Скачать 73.96 Kb.
|
Педагогическая концепция учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с.Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д.Карасёва Липецкого муниципального района Липецкой области Я работаю учителем истории и обществознания в МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М. Д. Карасёва. Педагогический стаж – 21 год. Имею 1-ую квалификационную категорию. Что должен уметь, каким должен быть педагог, Чтоб в сказочный мир взять ребенка он смог? Чтоб души свои не отдав никому, Доверились дети ему одному? Он должен корректным и грамотным быть, Проблемы понять, а печали – забыть, На творчество, радость ребят вдохновлять, Поддержкой, вниманием их поощрять. Он должен быть личностью мудрой и чуткой: Уметь разрядить климат доброю шуткой, Оплошности сгладить, успех поощрить, Конфликты уладить, проступки простить… Миссия учителя во все времена была нелёгкой, а в современной школе требования к учителю как к профессионалу, личности всё более возрастают. Сложность решаемых проблем, степень ответственности возлагаемых обществом на учителя задач направлены своей созидательной сущностью на совершенствование самого главного на Земле – Человека. Какие бы методы и педагогические технологии ни осваивал и ни применял учитель, его личностное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим. Преподавая историю детям, я пытаюсь донести до них слова великого античного учёного Цицерона, о том, что «история — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины». Итак, какова же моя педагогическая концепция? Чем я руководствуюсь в своей профессиональной деятельности, с чем прихожу к детям? Первое направление моей педагогической деятельности раскрывают слова Константина Кушнера: «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими». Чтобы реализовать это направление моей педагогической деятельности я: ● активизирую познавательную активность обучающихся через систему нетрадиционных уроков. Это пресс-конференция, урок-суд, урок – исследование, урок-экскурсия, урок- соревнование. Такие уроки развивают творческие способности детей. На этом слайде вы видите проведение пресс-конференции по теме «П.А. Столыпин – ярый реакционер или великий реформатор». Ученики выступили в ролях работника архива, заведующих кафедрами ВУЗов, министров и т.д. Занимая места в президиуме, они отвечали на вопросы представителей прессы, роль которых играли школьники помладше. Урок-экскурсия «По страницам истории родной школы» ● использую информационно-коммуникативные технологии Мне нравится создавать мультимедийные презентации. В моей коллекции: «Дворцовые перевороты», «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны», «Московская битва», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «СССР в годы Н.С.Хрущёва», «Эпоха Л.И.Брежнева», «Серебряный век русской культуры». Наглядность помогает легко усвоить материал и закрепить его в конце урока с помощью тестов, выведенных на экран. Можно вывести на экран интересный документ и поработать с ним. Смена слайдов позволяет быстро менять исторические карты. Словом, здесь огромное поле деятельности и огромные возможности. Начата работа по использованию на уроках интерактивной доски. ● развиваю умение рассуждать и мыслить На своих уроках я часто задаю детям вопросы: Как вы считаете? Как вы думаете? Почему? Механическое заучивание материала малоэффективно. Полезней поставить задачу оценить того или иного деятеля, событие. Ребятам интересно, поставить себя на место какого-то исторического деятеля и ответить на вопрос: «А как поступил бы ты? Эффективно срабатывает постановка задачи в начале урока и возвращение к ней в конце, когда материал уже изучен. ● применяю систему индивидуальных и коллективных творческих заданий Ребята с интересом берутся за разработку мультимедийных презентаций. Задача учителя – помочь ребёнку раскрыться, направить энергию в правильное русло. Индивидуальными могут быть сообщения, доклады на заданные темы. Дети выбирают темы, интересующие их, подбирают материал, работают с различными источниками и выступают со своими работами. ● организую работу на уроке с различными текстами (учебника, исторических источников, документов). Можно сравнить документы, предоставить ребятам отрывок и попросить продолжить. Взяв высказывание какого-то политического или исторического деятеля, поставить такие вопросы: Кому принадлежат эти слова? О ком идёт речь?Какое событие здесь описано? Важно знакомить обучающихся с текстами современных документов: Конвенции о правах ребёнка, Конституцией РФ, статьями из кодексов (семейного, трудового, гражданского и т.д.). Работа с документами позволяет получать рациональные знания, умение мыслить, развивать эмоционально-нравственную сферу растущего человека, что предполагает самопознание и самосовершенствование, способность к созидательной деятельности в современном мире, гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию и правовую культуру. ● активно использую проблемный метод обучения. Я стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме. Например, при изучении деятельности народовольцев, я так сформулировала тему урока: «Народники – герои или убийцы?» Изучая реформы П.А.Столыпина, мы работали над проблемой: «П.А.Столыпин – ярый реакционер или великий реформатор». Уместно обозначить проблему при разговоре о декабристах: «Кто они: борцы за свободу или нарушители присяги» и т.д. Второе направление моей педагогической концепции заключаются в словах: «Учитель - это преподаватель плюс воспитатель, а преподаватель - это педагог плюс воспитатель». Уроки истории и обществознания дают широкое поле деятельности для постановки и решения воспитательных задач. Изучая культуру, мы воспитываем чувство прекрасного. Рассматривая исторического или политического деятеля, стараемся дать оценку его нравственных качеств. Воспитательная цель на уроке самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако нельзя идеализировать прошлое. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом. Ученики часто стремятся выступить в роли судьи, оценивая исторических деятелей, события. Нужно удержать их от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом - "перенести" школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Сопереживание и сострадание человеку прошлого - вот что необходимо воспитывать на уроках истории. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времён, воспитать истинную любовь к стране, в которой родился. Прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с ребятами обсуждаем вопросы:
Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у них происходит формирование духовных ценностей. Настоящее воспитание историей заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли. Уроки истории открывают широкие возможности для патриотического воспитания подрастающего поколения.Воспитание патриотизма не может быть без знания истории своего края.Главное богатство Липецкой земли - это её люди. На своих уроках я знакомлю ребят с выдающимися личностями, нашими земляками. Памятные и юбилейные исторические даты дают широкое поле деятельности для организации различных мероприятий, которые способствуют воспитанию чувства гордости за подвиг нашего народа (200-летие Бородинского сражения). Ребята развивают свои творческие способности, читая стихи, рисуя, мастеря поделки. Воспитательные задачи успешно решаются во время проведения предметной Недели по истории. Целью таких недель является привитие интереса учеников к истории. Воспитательная работа продолжается во время проведения общешкольных мероприятий и при участии в районных и областных мероприятиях. Третье направление своей деятельности я вижу в огромной любви. Русский историк В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете». Это значит, что учитель должен любить свой предмет и любить детей. Л.Н.Толстой писал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Продолжать отдавать себя детям хочется, когда в тебе звучат слова выпускника: «Спасибо за обретенный мною смысл жизни». Что может быть лучше общения с детьми!? Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный? какой человек на земле самый главный? какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным. Поэтому любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня - мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, призывать к добру, задавать цель, видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье. Я рада, что могу, как А.В. Суворов, воскликнуть: «Я счастлив тем, что повелевал счастьем». Мне нравится общаться с детьми во внеурочное время. Дети – удивительный народ, который не даётскучать и зажигает своей неуёмной энергией, добротой, радостью. В моей душе есть капелька рассвета, Задорный лучик среди темноты, И в нем одном вмещается планета Безмерной радости и светлой доброты. Давным-давно зимой, а может летом, Или когда тоскливый дождик моросил, Своей душой всем солнышком согретый В мое ты сердце лучик поместил. Каждый педагог сам выбирает те принципы, которыми руководствуется в педагогической деятельности: Что должен уметь и кем должен быть педагог, Чтоб в душу ребенка проникнуть он смог? Но нет совершенству предела. Своими словами сказать я хотела, Что нет аксиомы и догмы здесь нет – Пока на земле светит солнечный свет, По-своему каждый вопрос понимает, И каждый по-своему суть раскрывает. |
Конспект урока по истории по теме«По страницам истории Отечества... Конспект урока по математике 1 класс Сравнение по массе. Способы сравнения (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) | Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12.... Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) | ||
Викторина: «Остров книголюбов» Экскурсия в военно-исторический музей маршала А. И. Еременко: «По страницам памяти» | «живой» урок истории «родной мой край» Приглашаем школьников и педагогов начальных классов на «живые» уроки истории Новгородского края | ||
Урок «Экскурсия по больнице» Сценарий урока по английскому языку в 6 классе по теме «Does your health depend on you?» итоговый урок «Экскурсия по больнице» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок- экскурсия предназначен для учащихся начальной школы при подготовке мероприятия учениками 5-9-х классов, может быть проведен... | ||
Урок литературы в 7 классе на тему : «Стихотворения о родной природе» Цели урока: знакомство учащихся со стихотворениями о родной природе; отработка навыков выразительного чтения и анализа стихотворений;... | Урок формирования знаний Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др | ||
Урок экскурсия Цели урока Ознакомление студентов с общей организацией учебной и воспитательной работы школы, гимназии, лицея, дду, класса, группы, путем наблюдения,... | Учебно-тематическая экскурсионная программа «Как хорош, ты мой город родной» (обзорная экскурсия по историческим и памятным местам областного центра) | ||
Когда к истории хотим мы прикоснуться Такими строками начался урок-экскурсия по Кубановедению «Вещи из прошлого» для учащихся 2 «В» класса | Урок получения новых знаний Задания к уроку составлены на основе практических ситуаций из жизни родной школы | ||
Урока: урок-исследование. Проблема Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,... | ||
Урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,... | Внеклассное мероприятие по истории. Учитель: Дерендяева Н. В. «Умники и умницы» Г. Данилов «Эктытись кутъёс» 5 класс урок-экскурсия в музейной комнате. Учитель: Лекомцева Н. В |