Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано?





Скачать 170.97 Kb.
НазваниеНиколай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано?
Дата публикации09.07.2014
Размер170.97 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
Материалы газеты «Профсоюзный курьер» от 26 августа 2009г. № 32
Что год грядущий нам готовит?..
За две недели до начала занятий министр образования Пермского края Н. Я. Карпушин рассказал нам, чем порадовал минувший учебный год и как будет развиваться региональная система образования в ближайшем будущем.

- Радует, что по всем учебным предметам, кроме химии, результаты ЕГЭ наших выпускников выше средних по России.

Но если с ЕГЭ все понятно, то другой показатель, по которому оценивается работа школ и территорий – количество правонарушений, совершаемых учащимися, - до сих пор вызывает протест у части педагогов. Да, это зона совместной ответственности семьи и школы, но я думаю, что именно стараниями учителей за семь месяцев 2009 года число первичных правонарушений в крае сократилось на 23%.

Ну, а если говорить об эксклюзивных успехах, то это введение в Пермском крае электронных журналов. Такие журналы ввели у себя около двухсот гимназий, лицеев и школ. Электронными дневниками пользуются свыше 17 тысяч семей. Все, что связано с успеваемостью, образовательными программами, школьными мероприятиями открыто как для родителей, так и для самих учащихся, получающих пароль для пользования. Есть возможность прямого общения с классным руководителем или учителем-предметником. Формат, привычный для молодежи, но наполненный сугубо деловым содержанием. Кстати, к нашей системе подключаются еще пять субъектов РФ, а личный пароль получил Президент РФ Д. Медведев, и мы уже знаем, что он «заходил» к нам…

Еще один интересный результат - появление в регионе школ, работающих в системе международного бакалавриата. Идея эта родилась давно, но путь к ее реализации был очень сложен, и я, честно скажу, не верил в успех. Однако пермские энтузиасты добились своего. Проект получил федеральный статус. Сам факт, что десятки наших педагогов перенимали опыт работы в Великобритании, Швейцарии и других странах, удивляет и радует.

В этом году специальная комиссия выезжала в Пермь, и в итоге два учреждения прошли процедуру авторизации. Теперь школа № 9 имеет право готовить классы по европейской программе «Middlе school», а лицей № 10 будет готовить старшеклассников, выдавая по окончании документы международного образца, позволяющие поступать в вузы Европы.

- Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано?

- Одна из причин - значительное уменьшение числа учащихся. Нам пришлось оптимизироваться, объединять школы. В результате педагогам обеспечен вполне приличный уровень зарплаты. Сколько бы ни говорили, что учителя мало получают за свой труд, статистика показывает: нередко их зарплата выше, чем средняя по территории. Да, порой низок сам уровень развития экономики - но, тем не менее, учитель более защищен, чем работники других отраслей.

Но процесс реорганизации системы образования связан не только с демографическим фактором. Важно обеспечить качество обучения, для чего нужны педагогические кадры высокой квалификации и достойная материальная база. В маленькой сельской школе мы не можем этого обеспечить.

Я считаю несомненным успехом организацию НОЦ - новых образовательных центров для обучения старшеклассников. В одной такой супершколе в Чусовом 1-го сентября приступят к занятиям все старшеклассники района. Перед педагогами поставлены условия: никакого отбора, отчислений, дискриминации посредством деления на классы способных и менее способных. Вводится поточный метод обучения (лекции, консультации, практикум), для каждого ученика разрабатывается индивидуальная образовательная траектория. Углубленным изучением предметов будет руководить преподаватели вузов. Учеников на занятия доставит школьный транспорт: у НОЦ 5 автобусов.

Кроме 8 школ для старшеклассников, будут действовать 39 базовых школ. Они получили оборудование для предметных кабинетов (в том числе кабинетов технологии), а также получат все необходимое для оснащения актовых залов. Сюда тоже будут ездить из разных населенных пунктов. Ну, а начальные школы должны быть рядом с домом.

И тут тоже будет нечто новое: например, в Кудымкарском районе готовится проект «Дом учителя» – в населенном пункте строят дом, где будут оборудованы учебные помещения и квартира для педагогов. Желательно, чтобы за это дело взялась семейная пара, выбрав какую-то негосударственную форму. Деньги пойдут на каждого ученика, а уж от самих исполнителей зависит, как они потратят средства, кого еще привлекут для вспомогательных работ.

- Вы рекомендуете и другим учреждениям образования переход в автономную форму?

- Да, и очень настоятельно. Это касается и школ, и детских садов. Убежден, что государственное учреждение не может конкурировать с частным по степени эффективности. Всегда будут и раздутые штаты, и бездельники. Должен сформироваться рынок образовательных услуг, где можно выбрать тех, кто способен исполнить заказ с лучшим результатом. А деньги придут за ребенком в любое учреждение: муниципальное, автономное, частное…

- Похоже, в новых условиях и учитель должен стать каким-то другим. Как вы представляете сегодняшнего успешного педагога?

- Это человек, обладающий высокой компетенцией. Менеджер образовательных программ, понимающий, какой путь обучения подходит конкретному ученику. Это человек, постоянно обучающийся. И не потому, что повышать квалификацию «положено», а потому, что обучение новому его естественное состояние.

Введение новой системы оплаты труда принципиально важно для нашей отрасли. Да, мы рассчитывали на увеличение фонда оплаты труда, но и в нынешних условиях реально сделать шаги в сторону от уравниловки. Это женщина может мириться с невысокой, но стабильной оплатой труда, а мужчину – добытчика, охотника - интересует успешность, подкрепленная ростом доходов. Школе сегодня очень нужны мужчины-экспериментаторы, способные привить интерес к познанию, научному исследованию.

- Ваши пожелания работникам образования перед началом учебного года?

- Желаю всем хорошего настроения и оптимизма. Профессия учителя была, есть и будет востребована в любые времена. Это должно постоянно отражаться на вашем мироощущении, вносить тепло и в личную жизнь.

- А что вы пожелаете тем, кто готовит своих детей к отправке в сады и школы?

- Пусть родительская ответственность не ограничивается покупкой школьных принадлежностей и букета. Записывайтесь в управляющие советы образовательных учреждений. Спрашивайте, требуйте, возражайте, предлагайте… Настоящими заказчиками образовательных услуг должны быть именно вы!

Материалы газеты «Профсоюзный курьер» от 26 августа 2009г. № 32
Августовским совещаниям – 70 лет
Первая областная учительская конференция прошла в Перми в августе 1939 года. В ее работе приняли участие 500 педагогов. Мероприятие - для того времени новое и необычное – организовал областной институт усовершенствования учителей (ОИУУ), созданный в том же году.

Постановлением Президиума ВС РСФСР от 9 февраля 1939 года предписывалось создать данное учреждение при областном отделе народного образования… «с 1 января сего года». Понятно, что с появлением этого документа работу начали немедленно. Институту выделили три здания на улице Большевистской, в одном из них оборудовали общежитие на 120 мест для будущих слушателей курсов.

Первым директором института стал П.А. Гусынин. В то время в области трудилось свыше 1200 учителей, но лишь 32 имели высшее образование. Требовалось системное повышение квалификации массы педагогических работников. В числе первоочередных задач на период становления института значилась такая: «Всемерно организовывать коллективную мысль и коллективную волю учительства и направлять их к тому, чтобы найти наиболее быстрые и действенные меры по ликвидации коренных недостатков школьной жизни».

В настоящее время это учреждение - авторитетный научно-методический и экспертный центр, поддерживающий высокий уровень качества образования в регионе. Его название - Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования (ректор - В.Т. Курдин, председатель профкома – Л.Дмитриенко).

Материалы газеты «Профсоюзный курьер» от 26 августа 2009г. № 32
Какие наши годы? Двести лет!
Первого октября исполнится 200 лет физико-математической школе № 9 города Перми. Да-да, той самой, которая с 1937 года носит имя А.С. Пушкина и где с 1968 года появились первые специализированные классы.

Это одно из старейших учебных заведений Урала и… первая международная школа Пермского края. Пока системой бакалавриата охвачены 5-7 классы, причем шаг был всесторонне продуман. Цель – поддержать мотивацию к обучению в том возрасте, когда ребенок пресытился школой и интерес к урокам начинает угасать. Бакалавриат – не академическая скука. Это познание себя и мира с помощью театра. Игра на сцене становится основой системы обучения и воспитания.

Если же оглянуться назад, откроются удивительные страницы истории. Исходная точка – 1809 год, появление в Перми первого начального приходского мужского училища. Городская дума оплачивает труд учителя (жалованье -120 руб. в год, дрова -12 руб., свечи для школы – 10 руб.)… В 1850 году дан старт образованию для девочек – в училище открыто женское отделение.

Позже учреждение получает название Кирилло-Мефодиевского начального училища, а в 1913 году в Перми появляется необычное по архитектурному стилю здание-памятник, специально построенное для учебного заведения, завоевавшего уважение горожан. С 1922 года школа-клуб зовется «Муравейником», тогда же она получает и порядковый номер, становится «девятой». Переезд в здание на Комсомольском проспекте, 45 состоялся в 1951/52 учебном году.

К 200-летнему юбилею школа готовит книгу, которая будет интересна всем, кто интересуется развитием школьного образования и историей родного края.


Материалы газеты «Профсоюзный курьер» от 26 августа 2009г. № 32
Думы профлидера и депутата гордумы
В жаркий августовский день Кунгур предстает взгляду во всей красе храмов и старинных зданий, манит темным зеркалом Сылвы. Вместе с председателем городской организации профсоюза работников образования шагаем по нешироким улочкам, по мосту. Елена Ивановна в недалеком прошлом – заместитель директора детско-юношеской спортивной школы, а затем - учитель физкультуры в обычной школе.

Легкой походкой она идет впереди, выполняя роль экскурсовода. Городской пейзаж в ходе ее рассказа превращается в сплошное образовательное пространство. Вот этот красивый дом – бывшая школа № 11. Классы вместе с педагогами на новый учебный год распределили по другим учреждениям. После капитального ремонта в здании откроется НОЦ (новый образовательный центр), то есть школа для старшеклассников.

А вот здесь, почти напротив, находится самое знаменитое общеобразовательное учреждение Кунгура - лицей №1, отмеченный в числе лучших школ России в первый год действия национального проекта «Образование». Здесь и профсоюзная организация на высоте. «Мы все любим наш лицей», - с гордостью говорит Е. Белобородова.

Потом она показывает здание педагогического училища, которое в этом году объединяют с училищем художественным. Реорганизация системы образования идет полным ходом. Цель одна – экономия. Ну, а для профсоюза такие перемены - серьезное испытание.

С Еленой Ивановной постоянно здороваются, она отвечает, подкрепляя приветствие улыбкой. Заходим в одну из школ, уже прошедших приемку к новому году. Любуемся результатами ремонта, а директор спрашивает, можно ли заглянуть в горком профсоюза ближе к концу рабочего дня – нужна консультация по кадровому вопросу…

Наше путешествие по городу продолжается. На ходу узнаю о ситуации с кадрами: вакансий в образовании практически нет. Впрочем, бывают необычные ситуации: например, хотели взять на работу молодого учителя физики. Обещали предоставить благоустроенную квартиру. На днях кандидат в педагоги дал отказ - нашел работу в коммерческой структуре. Молодежи в профсоюзе менее 10% (столько же и в отрасли), создание молодежного совета вроде бы нецелесообразно.

Приходим в горком профсоюза (это комната в городском отделе образования) и продолжаем разговор о работе на благо педагогов. Городской организацией профсоюза Елена Ивановна руководит уже семь лет, стаж работы в качестве депутата городской думы – полтора года.

- Депутатство стало для меня экономическим ликбезом, - рассказывает Елена Ивановна. – Пришлось избавиться от ряда иллюзий, потому что стал понятен сам процесс наполнения бюджета и распределения средств. Главный плюс: знаю, какие задачи реально решить, за что имеет смысл побороться. Еще один плюс: работники образования получают от меня информацию о работе законодательной и исполнительной власти города быстро и без искажений.

В гордуме я вхожу в состав социального комитета. У нас хорошая депутатская команда, ведущая единую политику. В этом году отстояли право бюджетников на приобретение путевок для детей в оздоровительные лагеря за 10% стоимости. Группа депутатов пыталась оспорить действующее постановление главы города. Мы доказали, что это одна из немногих реальных льгот работников бюджетной сферы, которую нельзя отбирать. А ситуация с детским отдыхом была напряженной: работало только два муниципальных лагеря, и мест было значительно меньше, чем заявок.

Всю весну и лето депутаты бдительно отслеживали расходование денег по региональному проекту «Новая школа»: если где-то удавалось в ходе конкурсов получить экономию, деньги направляли учреждениям, в которых в ходе экспертизы выявлялись дополнительные объемы ремонта.

Несомненно, деятельность депутата подняла и мой профсоюзный авторитет, что особенно важно сейчас, когда в образовании идут такие серьезные процессы. Вопрос о введении новой системы оплаты труда (НСОТ) будем рассматривать на заседании думы. Отношение к НСОТ у нас пока негативное – как ни считаем, все получается, что базовая часть зарплаты у работников будет меньше, чем они получали по единой тарифной сетке.

Как общественный деятель я давно пришла к выводу, что конфронтация непродуктивна. В профсоюзной работе стараюсь примирить конфликтующие стороны, уговариваю сделать уступки друг другу. Очень хочется, чтобы и сейчас мы сумели найти разумное решение всех наболевших вопросов, и в первую очередь наша надежда – на депутатов Законодательного собрания Пермского края.

Материалы газеты «Профсоюзный курьер» от 26 августа 2009г. № 32

Дорога из Неволино



Неволино – село в семи километрах от Кунгура. Оттуда ездит на работу в городскую школу № 16 педагог Т.А. Бадина. Путь на автобусе занимает 15-20 минут, но прежде нужно пройти полтора километра до остановки в поселке, а после - столько же по улицам Кунгура…

Переход из сельской школы в городскую состоялся четыре года назад: учитель русского языка и литературы осталась, как говорится, без часов – старших классов в Неволинской школе не стало.

И вот нам устроили встречу в горкоме профсоюза, и остается только удивляться, насколько Татьяна Александровна и внешностью, и сутью своей опровергает представления об утомленном жизнью педагоге. Между тем за ее плечами – 18 лет стажа по специальности. Работать начала как учитель начальных классов - окончила Кунгурское педагогическое училище.

Дальше все шло согласно сельским канонам: вышла замуж (супруг - сотрудник милиции), семья обзавелась хозяйством (огород – неотъемлемая часть жизни), появились дети. Тут бы и сказочке конец, ибо дальше должны идти годы деревенского выживания. Однако судьба - хитрая штука: она вроде бы чинила препятствия, но каждый раз получалось так, что Татьяна Александровна росла над собой, поднималась на новую жизненную ступень.

Стало меньше ребятишек в начальных классах – перешла на среднее звено, стала филологом. Высшее образование получила заочно в Пермском государственном педагогическом университете. Дипломную работу готовила по методике преподавания русского языка под руководством доцента Л.С. Фоминых. Кто в этом вузе учился, поймет, какой уровень знаний должна была иметь студентка.

Работала Т. Бадина замечательно, аттестовали ее на первую категорию. Прошло время, и, когда стало ясно, что нагрузки в старшем звене не будет, учительница решилась сменить место работы. В городской школе не потерялась, легко вошла в коллектив. А школа переживала период перемен: педагоги осваивали компьютерные технологии, и Татьяна Александровна увлеклась ими глубоко и всерьез. Прошла обучение в Екатеринбурге, и теперь она… заместитель директора школы по информатизации. И преподает уже не литературу, а информатику. Курирует работу заочного компьютерного университета для школьников, поддерживая связь с Екатеринбургом.

В 2008 году Т. Бадина приняла участие в городском конкурсе «Учитель года» и заняла второе место в основной номинации. Говорит об этом спокойно - мероприятие, по ее словам, особо не впечатлило.

Татьяне Александровне нравится учиться, осваивать новое. Посмотрите на ее лицо на фотографии - человек идет по жизни с хорошим настроением и ослепительной улыбкой. На работу - с удовольствием, домой - с радостью. А детей у нее пятеро – два сына и три дочери. Растут дружные, трудолюбивые и такие же активные, как мама.

Старшая дочь учится в Пермском государственном институте искусства и культуры – намерена стать режиссером документального кино, уже сотрудничает со студией «Новый курс»… Вторая дочка решила стать ювелиром, поступила в художественное училище. А я-то удивлялась тому, что на руках у Т. Бадиной несколько похожих колец! Оказалось, это дочкины труды – девушка осваивает технику филиграни.

Татьяне Александровне как матери знакомы и близки интересы подростков, она всегда в курсе молодежных веяний, поэтому и с учениками легко находит общий язык. Через «аську» общается постоянно с полусотней учеников, которые и летом скучают без нее, делятся новостями, а то и стихи собственного сочинения посылают, чтобы получить компетентный отзыв.

Школу № 16 Т. Бадина полюбила всей душой, и ее радует выход из отпуска. Хочется общаться с коллегами, которые всегда настроены на творчество, а также готовы преподнести сюрприз: здесь принято дарить друзьям маленькие сувениры, привезенные с летнего отдыха. Хочется встретиться с учениками, начать уроки… А больше всего Татьяна Александровна ценит свою школу за то, что здесь работают на перспективу, живут мечтой - учреждение должно получить статус гимназии.

Так что долгая дорога из Неволино - это выбор, сделанный по собственной воле и оказавшийся счастливым.


Материалы газеты «Профсоюзный курьер» от 26 августа 2009г. № 32

Школа Солнышкина
Это самая большая школа Кунгура. В нынешнем учебном году к занятиям в ней приступят 40 классов – в общей сложности 990 учащихся. Это одна из самых молодых школа города по кадровому составу: средний возраст учителей – 36 лет. И это самая дружная школа города - в этом уверена председатель городской организации отраслевого профсоюза Е. И. Белобородова.

В сплоченном, стабильном коллективе - 99 сотрудников, в том числе 72 педагога. Возможно, кто-то из учителей или директоров будет уверять, что в его школе живут еще лучше и дружнее, но и тогда есть чем им возразить: в этом учреждении все работники, включая самого директора А. А. Солнышкина – члены профсоюза. Профсоюзная атмосфера создает условия, в которых всем комфортно и каждый знает, что какая-либо несправедливость по отношению к нему исключена. Разумеется, все вопросы, касающиеся материального стимулирования, решаются при активном участии профкома, который возглавляет учитель начальных классов Т. И. Рожнева. Здесь работают замечательные учителя. Например, один из лучших преподавателей географии в городе – Е. А. Сажина. В числе тех, кто отмечен в рамках национального проекта «Образование», – учитель начальных классов Т. А. Летова.

- Анатолий Александрович, что радует Вас перед началом учебного года? – спрашиваем мы руководителя школы, Почетного работника общего образования, учителя физики с тридцатилетним стажем.

- Радует, что 18 августа состоялась приемка школы: коллектив приложил максимум усилий, чтобы все было готово к началу учебного года. Радует, что 1 сентября мы встретим в том же составе, а пополнит наши ряды один молодой специалист - учитель немецкого языка. Радует, что начнутся мои собственные уроки: у директора очень много обязанностей и забот, а занятия с детьми – настоящая отдушина. Пришел на урок - и забыл обо всем остальном, так приятно работать учителем!

- Что тревожит Вас перед началом учебного года?

- У школы три корпуса, одно здание передали нам недавно. А вот денег на ремонт было мало - едва хватило на «косметику», а у нас и столовая требует реконструкции и замены оборудования, да и выделенное нам здание нуждается в ремонте фасада.

Не хватает современного учебного оснащения. Для того же кабинета физики! Конечно, мы получили кое-что, попав в региональный список лучших школ в 2007 году. Есть интерактивная доска, современный проектор, мобильный компьютерный класс. Но теперь, опробовав все это, мечтаем, чтобы так было оборудовано большинство кабинетов.

Конечно же, беспокоит введение новой системы оплаты труда. Чтобы обеспечить части работников дополнительное вознаграждение, нет иного выхода как сокращение штата. А у нас у всех педагогов и так большая нагрузка, да и классное руководство нарасхват.

- Чем отличаются сегодняшние школьники от тех, кого вы учили лет десять назад?

- В большинстве - пассивностью, отсутствием четких устремлений, связанных с будущим, безразличием к учебе. Понятно, что равнодушие к двойкам-тройкам может быть защитной реакцией, но когда ученик равнодушен к пятеркам!.. Это связано с особенностями нашей жизни, причем еще докризисными. А мы хотим, чтобы дети активно относились к своей судьбе, боролись за успех. Для этого в школе реализуется воспитательный проект «Учителя – родители - ученики», объединяющий все стороны образовательного процесса.

В новом учебном году от души желаю коллегам и всем учащимся (школьникам, студентам) быть активными и жизнелюбивыми!

Материалы газеты «Профсоюзный курьер» от 26 августа 2009г. № 32
«Смена» для педагогов
- Сейчас я на вокзале, встречаю группу, которая возвращается из Лазаревского. А завтра с утра буду в горкоме, тогда и поговорим! - отзывается по мобильному председатель Пермской городской организации профсоюза работников образования М. Терентьева.

Наступает завтра… Мария Андреевна рассказывает, что нынче удалось удовлетворить все заявки на детский отдых (их было 240) и практически все – на отдых самих педагогов.

- Площадки при школах? Нет, я не об этом. Конечно, и они нужны, но какое там оздоровление - спасибо, что дети под присмотром побудут… Настоящий отдых – за городом, а еще лучше – на берегу моря. Вот у нас нынче юбилей: пять лет дружбы с базой отдыха «Смена» в Лазаревском. Искали мы такую возможность долго, и теперь крепко за нее держимся.

Мамы едут на отдых вместе со своими детьми. Проживание в трехместном домике со всеми удобствами плюс трехразовое питание стоят 650 рублей с человека в сутки. Часть отдыхающих – в зависимости от конкретных обстоятельств - платит меньше, а кто-то получает путевку и вовсе бесплатно (расходы берет на себя профсоюз). Смена длится две недели. Оздоровление на берегу Черного моря обходится дешевле, чем отдых с меньшими удобствами в пределах Пермского края.

Вчера вернулась группа из 35 человек, а 8 августа, отправятся на юг еще 38…

- Извините, я на звонок отвечу, - прерывается Мария Андреевна. - Да-да, идите к нам как можно скорее, не забудьте паспорт и медицинскую справку. Есть горящая путевка в «Красный Яр»! - голос профсоюзного лидера полон радостной энергии.

- Здорово сократили в этом году финансирование краевой программы оздоровления бюджетников, - продолжает разговор М. Терентьева. - Вот в училище «Уральское подворье» 300 человек работает, а путевок им выделили всего 4. Из 40 учреждений образования, относящихся к городской организации профсоюза, путевки получили 40 человек. Оздоровилось-то, конечно, больше, но за свой счет. Хорошо еще, что с 20%-процентной скидкой.

Мы отправляем работников на отдых и по линии Фонда социального страхования. В Минеральные воды и Пятигорск. Это дорого, а поддержать работника финансово могут только те учреждения, у которых есть внебюджетные средства.

Ну, а детей мы оздоровили в местных лагерях. Например, в «Буревестнике» неподалеку от Усть-Качки. Хороший, благоустроенный лагерь, но родители уже отметили, что цены поднялись, а качество питания ухудшилось. Путевки большинство родителей оплачивали в размере 30% стоимости – это 3,4 тыс. руб.

В лагерях ребята попадали в профильные смены – спортивную, экологическую и даже компьютерную, что далеко не всегда устраивало родителей и самих детей. Отмечу, что в этом году департамент образования не занимался детским отдыхом. Путевки распределял отдел по делам семьи. Они доставались детям из малообеспеченных и неблагополучных семей. Средняя учительская зарплата составляет 40% от средней зарплаты по региону. Но установлен такой низкий прожиточный минимум, что педагоги не могут рассчитывать на бесплатные путевки: в семье на душу то на 200, а то и на 300 руб. больше выходит. Ну, а тому, что дети не входят в группу риска, только радоваться можно…

Через Фонд социального страхования 60 наших детей отправились на юг - в лагеря «Ласковое море» и «Орленок». Путевки заказывали еще в марте, потому что распределение идет быстро. Кто прозевал, тот опоздал безнадежно…

А сейчас пора думать о новом лете. Наше пожелание крайсовпрофу: рассмотреть возможность снижения цен в домах отдыха для работников бюджетной сферы низкооплачиваемых категорий. А городу пожелание - дать нам провести профильную смену в лагере (например, в «Звездном») для детей педагогов. Мы бы такие программы разработали, так бы постарались…

Кто-то жалуется, что ничего не вышло с путевками, а у председателя Пермского горкома профсоюза работников образования все получается. И «Ласковое море» ложится к ногам, и «Буревестник» приветственно качает крылом!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? iconА от ее работы напрямую зависит успеваемость ваших детей. Как вы...
Как вы понимаете, сдача экзаменов и подготовка к ним это серьезная нагрузка на нервную систему. А от ее работы напрямую зависит успеваемость...
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? iconЗемельные ресурсы красноярского края
Красноярского края по состоянию на 01. 01. 08 г составляет 236679,7 тыс га (табл.). По данным управления Роснедвижимости по Красноярскому...
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В подростковом возрасте происходит становление репродуктивной функции, поэтому его называют пубертатным, но это не синонимы, т к...
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? iconПеречень объектов культурного наследия деревянного зодчества, расположенных в г. Казани
Богородский Алексей Яковлевич. Здесь в годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации, жили в 1941-1942 гг партийный и государственный...
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? iconБюллетень новых поступлений за июнь 2011 года
Текст] / Данилевский, Николай Яковлевич; сост., авт вступ ст и коммент. А. В. Репников, М. А. Емельянов-Лукьянчиков. М.: Росспэн,...
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? iconПояснительная записка На современном этапе развития образования интерес...
Краеведческая работа способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связей с жизнью и обществом. В нашем регионе...
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? icon«Любовь» Это понятие вызывает больше лирические, нежели научные ассоциации,...
Э. Фромма, изданного в 1962 году. Возможно, именно искусство ближе сегодня к пониманию природы любви, чем наука, в том числе и психологическая....
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? icon«Экономические проблемы энергетического комплекса»
Это в 2,3 раза больше, чем идет топлива на производство электроэнергии. В холодные зимы эта цифра вырастает ещё на 30-50 млн т у...
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? iconРеферат по истории Тема: Николай I и время его правления (1825-1855 гг.)
Почему именно Николай I унаследовал трон, а не его старший брат Константин? Как рос, и кто воспитывал юного Николая? Какие у него...
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? iconПочему нельзя убирать и сжигать опавшие листья
Каждый год осенью в скверах и парках идёт уборка опавшей листвы. И я думал что это делают, чтобы убрать мусор. А недавно услышал...
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? iconНиколай Герасимович Кузнецов. Курсом к победе
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли...
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? iconДжанетт Рейнуотер Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом...
Быть может, в последнее время вас что-то тревожит? Или вы чувствуете усталость от множества обязанностей в семье и на работе? Кажется,...
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? iconПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет...
Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах...
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? iconПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет...
Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах...
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? icon7 А,Б №22 стр. 66 Ответить письменно на вопросы №29 стр. 67 прочитать...
Мы также используем wish чтобы показать свое сожаление о чем-то, это что-то совсем не такое, как нам хотелось бы. Если в этом случае...
Николай Яковлевич, в системе образования края идет серьезная реорганизация. С чем это связано? iconСтанислав Яковлевич Долецкий Мысли в пути
Резать ни в чем не повинную лягушку? Бр-р-рр! Во-первых, неблагородно, во-вторых, просто противно. Учился я в общем-то по всем предметам...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск