Урок (занятие) по теме «Энергоэффективность» для 7-8 класса.
Разработан учителем физики ГБОУ СОШ № 188 г. Москвы Прониной Екатериной Вячеславовной
Цели урока: учиться быть бережливыми, понимать ответственность каждого в вопросах энергосбережения для предотвращения глобальных экологических проблем, познакомить учащихся с современными и доступными каждому методами сбережения энергии и ресурсов.
Урок проводится в компьютерном классе, за компьютерами.
Для проведения урока необходим доступ в сеть Интернет с каждого компьютера, а также дополнительный раздаточный материал – статья по теме «Энергосбережение» (Приложение 1), диаграммы по энергоэффективности потребителей электроэнергии (Приложение 2). Для удобства работы учащимся раздаются Карты учащихся с ссылками сайтов, вопросами и таблицей для заполнения.
Ход занятия:
Вступительное слово учителя. Все мы – люди, города, государства – являемся активными потребителями различных видов энергии и ресурсов. Не для кого давно не секрет, что человеческая деятельность оказывает негативное влияние на окружающую нас среду. Зачастую человек допускает неоправданные потери самых разных видов энергии, пользуется ими неэффективно, не задумываясь о том, что будет завтра. Еще в 1972 году в Стокгольме был проведен всемирный саммит ООН по вопросам окружающей среды. На нем было отмечено, что экономический рост современных государств без ограничения потребления природных ресурсов, является тупиковым. Бережливое использование энергии в быту и в промышленности, экономия позволит не только сохранить окружающую среду, но и сделать уровень жизни человека значительно выше.
«Мозговой штурм». Объединившись в небольшие группы по 2-3 человека, придумайте и предложите к обсуждению как можно больше способов сделать освещение дома энергоэффективным. (3-5 минут учащиеся обсуждают этот вопрос и предлагают некоторые способы экономии электроэнергии).
Работа и Интернет-ресурсами.
А) Включите компьютеры и зайдите в Интернет. По ссылке http://www.mos.ru/press-center/infographics/gprograms/energosberezhenie/ зайдите на сайт Правительства Москвы на страницу «Энергосбережение». Просмотрите страницу ив Карте учащихся ответьте на вопросы:
Какие ресурсы можно экономить? (электроэнергию, воду, тепло, газ)
Где жители города могут осуществлять эту экономию? (дома, на предприятиях, на транспорте, учреждения образования, здравоохранения, офисы и т.д.)
Ответы обсуждаются.
Б) Интерактивная игра.
Вопросами энергосбережения в нашем городе и в Московской области занимается организация ОАО «Мосэнергосбыт». На сайте "Мосэнергосбыт" (на страничке сайта http://www.mosenergosbyt.ru/portal/page/portal/site/personal/howto-save/calc_play_save) каждый желающий может проверить, сколько денег можно сэкономить, если следовать простым правилам энергосбережения в быту.
Для всех желающих на сайте размещена Интерактивная flash-игра для детей и взрослых "Юный энергоменеджер". Она разработана специально для обучения школьников и взрослых в Центре по энергосбережению Мосэнергосбыта. С помощью игры любой желающий может понять, сколько денег можно сэкономить благодаря рациональному использованию и приобретению энергоэффективных электроприборов, а также увидеть экономию на пять лет вперед. Динамика игры очень проста: вам дается возможность создать свою энергоэффективную квартиру. В ходе игры можно познакомиться с правилами энергоэффективного поведения, которые не требуют дополнительных затрат, с новыми видами энергоэффективной техники, позволяющей существенно снизить расход электроэнергии, а значит, и сократить траты на ее оплату.
Наберите в строке поиска название игры - "Юный энергоменеджер" и зайдите в нее по появившейся ссылке: http://www.mosenergosbyt.ru/site/games/powerman/run.html
Прочитайте правила и начните играть, пытаясь сэкономить как можно больше денег и ресурсов. Играем примерно 7-10 минут до 20-24 месяцев, посещая все комнаты квартиры, запоминая основные способы экономии.
Работа с текстом. Прочитайте статью по теме «Энергосбережение», рассмотрите предложенные диаграммы (см. Приложение 1 и 2)
Опираясь на текст статьи и анализируя данные диаграмм, а также на полученную информацию в flash-игре, предложите и впишите в таблицу как можно больше способов экономии:
Способы экономии воды
| Способы экономии тепла
| Способы экономии электричества
|
|
|
| (Возможные варианты ответов:
Способы экономии воды
| Способы экономии тепла
| Способы экономии электричества
| Устранение протечек
Экономное использование воды
Установка квартирных водосчетчиков
Закрывать кран
Использование автоматических стиральных машин
Использование автоматических Посудомоечных машин
Принимать душ вместо ванны
Использование в душе экономичного рассеивателя и насадок-распылителей
| Установка качественной теплоизоляции стен и потолков
Установка стеклопакетов
Установка современных дверей
Установка регулирующих устройств на радиаторах отопления
Использование отопительных приборов высокого класса энергоэффективности
| Использование естественного освещения
Регулярное мытье оконных стекол
Светлая отделка стен и потолков
Применение энергосберегающих ламп
Прозрачные плафоны светильников
Использование комбинированного освещения
Очистка от пыли и грязи плафонов и ламп
Регулирование мощности осветительных приборов с помощью специальных реостатов-регуляторов
Использование устройства автоматического отключения света
Выключение света, когда освещение не нужно
Установка трехтарифных счетчиков электроэнергии
|
Ответьте на вопрос: что такое шкала энергоэффективности? Где и зачем ее искать?
Обсуждаем результаты работы с Интернет-ресурсами, ответы учащихся.
Подведение итогов. Какие новые для вас методы экономии и сбережения ресурсов вы сегодня узнали? Почему важно постоянно соблюдать экономию различных видов ресурсов и энергии? Что вы можете посоветовать своим родителям в вопросе экономии и бережливости?
Литература:
«Учимся быть бережливыми». Методические рекомендации для учителя. ООО «Контакт» по заказу Департамента образования г. Москвы, Москва, 2010.
«Электроэнергия в нашем доме». Методические рекомендации для учителя. ООО «Контакт» по заказу Департамента образования г. Москвы, Москва, 2010.
Материалы с интернет-сайтов: www.energosber.info ; www.mosenergosbyt.ru ; www.advicehome.ru
|