Инновационные подходы в организации краеведческой работы в школьной библиотеке МОУ СОШ №15 им. Г.Е. Николаевой. В соответствии с Законом Российской Федерации (1992), наряду с федеральным, в школе присутствует национально-региональный компонент школьного образования.
Информационное обеспечение национально-регионального компонента, работа по краеведческому просвещению обучающихся стали одним из приоритетных направлений работы школьной библиотеки в последние годы. Ведь справедливы слова: прежде, чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, города. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального, культурного потенциала человека. Урочные и внеклассные занятия по краеведению способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации обучающихся школы, формируя у них готовности жить и трудиться в своём городе, области, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Библиотека школы № 15 ведёт целенаправленную работу по краеведческому просвещению. В библиотеке сформирован фонд, содержащий обширный фактический материал по истории, природным богатствам, культуре родного края. Раздел «Краеведение» содержит более 600 книг и свыше 1.200 единиц других документов (журналов, газетных публикаций). Информационные ресурсы, созданные в библиотеке (картотеки, тематические папки, рекомендательные списки, указатели, методические пособия) обеспечивают работу по трём направлениям: литературное краеведение,
историческое краеведение,
эколого – краеведческое направление.
Все методические материалы по краеведению собранные и систематизированные в библиотеке прежде всего помогают учителям на уроках, тема которых позволяет включение национально-регионального компонента (см. приложение).
Заведующей библиотекой Медведевой Т.И. в период 2001 – 2005 гг. созданы методические пособия: «Русские писатели в Томске» [Методико – библиографические рекомендации в помощь библиотекарю. Сост. Медведева Т.И., ГНМЦ. – Томск: Твердыня, 2001 г. – 28 с.];
«Из истории Томска»: Краеведческие очерки [Школьная библиотека и краеведение /Опыт работы, краеведческие очерки «Из истории Томска». Сост. Медведева Т.И., ГНМЦ. – Томск: Твердыня, 2002 г. – 83 с.];
«Русские писатели в Томске»: сайт INTERNET [Выпускная работа курсов федерации Интернет – образования, 2002 г.];
«Мой милый Томск»: Сборник стихов /Сост. Медведева Т.И., ГНМЦ. – Томск, 2003 – 155 с.;
«Легенды томских гор» (методическое пособие, 2005 г. – 38 с.);
рекомендательные указатели книг по краеведению.
В 2004 г. в библиотеку школы выделен компьютер, принтер; с 2006 г. компьютер школьной библиотеки подключен к INTERNET. Использование новых информационных технологий, различных медиаресурсов позволило создавать качественно новые продукты – мультимедийные.
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах (multi – много, media – способы, средства). Мультимедийная среда намного выше по информационной плотности, чем традиционные способы передачи информации. «Лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать». По исследованиям института «Евролингвист» в Голландии, большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 - 50%.
Именно такого результата хотелось достичь, при создании серии нетрадиционных уроков в форме компьютерной презентации по краеведению. Мною создано 7 уроков в виде компьютерной презентации по истории Томска.
Эти уроки были проведены в 2006, 2007, 2008 гг. в школе № 15 с обучающимися 5 – 11 классов. Обучающиеся 5 – 8 классов заняли призовые места в городской программе «Люби и знай свой город и край», что показало высокую эффективность этих уроков. Для обучающихся 9-11 классов уроки в виде компьютерной презентации «Русские писатели в Томске» и «Архитекторы Томска» были использованы в качестве дополнительного материала на уроках литературы и МХК. Урок с применением компьютерных технологий даёт возможность представить серьёзный для изучения материал по истории и культуре города Томска в доступной, увлекательной форме; совершить виртуальную экскурсию по городу, не выходя из кабинета, и, в конечном итоге - повысить усвояемость краеведческой информации о городе, в котором мы живём. Использование компьютерной презентации на уроке представляет обширные возможности работы с видеоматериалом, со звуком, с фотодокументами и с текстом. Компьютерными презентациями «Город, в котором мы живём. Архитекторы Томска», «Русские писатели в Томске» легко пользоваться, достаточно читать текст на слайде и комментарии к фотографиям. Любой библиотекарь, учитель, руководитель кружка, взяв за основу медиаурок, сможет применить в своей работе его целиком или использовать отдельные фрагменты. К каждой презентации прилагается подробная информационная карта ведения урока, аннотации, обзор сайтов INTERNET, списки литературы. Компьютерные презентации «Город, в котором мы живём. Архитекторы Томска» и «Русские писатели в Томске» были включены в СD «Справочник школьного библиотекаря» №2 (ГНМЦ, 2006 г.) и №3 (ГНМЦ, 2007 г.). Эти диски приобретены школьными библиотеками города, и презентации могут быть использованы каждым педагогом.
В 2007 г. разработан мультимедийный продукт CD «Город, в котором мы живём» [Автор-составитель: Медведева Т.И., зав. библиотекой, координатор – методист по библиотечным фондам Задорожная Е.В., 2008 г.].
При создании CD были использованы технические ресурсы: персональный компьютер, сканер, принтер; офисные технологии: Microsoft Word, Microsoft Internet Explorer, Microsoft Power Point, Microsoft Picture Manager, Paint и информационные ресурсы: WEB - ресурсы INTERNET, CD, печатная продукция.
В ходе работы над созданием презентаций в библиотеке школы №15 была создана собственная систематизированная медиаколлекция фотографий о Томске:
виды зданий (38 зданий - сканированные снимки, фотографии из INTERNET, CD);
площади г. Томска;
купцы г. Томска;
персоналии: учёные, русские писатели, архитекторы, цари и др.;
томские писатели.
CD «Город, в котором мы живём» содержит разнообразный по форме материал по краеведению, истории г. Томска: уроки в виде компьютерных презентаций, методические пособия в виде книг – брошюр и в формате А4, рекомендательные и именные указатели, списки книг по краеведению, медиаколлекция фотографий о Томске. В диске представлена и конкурсная работа «Методическая разработка по использованию мультимедийного краеведческого пособия CD «Город, в котором мы живём» - методическая разработка по эффективному использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе, в том числе информационно - коммуникативных.
Книги по истории Томска мало иллюстративны. Компьютерная презентация позволила соединить информацию по истории Томска с красочным иллюстративным материалом.
Библиотекари томских школ, пользуясь медиаресурсами, могут создавать компьютерные презентации и пополнять этими уроками виртуальный учебник по истории Томска. CD «Город, в котором мы живём» содержит уроки в виде компьютерной презентации:
Город, в котором мы живём. Архитекторы Томска;
Русские писатели в Томске;
Памятные места в Томске;
Томск театральный;
Площадь Ленина;
Площадь Соляная;
Памятники Томска.
К каждой компьютерной презентации представлены информационные карты к урокам, аннотации, обзоры сайтов INTERNET, списки литературы.
К презентациям «Город, в котором мы живём. Архитекторы Томска» и «Русские писатели в Томске» предлагаются печатные версии этих уроков. Они содержат весь краеведческий текстовый и иллюстративный материал презентации, переведённый в текстовый редактор Word в формате А 4.
В CD «Город, в котором мы живём» представлены методические пособия с иллюстрациями:
«Легенды о Томске»;
«Русские писатели в Томске»;
«Герои – томичи».
В CD «Город, в котором мы живём» представлены так же рекомендательные списки книг по краеведению, по литературному краеведению, «Купечество Томска», «Ратная слава Томска», «Природа родного края», именные указатели к книгам «Томское купечество» и «История названий томских улиц».
Мультимедийное пособие CD «Город, в котором мы живём» предназначен для библиотекарей, педагогов, организаторов внеклассной работы.
Краеведческий материал диска можно использовать при проведении
классных часов;
уроков «Сибиреведения»;
уроков истории, рисования, мировой художественной культуры, географии (география Томской области);
экскурсий по Томску;
в качестве дополнительного материала по краеведению;
во внеклассных мероприятиях;
при подготовке обучающихся к участию в городской программе «Люби и знай свой город и край»:
оформления выставок;
для подготовки рефератов обучающимися.
В библиотеке школы № 15 CD «Город, в котором мы живём» стал собственным медиаресурсом.
В 2005, 2006, 2007, 2008 гг. компьютерные презентации по истории Томска из CD «Город, в котором мы живём» были показаны обучающимся 5 – 11 классов на классных часах, на уроках «Сибиреведения», литературы, МХК, на занятиях кружка, а обучающиеся 5 – 8 классов ещё и познакомились со зданиями известных архитекторов К.К. Лыгина и А.Д. Крячкова на экскурсии по площади Соляной в 2006 г.
Методические пособия и рекомендательные указатели
из CD «Город, в котором мы живём» служат вспомогательным материалом
при оформлении краеведческих выставок,
написании рефератов обучающимися,
в качестве дополнительного материала по краеведению.
|
Книжно – иллюстративная выставка
«Томские легенды»
|
Медведева Т.И.,
заведующая библиотекой школы № 15
|
Книжно – иллюстративная выставка
«Ратная слава томичей»»
|
CD «Город, в котором мы живём» в 2008 г. представлен профессиональному сообществу на областных курсах повышения квалификации школьных библиотекарей и школьным библиотекарям г. Томска на специальном семинаре. Этот мультимедийный продукт получил положительный отзыв библиотекарей.
Приложение
Работа библиотеки по информационному обеспечению национально-регионального компонента школьного образования.
Предмет
| Тема
| Библиотека предлагает
| Математика,
8 класс
| Тема: Иррациональные числа. Золотое сечение.
Краеведение: Здания в Томске.
| - Медиаколлекция фотографий о Томске;
-Деревянная архитектура Томска.-Сов. художник, 1987 г;
-Сибирская старина. -1993.-№ 5;
-Сибирская старина.-1997.-№12(17).
| ОБЖ
8 класс
| Тема: Опасные химические вещества и их поражающее действие на организм человека.
Краеведение: Предприятия Томска. Экология Томска.
| - CD «Состояние окружающей среды в Том. обл. в 2006 г.»;
- Темат. папка «Экология в Томске»;
- Картотека о Томске (раздел «Предприятия»).
| Русский язык
5 класс
| Тема: Гласные и согласные в корне слов.
Краеведение: Стихи о Томске.
Легенды о Томске.
| - Темат. папка «Стихи о Томске»;
- Татауров Н. Томские сказания. - Томск, 1993 г.;
- Метод. пос. «Легенды томских гор», 2004 г.
| География
9 класс
| Тема: История развития транспорта в Томской области.
Краеведение: Транспорт в Томске.
| - История дорожного дела. - Томск, 1999 г.;
- Яковлев Я. Рассказы о томском электротранспорте. - Томск, 1999 г.;
- Темат. папка «Город над Томью» (раздел «Транспорт в Томске»).
| География
6 класс
| Тема: Реки, болота, подземные воды.
Краеведение: Природа Томской области. Озера, реки Томска.
| - Удивительный мир болота. Томск, 1999 г.;
- Привалихина С. Мой Томск. - Томск, 1999 г.;
- Темат. папка «Город над Томью» (раздел «Озера, реки, пады г. Томска);
- Картотека «Томск исторический» (раздел «Озера, реки Томска»).
| Биология
5, 6 класс
| Тема: Охрана окружающей среды Томской области.
Краеведение: Природа Томской области. Экология в Томске.
| - CD «Состояние окружающей среды в Том. обл. в 2006 г.»;
- Родной край. - Томск, 1974 г.;
- Шубин Н. Охотничьи звери и птицы Томской области. - Томск, 1992 г.;
- Темат. папка «Экология в Томске»;
- Картотека «Охрана природы» (раздел «Экология в Томске и Томской области»).
| История
8 класс
| Тема: Сибирь в 17 веке.
Краеведение: Основание г. Томска. Древняя история Томска.
| - Татауров Н. Томские сказания. - Томск, 1993 г.;
- Заплавный С. Рассказы о Томске. - Томск, 1984 г.;
- Картотека «История Томска» (раздел «Древний Томск»);
- Темат. папка «Томск исторический» (раздел «История Томска»).
| История
8 класс
| Тема: Период межцарствования (1824 г.)
Краеведение: О старце Федоре Кузьмиче.
| - Темат. папка «Они прославили наш город» (раздел «О старце Федоре Кузьмиче»);
- Метод. пос. «Легенды томских гор», 2004 г.
| История
8 класс
| Тема: Отечественная война 1812 года.
Краеведение: Томский мушкетный полк.
| - Темат. папка «Томск исторический» (раздел «История Томска.1812 год», «История Томского мушкетного полка»).
| История
8 класс
| Тема: Декабристы в Сибири.
Краеведение: Батеньков в Сибири. Декабристы в Томске.
| - CD «Город, в котором мы живём». Комп. През. «Русские писатели в Томске»;
- Методико – библиографическое пособие «Русские писатели в Томске», 2005 г.
- Картотека «Русские писатели в Томске» (раздел «Батеньков Г.С.»;
- Темат. папка «Они прославили наш город» (раздел «Батеньков Г.С.»);
- Темат. папка «Томск исторический» (раздел «Декабристы в Томске»).
| История
11 класс
| Тема: Великая Отечественная Война. 1941-1945 гг.
Краеведение: Томск в годы войны.
| - CD «Справочник школьного библиотекаря». Комп. през. «Томичи в боях за Родину»;
- Метод. пос. «Герои – Томичи», 2007 г.;
- Темат. папка «Томск исторический» (раздел «Томичи в Великой Отечественной войне», «Госпиталь, тыл», «Иван Черных, А. Постольская»).
| Рисование
7 класс
| Тема: Архитектура пространственной среды исторических городов.
Краеведение: Здания в Томске. Архитекторы Томска.
| - CD «Город, в котором мы живём». Комп. през. «Архитекторы Томска»;
- Темат. папка «Город над Томью» (раздел «Здания в Томске»);
- Темат. папка «Они прославили наш город» (раздел «Архитекторы Томска»);
- Привалихина С. Мой Томск. - Томск, 1999 г.;
- Картотека «История Томска» (раздел «Архитектура Томска»).
| Рисование
5 класс
| Тема: Интерьер крестьянского дома.
Краеведение: Дом сибирских крестьян.
| - Бардина Н. Быт русских сибиряков, Томского края.-Томск, 1995 г.;
- Темат. папка «Томск исторический» (раздел «Сибиряки, обычаи, обряды»);
- Картотека «История Томска» (раздел «Быт сибиряков»).
| Рисование
6 класс
| Тема: Обрамление окна.
Краеведение: Окна сибирских домов.
| - CD «Город, в котором мы живём». Комп. През. «Памятные места в Томске»;
- Темат. папка «Улицы родного города» (разделы «Виды Томска», «О городе с любовью»).
| Литература
5, 6 класс
| Тема: Родная природа в творчестве русских поэтов.
Краеведение: Стихи томских поэтов.
| - Метод. пос. «Мой милый Томск», 2004 г.;
- Темат. папка «Стихи о Томске».
| Мировая художественная культура 11 класс
| Тема: Архитектура и ваяние. 19 век.
Краеведение: Архитекторы Томска. Здания Томска.
| - CD «Город, в котором мы живём». Комп. през. «Памятные места в Томске»;
- CD «Город, в котором мы живём». Комп. през. «Архитекторы Томска»;
| Литература
9 класс
| Тема: Творчество А.Н. Радищева.
Краеведение: Радищев А.Н. в Томске.
| - CD «Город, в котором мы живём». Комп. през. «Русские писатели в Томске»;
- Методико – библиографическое пособие «Русские писатели в Томске», 2005 г.
- Картотека «Русские писатели в Томске» (раздел «Радищев А.Н.»;
- Темат. папка «Они прославили наш город» (раздел «Радищев А.Н.»);
| Воспитательная работа
| Конкурс стихов о Томске
| - Метод пос. «Мой милый Томск», 2004 г.;
- Темат. папка «Стихи о Томске»;
- CD «Новеллы о Томске», Томск, 2006 г.
- Аудиокассета «Песни о Томске на стихи Мих. Андреева».
| |