План-конспект урока по учебнику «Окружающий мир. 1 класс». Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая
Тема: «Неживая и живая природа. В гости к осени»
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день. (Технологическая карта изучения темы)
Тема
| Неживая и живая природа
| Цель темы
| создать условия для самостоятельного выделения признаков, присущих неживой и живой природы;
отрабатывать умение безошибочно распределять неживую и живую природу;
формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
воспитывать у учащихся умение работать в коллективе;
способствовать расширению кругозора;
воспитывать бережное отношение к природе и к окружающей среде;
сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к природе, к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
| Планируемый результат
| иметь представление о живой и неживой природе;
знать, в чем состоит различие между неживой и живой природы;
осознавать связь между человеком и природой важность его;
объяснять связь неживого и живого на отдельных примерах.
тесная связь со здоровым образом жизни и здоровья.
| Основные понятия
| Неживая и живая природа.
| Межпредметные связи
| Литературное чтение, математика, русский язык, музыка
| Ресурсы:
- основные
- дополнительные
| Учебник А.А.Плешаков « Окружающий мир» 1 часть
Тема: «Неживая и живая природа».
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, игрушка, карточки – картинки для групп.
| Организация пространства
| Работа фронтальная, индивидуальная, групповая.
|
Технология проведения
| Деятельность
ученика
| Деятельность
учителя
| Обучающие и развивающие задания каждого этапа
| Диагностирующие задания каждого этапа
| I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся, психологический настрой на работу
| Формулировать правила поведения на природе и аргументировать их.
| Настраивать детей на работу.
| I этап. Организационный момент.
От улыбки станет всем теплей
От улыбки в небе радуга проснется
Поделись, улыбкой своей
И она к тебе не раз еще вернется.
- Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!
| I этап. Организационный момент. Регулятивные УУД: уметь
Слушать в соответствии с целевой установкой
| II этап. Актуализация знаний.
Цель – подготовка к восприятию нового материала
| Работать с информацией, представленной в форме стихотворения. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
| Подготовить к восприятию нового материала, уметь высказывать свои мысли
| II этап. Актуализация знаний. Садимся в круг в большое покрывало.
Учитель. Ребята, поговорим о своем настроении, самочувствии. Берем в руки цыпленка и говорим. Какое у вас настроение? Как вы чувствуете себя на природе?
Учитель. Вот у меня, например, очень хорошее настроение, потому что наш урок проходит сегодня на чудесном месте - на природе. И самочувствие отличное. Я дышу свежим воздухом. А дальше скажите вы… Все дети рассказывают о своем самочувствии, настроении.
Учитель. Давайте глубоко подышим свежим воздухом
| II этап. Актуализация знаний.
ЛичностныеУУД: установление связи между учебной деятельностью и мотивом. ПознавательныеУУД: формирование логических умений, умения находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
| III этап. Изучение нового материала. Цель – Познакомить учащихся с неживой и живой природой.
Цель: снятие напряжения, усталости
| Участвовать в работе по решению примеров Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
| Организовать работу по изучению неживой и живой природы .
Организовать работу в группах,
обеспечить
контроль
за выполнением
задания. Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
и определения темы урока
| III этап. Изучение нового материала. Постановка проблемы. Открытие нового:
Учитель Ребята, мы часто с вами произносим такую фразу: «Какая природа, какая красота» или «Я был на природе».
А что такое природа?
Ученик. Природа – это всё существующее, не созданное руками человека.
Я вам покажу картинки. Что вы там видите? (Различные картинки разложу на землю).
На какие две группы можно разделить все предметы?
Учащиеся. Первая группа – то, что создано руками человека, вторая группа – сама природа.
Учитель. Какой вывод?
Делают дети вывод: все то, что не создано руками человека и мы сами, называется природой.
Учитель. А теперь разложу картинки еще на 2 группы. Какие это группы?
Учащиеся. Живое и неживое
- Правильно, молодцы!
Живая природа: дерево, медведь, бабочка, дети, цветок
Неживая природа: вода, камни, звезды, сосулька
Учитель. Как вы думаете, какая тема сегодня нашего урока?
Учащиеся. Неживая и живая природа.
Учитель. Правильно, живая и неживая. А что же такое жизнь?
Дети. Это когда живут, когда кушают…..
Учитель. Да, это такое состояние человека, животного, растения от рождения до смерти
V. Физкультминутка
( Встали все)
Добрый лес, старый лес. (Широко разводим руки в стороны)
Полон сказочных чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас!
(Ходьба)
Ждут нас на лесной опушке птички, бабочки, зверюшки! (Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт. (Мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь, да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!». ( Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону ).
А весёлые зайчата – длинноухие ребята – прыг да скок, прыг да скок, через поле за лесок! (Прыжки, ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)
Вот лягушка по дорожке, скачет, вытянувши ножки. (Прыжки на месте)
Птички в гнёздышках проснулись, улыбнулись, встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем выше всех! (Лёгкий бег на месте: птички чистят крылышки, машут хвостиком – руки сзади)
До свидания, старый лес. Полон сказочных чудес! (Помахивание рукой, повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба.
Подружились мы с тобой, нам теперь пора домой! ( Садимся кругом на землю).
Учитель. Ребята, любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семечки – растение рождается ребенок – становится взрослым человеком.
Учащиеся Первый признак жизни - это рождение (показать маленькое дерево).
Второй признак жизни – рост. (на примере дерева)
Учитель. А что нужно обязательно живому организму для роста и развития?
Учащиеся. Питаться, кушать
Питаются и растения, и животные, и человек.
Учитель. Да, третий признак жизни - питание
Учитель. А что будет, если лишить все живое питания?
Учащиеся. Оно погибнет.
Учитель. Значит, четвертый признак - это смерть.
Некоторые растения при наступлении зимы погибают.
Учитель Ребята, а почему, если живые организмы Учитель. погибают, до сих пор существует жизнь на Земле?
Дети. Растения, животные и люди рождаются вновь.
Учитель. Да на Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа. И так какой пятый признак?
Дети. Пятый признак жизни – размножение.
Учитель. Ребята, значит, какие самые главные признаки необходимые для жизни мы с вами узнали?
Дети. Рождение, рост, питание, смерть, размножение.
| III этап. Изучение нового материала. Работа в группах
Дети работают с картинками
Дети в группах выбирают карточки с признаками природы и предметы, созданные руками человека.
Регулятивные УУД:планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную цель и задачу. Познавательные УУД: формирование проблемы учащихся, опираясь на субъективный опыт; введение практических умений; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.
Коммуникативные УУД: Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, с учетом того, что он видит и знает; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задач; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения.
| IV этап. Закрепление изученного. Цель – уметь распределять неживую и живую природу.
| Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
|
| 4. Закрепление знаний.
Учитель. А теперь закрепим все, что мы знаем о природе.
Учитель: Рождение, рост, питание, смерть, размножение. Давайте проверим, обладают ли всеми этими признаками предметы нашей живой природы: дерево, медведь, бабочка, дети, цветок.
Учащиеся проверяют. Например: дерево – растет, питается, обладает движением , листочки сворачиваются, распускаются, размножается, умирает. Следовательно, оно относится к живой природе и т.д. А камень, облако, песок, солнце
РОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА.
Учитель. Пройти как трусливый заяц, - какая природа?
-Живая
Сядем как камень - какая природа?
-Неживая
Поревем, как лев походим как младенец, старичок - какая природа?
-Живая
Учитель. И скажите, ребята, кто занимает самое большое место в живой природе?
Ученик. Человек. Это - МЫ!
Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.
Молодцы!
Час поиграем игру «ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ»
Сидя в круге, ведущий (пантомимикой) передает по кругу воображаемый предмет: «горячую картошку», «льдинку», «бусинку», «котенка» и т.д., не называя его.
Рекомендации: в этой игре важно показать предмет так, чтобы остальные участники могли догадаться, что передано, и этот предмет вернулся бы обратно к ведущему, не изменившись (пантомимика не должна измениться.
Обсуждаем, что понравилось в упражнении, что и кому было трудно/легко выполнять.
IV Упражнение. РОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА.
Пройти как трусливый заяц, - какая природа? сядем как камень - какая природа? Поревем как лев, походим как младенец, старичок- какая природа?
И скажите, ребята, кто занимает самое большое место в живой природе?- человек. Да –это МЫ!
| Личностные УУД: выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте; восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.
Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез, их обоснование.
Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
| VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
| Учитель. Посмотрим, как вы хорошо меня слушали. Вот волшебная корзинка. В ней собрались все объекты - предметы, о которых мы с вами говорили.
Дети. Здесь живая природа; неживая природа; предметы, сделанные руками человека.
Учитель. Молодцы!
Дети, понравился ли вам наш урок?
-Какое у Вас настроение?
-Мне очень хочется, чтобы каждый урок в школе приносил вам хорошее настроение.
- Спасибо!
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- О чем бы вы рассказали своим родителям?
- Что бы вы рассказали своим друзьям, которых сегодня нет на уроке?
- Подумайте, только ли домашние животные требуют бережного отношения к себе? - А теперь выберите свое настроение на сегодняшнем уроке
| Коммуникативные УУД: формулировать умений полно и точно выражать своё мнение, позицию, аргументировать её
|
|