Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем





НазваниеТема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем
Дата публикации04.08.2014
Размер83.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы

Класс 1

Предмет Окружающий мир



Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем.

Данный урок составлен согласно курсу «Окружающий мир» Е.В.Чудиновой. Этому курсу отводится особое место. Учебным предметом является не просто картина мира, а сами способы построения этой картины:

- основные методы познания мира

- способы представления результатов исследований

- способы построения гипотез

К тому же уроки естествознания предоставляют большую возможность для формирования:

- всех компонентов учебной деятельности

- способностей ребенка для взаимодействия

Представленный урок - один из первых уроков по теме «Наблюдение», которая является центральной темой первого класса.

Задачи урока :

Формулирование способов познания мира и моделирование их.

Выделение проблемы «чем наблюдает человек»

Цели урока

  • Познавательная: Дать возможность детям осмыслить, какие способы получения ответов на вопросы существуют.

  • Развивающая: Развивать вербальную и невербальную речь, логическое и

дивергентное мышление.

  • Воспитательная: Способствовать формированию чувства ответственности,

гражданственности, патриотизма, развивать позитивную «Я – концепцию»

Тип урока:

Постановка учебной задачи (практической) и решения ее.

В полном смысле учебных задач, которые приведут к открытию способа или понятия, в 1 классе нет. Это скорее практическая задача.

Материалы к уроку: картинки с символами «?», «!», «глаз», «книга»,

«знающий человек», египетский символ «глаз» на

папирусе, небольшой коврик из оленьей

шкуры, макет чума из глины, колокольчик, спички,

свечка, брусника или клюква, нарисованное большое

дерево с макетами книг на ветвях, энциклопедии.
Раздаточный материал: каждому карточки с изображением органов чувств,

обратная сторона которой определённого цвета (всего

четыре цвета – по количеству групп) и с определённым

значком, указывающим вид работы: «ножницы, клей,

лицо ребёнка», четыре коробки с инструментами (по

одной на группу), конверт с портретом.

Ход урока

I. Ситуация успеха.
Детям на данном этапе необходимо ощутить эмоциональное удовлетворение от своих знаний. Это позволит настроить их на позитивное общение, на работу, побудить их к творчеству. Активизируется ценностное отношение к себе, как к личности. Дети всегда с удовольствием рассказывают о том, что знают. Здесь же учитель с детьми построит схемы познания мира. Так начинается работа с моделью, формирование очень важного критерия развития мышления – моделирования.
В сентябре наш город празднует день рождения. Поэтому урок начинается с обсуждения праздника.

Учитель. Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. Надеюсь, общение принесет нам взаимную радость.

Наш город праздновал своё 30-летие. Он очень преобразился в последнее время, стал красивее.

- Что бы вы рассказали о своем городе?

Дети коротко рассказывают о достопримечательностях.

Учитель. Как много вы знаете! Молодцы.

Но есть, наверное, и такое, чего вы еще не знаете.

Есть такие вопросы. Сразу ответить на них нельзя. Но кое-что можно сделать уже сейчас.

Вы мне помогите, подскажите, где найти ответы на эти вопросы.


  1. Куда течет река Обь?

  2. Когда рождаются оленята?

  3. Почему на небе бывает северное сияние?

  4. Какая погода сейчас в г. Надыме?

Во время задавания вопроса учитель прикрепляет знак ? .

Дети для каждого вопроса предлагают варианты, где найти ответы.

Дети. Об этом можно прочитать в книге, спросить у взрослого, увидеть самим.

Учитель. Каким значком можно показать – «прочитай в книге»?

Дети. Предлагаю значок открытой книги.

Учитель. Каким значком можно обозначить «ответ»?

Дети. Я думаю, можно обозначить восклицательным знаком.

В результате на доске появляются:
? !

Аналогично составляются другие схемы.




? !



? !
Учитель. Читаются ли эти записи? Как связать между собой эти знаки?

Как мы рассуждали?

Дети. Можно добавить линии.

Дети. Можно добавить стрелки.

Учитель. Что у нас с вами получилось?

Дети. Очень похоже на записи взрослых.

Дети. Я думаю, это схемы.

Учитель. Да, ребята. Мы с вами построили схемы способов получения ответов на вопросы, способов познания мира.
II. Этап постановки учебной задачи и решения её.
Данная задача скорее практическая. Детям нужно было только осознать, что человек воспринимает мир органами чувств. На этом этапе задача учителя активизировать сенсорные каналы восприятия ребёнка. В этом возрасте восприятие развито хорошо, но осознанного отношения к этому у них ещё нет. Дети увидят, что мир мы наблюдаем органами чувств. У детей формируется понятие «наблюдение». На этом этапе конкретизируется схема наблюдения.
Наш мир – это наш край, наш Ямал с его бескрайней тундрой, со своими секретами и тайнами. Очень хотелось бы лучше познать его, открыть эти тайны.

Предлагаю вам создать модель нашего мира - края, в котором мы живем.
В центре класса – стол. Учитель приглашает по одному ребят, представляет элементы «картины» : шкура оленя (основа картины, осязание), чум (глиняный макет, зрение), колокольчик (подвешивается к чуму, слух), огонь (зажигается очаг внутри чума, обоняние), ягоды (на тарелочке выставляются возле чума, вкус).

Дети рассказывают о своих ощущениях при восприятии на глаз, слух и т.д.

Учитель спрашивает у остальных ребят, какими органами чувств пользовались.
Учитель. Получилась модель нашего мира.

По какой из наших схем познания мира мы сейчас работаем с вами?

Дети. Мы сейчас наблюдали, видели сами.

Учитель. Чем мы наблюдали?

Дети. Мы трогали руками, слушали ушками, смотрели глазами, пробовали на вкус, нюхали.

Учитель. А почему у нас на схеме «глаз»?

Дети. Глаза работали всегда.

Учитель. Глаз – как символ познания.

Учитель предлагает детям рассмотреть египетскую пиктограмму «глаз».

Еще в древнем мире значок «глаз» имел значение знания, познания. Это был символ совершенного зрения, умения видеть суть вещей, быть наблюдательным и мудрым. Глаза – один из органов познания, но очень важный.

Дети. Значит, мы не зря выбрали значок «глаз».

Учитель. Сейчас мы уже работаем по этой схеме. А вот две другие схемы – умелое чтение и умелое спрашивание – этими способами познания мы научимся чуть позже, когда вы будете хорошо читать, сможете осилить такие толстые, большие, умные книги, которые есть в нашей школьной библиотеке.

Учитель показывает красочные энциклопедии.

По мере взросления вы будете осваивать и эти способы.




? !

? !

? !


На доске остается:
? !

? !

? !

Учитель. Вернемся к нашей картинке и продолжим наблюдение. Предлагаю вам оживить картину.

Дети встают в круг, повторяют движения за учителем.
Физминутка: У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Заяц по лесу бежит,

В дверь к нему стучится:

«Тук, тук! Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!»

«Заяц, заяц, забегай,

Лапу подавай».
Учитель. Олени успокоились, расположились удобно, улеглись на мох.

Дети садятся на свои места.
III. Этап самореализации.

На этом этапе детям даётся возможность получить эмоциональное удовлетворение от собственной работы и от работы в группе. Здесь же приоткрывается граница знания-незнания, которая способствует осознанному обучению и формированию адекватной самооценки. Этот этап позволяет учителю вести визуальную диагностику развития каждого ребёнка, проявления личностных качеств каждого ученика, уровня его умений работать в группе, умений владеть предметными действиями.
Учитель. Можно закрыть глаза. Послушайте и продолжите:

Учитель начинает фразу, а дети продолжают её. Методика неоконченных предложений.

Мне нравиться слушать…

Я люблю, когда пахнет…

Мне приятны прикосновения…

Я вспоминаю любимый вкус…

Я радуюсь, когда вижу…

Учитель. Какие разные у всех представления, ощущения.

Один и тот же мир мы все воспринимаем по-разному. Хотя природа всех нас наделила одинаковыми органами чувств, но каждый человек индивидуален. И в этом – прелесть!

У вечности – ни возраста, ни племени,

И в вечности мы видим лик людей.

А у родной сестры ее – у времени –

Бесчисленное множество детей.

Учитель. Давайте создадим этот разноликий мир! Мир, в котором все на своих местах, все красиво и гармонично.

Наблюдение – это очень интересно. Наблюдение пригодится вам в познании любой науки, мира в целом.

Познавать мир лучше вместе. В одиночку это сделать трудно. Поэтому работать мы будем в группах.

Для такой работы существуют твердые правила:

1. Работать надо тихо.

2. Работать необходимо дружно.

На парте у каждого лежит цветная карточка, на обратной стороне которой изображены значки: ножницы, клей, лицо ребёнка.

Учитель. Возьмите карточку с цветом. Что изображено с обратной стороны?

По значку определите, что вы будете делать?

Дети. У меня - ножницы, я буду вырезать.

Дети. У меня - клей, я буду клеить.

Дети. У меня - лицо мальчика. Может, я буду наблюдать?

Учитель. Ребята, как вы думаете, какую работу будет выполнять Дима?

Дети. Может, он будет главным?

Дети. Он будет организатором.

Учитель. Вся работа очень ответственная. Ее надо выполнить аккуратно.

Соберитесь в группы, возле коробочки того цвета, что и ваша карточка.

В классе на некоторых партах стоят коробочки четырёх цветов, тех же, что и карточки у детей. Таким образом, происходит деление на группы.

Учитель. Покажите готовность.

Дети поднимают вместе руки.
Учитель. Внимательно посмотрите, какое задание вам необходимо выполнить. Каждый из вас знает, какое действие он будет делать. Наша задача – создать разные лица, где всё на своих местах, красиво и гармонично, как создала сама природа.

В каждой группе есть портрет, в котором не хватает фрагментов. Эти фрагменты ребята вырезают из своих карточек и вклеивают в картинку. Получаются портреты четырёх разных детей.

Учитель. Что у вас получилось?

Дети. Это дети.

Дети. Разные дети. Они похожи на нас.

Учитель. Я согласна. Это мы с вами. Все мы разные. Мы продвигаемся по древу знаний, познаем мир через наблюдение, открываем книги наук.

На доске открывается нарисованное большое дерево – как символ древа знания, на котором прикреплены макеты книг.

Вы сейчас учитесь в 1 классе. Некоторые книги вы только приоткрыли.

Учитель прикрепляет получившиеся портреты детей к дереву.

А многие для вас пока еще закрыты. Что-то вы уже знаете, а что-то для вас ещё – тайна. Желаю вам и дальше продвигаться по этому древу, и пусть каждая открытая тайна приносит вам радость.

Спасибо, ребята, вам за общение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconМетодическая разработка по теме: «Наблюдение как способ получения...
«Наблюдение как способ получения ответов на вопросы о природе. Как мы наблюдаем?»
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconТема: Наблюдение явлений и процессов в национальном парке «Башкирия» иизучение их по программе
Тема: Наблюдение явлений и процессов в национальном парке «Башкирия» и изучение их по программе
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconУрок-игра «Наблюдение за погодой» тема: «Наблюдение за погодой, с...
Обучение учащихся приемам учебной работы, с целью применения и использования результатов наблюдений в процессе обучения и использования...
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экскурсия в природу в течение года, наблюдение за любимым деревом – берёзкой. Фотографирование природы школьного двора. Наблюдение,...
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наблюдение за работой автослесарей, рассматривание автобуса во время ремонта (на подъемниках), наблюдение за работой спецтехники...
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconТема: "Число и цифра 7"
Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconТема урока Кол-во
Наблюдение за видимым миром. Цветовые сочетания в окружающем пейзаже. Беседа о перспективе
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconТема текущего года
Форма работы: «Анализ художественного своеобразия наблюдение над мастерством писателя»
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconТема: «Наблюдение за лягушками»
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconТема: общая этиология. Общий патогенез
«промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система»
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconКафедра статистики Программа дисциплины Экономическая и Социальная статистика
Тема Статистическое наблюдение. Методы систематизации и обобщения информации. Средние величины
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconКонспект осенней прогулки в подготовительной группе. Тема : Наблюдение за кленом
Изучить методическую и познавательную литературу по вопросам экологического воспитания и образования дошкольников
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconТема урока: «Что тонет что плавает»
Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой», «Постоянные магниты»
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока по теме: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. №1
Тема: Наблюдение. Чем мы наблюдаем iconРеферат Тема: “ Where
Тема: “Where is the difference?”(В чем разница между Британским и Американским английским)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск