Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении





Скачать 52.89 Kb.
НазваниеУрок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении
Дата публикации27.07.2014
Размер52.89 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Шейнина Т.Ю. - учитель музыки МБОУГ №20 г. Тулы

Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении.

Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых- принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.

Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся, которые активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.

По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность искусство, занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).

Именно поэтому в современной системе образования проблема развития творческих способностей детей на уроках музыки является достаточно актуальной. Одним из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Содержание каждого компонента музыкального образования и воспитания на уроке должно взаимодополнять друг друга и находиться в единстве с содержанием других компонентов.

В то же время, вопрос творческого развития недостаточно полно находит свое практическое применение в рамках традиционного преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе.

Для развития креативности школьников была разработана система творческих заданий, включающая три блока. Главной целью этих заданий является развитие таких творческих навыков ребенка, которые бы привели к свободному оперированию музыкальными знаниями, а также способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.

Так, первый блок заданий - «Музыкальная разминка» - направлен на развитие умений интегрировать, то есть связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о музыкальном произведении, о жизни композитора и т.д., логически мыслить и выделять главное:

1. «Письмо». Напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки. На обратной стороне письма укажите «адрес» - страну и город, в котором родился композитор. Репертуар:

Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен».

«Всё мы делим пополам» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского

И.-С. Бах «Шутка»

Л.Бетховен «Сурок»

2. «Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к уже известной вам музыке.

Репертуар:

Р. Шуман «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы».

Г. Левкодимов «Красная шапочка и Серый волк»

Второй блок заданий - «Путешествие в мир звуков» - способствует развитию внимания и памяти учащихся, умению прислушаться к себе, к окружающему миру, умению «слушать» и «слышать» музыку:

1. «Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы (осень). Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки? (Холодные, неяркие) Для жизнерадостной? (Яркие и теплые).

Репертуар:

Ж. Массне. «Элегия»,Н.А. Римский -Корсаков «Океан-море синее»

2. «Цветная гамма». После прослушивания и исполнения музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки.

Репертуар:

«Утро» Э.Григ;

«Любитель-рыболов» М. Старокадомский, А. Барто.

П.Чайковский «Танец феи Драже».

«Это для нас» Т.Попатенко, М.Лаписова

3. «Я-поэт». Подберите или сочините сами небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку.

Репертуар:

Э.Григ «Шествие гномов».

4. «Я –композитор». Сочините музыку к предложенным рисункам.

При выполнении заданий этого блока, дети учатся обращать внимание на оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.

Для того чтобы учащиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, был использован метод пластического интонирования. Такая работа позволила детям не только воплотить музыкальные образы, но увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыки меняется характер пластического жеста.

Третий блок заданий - «Творческий марафон» - развивал умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В ходе выполнения этого задания учащимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания позволяли активно развивать ассоциативное мышление. В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование:

1.«В гостях у сказки». Задание выполняется группами учащихся. Сочините сказку к музыке. Придумайте главного героя, название сказки, последовательность событий.

Репертуар:

С. Майкапар. «Сказочка»

П. Чайковский «Баба Яга»
2. «Музыкальный театр». Задание выполняется группами учащихся. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.

Репертуар:

К. Сен-Санса «Карнавал животных»: 1 гр.-«Куры и петухи», 2 гр.-«Слон», 3 гр.-«Аквариум», 4гр.-«Королевский марш львов», 5 гр.-«Кукушка в глубине леса».

«Почему медведь зимой спит» муз. Л Книппер, сл. А.Коваленкова

3. «Я-артист». Послушайте музыкальную пьесу. Продумайте костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.

Репертуар:

Д. Кабалевский «Клоуны»,

Р.Шуман «Смелый наездник»

Таким образом, основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются:

- систематичность и последовательность;

- возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса;

- использование системно-деятельностого подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconМетодические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного...
Нтичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации...
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconКатаевой Ольги Юрьевны в рамках проекта «Школа Росатома» «Организация...
«Организация и реализация системно-деятельностного подхода на уроке. Структура и анализ урока» (24 часа)
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconСистемно деятельностный подход в обучении математики
«учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика,...
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рмой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии...
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconКонкурс методических разработок «Новый урок для новой школы» Номинация
Номинация: Реализация системно деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconПрименение системно – деятельностного подхода в опыте работы педагогов оу
«Применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе (из опыта работы педагогов оу нюксеснкского муниципального...
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconКонспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного...
План- конспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного подхода
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План проведения I межмуниципального семинара-практикума «Современный урок в рамках системно-деятельностного подхода в свете реализации...
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconПрограмма работы Время Место проведения Форма трансляции
Семинар школьного округа «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении в период перехода на фгос ооо». 31. 01. 2014г
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения»
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектная деятельность в начальной школе как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализация системно деятельностного подхода в обучении младшего школьника на уроках естественно научного цикла
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель педсовета: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного...
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Групповые формы работы как один из способов реализации системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Урок музыки в рамках системно – деятельностного подхода в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск