6 кл. общ. Урок № 5 «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
( урок разработан Медведевой С.Е. учителем истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1291 г. Москвы, к учебнику ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Московские учебники 2010 г.)
Опрос д/з: 1) Проверка письменного д/з . составление портрета «идеального мужчины « и «идеальной женшины» мальчиками и девочками. 2) устный ответ на вопросы на с.35 из раздела ПРОВЕРЬ СЕБЯ.
Новый материал: 1) Познание мира и себя. 2) Что такое самосознание. 3) На что ты способен.
работа с разделами ВСПОМНИ и ОБСУДИМ ВМЕСТЕ.
ПОЗНАНИЕ МИРА И САМОГО СЕБЯ
У учителя в руках несколько предметов ( можно взять ручку, тетрадь и, к примеру, яблоко) . Учитель задаёт ученикам вопросы об этих предметах, просит описать их. После описания предметов задаётся вопрос – откуда ученики знают об этих свойствах предметов? Как ещё можно что то узнать? Для чего человеку нужно что то узнавать? Итог беседы - Процесс узнавания окружающего мира называется ПОЗНАНИЕ.
Занимаясь разнообразной деятельностью, человек узнаёт не только окружающий мир, но и свои способности, особенности, возможности. ( Робинзон Крузо оказавшись на острове открыл в себе много нового и вернувшись домой, написал кулинарную книгу по придуманным на острове рецептам). Интерес к своему «я» человек начинает испытывать очень рано. Малыш говорит «Я сам»; подросток « Кто я такой?», «Какой я?», «Чем я отличаюсь от других?», «Что я могу?»; юноша «Для чего я живу?»; взрослый «Как я живу?», «Правильно ли это?» Процесс самопознания длится всю жизнь. Откуда пришло к нам выражение «Познай самого себя»? с.38 абз 1. САМОПОЗНАНИЕ – процесс познания самого себя. Что же включает в себя процесс самопознания? С.38 абз 2. После обсуждения в тетради записывается: 1) исследование своих способностей и особенностей; 2) поиск вида деятельности, в котором человек сможет себя проявить лучшим образом. Чем является самопознание для человека?
Правильно – ПОТРЕБНОСТЬЮ.
Что такое ПОТРЕБНОСТЬ? На с. 38 читаем раздел ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ. Ответь на вопрос к тексту: почему мальчики и девочки согласны были терпеть боль во время инициации? А знаете ли вы свои способности, можете ли вы ответить на вопросы. Которые волнуют подростков? Выполните задание 5 «мои способности» на с. 45.
ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Потребность понять и узнать себя способствует развитию САМОСОЗНАНИЯ, т.е. сознания, направленного на самого себя. Одной из сторон самосознания является самооценка. Что такое САМООЦЕНКА? Рассмотрите рисунок на с. 39. Чем отличается самооценка Марины и Владимира? (У Марины – занижена. У Владимира – завышена) Для чего нужна правильная самооценка? ( Она помогает правильно определить чем ты будешь заниматься) Чем может мешать ложная самооценка? Найдите ответы на с.39. САМООЦЕНКА возможна, когда мы сравниваем себя не только с другими, но и с самим собой. (чему мы научились, что в нас изменилось) Знаем ли мы свои сильные и слабые стороны?
Выполните задание из раздела УЧИМСЯ УЗНАВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СЕБЯ. На с. 45.
Как человек может повысить свою самооценку? Нужно поставить перед собой какую то цель и достичь её. Мы с вами сейчас попробуем это сделать. У каждого человека есть проблемы и желания. Каждый из вас сейчас сформулирует свою проблему или желание. Мы запишем их на «бусинках», сделаем из них чётки и повесим в классе. Раз в месяц мы будем подводить итоги – что получилось, что не получилось.
НА ЧТО ТЫ СПОСОБЕН
Каждый человек хоть чем то отличается от других и превосходит их в чём то. Один хорошо рисует, другой поёт, третий быстро решает задачи по математике, четвёртый... и т.д. каждый из нас пробовал себя во многих делах и уже успели понять, что именно у нас получается лучше всего и иногда лучше, чем у других. Такое возможно, потому, что каждый их нас обладает способностями. Способность – это возможность что либо успешно делать, осваивать. Эти возможности у всех разные не только по направлениям, но и по силе проявления: СПОСОБНОСТЬ – ТАЛАНТ – ГЕНИАЛЬНОСТЬ. Каждый ли, кто обладает способностями становится талантливым и гениальным? С.41 2 абз. 2 посл. строчки Вспомните пословицы, соответствующие этому высказыванию. « Без труда не вынешь и рыбку из пруда» и др. Что же способствует развитию способностей? Конечно же деятельность. И чем больше человек прикладывает усилий, тем больше развиваются способности. Но лучше всего способности развиваются в том деле, которое нравится. Учёные говорят, что для того, чтобы труд человека был творческим, необходимо соответствие дела и способностей человека. Дело по душе приносит человеку удовлетворение и радость, способствует росту и усилению задатков данных природой, совершенствует талант. Заниматься не своим делом тяжело. Человек теряет интерес и быстро устаёт. Как найти своё дело? Как люди находят своё дело? Рассмотрите иллюстрацию в КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ ответьте на вопросы после иллюстрации. Прочтите раздел ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК Что пришлось пережить М.В. Ломоносову на пути к «своему» делу?
ИТОГИ УРОКА: 1) Какой основной вывод из этого параграфа? 2) Откройте с. 9: на какой вопрос мы ответили сегодня?
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
ТЕРМИНЫ: ПОЗНАНИЕ, САМОПОЗНАНИЕ, ПОТРЕБНОСТЬ, САМОСОЗНАНИЕ, САМООЦЕНКА, СПОСОБНОСТЬ ТАЛАНТ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ.
Д/З: 1) Читать & 4; 2) Учить термины и ответить на вопросы раздела ПРОВЕРЬ СЕБЯ. 3) выполнить на А4 задания 1 и 2 (с.44) раздела В КЛАССЕ И ДОМА или задание нас. 47.
СЛОВАРЬ УРОКА
ПОЗНАНИЕ - Процесс узнавания окружающего мира называется. САМОПОЗНАНИЕ – процесс познания самого себя. ПОТРЕБНОСТЬ – осознаваемая человеком нужда в том. что необходимо для поддержания организма и развития личности. САМОСОЗНАНИЕ – сознание, направленное на самого себя. САМООЦЕНКА – оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, особенностей, своей деятельности. СПОСОБНОСТЬ – индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определённой деятельности
Рабочий лист к & 4 (Лежит на парте у каждого ребёнка)
ПОЗНАНИЕ МИРА И САМОГО СЕБЯ
Задание: запиши как можно больше объектов, противоположных показанным на доске. Устно объясни, по каким признакам были сделаны сравнения. Процесс узнавания окружающего мира называется ПОЗНАНИЕ. Откуда пришло к нам выражение «Познай самого себя»? с.38 абз 1. САМОПОЗНАНИЕ – процесс познания самого себя. Что же включает в себя процесс самопознания? С.38 абз 2. Что такое ПОТРЕБНОСТЬ? На с. 38 читаем раздел ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ. Ответь на вопрос к тексту: почему мальчики и девочки согласны были терпеть боль во время инициации? А знаете ли вы свои способности, можете ли вы ответить на вопросы. Которые волнуют подростков? Выполните задание 5 «мои способности» на с. 45.
ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Потребность понять и узнать себя способствует развитию САМОСОЗНАНИЯ, т.е. сознания, направленного на самого себя. Одной из сторон самосознания является самооценка. Что такое САМООЦЕНКА? Рассмотрите рисунок на с. 39. Чем отличается самооценка Марины и Владимира? ) Для чего нужна правильная самооценка?) Чем может мешать ложная самооцека? Найдите ответы на с.39. Знаем ли мы свои сильные и слабые стороны? Выполните задание из раздела УЧИМСЯ УЗНАВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СЕБЯ. На с. 45.
НА ЧТО ТЫ СПОСОБЕН
С.41 2 абз. 2 посл. строчки Вспомните пословицы, соответствующие этому высказыванию. Что же способствует развитию способностей? Как найти своё дело? Как люди находят своё дело? Рассмотрите иллюстрацию в КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ ответьте на вопросы после иллюстрации. Прочтите раздел ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК Что пришлось пережить М.В. Ломоносову на пути к «своему» делу?
Д/З: 1) Читать & 4; 2) Учить термины и ответить на вопросы раздела ПРОВЕРЬ СЕБЯ. 3) выполнить на А4 задания 1 и 2 (с.44) раздела В КЛАССЕ И ДОМА |