Урок экскурсия Цели урока





Скачать 114.55 Kb.
НазваниеУрок экскурсия Цели урока
Дата публикации28.09.2013
Размер114.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема урока: Природные зоны. Тундра.

Тип урока: Урок - экскурсия

Цели урока:

-сформировать у учащихся представление о Тундре

-познакомить с географическим положением данной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью людей

Задачи урока:

- развивать умения работать с картой, гербарием

- совершенствование речи, умения наблюдать

- развитие умения работать в группе

-помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охраны

Оборудование: Карта природных, гербарий растений Севера, мультимедийная установка, презентация, материалы выступлений.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке; организация внимания учащихся.

2. Мотивация к уроку.

Постановка учебных задач урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с её положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. А с какой природной зоной познакомимся, вы узнаете во время нашего путешествия.

К концу урока вы должны будете: знать особенности природы и условия жизни человека на Севере, уметь определять по основным признакам природную зону. Усвоенных знаний

3. Актуализация ранее усвоенных знаний

На прошлом уроке вы узнали, что такое "природная зона", почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг.

Как называется самая северная природная зона нашей страны? (Арктика)

. Тест «Арктика».

https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dE9Kb0lnanJhY2REZUx4MkNabHFHa1E6MQ

4. Усвоение новых знаний

Цель: познакомить с особенностями новой природной зоны.

Сегодня мы продолжим наше путешествие и совершим экскурсию в следующую природную зону.

– А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете эти стихотворные строки.

Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает.
Дикий камень везде черной массой встает.
Да поток по ущелью стекает.
А по скалам кругом все-то птицы во мгле,
Все-то серые гаги рядами.
Взглянешь сверху на них, будто марь на скале,
Словно туча лежит над волнами.

- Кто догадался, что это за природная зона? (высказывания детей)

Прежде чем отправиться в путешествие, каждая группа, подготовившая выступление, выберет своего гида (экскурсовода)

1г- географы, 2г- ботаники, 3г- зоологи, 4г- социологи, 5г- экологи

- Итак, в путь – на Север!

Первым слово предоставляется географам. (ученик рассказывает и показывает слайды 1,2,3, на доске карта)

Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесная равнина. Слово «тундра» в переводе с финского значит «бесплодная» или «враждебная».

Зима в тундре долгая и очень суровая (мороз до -50) в середине зимы примерно 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть полярные сияния.

В тундре дуют постоянно очень сильные ветры. Зимой нередко бывает пурга и скорость ветра достигает 30-40 м в сек. Взметая тучи снега, сбивая с ног людей и переворачивая нарты с оленями, беснуется пурга на бескрайних просторах тундры. Нередко она продолжается 5-6 дней. Ветры сдувают снег с возвышенностей в лощины, долины рек и оголившаяся земля сильно промерзает.

Слайды 4,5

Климат в тундре суровый, лето очень короткое и прохладное. Температура в июле не превышает +14. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки, а иногда даже выпадает снег. Круглый год в тундре дуют холодные ветры.

За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на 50см в глубину, а ниже (почти 500м) лежит слой многолетней мерзлоты, который никогда не оттаивает. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности вода испаряется медленно из-за низкой температуры. Поэтому в тундре много болот и озер, а почва влажная.

Выступление ботаников. (использовать материалы гербария)

Слайды 6, 7, 8, 9

Главные представители типичных тундр – осоки и мхи, образующие сплошную дернину толщиной 5-10см. В ней обитают грибы, лишайники, в неё погружены стебли и корневища цветковых растений. В тундре господствуют кустарнички, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные условия.

Слайды 10 – 18

Травянистые растения представлены осоками, пушицами, злаками. Большую роль в растительности играет дриада, или куропаточья трава, различные виды камнеломок разнообразные полярные маки. Одной из первых зацветает новосиверсия ледяная, которую называют арктической розой. (слайды 19-28)
 Брусника обыкновенная на севере России встречается повсюду - от Кольского полуострова до Чукотки. Произрастает в тундре, лесотундре, по всей лесной зоне. В окрестностях Норильска брусника растет повсеместно в смешанных лесах, лиственничных редколесьях и рединах, тундрах, по краям торфяных болот. Многолетний вечнозеленый ветвящийся кустарничек, достигающий высоты до 10 см. Корневище тонкое, ползучее. Листья мелкие, кожистые, сверху блестящие, темно-зеленого цвета, снизу - матовые, светло-зеленые, усаженные мелкими черными точками. Перед опадением листья окрашиваются в красный цвет. Цветки белые с розовым оттенком на длинных цветоножках. Семена брусники прорастают лишь при высокой влажности, отсутствии прямого солнечного освещения и хорошо развитого мохового и травяного покрова. Плод - округлая, многосемянная ягода красного цвета.

 Голубика обыкновенная . Широко распространена голубика и в окрестностях Норильска. Встречается в смешанных лесах, лиственничных редколесьях, зарослях кустарников. Голубика - листопадный сильно ветвистый кустарник высотой 25- 50 см ; чем ближе к северу, тем более низкорослым становится это растение. Стебли округлые, одетые светло-коричневой или темно-серой корой. Листья обратнояйцевидные, на коротких черешках, сверху светло-зеленые, снизу сизоватые. Цветки бело-розовые, на ножках. Ягоды темно-голубые, с сизым налетом, внутри с зеленой мякотью. Живет растение свыше 90 лет.

На территории Таймыра и плато Путорана произрастают: дриада большая , дриада надрезанная , дриада точечная. Это древние виды растений, одни из декоративных и красивейших растений нашего края. Населяют равнинные и горные тундры, скалы, щебнистые и каменистые россыпи. Широко распространены в лиственничных редколесьях. Выглядит дриада нарядно. Низкий, ветвистый вечнозеленый кустарничек с крупными белыми или слегка желтоватыми цветками, деревянистым корневищем. Дриада эффектна как в цветущем состоянии, так и во время плодоношения. Свое название растение получило в честь греческих нимф - дриад, обитавших в лесу. По греческой мифологии, дриады - покровительницы деревьев, их души вместе с деревьями рождаются и вместе погибают.

В окрестностях г. Норильска произрастает клюква мелкоплодная   Стелющийся вечнозеленый кустарничек с длинными нитевидными укореняющимися побегами. Молодые ветви зелёные, слабоопушённые. Не опадающие на зиму листья мелкие, кожистые, яйцевидные или продолговатые, сверху темно-зеленые, снизу беловатые. Плод клюквы - шаровидная, сочная, многосемянная красная ягода кислого вкуса. Обычные местообитания клюквы - моховые кустарничковые болота.

Черника обыкновенная  распространена преимущественно в северных и умеренных широтах европейской части России, в Западной и Восточной Сибири, заходит в тундру и лесотундру, высокогорья Кавказа. В окрестностях Норильска встречается в березовых, лиственничных лесах горных и равнинных районов.  Черника - многолетний листопадный ветвистый кустарничек 15 - 40 см высотой с ребристыми зелеными веточками. Листья у растения светло-зеленые, снабжены мелкими зубчиками по краям. Цветы розоватые, схожие с крошечными кувшинчиками. Плод - черная ягода с сизым налетом. Плодоносит один раз в несколько лет. Медоносное растение. Согласно одной из легенд, в древние времена жители дремучих лесов – гномы - лишились своего места жительства, когда люди перекопали всю землю в поисках кладов, скрытых гномами в земле. Бедные гномы нашли, наконец, пристанище под черничным кустом, который над ними сжалился и скрыл этот маленький народец. В благодарность за это гномы расселили чернику по всему свету.

 Шикша чёрная, или  вороника, или водяника- вечнозелёный, распластанный по почве ветвистый кустарничек до 50 см длиной. Листья на зиму не опадают, они держатся на ветвях 3-5 лет. В окрестностях Норильска встречается достаточно широко как на открытых участках, так и под пологом леса. Это растение очень красиво по своей природной форме. Оно представляет собой клумбу хвойно–игольной зелени с агатово-чёрными ягодами на густо-зелёном фоне массивно облиственных веток. Жителям арктического побережья шикша исстари известна как лекарственное растение, снимающее головные боли, поднимающее жизненный тонус при переутомлении, излечивающее от цинги. Для лекарственных целей используются не только ягоды, но и наземная травянистая часть.

Горец живородящий. У этого растения выработалась способность к живорождению. В соцветиях вместо цветков развиваются луковички и клубеньки, способные дать начало новому растению

Очень красива тундра весной (слайд 29)

Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через 3 месяца снег снова укроет землю.

Как же растения приспособились к жизни в тундре? (высказывания детей)

Обобщение:

- карликовые формы растений;

- их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковой налет;

- растения стелятся по земле, образуя подушки;

поверхности вода испаряется медленно из-за низкой температуры. Поэтому в тундре много болот и озер, а почва влажная.
Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через 3 месяца снег снова укроет землю.

физминутка

Выступление зоологов

Летом в тундре много комаров, мошек, северных шмелей. Их личинки развиваются в водоемах тундры, где для них достаточно пищи(крошечных водорослей, остатков растений)

Там, где имеются большие стада оленей много слепней и оводов. (слайды 30-32).

Неглубоко в почве живут дождевые черви. (слайд 33)

- Как вы думаете, каких животных больше всего в тундре? (птиц)

Слайды 34-38

В период гнездования в тундру слетается огромное количество птиц.

Растениями и насекомыми кормятся утки и кулики, которые прилетают на лето в тундру.

Некоторые виды птиц занесены в Красную книгу. (слайды 39-44)

Розовая чайка.

Гнездится только в нашей стране, в тундрах Якутии, от дельты Яны до Чаунской низменности. На места гнездований прилетает не с юга, как большинство перелетных птиц, а с севера. Селится в равнинной заболоченной тундре с травянистой растительностью, выбирая кочковатые берега озер в поймах рек и небольшие острова на мелководье. Как редкий с ограниченным ареалом вид внесен в «Красную книгу»

Полярные совы видят днем, иначе им не пережить многосуточный свет

Животный мир тундры. (слайды45-51)

Горностай – хищное млекопитающее , по внешнему виду похож на ласку, но крупнее. Горностай отличается черным кончиком хвоста. Длина его тела до 32 см, хвоста до 10 см, масса до 260 г. Как и ласка, зимой горностай белеет.

Горностай предпочитает селиться в перелесках, на опушках лесов, зарастающих вырубках, поймах рек. Зверек активен в разное время суток. Он отлично плавает, ловко забирается на деревья и кусты. Горностай питается, главным образом, мышевидными грызунами (в том числе и вредными), их норы служат ему жильем. Часто он разоряет птичьи гнезда, при недостатке грызунов охотится на земноводных и рыбу, в голодные годы ест плоды и даже отбросы. Горностай охотится не только на поверхности земли, но и в норах грызунов. Зверек линяет два раза в год.

Горностай – объект пушного промысла. В средневековой Европе мех горностая мог украшать лишь членов царствующих фамилий, позднее горностаевые мантии надевали судьи. Мех горностая – один из двух геральдических мехов.

Лемминги

Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; активны весь год.

Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль них всю растительность. В углублениях грунта строят и толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снег. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки - основная пища песца.

Песец, хищное животное Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков – от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми.

Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядные, его обычная пища – тундровые грызуны, прежде всего лемминги,а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции.

Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты – обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро.

Песец - центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец.

Северный олень. Длина тела 150–220 см, высота в холке – 80–150 см, масса до 220 кг. Волосяной покров зимой густой, с хорошо развитым подшерстком, светлый с тёмными пестринами. На шее образуется грива. Летом мех короткий, бурый с различными оттенками серого. Рога у самцов такие же, как и у самок.

Два средних пальца несут широкие копыта. Боковые пальцы, имеющие копыта, при ходьбе касаются земли. Пальцы подвижны и широко раздвигаются, позволяя животным передвигаться по рыхлому снегу и топким болотам. Населяют лесотундру, тайгу и высокогорные районы некоторых горных систем (Саяны, Алтай), везде предпочитая открытые места.

Летом олени питаются травой, листьями различных растений, ягодами и грибами, а зимой ягелем, который выкапывают копытами из-под снега. Олени держатся крупными стаями по 150–200 голов.

Осенью олени начинают откочевывать на юг – из районов мохово-лишайниковой тундры в районы редколесий и северную тайгу, где зимой легче добывать корм. Северный олень – и дикий, и домашний – играет огромную роль в жизни народов Севера.

А как животные приспособились к условиям тундры? (высказывания детей)

Обобщение:

- белая окраска меха зверей и оперенье птиц зимой, лишь на короткое время - летом – сменяется на пёструю

- накопление слоя подкожного жира

- густой мех у зверей, теплый пух – у птиц

- утепление конечностей на зиму : у песцов теплые стельки, у птиц опушение ног

-зимняя спячка

- сезонные миграции

физминутка

Выступление социологов

Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1 кв. км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, эвенки, саами, ненцы, якуты, чукчи и др. Коренные жители занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. (слайды 52-58)

Крупнейшие города: Мурманск, Норильск. Мурманск- незамерзающий порт, крупнейший центр рыболовства. Норильск- город металлургов и горняков.

В тундре были найдены огромные богатства- нефть, газ, уголь и др. Благодаря развитию современной техники, трудности на пути освоения Заполярья перестали быть непреодолимыми. И люди устремились в эти края. Построили поселки, города, проложили дороги, протянули линии электропередачи.

- Как это отразилось на природе тундры? (дети высказывают свои предположения)

Выступление экологов.

  1. Отходы от промышленных предприятий загрязнили воздух, воду, почву.

  2. От буровых установок- ручьи мазута и солярки.

  3. Замусоривание (в тундре мусор нельзя закапывать в землю, вечная мерзлота выталкивает его на поверхность)

  4. Разрушение растительного покрова тундры современными транспортными средствами (след от вездехода не зарастает несколько лет)

  5. Из- за бесконечной охоты некоторые виды животных стали редкими.

  6. На численность обитателей тундры влияет фактор беспокойства животных (нефтепроводы, газопроводы).

5. Проверка усвоения учащимися нового материала

Цель: установить, как дети усвоили материал урока.

Тест «Тундра»

https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dG1zd29WS19nRUNfMGF4SXJVMFZJb2c6MQ

6. Рефлексия деятельности.

Цель: выяснить как дети сами оценивают свою работу на уроке.

Чем вам понравился урок?

Кому интересно было работать в группе и почему?

Что оказалось самым сложным?

7. Домашнее задание:

Составить цепочки питания животных, обитающих в тундре.

Учебник стр. 9-14. Рабочая тетрадь.

Подготовить свой проект освоения тундры, который не будет проносить вреда природе (по желанию).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок экскурсия Цели урока iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок экскурсия Цели урока iconУрок «Экскурсия по больнице»
Сценарий урока по английскому языку в 6 классе по теме «Does your health depend on you?» итоговый урок «Экскурсия по больнице»
Урок экскурсия Цели урока iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Урок экскурсия Цели урока iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок экскурсия Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок «открытия» и первичного закрепления новых знаний (урок – экскурсия)
Урок экскурсия Цели урока iconКонспект урока по учебнику «Окружающий мир. 1 класс». Авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Урок экскурсия Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний, нетрадиционный урок заочная экскурсия (урок, основанный на...
Урок экскурсия Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Урок экскурсия Цели урока iconУрок-мультимедийная экскурсия
Приветствие, знакомство учащихся с целью урока: познакомиться с произведениями великих художников, расположенных в Третьяковской...
Урок экскурсия Цели урока iconУрок английского языка в 8-ом классе
Место урока в системе уроков: урок – экскурсия с закреплением речевого и грамматического материала и введением новых лексических...
Урок экскурсия Цели урока iconУрока: комбинированный урок. Цели урока
Рассматриваемый урок является уроком раздела «Технология обработки металла». В поурочном плане на изучение данной темы отводится...
Урок экскурсия Цели урока iconКалендарно-тематическое планирование № п/п Темы разделов программы,...
Темы разделов программы, темы уроков, лабораторные работы, экскурсия, цели уроков
Урок экскурсия Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенно интересно проходят урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-сказка. Они позволяют сделать обучение доступным,...
Урок экскурсия Цели урока iconУрок-экскурсия по литературе в 7 классе. «Литературная Самара XIX- xx веков. Горький в Самаре»
Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана
Урок экскурсия Цели урока iconКонспект урока виртуальная экскурсия по творчеству М. Ю. Лермонтова...
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
Урок экскурсия Цели урока iconКонспект урока Цели урока
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск