Урока: обучающая





Скачать 75.61 Kb.
НазваниеУрока: обучающая
Дата публикации06.08.2014
Размер75.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема урока. Этнический, языковой и религиозный состав населения России.

8 класс

Цели урока:

обучающая – познакомить с особенностями этнического, языкового и религиозного состава населения России;

развивающая – развивать умение работать с учебником, картографическим и статистическим материалами;

воспитывающая – воспитывать толерантное отношение к окружающему миру.
Категориальный аппарат усвоения: национальный состав, религии России; народы России.

Способы действия учащихся: анализ статистического и картографического материала; исследовательская деятельность.

Ценностный компонент урока: многонациональность как феномен культуры России, религия как часть культуры.

Ход урока
I. Организационный момент

- Начать наш урок я хочу со стихотворения:
Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд

Один черкеску носит

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна. (Стихотворение В. Степанова)
О чем это стихотворение? (Ответы детей.)

Какие особенности имеет национальный состав населения России, какие религии представлены на территории нашей страны - на эти вопросы поможет нам ответить изучение темы:

Национальный и религиозный состав населения России (тема урока открывается на доске).
II. Изучение нового материала

Учитель: Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. (Ответы детей.)

Правильно, одним из важнейших признаков этноса является язык. По сходности языков народы России относятся к 4 языковым семьям: индо-европейская, алтайская, кавказская, уральская.(на доске иллюстрация «Дерево языков») В состав языковых семей входят различные языковые группы: славянская, германская, иранская, тюркская и др. Какие национальности представляют языковые семьи вам предстоит узнать самостоятельно.
1. Исследовательская деятельность учащихся
(Учащиеся работают с учебником, анализируют статистические данные, «эксперты» каждой группы делают вывод.)

1 группа выясняет, народы каких национальностей относятся к индо – европейской языковой семье;

2 группа – алтайская языковая семья;

3 группа – уральско-юкагирская и северокавказская языковая семья.

Вывод

- Мы видим, что в России проживают люди разных национальностей, общее число народов составляет около 130. Среди них выделяются крупные народы: русские, татары, украинцы и малые народы. В России насчитывается 26 малых народов.

- Как общаются между собой люди разных национальностей? (Русский язык является государственным и языком межнационального общения.)

Вторым признаком этноса является территория. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Многие народы рассредоточены по всей территории России и практически невозможно выделить « чистые» в этническом отношении. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения. Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным. Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним по карте, какие же это территории?
2. Работа с учебником и картой
Это большинство северокавказских республик: Дагестан, Чечня, Ингушетия, а также Тува, Чувашия, Коми-Пермяцкий автономный округ.

- Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Ответы детей.)

Правильно, процесс слияния одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией. Например, в Карелии очень мала доля титульной нации - карелы составляют лишь 10% всех жителей.

- Итак, мы с вами выяснили, что Россия – многонациональная страна. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений.)

- После распада СССР обострились многие межэтнические конфликты, например, в Чечне, Ингушетии.

Почему именно в этих регионах проблема межнациональных отношений стоит очень остро? (Кавказ находится на стыке двух культур, очень много народностей проживает в этих регионах.)

Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов? (Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов – Статья Конституции.)

Итак, мы с вами выяснили, что каждый народ имеет свой язык, традиции, обычаи.
3. Ярким показателем национальной принадлежности является национальный костюм. Ваши одноклассники проявили инициативу и подготовили сообщения о национальных костюмах некоторых народов.

4. Сообщения учащихся сопровождаются национальными мотивами
5. Игровой момент

- Представьте, что вам предстоит встречать участников фольклорного фестиваля, которые будут одеты в национальные костюмы. Как вы их узнаете? Я показываю вам иллюстрацию с национальным костюмом, а вы соответствующую табличку с национальностями.

- Сегодня на уроке мы узнали, что важнейшими признаками этноса являются язык и территория. Основой духовной культуры и её важнейшим признаком является религия. Что такое религия? (Особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие силы.)

(На доске открывается таблица «Религии».)

На территории России верующие исповедуют православие, ислам и буддизм. Кроме этого народы Севера, Сибири исповедуют местные верования (шаманизм). Сейчас мы выясним, как соотносятся религиозная принадлежность с национальным составом.

1 группа выясняет какие национальности исповедуют православие,

2 группа выясняет какие национальности исповедуют ислам,

3 группа – буддизм.
(Учащиеся работают по учебнику, заполняют таблицу, делают выводы.)

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие, есть также католики и протестанты), а также ислам и буддизм.

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, население страны распределяется по конфессиональной принадлежности следующим образом:

Православие — 75 %.

Ислам — 5 %.

Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше.

Неверующие — 8 %.

Христианство в России

В России представлены все три основные направления в христианстве — Православие, Католицизм и Протестантизм.

Согласно опросу ВЦИОМ, 75% населения, причисляет себя к православным. В основном это люди старше 40 лет. В религиозных обрядах участвует 66 % .
Количество католиков приблизительно оценивается в 400—500 тысяч, на территории России функционирует около 230 приходов. Армянская апостольская церковь располагает 65 приходами. Протестантов — около 1 млн., свидетелей Иеговы — около 150 000.

Православие в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.

Русская православная церковь — крупнейшее религиозное объединение на территории России.

В России православие исповедуют следующие народы: русские, украинцы, белорусы, мордва, марийцы, чуваши, удмурты, карелы, коми, ханты, манси, якуты, осетины, грузины и некоторые другие народы.

Протестантизм представлен в России следующими деноминациями:

Лютеранство

Евангельские христиане-баптисты

Христиане веры евангельской (пятидесятники)

Меннониты

Адвентисты седьмого дня.

Протестантизм исповедуют немцы, проживающие в России.

_______________________________________________________________________________
Ислам

По данным экспертов в России насчитывается около 8 млн. мусульман. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, мусульман в России проживает около 20 миллионов или около 7%.

В большинстве своём мусульмане живут в Волго-Уральском регионе, а также на Северном Кавказе, в Москве, в Санкт-Петербурге и Западной Сибири.

Ислам исповедуют: татары, башкиры, народы Дагестана, кабардинцы, чеченцы, ингуши, адыгейцы, а также казахи, азербайджанцы, проживающие на территории России.

Татары составляют подавляющее большинство мусульман в России и являются самым северным мусульманским народом в мире. В настоящее время большинство мусульман в мире (в т. ч. в России) – сунниты. Традиционно, татарский ислам всегда отличался умеренностью и отсутствием фанатизма. Женщины-татарки нередко играли важную роль в общественной жизни татар и, в отличие от других мусульманских народов, никогда не носили паранджу.

Суннизм имеет более чёткое содержание — это следование жизненному пути пророка Мухаммеда. Сунна представляет собой Священное Предание ислама и содержит рассказ о поступках и изречениях Мухаммеда, связанных с различными вопросами веры и нравственности. Сунниты считают, что Сунна – ключ к толкованию Корана.

Буддизм

Буддизм традиционен для трёх регионов РФ: Бурятии, Тувы и Калмыкии. По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5-2 млн. или менее 1%.

В 90-х годах XX века в крупных городах стали появляться буддистские общины, обычно принадлежащие к дальневосточной школе дзэн или тибетскому направлению. Самый северный в мире Дацан находится в Санкт-Петербурге, он сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве.

Иудаизм

Число иудеев — около 1,5 млн. Из них в Москве проживает около 500 тыс., в Санкт-Петербурге — около 170 тыс. В России действуют около 70 синагог.

___________________________________________________________________________________
Ранние формы религии и язычество
Некоторые жители сибирских и дальневосточных регионов — Якутии, Чукотки, а также часть финно-угров (марийцы, удмурты и др.) и чувашей — практикуют анимистические и языческие обряды наряду с основными религиями. Анимизм— вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

На территории России к анимистам относятся нанайцы, негидальцы, орочи, удэгейцы, ульчи, живущие на Дальнем востоке в бассейне р. Амур и на Сахалине; саамы - Кольский полуостров; тофалары (карагасы), хакасы , шорцы к северу от Монголии, вдоль верхнего течения реки Енисей; ханты (остяки ), манси (вогулы) - Ханты-Мансийский автономный округ; эвенки (тунгусы), юкагиры , якуты - в Восточной и Северо-Восточной Сибири; буряты - район озера Байкал; коряки - полуостров Камчатский.

Православие с сильным влиянием анимизма: ненцы, живущие на северо-западе Сибири и на полуострове Таймыр; нивхи, живущие на Дальнем Востоке и острове Сахалин.

Помимо этого отмечается тенденция возрождения славянского язычества - родноверия в русских национальных кругах.

Всего в РФ, из нескольких сотен общин, официально зарегистрировано 8 языческих организаций.
III. Итог урока

Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Что было для вас непонятным?

Что особенно запомнилось?

Заключительное слово учителя: В России проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами ,какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.

Народностей много живет

В стране под названьем Россия

Но вместе мы – русские, русский народ

И в этом наша главная сила.

Но кто-то не верит, и пусть

Мы за руки крепко возьмемся

Поверь в наши силы Великая Русь

И мы к лучшей жизни вернемся!

(Стихотворение Л. Рубальской)

Спасибо всем за работу, урок окончен.

IV. Домашнее задание: §40, вопросы 1 -3 устно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: обучающая iconУрока: Обучающая
Обучающая. Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица
Урока: обучающая iconУрока: Обучающая
Обучающая – Формировать знания по зрительным иллюзиям, научить учащихся распознавать виды и формы иллюзии
Урока: обучающая iconЦель урока: Обучающая
Обучающая: рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным; закрепить умение решать квадратные уравнения
Урока: обучающая iconРассказе Цели урока: Обучающая
Обучающая – отработка навыков выразительного чтения, пересказа, анализа, инсценирования, закрепление умения собирать материал для...
Урока: обучающая iconУрока: Обучающая
Обучающая: научить отличать насекомых от других представителей типа Членистоногих. Раскрыть особенности организации насекомых разных...
Урока: обучающая iconУрока: Обучающая
Обучающая: сформировать понятие сечения многогранника, рассмотреть общие принципы построения сечений многогранников, уметь применять...
Урока: обучающая iconТема урока: «Алюминий – химический элемент, простое вещество». Цели урока: Обучающая
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный
Урока: обучающая iconУрока Обучающая
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Предложения с однородными членами»
Урока: обучающая iconУрока: Обучающая
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока
Урока: обучающая iconУрока: Обучающая
Цель урока: Формирование представления о незаконных действиях, воспитание гражданско- правовой позиции подростка
Урока: обучающая iconКонспект урока на тему
Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта
Урока: обучающая iconУрока: Обучающая
Цель урока: Систематизация знаний по теме «Русская культура xviii» через организацию информации в ms word
Урока: обучающая iconСхема системного анализа современного урока
Обучающая: учитель определяет цели урока, информи­рует учащихся о путях реализации целей на уроке
Урока: обучающая iconКонспект урока по информатике Тема урока: Понятие об операционной системе. Цели
Обучающая: познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о существующих операционных системах
Урока: обучающая iconКонспект обобщающего урока (с использованием занимательных задач)...
Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта
Урока: обучающая iconКонспект урока математики Тема урока «Сравнение, сложение, вычитание...
Обучающая – систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Десятичные дроби»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск