План- конспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного подхода
Разработала: Бухабаева Александра Заргумаровна
Место работы: МБОУ Акташская СОШ им. Ст.Мохова
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 6
Урок №1 темы « Гидросфера»
Тема урока : Вода в природе
Тип урока: Урок « открытия» нового знания
Базовый учебник: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6класс, «Дрофа»
Дидактическая задача урока: формирование способности учащихся работать в новом режиме и расширение знаний о воде за счёт включения исследовательских и проблемных элементов в урок
Образовательная цель урока: создать условия для формирования представления о гидросфере как связующей другие оболочки Земли, о Мировом круговороте воды в природе и их значении
Развивающая цель урока: развивать умение извлекать необходимую информацию из текста учебника, умение работать в паре, высказывать своё суждение
Воспитательная цель урока: воспитание бережного отношения к природе
Формирование УУД:
Личностные
| Проявление интереса к познанию мира, формирование мотивации учения, самоопределение, смыслообразование
| Метапредметные
| Регулятивные:
-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, самоконтроль, самооценка, саморегуляция
Коммуникативные:
-умение взаимодействовать и работать в паре
-учебное сотрудничество с учителем
-умение высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Познавательные:
Общеучебные: смысловое чтение текста, извлечение необходимой информации, представление целостности мира
Логические: составление целого из частей, выдвижение гипотез
Постановка и решение проблемы
| Предметные
| Должны знать : что такое гидросфера, что входит в её состав, Мировой круговорот воды в природе
Должны уметь: называть и показывать части гидросферы на карте, объяснять процесс круговорота воды в природе
| Приемы, методы обучения: приём «Удивляй!» метод проблемного изложения в обучении, работа с учебником, демонстрация несложного опыта , работа с дополнительной информацией по теме урока
Формы обучения: Индивидуальная, парная формы работы, диалог.
Средства обучения: учебник, проектор, слайдовая презентация, карточки с «немой» схемой МКВ
Структура урока:
Этап урока, цель, время
| Действия учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| 1.Организационный момент. Создание мотивации к теме урока.
Цель: мотивация и погружение учащихся в тему урока посредством приёма « Удивляй»
1-2 мин.
| Организует на урок.
Я сегодня шла в школу по воде. ( пауза учителя) А разве вы не шли по воде?
Диалог учителя.
Что вы знаете о воде? Диалог, где учитель запускает вопросы о температуре кипении воды, температуре замерзании воды и т.д
О воде написал следующие строки французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха . Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты- сама жизнь…»
Ты-сама жизнь…А вы согласны с писателем?
Учитель показывает слайды с картинами воды в природе, подводит к мысли , что воду на Земле надо беречь.
| Учащиеся готовятся к уроку.
Учащиеся рассуждают, приходят к мысли, что мы действительно ходим по воде (по снегу)
| Регулятивные: целеполагание.
Личностные: проявлять интерес к познанию, формировать мотивацию учения, личностная оценка поведения по отношению к природе
| 2.Актуализация знаний.
Цель: повторение материала природоведения 5 класса, необходимого для открытия новых знаний
2 мин.
|
В каких трёх состояниях бывает вода?
Из какого агрегатного состояния в какое вода переходит при следующих явлениях:
а) при таянии снега
б) при кипении воды
в)при замерзании воды
| Ответы учащихся
| Личностные:
формировать мотивацию учения, соотнесения того, что
знают и не знают
| 3. Целеполагание
Цель: побуждение учащихся к изучению темы через постановку проблемной ситуации
3 мин
| Учитель вносит в класс стеклянную банку, которая была заранее приготовлена и находилась за окном. Что вы видите на банке? Почему она покрылась инеем ? Переход из какого агрегатного состояния воды в какое произошёл в этом случае?
А какой процесс происходит при этом?
Чем вызвано ваше затруднение? Всё ли мы знаем о воде ?
Учитель просит поставить цель и формулировку урока .
Учитель озвучивает тему и цель урока.
| Учащиеся обсуждают в паре, дают свои гипотезы на вопросы
Учащиеся ставят цели урока, формулируют тему.
| Познавательные:
самостоятельная постановка цели и постановка проблемы,
Коммуникативные:
уважительное отношение друг к другу, инициативное сотрудничество в поиске ответа на вопросы и выборе информации, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные : целеполагание
| 4. Открытие «нового знания»
Цель: открытие новых знаний посредством диалога с учителем, постановки проблемных вопросов, работы в парах и самостоятельной работы с учебником
12мин.
|
Если учащиеся не знают понятия «конденсация», учитель в процессе диалога закрепляет его:
Приведите примеры из повседневной жизни, где мы наблюдаем конденсацию ( в бане, роса, туман, кастрюля на плите, где кипит вода….)
Учитель даёт ряд заданий: на слайде:
1. Выясните из текста учебника стр. 68
как называется водная оболочка Земли, запишите в тетрадь
2. Составьте кластер « Гидросфера» в тетради
2. задание: « Больше- меньше»
Поставьте знак «больше», «меньше» между понятиями :
Мировой океан воды суши
воды суши вода в атмосфере
пресная вода солёная вода
подземные воды воды суши
Наблюдение за работой учащихся, коррекция, сотрудничество, направление.
Учитель заслушивает ответы учащихся
|
Отвечают на вопросы, обсуждая в паре
Учащиеся работают индивидуально
| Регулятивные: планирование, прогнозирование. контроль, оценка, коррекция Познавательные: умение использовать источники информации
для составления схемы
Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что сделал правильно, что неправильно
| 5.Физкультминутка
Цель: здоровьесбережение
2 мин
|
| - ладошками имитируют дождь потирая их друг об друга, стучат по коленям- дождь сильнее, сильнее, а теперь утихает, всё тише и тише…..
|
|
| Самостоятельная работа со схемой МКВ. Самоанализ и самоконтроль.
Учитель выдает раздаточный материал в парах, используя карточки с «немой»схемой МКВ.
Наблюдение за работой учащихся, коррекция, сотрудничество, направление.
| Учащиеся немую схему МКВ приводят в движение, показав стрелками, как вода перемещается.
В паре учащиеся разбирают как происходит МКВ, проговаривают рассказывая друг другу .
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено , осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоконтроль.
|
| Учитель ставит проблемные вопросы по МКВ:
Дайте определение МКВ (что это, какой, как)
Что движет МКВ?
Какие оболочки Земли участвуют в МКВ?
Прерывается ли МКВ?
Где начало МКВ?
Где в схеме МКВ мы видим переход воды из одного агрегатного состояния в другой?
Каково значение МКВ?
Работа с текстом: учитель раздаёт текст:
Различают несколько видов круговоротов воды в природе:
Большой, или мировой, круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, выпадает там в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении соленая морская вода превращается в пресную, а загрязненная — очищается.
Малый, или океанический, круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океана, сконденсируется и выпадает в виде осадков снова в океан.
Внутриконтинентальный круговорот — вода, которая испарилась над поверхностью суши, опять выпадает на сушу в виде атмосферных осадков.
В конце концов, осадки в процессе движения опять достигают Мирового океана.
Работа по тексту:
Что нового вы узнали из текста? Что нужно запомнить из данного текста? В результате диалога учитель подводит к выводу, что гидросфера связывает между собой другие оболочки Земли
| Обучающиеся обсуждают в парах, высказывают свои мысли, делают вывод
Учащиеся читают текст
Отвечают на вопрос учителя, делают вывод
| Познавательные : подведение под понятие, установление причинно- следственных связей
Коммуникативные: сотрудничество в поиске ответа на вопросы и выборе информации, Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: анализ, умозаключение
| 6. Закрепление нового материала
Цель: применение новых знаний в практической деятельности, включение нового знания в систему знаний
12мин
| Учитель просит назвать какие слова и словосочетания пропущены в тексте: ( материал на слайде)
Гидросфера-…….. оболочка Земли. Основной объём воды на земле заключён в ……… К водам Мирового океана относятся……..
К водам суши относятся……..На земле больше……. воды. Вода при замерзании ………
Допишите предложение: Воду надо беречь потому, что………
| Учащиеся проговаривают вслух
| Регулятивные: контроль «что усвоил, не усвоил», коррекция
|
| Учитель даёт исследовательское задание по атласу:
Покажите части гидросферы на физической карте
2.Хоть в это поверить не очень легко, Но Волги вода есть в реке Лимпопо. И, путешествуя облаком пара, Воды из Волги текут в Ниагару, Волги вода и в Байкале, и в Ниле. И в Танганьике, и в нашей квартире. Значит, должны понимать это все мы: Реки – часть водной единой системы. Но, чтоб не быть с географией в споре, Волга впадает в …
- прочитайте стихотворение
- Найдите по физической карте в атласе куда впадает река Волга? - Скажите ,о чем идет речь в этих строках?
| Работают в паре
| Личностные:
самоконтроль усвоенного материала
Коммуникативные: сотрудничество в поиске ответа на вопросы и выборе информации
| 7. Контролирующее задание
10мин
| Учитель предлагает выполнить тест индивидуально
| Проводят взаимопроверку
| Личностные:
самоконтроль усвоенного материала
Регулятивные: коррекция
| 8. Рефлексия деятельности (итог урока).Д\З.
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
3 – 4 мин.
| - Какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось ли нам её решить?
-Что было для вас открытием на уроке?
- Что осталось неизвестным для вас?
- Понравился ли вам урок?
Выставление и аргументация отметок за урок
Учитель выдаёт д\з:
Изучить в учебнике параграф 23 стр. 68- 70.
Задания на выбор:
1.Написать небольшой рассказ о путешествии капельки воды
2. Провести опрос знакомых, друзей, родителей на вопрос: « Вода для меня это-…», проведите анализ полученных результатов
3.Найти температуру кипения, замерзания воды
Учитель благодарит за работу на уроке
| Учащиеся высказываются по уроку
| Регулятивные: анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной) деятельности, оценка влияния на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценка уровня владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: рефлексия.
Личностные : самоопределение
|
Анализ урока
Тема урока: «Вода в природе»
Тип урока: урок изучения нового материала
Дидактическая задача урока: формирование способности учащихся работать в новом режиме и расширение знаний о воде за счёт включения исследовательских элементов и создание проблемных ситуаций на уроке
Образовательная цель урока: создать условия для формирования представления о гидросфере как связующей другие оболочки Земли, о Мировом круговороте воды в природе и их значении
Развивающая цель урока: развивать умение извлекать необходимую информацию из текста учебника, умение работать в паре
Воспитательная цель урока: воспитание толерантности, бережного отношения к природе
Формирование УУД:
Личностные
| Проявление интереса к познанию мира, формирование мотивации учения, самоопределение, смыслообразование
| Метапредметные
| Регулятивные:
-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, самоконтроль, самооценка, саморегуляция
Коммуникативные:
-умение взаимодействовать и работать в паре
-учебное сотрудничество с учителем
-умение высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Познавательные:
Общеучебные: смысловое чтение текста, извлечение необходимой информации, представление целостности мира
Логические: составление целого из частей, выдвижение гипотез
Постановка и решение проблемы
| Предметные
| Должны знать понятия: что такое гидросфера, что входит в её состав, Мировой круговорот воды в природе
Должны уметь: называть и показывать части гидросферы, объяснять процесс МКВ
| Приемы, методы обучения: приём «Удивляй!» метод проблемного изложения в обучении, работа с учебником, демонстрация несложного опыта , работа с небольшим научным текстом
Формы обучения: Индивидуальная, парная форма работы, диалог с учителем.
Средства обучения: учебник, проектор, слайдовая презентация по теме урока, карточки с «немой» схемой МКВ
Результативность урока: решение дидактической задачи урока достигается за счёт создания мотивации к изучению темы( создаётся затруднение- знаю, не знаю), ребята работают в новом режиме, добывая знания самостоятельно, рассуждают и делают выводы, решая проблемные вопросы.
Практическая направленность урока: связь с жизнью- учащиеся приводят примеры процесса конденсации из жизни, демонстрация простого опыта из повседневной жизни
Самостоятельная работа на уроке имеет творческий характер: ученики не просто извлекают информацию из текста учебника о составе гидросферы, а составляют кластер; сравнивают- ставят знаки «больше», « меньше» между понятиями, исследуют карту атласа
На каждом этапе урока формируются УУД ( в конспекте урока), Формирование ИКТ- компетентности: на уроке применяется слайдовая презентация |