать 0.7 Mb.
|
Содержание
Введение Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней. Чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток И восклицать: - О! Как же ты красива! Е. Щукина Насколько важен для человека дар слова все прекрасно понимают. К.С. Аксаков писал о том, что слово есть первый признак сознательной разумной жизни, воссоздание вокруг себя мира. Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно в дошкольном детстве. Без преувеличения смело можно сказать: без речи нет человека. Ее недостаточность становится серьезным препятствием на жизненном пути. К сожалению, в наше время практически исчезают образцы правильной литературной речи, и даже книги и речь дикторов далеко не всегда являются таковыми. Сегодня наши дети мало получают духовную пищу! Что разбудит неокрепшую душу, повернет ее к добру, к свету, приобщит к музыке родной речи? Безобразные, бездуховные заокеанские мультяшки, которыми по чьей-то воле напичкано наше телевидение? Но ведь это для русской души – антиэстетика образа и антиэстетика чувств! Все чаще и чаще разговор не только детей, но и взрослых перегружен словами - паразитами, не несущими никакой смысловой нагрузки. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами, такими модными ныне словечками как «блин!», в «натуре». Причем отучить детей от употребления этих слов практически невозможно, пока кто-нибудь из значимых для них взрослых продолжает использовать «слова-паразиты». Всё это обрушивается на ребёнка, затрудняет взаимопонимание собеседников. Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов: звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи и связная речь – неотделимы друг от друга. Все эти компоненты формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого. Функции речи многозначны. Коммуникативная функция и регулятивная (именно речь регулирует поведение детей в различных видах деятельности: игровой, познавательной, трудовой), мыслительная функция памяти, функция сохранения информации и передача ее другим поколениям. Родной язык помогает ребенку адаптироваться к жизни окружающих людей, меняющемуся социуму. Хорошее знание русского языка необходимо ему для успешного обучения в школе. Следовательно, родной язык не только средство общения, выражения мыслей, но и активный, могучий стимул всестороннего развития личности на протяжении всей жизни. В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих различные речевые нарушения, которые вызывают различные сбои: в эмоционально-волевой сфере, коммуникативных и психических функциях, навыков общения, соматическом здоровье. Дети, испытывающие большие трудности в речевом развитии, в недостаточной степени постигают языковые закономерности. Р. Е. Левина в работе «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного возраста с ОНР: (недостаточность фонематического восприятия; словарного запаса; недоразвитие связной речи; лексико-грамматического строя речи; нарушение звукопроизношения; специфическое нарушение функций органов артикуляции). Нынешнее время отмечается особым вниманием к детям, имеющим общее недоразвитие речи. В логопедической практике установлено, что многие дети при своевременно оказанной им правильной логопедической помощи преодолевают свой дефект и в дальнейшем успешно обучаются. Чтобы преодолеть эти трудности, помочь детям приобрести уверенность в себе, активизировать речь, повысить активность на занятиях целесообразно использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Перед учителями - логопедами представляются весьма актуальными вопросы, связанные с совершенствованием и поиском оригинальных форм и методов при работе с детьми, имеющими общее недоразвитее речи, чтобы повысить уровень мотивации к речевому общению. На наш взгляд, такой формой может стать поэтическое слово. Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к поэзии, народному эпосу, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Всё это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре. Отсюда: Цель Развитие образной речи через поэтическое слово у детей дошкольного возраста с ОНР. Задачи:
1 Малыш – дитя природы На этой маленькой планете, Несмотря на беды и невзгоды. Спят в кроватках маленькие дети, - Чудо нашей матушки – природы. Н. Агошкова Первый крик малыша громкий, модулированный при родах, похожий на стихийное бедствие, оповещает: «Я родился!» Что известно нам о таинственной глубине только что пришедшей в жизнь новорожденной души? Нам неведомо, что детская душа умеет слышать звуки иных, незнакомых нам миров, их поэзию, их гармонию. Лежа в кроватке, малыш созерцает то, что находится над ним, но вскоре малышу это надоедает. Ему хочется общения с матерью. Знаковые сопроводители общения (причмокивание, кряхтение жесты) подобны языку минералов. Гуление связано с языком растительного мира. Длительное время речь ребенка развивается в подобии языкам природы: журчанью ручья, пению птиц, грохоту грома. Крик младенца соответствует звукам стихийных явлений. Лепетные слоги являются дубликатом языка животных. Стремления выражают язык души. Только после 9 месяцев ребенок осваивает собственно речевые последовательности (слова, фразы). В колясочке на прогулке, лежа на спине, малыш смотрит в небо, где светит солнце, проплывают облака, колышутся кроны деревьев, слышит пение птиц. О чем он думает, глядя в небо? Может он мечтает стать птицей и постичь мир высоты? Но это пока ему недоступно, а нам неизвестно, потому что малыш не умеет говорить. Но вдруг малышу стало холодно и одиноко в этом безбрежном мире, и он плачем призывает маму, чтобы погреться в ее теплых руках. Малыш пополз. Его глазки, ручки, ножки ощущают и исследуют то, что находится рядом, внизу на ковре: игрушки - собачки, мишки. Рядом на ковре лежит живая кошечка – с мягкой шерсткой, которую очень хочется погладить. Но время неумолимо идет вперед. И вот первые шаги. Пол с игрушками и кошкой остался внизу у ног. А ручки стали исследовать то, что находится на уровне глаз. Это сё? Травка. А это сё? Цветок. А это? И так множество сё. Ребенок еще не может повторить эти слова, но его ручки поняли, что трава бывает колючая, жгучая, режущая и наоборот мягкая, ласковая, приятная, ароматная, а на траве цветок – красивый, на цветке – бабочка, пчелка… Бесконечное сё, как волшебный ключик открывает ребенку дверь от мира природы в мир волшебницы речи. А колыбельные песни матери. Они звучат нежно, ласково, успокаивающе. Вокруг ребенка живут котик, лисичка, волчок, гули-гуленьки, «приходят» покачать маленького, пожелать ему спокойного сна, счастливого будущего, помогают малышу переносить не всегда приятное для него купание, раздевание, создают ситуацию, в которой происходит психическое культурное развитие ребенка. Поэтому первые заклички малыша к солнышку, обращение к дождю, чтобы он перестал лить или пуще лил, к радуге, к ветру, птицам, животным доставляют ребенку радость от общения с природой, погружают малыша в уютный светлый мир, оказывают поистине врачующее воздействие на душу ребенка. Подрастая, малыш все больше сближается с природой, постигая секреты речи в разное время года и при любой погоде. Ему доставляет большое удовольствие посидеть в лесу под пушистой елочкой, под белоствольной березой. Если сидеть тихо, то можно увидеть и услышать много интересного. Вот работают дятлы, пугливые лесные мыши тащат в норку зеленую травку-горошек, паучки плетут паутину, муравьи греют на солнце белые, круглые личинки, из которых потом вылупятся маленькие, белка заготавливает на зиму грибы, неся в лапках красный мухомор. Он задумывается, задает сам себе много вопросов: Почему? Зачем? Как? Природа своей необычностью, яркостью, новизной, разнообразием эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно: все увиденное стремится потрогать, попробовать, обстоятельно обследовать со всех сторон и по - своему его охарактеризовать. Природа — это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка, удивительный педагог. И. Г. Песталоцци отмечал, что природа – это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям; а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут сами собой логическая речь и понимание грамматических законов». Великим чувством любви к природе объединены стихи великих поэтов: А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина, А. Блока. Своим искусством художники слова помогают нам открыть для себя незамеченную ранее в природе силу и очарование. Они имели редкий дар видеть и слышать не только яркие, но едва уловимые явления в природе, поведение животных и птиц, состояние полевых цветов и деревьев. Их стихи хочется слушать и слушать, запомнить наизусть. Мы надеемся, что знакомя детей со стихами о природе, о животном и растительном мире разовьется художественный вкус, расширится словарный запас, жизнь станет богаче и интересней. При целенаправленном умелом использовании поэтических произведений о природе сформируется и экологическое сознание детей. Они смогут строить свои взаимоотношения с животными и растениями, бережно относится к природе. А это значит, что мы оставим для потомков голубые озера, а не грязные лужи: зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. И наши дети, и наши внуки будут любоваться просторами нашей Земли и слагать стихи. |
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Как прекрасен и удивителен живой мир природы! Она так устроена, что нет в ней ничего и никого лишнего. Каждое насекомое, каждая травинка,... | «Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. М. Конышевой (художественно-конструкторская деятельность) Наш рукотворный мир (от мира природы к миру вещей) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной... | ||
Урок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа.... «природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наш рукотворный мир (от мира природы к миру вещей), (автор – доктор педагогических наук, профессор Н. М. Конышева; год издания –... | ||
Урок по предмету «Наш мир». 4 класс. Тема: Разнообразие природы нашей... Цели: Обобщить и углубить знания учащихся, установить основные причины изменения природы с севера на юг, показать значение разнообразия... | Программа элективного (профильного) курса по литературе для 10 класса... Переливаясь одна в другую, они открывают нам бесконечные тайны красоты и уродства мира, помогают смириться перед великим Божьим замыслом,... | ||
Урок «Живой мир славянской природы» по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Основные проблемы и вопросы Сообщение начальных знаний о славянских мифах, общая картина мира в древности. Отличие мировосприятия... | Урок по интегрированному курсу «Мир родного языка» в 3 классе по... «литературное чтение» позволяют учащимся увидеть русскую речь как единое целое, а не разрозненные учебные предметы, использовать... | ||
Учебник для 3 кл нач шк. В 2 ч. Ч. М.: Просвещение, 2001. Т. Ю. Целоусова,... ... | 1. Пояснительная записка. Раздел Как устроен мир 7часов Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой,... | ||
Конспекты уроков учителя математики гимназии №45 Ле Корбюзье, в начале ХХ века очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем,... | ||
Тема урока. Наш край Кузбасса; привитие навыков охраны природы; соединение программного природоведческого материала с краеведческим с целью формирования... | Рабочая программа педагога улитина Елена Васильевна Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная... |