Скачать 75.61 Kb.
|
Тема урока. Этнический, языковой и религиозный состав населения России. 8 класс Цели урока: обучающая – познакомить с особенностями этнического, языкового и религиозного состава населения России; развивающая – развивать умение работать с учебником, картографическим и статистическим материалами; воспитывающая – воспитывать толерантное отношение к окружающему миру. Категориальный аппарат усвоения: национальный состав, религии России; народы России. Способы действия учащихся: анализ статистического и картографического материала; исследовательская деятельность. Ценностный компонент урока: многонациональность как феномен культуры России, религия как часть культуры. Ход урока I. Организационный момент - Начать наш урок я хочу со стихотворения: Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд Один черкеску носит Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод, Один кумыс готовит Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна. (Стихотворение В. Степанова) О чем это стихотворение? (Ответы детей.) Какие особенности имеет национальный состав населения России, какие религии представлены на территории нашей страны - на эти вопросы поможет нам ответить изучение темы: Национальный и религиозный состав населения России (тема урока открывается на доске). II. Изучение нового материала Учитель: Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. (Ответы детей.) Правильно, одним из важнейших признаков этноса является язык. По сходности языков народы России относятся к 4 языковым семьям: индо-европейская, алтайская, кавказская, уральская.(на доске иллюстрация «Дерево языков») В состав языковых семей входят различные языковые группы: славянская, германская, иранская, тюркская и др. Какие национальности представляют языковые семьи вам предстоит узнать самостоятельно. 1. Исследовательская деятельность учащихся (Учащиеся работают с учебником, анализируют статистические данные, «эксперты» каждой группы делают вывод.) 1 группа выясняет, народы каких национальностей относятся к индо – европейской языковой семье; 2 группа – алтайская языковая семья; 3 группа – уральско-юкагирская и северокавказская языковая семья. Вывод - Мы видим, что в России проживают люди разных национальностей, общее число народов составляет около 130. Среди них выделяются крупные народы: русские, татары, украинцы и малые народы. В России насчитывается 26 малых народов. - Как общаются между собой люди разных национальностей? (Русский язык является государственным и языком межнационального общения.) Вторым признаком этноса является территория. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Многие народы рассредоточены по всей территории России и практически невозможно выделить « чистые» в этническом отношении. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения. Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным. Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним по карте, какие же это территории? 2. Работа с учебником и картой Это большинство северокавказских республик: Дагестан, Чечня, Ингушетия, а также Тува, Чувашия, Коми-Пермяцкий автономный округ. - Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Ответы детей.) Правильно, процесс слияния одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией. Например, в Карелии очень мала доля титульной нации - карелы составляют лишь 10% всех жителей. - Итак, мы с вами выяснили, что Россия – многонациональная страна. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений.) - После распада СССР обострились многие межэтнические конфликты, например, в Чечне, Ингушетии. Почему именно в этих регионах проблема межнациональных отношений стоит очень остро? (Кавказ находится на стыке двух культур, очень много народностей проживает в этих регионах.) Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов? (Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов – Статья Конституции.) Итак, мы с вами выяснили, что каждый народ имеет свой язык, традиции, обычаи. 3. Ярким показателем национальной принадлежности является национальный костюм. Ваши одноклассники проявили инициативу и подготовили сообщения о национальных костюмах некоторых народов. 4. Сообщения учащихся сопровождаются национальными мотивами 5. Игровой момент - Представьте, что вам предстоит встречать участников фольклорного фестиваля, которые будут одеты в национальные костюмы. Как вы их узнаете? Я показываю вам иллюстрацию с национальным костюмом, а вы соответствующую табличку с национальностями. - Сегодня на уроке мы узнали, что важнейшими признаками этноса являются язык и территория. Основой духовной культуры и её важнейшим признаком является религия. Что такое религия? (Особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие силы.) (На доске открывается таблица «Религии».) На территории России верующие исповедуют православие, ислам и буддизм. Кроме этого народы Севера, Сибири исповедуют местные верования (шаманизм). Сейчас мы выясним, как соотносятся религиозная принадлежность с национальным составом. 1 группа выясняет какие национальности исповедуют православие, 2 группа выясняет какие национальности исповедуют ислам, 3 группа – буддизм. (Учащиеся работают по учебнику, заполняют таблицу, делают выводы.) Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие, есть также католики и протестанты), а также ислам и буддизм. По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, население страны распределяется по конфессиональной принадлежности следующим образом: Православие — 75 %. Ислам — 5 %. Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше. Неверующие — 8 %. Христианство в России В России представлены все три основные направления в христианстве — Православие, Католицизм и Протестантизм. Согласно опросу ВЦИОМ, 75% населения, причисляет себя к православным. В основном это люди старше 40 лет. В религиозных обрядах участвует 66 % . Количество католиков приблизительно оценивается в 400—500 тысяч, на территории России функционирует около 230 приходов. Армянская апостольская церковь располагает 65 приходами. Протестантов — около 1 млн., свидетелей Иеговы — около 150 000. Православие в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции. Русская православная церковь — крупнейшее религиозное объединение на территории России. В России православие исповедуют следующие народы: русские, украинцы, белорусы, мордва, марийцы, чуваши, удмурты, карелы, коми, ханты, манси, якуты, осетины, грузины и некоторые другие народы. Протестантизм представлен в России следующими деноминациями: Лютеранство Евангельские христиане-баптисты Христиане веры евангельской (пятидесятники) Меннониты Адвентисты седьмого дня. Протестантизм исповедуют немцы, проживающие в России. _______________________________________________________________________________ Ислам По данным экспертов в России насчитывается около 8 млн. мусульман. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, мусульман в России проживает около 20 миллионов или около 7%. В большинстве своём мусульмане живут в Волго-Уральском регионе, а также на Северном Кавказе, в Москве, в Санкт-Петербурге и Западной Сибири. Ислам исповедуют: татары, башкиры, народы Дагестана, кабардинцы, чеченцы, ингуши, адыгейцы, а также казахи, азербайджанцы, проживающие на территории России. Татары составляют подавляющее большинство мусульман в России и являются самым северным мусульманским народом в мире. В настоящее время большинство мусульман в мире (в т. ч. в России) – сунниты. Традиционно, татарский ислам всегда отличался умеренностью и отсутствием фанатизма. Женщины-татарки нередко играли важную роль в общественной жизни татар и, в отличие от других мусульманских народов, никогда не носили паранджу. Суннизм имеет более чёткое содержание — это следование жизненному пути пророка Мухаммеда. Сунна представляет собой Священное Предание ислама и содержит рассказ о поступках и изречениях Мухаммеда, связанных с различными вопросами веры и нравственности. Сунниты считают, что Сунна – ключ к толкованию Корана. Буддизм Буддизм традиционен для трёх регионов РФ: Бурятии, Тувы и Калмыкии. По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5-2 млн. или менее 1%. В 90-х годах XX века в крупных городах стали появляться буддистские общины, обычно принадлежащие к дальневосточной школе дзэн или тибетскому направлению. Самый северный в мире Дацан находится в Санкт-Петербурге, он сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве. Иудаизм Число иудеев — около 1,5 млн. Из них в Москве проживает около 500 тыс., в Санкт-Петербурге — около 170 тыс. В России действуют около 70 синагог. ___________________________________________________________________________________ Ранние формы религии и язычество Некоторые жители сибирских и дальневосточных регионов — Якутии, Чукотки, а также часть финно-угров (марийцы, удмурты и др.) и чувашей — практикуют анимистические и языческие обряды наряду с основными религиями. Анимизм— вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. На территории России к анимистам относятся нанайцы, негидальцы, орочи, удэгейцы, ульчи, живущие на Дальнем востоке в бассейне р. Амур и на Сахалине; саамы - Кольский полуостров; тофалары (карагасы), хакасы , шорцы к северу от Монголии, вдоль верхнего течения реки Енисей; ханты (остяки ), манси (вогулы) - Ханты-Мансийский автономный округ; эвенки (тунгусы), юкагиры , якуты - в Восточной и Северо-Восточной Сибири; буряты - район озера Байкал; коряки - полуостров Камчатский. Православие с сильным влиянием анимизма: ненцы, живущие на северо-западе Сибири и на полуострове Таймыр; нивхи, живущие на Дальнем Востоке и острове Сахалин. Помимо этого отмечается тенденция возрождения славянского язычества - родноверия в русских национальных кругах. Всего в РФ, из нескольких сотен общин, официально зарегистрировано 8 языческих организаций. III. Итог урока Рефлексия Что нового узнали на уроке? Что было для вас непонятным? Что особенно запомнилось? Заключительное слово учителя: В России проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами ,какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. Народностей много живет В стране под названьем Россия Но вместе мы – русские, русский народ И в этом наша главная сила. Но кто-то не верит, и пусть Мы за руки крепко возьмемся Поверь в наши силы Великая Русь И мы к лучшей жизни вернемся! (Стихотворение Л. Рубальской) Спасибо всем за работу, урок окончен. IV. Домашнее задание: §40, вопросы 1 -3 устно. |
Урока: Обучающая Обучающая. Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица | Урока: Обучающая Обучающая – Формировать знания по зрительным иллюзиям, научить учащихся распознавать виды и формы иллюзии | ||
Цель урока: Обучающая Обучающая: рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным; закрепить умение решать квадратные уравнения | Рассказе Цели урока: Обучающая Обучающая – отработка навыков выразительного чтения, пересказа, анализа, инсценирования, закрепление умения собирать материал для... | ||
Урока: Обучающая Обучающая: научить отличать насекомых от других представителей типа Членистоногих. Раскрыть особенности организации насекомых разных... | Урока: Обучающая Обучающая: сформировать понятие сечения многогранника, рассмотреть общие принципы построения сечений многогранников, уметь применять... | ||
Тема урока: «Алюминий – химический элемент, простое вещество». Цели урока: Обучающая Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный | Урока Обучающая Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Предложения с однородными членами» | ||
Урока: Обучающая Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока | Урока: Обучающая Цель урока: Формирование представления о незаконных действиях, воспитание гражданско- правовой позиции подростка | ||
Конспект урока на тему Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта | Урока: Обучающая Цель урока: Систематизация знаний по теме «Русская культура xviii» через организацию информации в ms word | ||
Схема системного анализа современного урока Обучающая: учитель определяет цели урока, информирует учащихся о путях реализации целей на уроке | Конспект урока по информатике Тема урока: Понятие об операционной системе. Цели Обучающая: познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о существующих операционных системах | ||
Конспект обобщающего урока (с использованием занимательных задач)... Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта | Конспект урока математики Тема урока «Сравнение, сложение, вычитание... Обучающая – систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Десятичные дроби» |