Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель





Скачать 182.1 Kb.
НазваниеКонспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель
Дата публикации09.07.2014
Размер182.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии.

Учитель: Вислогузова Елена Анатольевна

Место работы: МБОУ СОШ №16, им.К.И.Недорубова Кущевского района

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: Изображение на картах высот и глубин.

Учебник: География. Планета Земля. 5 класс. Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова - М.: Мнемозина, 2012.

Цель: cформировать представление об изображении высот и глубин земной поверхности на географических картах.

Задачи:

образовательные:

- познакомиться с понятиями «абсолютная высота», шкала высот и глубин;

- научиться определять по физической карте абсолютную высоту (глубину) земной поверхности, сравнивать географические объекты по высоте (глубине);

развивающие:

- развивать пространственное мышление;

- развивать навыки применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях, в том числе для решения географических задач;

воспитательные:

- формирование целеустремленности в выполнении учебных заданий;

- формирование коммуникативных умений: формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения.
Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- овладеть навыками применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях, в частности для решения географических задач;

Предметные: научиться:

- формулировать отличительные признаки понятия «абсолютная высота»;

- объяснять способ картографического изображения земной поверхности – количественный фон;

- анализировать и интерпретировать географическую информацию;

- определять абсолютные высоты точек горных вершин и глубин впадин;

- сравнивать количественные показатели, характеризующие высоту географических объектов, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

уметь показывать на карте географические объекты с разной абсолютной высотой.

Метапредметные:

личностные:

- осваивать новые социальные роли (роль учителя) и правила, учиться критически оценивать себя и товарищей, сочувствовать;

познавательные:

- обобщать и структурировать полученную информацию;

- овладеть умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия;

- использовать условные обозначения для извлечения необходимой информации;

- развивать пространственное мышление;

регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выдвигать версии, обосновывать их;

коммуникативные:

- формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения;

Решаемые учебные проблемы:

  1. Что означают цвета на физических картах?

  2. Можно ли по картам определить высоту или глубину земной поверхности, сравнить географически объекты по высоте (глубине)?

  3. Где находятся самые высокие и самые глубокие отметки высот и глубин в мире? В России?

Основные понятия, изучаемые на уроке:

  1. абсолютная высота;

  2. шкала высот и глубин.

Оборудование: учебник, атлас, настенные физические карты России и полушарий, карточки с заданиями, компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийная установка, мультимедийная презентация по теме урока.

Образовательные интернет-ресурсы:

  1. Электронное пособие к урокам географии, диск Кирилла и Мефодия, 6 класс;

  2. Программа Googl Earth.


Структура урока



Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Актуализация

Мы знаем два удивительных творения человечества, которые позволяют нам увидеть поверхность всей Земли, не поднимаясь в космос. Что это за творения?

Назовите отличия глобуса и географической карты?

Какую информацию мы можем получить, используя глобус и карту?

Проверим, как мы это умеем? (Приложение 1).

Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.


Вспоминают ранее изученный материал (П),

формулируют ответы (К),

слушают других (К),

дополняют ответы товарищей (К), определяют направления, расстояния, географические координаты (П)

2

Создание проблемной ситуации

Как вы думаете, почему физические карты окрашены разными цветами? Выскажите свои предположения, что означают эти цвета?


Задает вопрос, который обнаруживает незнание ответа и выявляет разные мнения

учеников класса.


Рассматривают физические карты (П), выдвигают версии (Р, К), формулируют высказывания (К), слушают высказывания одноклассников (К).

Проверим свои догадки:

на слайде фрагмент карты Прикаспийской низменности (ярко-зеленый цвет) и рядом изображение полупустыни;

на слайде фрагмент карты Западно-Сибирской равнины (зел. цвет) и изображение лесов;

на слайде Ставропольская возв., Среднерусская возв., Валдайская возв. – фрагменты желтого цвета, но разные природные ландшафты: степи, лесостепи, леса.

Задает вопрос, который обнажает ошибочное представление учеников.

Рассматривают изображения на слайдах (П), выявляют проблему недостатка знаний (П, Р) и осознают её (Л).


3

Целеполагание

Рассмотрите рисунок 3 на стр. 77 учебника и скажите, что означают цвета при изображении горы?

Предлагает сформулировать учащимся тему урока.

Рассматривают рисунок (П), отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют тему (П,К),

записывают в тетрадь.

4

Планирование

Как вы думаете, а можно ли по картам узнать глубину впадин? Самые высокие и самые низкие точки на Земле? Какую еще информацию о поверхности Земли можно найти на картах?
Какими источниками географической информации мы будем пользоваться, чтобы научиться читать высоты и глубины?

Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний.

Мотивирует к планированию учебной деятельности, использованию различных видов оборудования.

Предполагают (П,Р) и называют виды знаний и умений, которые будут приобретены на уроке (К).

Перечисляют источники географической информации (П,К).

5

Открытие нового знания

Прочитайте текст учебника на стр. 77 и найдите ответы на вопросы:

- Что такое «абсолютная высота»?

- Что является точкой отсчета абсолютной высоты в нашей стране?


Формулирует вопросы и корректирует ответы.


Работают с текстом (П),

выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К).

Записывают определение «абсолютная высота» в тетрадь.


-Найдите на карте в атласе и покажите на настенной карте те географические объекты, абсолютная высота и глубина которых дана в тексте учебника на стр. 77.


Развивает пространственное мышление, умение показывать объекты на карте у доски.


Находят объекты в тексте учебника, на картах атласа и настенной карте (П). Обучаются культуре показа географических объектов на настенной карте (П, Р).


Какие из показанных нами объектов имеют положительную высоту, а какие отрицательную?


Формулирует вопросы, корректирует ответы



Называют объекты с положительной и отрицательной абсолютной высотой (П, К).

Вас ничего не удивило? Вы заметили, что город Астрахань лежит ниже уровня моря на 27 метров? Почему же она не затоплена? Ведь рядом Каспийское море?



Задает проблемный вопрос, решение которого можно отложить на следующий урок, чтобы дать время подумать, может быть, привлечь родителей.

Формулируют свои версии ответа на проблемный вопрос (П,Р), слушают версии одноклассников (К), оценивают их (Л,К).



Обратите внимание, как на физической карте показана отметка самой высокой вершины в горах?

Формулирует вопрос.



Называют отметки высот (П,К).



Посмотрите еще раз внимательно на рисунок 3 и ответьте на вопрос: как цветом показано изменение высоты на суше? А глубины в океане?


Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод, подводит к пониманию условного знака «шкала высот и глубин»

Рассматривают рисунок (П), отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют выводы по результатам своих наблюдений (П,К).


Внимание на слайд (изображение политической карты мира). Мы можем определить абсолютную высоту по этой карте?

Предлагает вопрос, корректирует ответы

Рассматривают карту на слайде (П), формулируют ответ (П,К), обосновывают его (Р,К).

Объясните, как по изображению горы на карте определить, какой склон более крутой, а какой более пологий?

Задает вопрос на установление закономерности в изображении крутизны склонов на карте.

Анализируют, формулируют закономерность (П), развивают пространственное воображение (Л).

Джомолунгма – высочайшая вершина на суше, впадина Мертвого моря – самая глубокая на суше. Какой еще мировой географический рекорд мы можем определить по физической карте?



Формулирует вопрос, ориентирует проводить поиск по физической карте полушарий в атласах, в Тихом океане.

Высказывают предположения (П,К), определяют источник географической информации (П), учатся находить самую глубокую отметку Мирового океана на карте (П), называют её и показывают (П,К).

Итак, самая глубокая впадина в океане – Марианская – 11022 м. Это отметка положительная или отрицательная? Почему тогда не стоит знак «-» перед числом? Каким образом нам дают понять, что это отметка глубины, а не высоты?

Формулирует вопросы, корректирует ответы.



Рассуждают (П), высказывают свою точку зрения (П, К), слушают ответы одноклассников (Р, К), комментируют их (Р,К).


Мы уже знаем 3 мировых рекорда: самую высокую вершину, самую глубокую впадину на суше, самую глубокую впадину в океане. А можем ли мы определить те же рекорды, но только для нашей страны?

Дает задание, предполагающее работу по группам, самостоятельный выбор источников информации.

Работают в группах (К), определяют источники географической информации (текст учебника, карта атласа, Интернет) (П), выполняют поиск заданной информации (П), представляют результат работы (К).

6

Применение нового знания

Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня?

Какие новые понятия?

Перечислите все, что теперь мы можем узнать по карте.

Формулирует вопросы, комментирует ответы.

Вспоминают (П), формулируют высказывания (П, К),

слушают ), дополняют ответы одноклассников (П,Р,К).

Сегодня на уроке мы называли много новых географических объектов. В какие группы их можно объединить? Можно ли составить схему или таблицу, разделив их по каким-либо признакам? Назовите эти признаки.

Предлагает назвать критерии для структурирования географических объектов, названных на уроке.

Вспоминают (П), предлагают свои признаки для классификации объектов (П,К).

6.1.

Классификация


Составьте схему или таблицу по каким-либо признакам: положительные и отрицательные абсолютные высоты, рекорды мира и России.

Объясняет задание, предлагает работать в группах, помогает при составлении таблиц в формулировании названий колонок (Приложение 2).

Корректирует результаты работы.

Выбирают признак для классификации (П), выполняют работу в группах по классификации географических объектов, названных на уроке (П, К).

Озвучивают результаты своей работы (К).

6.2.

Самоконтроль



Проверочная работа.

Предлагает учащимся задания на проверку новых знаний и умений (индивидуальные карточки), (Приложение 3).

Организует взаимопроверку, показывает ответы на слайде.

Побуждает учащихся оценить работу одноклассников и прокомментировать её.

Выполняют индивидуальную работу (П), обмениваются с соседом по парте (К), проводят взаимопроверку по образцу (ответы на слайде) (Р).

Оценивают одноклассников (Л,К), комментируют ответы (К).

6.3.

Взаимоконтроль


Творческая работа по проверке и закреплению знаний и умений.

Предлагает учащимся по группам подготовить задание для одноклассников, чтобы проверить умение работать с картой. Создает условия для работы учащихся в роли учителя, для взаимодействия в группах.

Взаимодействуют в группах (К), формулируют вопросы для одноклассников (П), выступают в роли учителя (Л), оценивают ответы (П, К).

Отвечают на вопросы одноклассников (П, К), сопереживают товарищам (К).

7

Рефлексия (итог урока)

Оцените, что вам сегодня удалось, а что не очень?

Что нужно доработать дома?

Кто, по вашему мнению, сегодня заслуживает оценки и какой? Обоснуйте свое мнение.

Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки.

Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы (Л). Определяют зону знания и незнания (Р). Дают оценку работе одноклассников, учатся сопереживать (Л, К).

8

Домашнее задание

§20, задание 3 (письменно)

Задает домашнее задание, комментирует его

Записывают задание в дневник (Р).

Приложение 1. Задания для проверки домашнего задания.

(Можно разместить вопросы на слайде презентации, чтобы в ходе фронтальной работы организовать взаимодействие учащихся, развивать навыки слушать других, высказывать свой ответ, аргументировать его).


  1. Какому направлению соответствует направление А - В на карте Северной Америки?

сканирование0001

  1. Назовите именованный масштаб, соответствующий численным масштабам:

А) 1:25 000 000

Б) 1: 50 000

Какой из масштабов крупнее?

3. Чему на местности равно расстояние в 3 см на карте масштаба 1: 30 000 000

А) 900 м Б) 900 км В) 90 км Г) 9 км
4. Определите координаты точек, обозначенных на карте Европы буквами B и C.

сканирование0005

5.В каком направлении от точки В расположены: точка D; точка А.

Проблемное задание по карточкам на использование линейного масштаба.

Используя линейный масштаб, определите расстояние от точки А до точки В.

Расскажите, как Вы это сделали?

Почему получен разный результат? Кто прав? В чем ошибка?

Сформулируйте сами, для чего на картах и планах показывают линейный масштаб?
Карточка 1. Используя линейный масштаб, определите расстояние от точки А до точки В.

к 9

Карточка 2. Используя линейный масштаб, определите расстояние от точки А до точки В. к 9

Задание по картам атласа.
1 ряд.

По физический карте полушарий (стр.9 в атласах), используя масштаб карты, определить расстояние от Москвы до Берлина.

2 ряд.

По физической карте России (стр.18 в атласах), используя масштаб карты, определить расстояние от Москвы до Берлина.
3 ряд.

По физической карте Евразии (стр.14 в атласах), используя масштаб карты, определить расстояние от Москвы до Берлина.

Группа учащихся, уверенных пользователей компьютера.

Используя компьютер, подключенный к сети Интернет, программу Googl Earth, определить расстояние от Москвы до Берлина.

Сравнить результаты, высказать свое мнение, какой результат точнее и почему?

А если сравнивать только результаты, полученные при использовании карт, какой будет точнее? Объясните, почему?
Приложение 2.

Вариант 1.

Абсолютная высота

Положительная Отрицательная

Москва (120 м) Астрахань (-27 м)

Санкт-Петербург (3 м) Мертвое море (- 420 м)

г. Джомолунгма (8848 м) Долина Смерти (США) (-86 м)

г. Эльбрус (5642 м) Прикаспийская низменность (-27 м)

Марианский жёлоб (-11022 м)


Вариант 2.




На суше

В океане




наибольшая высота

наибольшая впадина

наибольшая глубина

Земной шар

г. Джомолунгма (8848 м)

Мертвое море (- 420 м)

Марианский жёлоб (-11022 м)

Россия

г. Эльбрус (5642 м)

Прикаспийская низменность (-27 м)

? море у берегов России


Красным цветом выделено то, что должны заполнить учащиеся.

Приложение 3. Индивидуальные карточки для учащихся.

___________ ________________________________________ _________

дата фамилия, имя класс

Проверочная работа.

Вариант 1.

  1. Пользуясь физической картой Российской Федерации, определите, в каком направлении от Москвы расположены:

Балтийское море ______________________

город Екатеринбург ______________________

город Тула ______________________


  1. Определите по карте расстояние от Москвы до Екатеринбурга.

Запишите свои вычисления и полученный результат.

Ответ:_____________________________________.


  1. Определите географические координаты города Екатеринбург.

Ответ:________________________.


  1. Сравните, какой из городов – Москва или Екатеринбург – лежит на территории с большей высотой над уровнем океана?

Ответ:________________________.

  1. Найдите на карте самую высокую вершину Уральских гор, напишите её название и высоту.

Ответ:________________________________________________________.

___________ ________________________________________ _________

дата фамилия, имя класс
Проверочная работа.

Вариант 2.
1. Пользуясь физической картой полушарий, определите, в каком направлении от Каспийского моря расположены:

Черное море ______________________

город Москва ______________________

город Тегеран ______________________

  1. Определите по карте расстояние от Москвы до города Тегерана.

Запишите свои вычисления и полученный результат.

Ответ:________________________.

  1. Определите географические координаты города Тегеран.

Ответ:________________________.

  1. По физической карте России сравните, какое из морей – Черное или Каспийское – глубже?

Ответ:________________________.

  1. Найдите на карте и напишите, какую наибольшую глубину имеют Черное и Каспийское моря?

Ответ: Черное море - ___________________;

Каспийское море - _______________.


__________ _____________________________ _________

дата фамилия, имя класс
Проверочная работа.

Вариант 3.
1. Пользуясь физической картой полушарий, напишите, в каком направлении от озера Чад в Африке расположены:

озеро Виктория ______________________

город Дакар ______________________

Средиземное море ______________________

  1. Определите по карте расстояние от озера Чад до озера Виктория.

Запишите свои вычисления и полученный результат.

Ответ:________________________.


  1. Определите географические координаты города Дакар.

Ответ:________________________.

  1. Сравните, какое из озер – Виктория или Чад – лежит на территории с большей высотой над уровнем океана?

Ответ:________________________.

  1. Найдите на карте самую высокую вершину Африки. Как называется эта вершина, какова её высота?

Ответ:___________________________________________________.

___________ ________________________________________ _________

дата фамилия, имя класс
Проверочная работа.

Вариант 4.
1. Пользуясь физической картой Российской Федерации, определите, в каком направлении от города Краснодар расположены:

город Москва ______________________

город Ставрополь ______________________

Азовское море ______________________


  1. Определите по карте расстояние от Краснодара до Ставрополя. Ответ:________________________.



  1. Определите географические координаты города Ставрополь.

Ответ:________________________.

  1. Сравните, какой из городов – Краснодар или Ставрополь – лежит на территории с большей высотой над уровнем океана?

Ответ:________________________.

  1. Найдите на карте самую высокую вершину Кавказских гор. Как она называется и какова её высота?

Ответ:______________________________________________________________.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconКонспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного...
План- конспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного подхода
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconМетодические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного...
Нтичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации...
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconКатаевой Ольги Юрьевны в рамках проекта «Школа Росатома» «Организация...
«Организация и реализация системно-деятельностного подхода на уроке. Структура и анализ урока» (24 часа)
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconКонспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Тема урока: «Земля – часть Солнечной системы» (урок №7 в теме «Земля – часть Солнечной системы»)
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рмой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии...
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эффективным средством реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе являются образовательные технологии...
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconПрименение системно – деятельностного подхода в опыте работы педагогов оу
«Применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе (из опыта работы педагогов оу нюксеснкского муниципального...
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconТематический педагогический совет
Инновационные образовательные технологии как средство развития системно-деятельностного подхода в образовании
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconТема урока: подготовка к
Тип урока: урок развития речи с использованием системно деятельностного подхода к обучению
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconРешение педсовета
Педсовет: «Проектирование современного урока на основе системно деятельностного подхода»
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconИз опыта работы директора мбоу успенской сош бакановой Т. И описание...
Системно-деятельностный подход предполагает наличие на уроке любого типа следующие характерные признаки
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconКонспект урока для 6 класса на основе системно-деятельностного подхода...
Одновременно варварские племена, находившиеся на стадии разложения родоплеменного строя, стремились к созданию государственности...
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные технологии системно-деятельностного подхода как фактор повышения качества образовательного процесса
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель icon«Базовые технологии системно деятельностного подхода». (Руководитель Зезина Н. А.)
Публичный доклад мбоу гимназия №3 городского округа город Шароя Костромской области за 2012-2013 учебный год
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconСправка о результатах районного семинара
«Эффективность реализации системно-деятельностного подхода в организации урока как условие развития личности ученика»
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Учитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск