Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение»





Скачать 166.19 Kb.
НазваниеПрограмма разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение»
Дата публикации23.07.2014
Размер166.19 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Кубановедение

I. Пояснительная записка.

Программа разработана на основе региональной программы

Е.Н. Ерёменко, Н.М. Зыгиной, Г.В. Шевченко, М.В. Мирук, Т.А. Науменко, Н.Я. Паскевич « Кубановедение». Краснодар, 2011 г.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета “Кубановедение”, который является обязательным.

Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утвержден решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004г. (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004г. № 01.8/2228).

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности.

II. Общая характеристика учебного предмета.

Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края.

Курс призван активизировать знания учащихся о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением.

«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины и др., о хозяйственной деятельности жителей родного края. Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная, яркая картина природных условий и жизни людей на Кубани, сформироваться общее представление об этнографических, трудовых и культурных особенностях региона. Опираясь на естественно – научные исследовательские методы (наблюдения, опыты и др.), экскурсии на природу, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, познакомятся с устным народным творчеством казачества, предметами культуры своих предков. Загадки, пословицы, поговорки, казачьи песни обогатят образный строй речи детей и помогут лучше осмыслить своеобразие кубанского говора.

Общение с богатой палитрой природной среды при активизации эмоционально-чувственной сферы ребёнка станет хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свою малую Родину и чувства уважения перед теми, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т.п. обеспечат накопление чувственного опыта и облегчат осознание учебного материала.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с авторской программой на уроки кубановедения в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю в течение 33 учебных недель); во 2-4 классах- 34 часа в год (по 1 часу в неделю в течение 34 учебных недель). Общий объём учебного времени составляет 135 часов.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Я и моя семья.

10

10

-

-

-

2

Наша школа.

7

7

-

-

-

3

Родной город (село, станица, хутор).

8

8

-

-

-

4

Будем жить в ладу с природой.

8

8

-

-

-

5

Земля отцов – моя земля

17

-

2

-

15

6

Природа родного края

14

-

14

-

-

7

Труд и быт жителей Кубани

11

-

11

-

-

8

Населённые пункты Краснодарского края

7

-

7

-

-

9

Нет в мире краше Родины нашей

12

-

-

12

-

10

Без прошлого нет настоящего

10

-

-

10

-

11

Казачьему роду нет переводу

12

-

-

12

-

12

Береги землю родимую, как мать любимую

11

-

-

-

11

13

Жизнь дана на добрые дела

9










9




Всего часов

135

33

34

34

34


IV. Результаты изучения курса.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:


  1. на основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих природных связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости

  2. развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность на основе регионального компонента

  3. воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания

  4. на ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Кубани.


К концу I класса учащиеся должны:

  1. знать

    • свое полное имя, имена своих родных, домашний адрес

    • основные помещения школы, их предназначения, ориентироваться в их месторасположении

    • традиции своей школы

    • улицы, расположенные вблизи школы и дома, основные учреждения культуры, быта, образования

    • основные достопримечательности родного города

    • профессии жителей своего города (села, станицы и др.)

    • основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения

  2. на практическом уровне

  • выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

  • составлять описательный рассказ по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения

К концу II класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • характерные особенности разнообразия и красоты природы Краснодарского края

  • природы, растительного и животного мира своей местности, особенности рельефа

  • название морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края

  • название и отличительные признаки 5-6 растений и 4-5 животных, обитающих на территории Краснодарского края

  • особенности труда и быта кубанцев

  • сущность понятия «Красная книга», «Красная книга Кубани»

  • родственные связи в семье

  • герб, флаг, гимн Кубани

  • кубанские песни, пословицы и поговорки

  • основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе

  • выдающихся деятелей искусств, культуры и др.

уметь

  • показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой город, населённый пункт

  • рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы, чем славиться родной город, станица, хутор и т.д.

  • различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)

  • сохранять гармонию в природе, бережно относиться к растительному и животному миру Кубани

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • выполнения правил поведения у водоёмов, в лесу, в горах

  • удовлетворения познавательных интересов, поисков дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслов и ремёсел Кубани и т. д.

  • соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага

К концу III класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани

  • Краснодарский край в изучаемый период: природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры, сельскохозяйственное предприятие своего района, выдающихся сельскохозяйственных работников

  • характерные признаки сезонов года в Краснодарском крае

  • формы поверхности Краснодарского края

  • разновидности водоемов Краснодарского края

  • особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных

  • названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных

  • отличительные особенности физической, административной и исторической карты Краснодарского края

  • герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района

  • фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта, и т.д.

уметь

  • определять местонахождения Краснодарского края на физической карте России

  • узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека

  • узнавать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края

  • ориентироваться по карте Краснодарского края

  • давать словесное описание истории возникновения своего населенного пункта, его достопримечательностей

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности

  • выполнения правил сбора грибов в своей местности

  • правильного поведения у водоема в разное время года

  • бережного отношения к растениям и животным.



К концу IV класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • природные богатства родного края и их использование человеком

  • административную карту Краснодарского края

  • символику Краснодарского края, органы местного самоуправления

  • даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.

  • народы, населяющие Кубань, особенности их быта и культуры

  • достопримечательности родного края, наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Кубани

  • особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края

  • важнейшие экологические проблемы Краснодарского края

  • заповедники, находящиеся на территории Краснодарского края

  • фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани

уметь

  • находить на физической карте Краснодарского края местонахождение изучаемого объекта

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности

  • определять последовательность основных событий на Кубани

  • правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Кубани

  • исполнять гимн Краснодарского края

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • правильного поведения во время исполнения гимна России и Кубани

  • выполнения изученных правил безопасного поведения

  • исполнения знакомых народных песен.


V. Содержание учебного предмета.

I класс (33 часа)
Раздел 1. «Я и моя семья» (10 часов).

Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Ближайший мир ребенка – семья. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества членов семьи. История своего имени. Обязанности ребенка в семье, забота о других членах семьи. Семейные традиции, обычаи, праздники, реликвии.

Раздел 2: «Наша школа» (7 часов).

Знакомство со школой. Название (номер), адрес школы. Школьные помещения и их назначение. Уважение к труду работников школы. Традиции школы, знаменитые ученики и учителя школы. Взаимоотношения между учениками в школе. Правила поведения в школе и их необходимость. Определение своего поведения в школе. Школьные поручения. Школьная дружба.

Раздел 3. «Родной город (село, станица, хутор)» (8 часов).

Родной город (станица, хутор). Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора) Труд людей моей местности. Улица, на которой я живу. История названия. Правила безопасного поведения на улицах города, в транспорте, общественных местах и культурных учреждениях. Виды транспорта.

Раздел 4. «Будем жить в ладу с природой» (8 часов).

Красота природы родного края. Разнообразие растительного и животного мира. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие).
II класс (34 часа)
Раздел 1. «Земля отцов – моя земля» (2 часа).

Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города (района).

Раздел 2. «Природа родного края» (14 часов).

Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли. Водоёмы моей местности и их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края.

Раздел 3. «Труд и быт жителей Кубани» (11 часов).

Труженики родного края. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Казачья хата. Православные праздники. Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи.

Раздел 4. «Населённые пункты Краснодарского края» (7 часов).

Родной город ( село, станица, хутор). Кубанская весна. Улицы моего населённого пункта. Населённые пункты Краснодарского края. Краснодар – главный город Краснодарского края. События ВОВ на Кубани. День Победы – всенародный праздник.
III класс (34 часа)
Раздел 1. «Нет в мире краше родины нашей» (12 часов).

Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоемы Краснодарского края. Почвы их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань – здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше родины нашей ( проектная работа).

Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).

«Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).

Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке – тепло, при матери – добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа).
IV класс (34 часа)
Раздел 1. «Береги землю родимую, как мать любимую» (11 часов).

Природные зоны края. Заповедники и заказники Краснодарского края. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский край на карте России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа).

Раздел 2. «Земля отцов – моя земля» (15 часов).

История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла. Одежда жителей Кубани. Письменные источники. Как изучают историю Кубани. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар – Краснодар. Символика Краснодарского края. Земля отцов – моя земля (проектная работа).

Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).

Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы ВОВ. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).


VI. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по предмету «Кубановедение».
1. Еременко Е.Н., Киричек Н.В., Зыгина Н.М., Петриченко Г.И. Программа курса «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края.

2. Мирук М.В., Науменко ТА. Введение в историю Кубани. Краснодар, 2000.

3. Чучмай Г.Т. Тайна географических названий. Краснодар, 2000.

4. Бодяев Ю.М., Мирук М.В., Науменко Т.А. История Кубани. М. -Краснодар, 1997.

5. Чермит К.Д., Коблев Я.К. Адыгейские народные игры. Майкоп, 1989.

6. Произведения кубанских писателей: Нестеренко В., Худолей И., Мовшович А., Голуб Т., Обойщикова К., Синдиной Л., Чуяко Д. и др.

7. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Ч. 1,2. Краснодар, 1985.

8. Варавва И. Песни казаков Кубани. Краснодар, 1999.

9. «Родная Кубань. Страницы истории» : Книга для чтения. /Под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2003.

10. Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 1993.

11. Бардадым В. Радетели земли кубанской. Краснодар, 1998.

12. Бардадым В. Кубанские арабески: Краеведческие очерки. Краснодар, 2000.

13. Бардадым В. Замечательные кубанцы. Краснодар, 2002.

14. Бондарь В.В. Войсковой город Екатеринодар. Краснодар, 2000.

15. Бондарь Н. И. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар, 1999.

16. Веленгурин Н.Ф. Путь к лукоморью: О писателях, которые были на Кубани. Краснодар, 1976.

17. Анфимов Н.В. Курганы рассказывают. Краснодар, 1982.

18. Горлова И.И, Манаенков А.И., Лях В.И. Культура кубанских станиц. 1794-1917. Краснодар, 1993.

19. Гринь Л. Природа родного края. Краснодар, 1999.

20. Матвеев О. Слово о кубанском казачестве. Краснодар, 1995.

21. Лотышев И.В. Путешествие по родному краю. Краснодар, 2004.

22. Традиционная культура и дети. Краснодар, 1994.

23. Адыгея: Историко-культурный очерк. Ч. 1. Майкоп, 1989.

24. Троицкая Н.Б., Королева Г.А. Сценарии школьных праздников. М.:

Дрофа, 1994.

25. Иванов Г.П. Боевая доблесть кубанцев. Краснодар, 1961.

26. Терешкович Т.А. Зимние праздники: традиции, обряды, украшения, кухня. Минск, 2000.

27. Музей и школа. Краснодар, 1997.

28. Соловьев В.А. Суворов на Кубани. Краснодар, 1986 (или 1992,2001).

29. Соловьев В.А. Екатеринодарская крепость. Краснодар, 1995.

30. Соловьев В.А. А.С. Пушкин на Кубани. Краснодар, 2002.

31. Память об А.В. Суворове - национальное богатство России. Краснодар, 2001.

32. Шахова Г. Улицы Краснодара рассказывают... Краснодар, 2002.

33. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917/Под ред. Б.А. Трёхбратова. Краснодар, 1997.

34. Большокова Э.Н. Сценарии школьных праздников. СПб., 2001.

35. В часы досуга. Краснодар: КЭЦРО, 1997.

36. Круглякова И.Т. Синдская гавань Горгиппия. Анапа. М., 1975.

37. Когда кончаются уроки: Сборник сценариев, игр, викторин. Выпуск 1, 2, 3. Краснодар: КЭЦРО, 1996.

38. Древности Кубани. Краснодар, 2003.

39. Анфимов Н.В. Золото Кубани. Краснодар, 1990.

40. Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестности. Краснодар, 1979.

41. Ткаченко П. Кубанский говор. М., 1990.

42. Куценко И.Я. Кубанское казачество. Краснодар, 1993.

43. Бойко И.Н. Плясовые припевки Кубани. Краснодар, 1993.

44. Лемяскина Н.А. Культура общения. Воронеж, 2003.

45. Казачий словарь-справочник/Изд. А.И. Скрылов, Г.В. Губарев: В 2-х томах. М., 1992.

46. Зовут меня Кубань: Фотоальбом / Сост. Г Шулякова. Краснодар, 2003.

47. Денисов Н.Г., Лях В.И. Художественная культура Кубани. Краснодар: Экоинвест, 2000.

48. Жинкин А.В., Паламарчук О.Т. Кубань: история культуры, курорты и туризм: Учебное пособие. Краснодар, 2003.

49. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. М., 2004.

50. Жизнь моя - Краснодар: Информационно-популярный фотоальбом. Краснодар, 2003.

51. Краснодар. Портрет на память. Краснодар, 2002.

52. Первые жители Екатеринодара. Краснодар, 1990.

53. Илюхин С. При реке Кубани, в Карасунском куте, или ландшафтная экология Екатеринодара в историческом плане. Краснодар, 1998.

54. Екатеринодар - Краснодар 1793 - 1993. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях... Краснодар, 1993.

55. Бардадым В. Зодчие Екатеринодара. Краснодар, 1995.

56. Бардадым В. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992.

57. Бардадым В. Архитектура Кубани. Краснодар, 1995.

58. Бордат В. Театральный листок. Краснодар, 1984.

59. Бордат В. Серебряная ложка. 1993.

60. Краснодару — 210 лет: Информационно-аналитический путеводитель. Краснодар, 2003.

61. Кубань в Великую Отечественную... 1941 - 1945 гг. Краснодар, 2000.

62. Кубанцы в битве за Берлин: Сборник воспоминаний, очерков, рассказов и стихотворений участников Берлинской операции /Сост. И.Н. Мова. Краснодар, 2002.

63. Игнатов П. Братья- герои: Повесть. Краснодар, 1981.

64. В боях за Туапсе /Сост. Г.С. Акопян. Краснодар, 1988.

65. Подвиг Новороссийска /Сост. Н.М. Растрелин, А.С. Коновалов и др. Краснодар, 1978.

66. Цветы у обелисков: о памятниках Великой Отечественной войны на Кубани/ Сост. В.Ф. Латкин и др. Краснодар, 1985.

67. Кубани славные сыны: Очерки о Героях Советского Союза - кубанцах. Краснодар, 1985.

68. Отчизны верные сыны. Краснодар, 2002.

69. Помним о вас... Краснодар, 2000.

70. Фопель К. Как научить ребенка сотрудничать?

71. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников.

72. Хачатурова Э.А. и др. История Кубани в рассказах и иллюстрациях. Краснодар, 2002.

73. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М., 2003.

74. Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 5 - 6 кл. Краснодар, 2000.

75. Красная книга Краснодарского края /Под ред. В.Я. Нагалевского. Краснодар, 1994.

76. Экологическое образование в начальной школе: из опыта работы. Краснодар, 2001.

77. Селеверстова Е.Г., Калашникова Т.А. Экологические задачи: Книжка-раскраска. Краснодар, 1998.

78. Селеверстова Е.Г., Калашникова Т.А., Гукосьян О.А. Экологические игры: Книжка-раскраска. Краснодар, 1996.

79. Литвинская С.А., Тильба А.П., Филимонова Р.Г. Редкие и исчезающие растения Кубани. Краснодар, 1983.

80. Емтыль М.Х., Иваненко A.M. Рыбы юго-запада России. Краснодар, 2002.

81. Экология Кубани. Краснодар, 1995.

82. Калашникова Т.А. Рабочая тетрадь по экологии (3-4 класс). Краснодар, 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconПредлагаемого урока «Радетели земли кубанской». Программа курса «Кубановедение»...
Жизнь дана на добрые дела, учебник «Кубановедение» для 3-4 классов, авторы М. В. Мирук, Е. Н. Еременко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич....
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconРабочая программа по кубановедению
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Еременко Е. Н., Мирук М. В., Зыгина Н. М., Шевченко Г. В. «Кубановедение»,...
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconРабочая программа по «Кубановедению» для 4 класса разработана в соответствии...
Кубановедению, на основе авторской программы начального общего образования «Кубановедение» под редакцией Е. Н. Ерёменко, Зыгига Н....
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconРабочая программа по курсу «Кубановедение»
Шевченко Г. В., учителем начальных классов мбоу сош №1 Красноармейского района, Мирук М. В., Науменко Т. А., Паскевич Н. Я. ), учителем...
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconРешением педагогического совета №1 от 30 августа
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по «Кубановедению» Еременко Е. Н., Мирук М. В., Зыгига Н. М., Шевченко...
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconРабочая программа по курсу «Кубановедение» разработана на основе...
Составители: А. А. Иванова, И. П. Скибина, Т. В. Синявская, Н. В. Табунщикова, О. В. Ильченко, Н. И. Родикова, Н. Г. Ковтун, Д. О....
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconУтверждена
Краснодарского края», доработанная с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconПояснительная записка программа разработана на основе программы курса...
Программа разработана на основе программы курса «Кубановедение» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского...
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Еременко Е. Н. «Кубановедение», Краснодар, оипц «Перспективы образования», 2012 год
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconРабочая программа по кубановедению
Рф №373 от 6 октября 2009 года года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего...
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconПрограмма разработана на основе государственной примерной программы «Кубановедение»
Западный внутригородской округ г. Краснодар территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconРабочая программа по Кубановедению для 5 класса составлена на основе...
В нее необходимо внести небольшие дополнения в связи с методическими рекомендациями на 2011-2012 уч год. См. Приказ дон №3760 от...
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconРабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс): начальное...
Программа разработана на основе авторской программы курса для 1-4 классов «Кубановедение»- перспективы образования, 2009 г
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconЕфимова О. Н. (Фио) Программа разработана на основе примерной программы...
М.: Просвещение, 2011., рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-8 классы» В. В. Алеева, Т. И....
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconРабочая программа по музыке 5 класс Варюшкиной Натальи Федоровны
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных...
Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» iconРабочая программа по музыке 8-9 класс
«Музыка» разработана на основе программы «искусство. Музыка 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений». Авторы:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск