Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических





Скачать 457.97 Kb.
НазваниеМбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических
страница1/3
Дата публикации18.08.2014
Размер457.97 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > География > Литература
  1   2   3


Министерство образования Республики Башкортостан

МБУ Отдел образования МР Аургазинский район

МБОУ СОШ №2 села Толбазы

Секция «Экология»


ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ

Выполнила:Бикбаева Альфия,

МБОУ СОШ №2 села Толбазы, 10 класс

Руководитель: Юнусова Рима Ильдусовна,

учитель биологии ,МБОУ СОШ №2 села Толбазы

Толбазы – 2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения законов экологии

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа.

2.1. Выбор варианта подготовки

2.2. Выявление уровня знаний учащихся экологических законов

2.3. Выявление объёма, уровня и прочности знаний экологических законов

2.4. Наиболее эффективные современные подходы к изучению экологических законов

Заключение

Литература

Приложения

Введение

В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Оно должно определенным образом регулироваться, иначе человечество окажется перед лицом экологической катастрофы.

Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, но лишь во второй половине XX века антропогенный «пресс» на природную среду составил угрозу продуктивности биосферы и качеству условий жизни самого человека. В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне закономерно, что в начале XXI века у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания широкомасштабного экологического образования.

Как и всякая наука, экология имеет свои законы, которые характеризуют взаимоотношения различных элементов экосистемы и, в конечном итоге, все процессы в биосфере. К сожалению, по сей день не стало доминирующим и безусловным положение о том, что всё в Природе подчиняется единым законам. Таким образом, актуальным становится осуществление деятельности, направленной на формирование экологической культуры обучающихся средствами предмета через развитие его творческого потенциала, включение в активную исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране окружающей среды и здоровья населения.

Актуальность темы. В современную эпоху, характеризующуюся обострением взаимоотношений человеческого общества и природы, усиливается противоречие между запросом общества в грамотных людях, способных ответственно и адекватно использовать природные условия и распоряжаться природными ресурсами, и существующей образовательной практикой, которая не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к экологической подготовке школьников. Одно из основных условий эффективного осуществления решений и мер, направленных на рациональное природопользование и предотвращение кризисных ситуаций–знание экологических законов. Разрабатывая систему повышения экологической культуры школьников, выделили ряд противоречий, которые необходимо решить в ходе исследования:

-неблагоприятной экологической ситуацией, в которой вынуждены жить школьники, и отсутствием знаний, умений, навыков самовыживания;

-традиционным содержанием биологического образования и возрастающей ролью экологических знаний;

-междисциплинарным, интегративным характером экологических знаний и отсутствием однопредметной координации в их изучении в цикле естественных дисциплин;

-практической направленностью экологического воспитания и отсутствием практических заданий экологического характера, а также творческих заданий, способствующих формированию экологического мышления и культуры.

Данные противоречия выявили проблему – как при изучении экологии на кружковых занятиях, при подготовке к олимпиадам в доступной форме изучить основные экологические законы. Данная проблема выдвигает цель исследования - совершенствование системы изучения экологических законов.

Объектом исследования выступает процесс работы с детьми.

Предметом исследования служит создание системы изучения законов

(формирование пакета методических материалов), которая поможет достичь высокой результативности в олимпиадах, в научно-практических конференциях.

Гипотеза исследования заключается в том, что целенаправленная работа по совершенствованию системы изучения экологических законов позволит усилить эффективность усвоения этих законов, применить знания при подготовке к олимпиадам, при проведении внеклассных мероприятии.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулированы задачи исследования:

  • провести обзор литературы по вопросам становления и развития системы экологической подготовки школьников;

  • определить законы и принципы экологии;

  • выявить наиболее эффективные современные подходы к изучению экологических законов.

  • апробировать, внедрить разработанные учебно-методические материалы при проведении кружковых занятии, при подготовке к олимпиаде.

О необходимости развития способностей школьников оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по её улучшению, предвидеть возможные последствия человеческого воздействия писали и говорили многие ученые (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, Т.В. Звонкова, В.П. Максаковский, В.В. Николина, И.Н. Пономарева, Н.Н. Родзевич, В.П. Соломин, Д.П. Финаров, и др.) однако в практике изучения экологии экологическим законам уделяется мало внимания, но они иногда очень сложно звучат и мы, ученики, порой не понимем смысла.

В данной работе использовался опыт работы с учащимися МБОУ СОШ №2 села Толбазы. Как показали результаты эксперимента, школьники затрудняются в установлении причинно-следственных связей и формулировании выводов при рассмотрении законов экологии. Так, большинство учащихся не могут обосновано предсказать последствия деятельности человека в природе (обоснованные ответы были только у 5 % от числа опрошенных).

Для решения поставленных задач и проверки гипотетических положений на теоретическом уровне применялись методы теоретического анализа, в исследовании реализованы статистические методы.

Научная новизна заключается в том, что будет впервые теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая система изучения законов экологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы на уроках и занятиях элективного курса и кружка по экологии.

Глава 1. Основные законы экологии

Как и любая наука, экология выявляет закономерности протекания изучаемых процессов и формулирует их в виде кратких логических и проверенных практикой положений - законов.

В материалах по экологии упоминается ряд экологических правил и законов. Между тем узнать формулировки ряда законов не так-то просто – для этого иногда приходится просмотреть не один справочник или учебник и далеко не в каждом нужную информацию удается найти сразу. Поэтому предлагаемый материал – собранные воедино формулировки основных экологических правил и законов – во многих случаях может оказаться полезным.

Закон (правило) минимума Либиха (Ю.Либих, 1840)

Относительное действие отдельного экологического фактора тем сильнее, чем в большей степени по сравнению с другими ощущается его нехватка.

Закон толерантности Шелфорда (В.Шелфорд, 1913)

Лимитирующим фактором процветания может быть как минимум, так и максимум экологического фактора, диапазон между которыми определяет величину толерантности (выносливости) организма к данному фактору.

Правило Аллена (Дж.Аллен, 1877)

Выступающие части тела теплокровных животных (конечности, хвост, уши и др.) тем короче, а тело тем массивнее, чем холоднее климат.

Правило Бергмана (К.Бергман, 1847)

В пределах вида или достаточно однородной группы близких видов теплокровные животные с более крупными размерами тела встречаются в более холодных областях. (Подтверждается в 50% случаев у млекопитающих и в 75–90% случаев у птиц.)

Правило Глогера (К.Глогер, 1833)

Виды животных, обитающих в холодных и влажных зонах, имеют более интенсивную пигментацию тела (чаще черную или темно-коричневую), чем обитатели теплых и сухих областей. (Это позволяет им аккумулировать достаточное количество тепла.)

Биоклиматический закон (А.Хопкинс, 1918)

По мере продвижения на север, восток и вверх в горы время наступления периодических явлений в жизнедеятельности организмов запаздывает на четыре дня на каждые 1 ! широты, 5 ! долготы и примерно 100 м высоты.

Принцип Олли (К.Олли, 1937)

Для каждого вида животных существует оптимальный размер группы и оптимальная плотность популяции.

Принцип конкурентного исключения, правило Гаузе(Г.Ф. Гаузе, 1934)

Два вида живых существ не могут обитать в одном и том же месте, если их экологические потребности идентичны, т. е. если они занимают одну и ту же экологическую нишу.

Закон Линдемана (Р.Линдеман, 1942)

С одного трофического уровня экологической пирамиды на другой трофический уровень переходит не более 10% энергии.

Закон биогенной миграции атомов (В.И. Вернадский, 1942)

Миграция химических элементов в биосфере осуществляется при непосредственном участии живого вещества (биогенная миграция) или же протекает в среде, геохимические особенности которой (кислород, углекислый газ, водород и т.д.) обусловлены живым веществом (тем, которое населяет биосферу в настоящее время, и тем, которое существовало на Земле в течение всей геологической истории).

Закон необратимости взаимодействия в системе человек – биосфера (П.Дансеро, 1957)

Часть возобновимых природных ресурсов (животных, растительных и т.д.) может стать невозобновляемой, если деятельность человека сделает невозможным их жизнедеятельность и воспроизводство.

Закон обратимости биосферы (П.Дансеро, 1957)

Биосфера после прекращения воздействия на ее компоненты антропогенных факторов стремится восстановить свое состояние, то есть сохранить свое экологическое равновесие и устойчивость.

Закон обратной связи взаимодействия в системе человек – биосфера (П.Дансеро, 1957)

Любое изменение в природной среде, вызванное хозяйственной деятельностью человека, бумерангом возвращается к человеку и имеет нежелательные последствия, влияющие на экономику, социальную жизнь и здоровье людей.

Экологические законы Коммонера (Б.Коммонер, 1970)

1. Всё связано со всем.

2. За всё надо платить (или ничто не дается даром).

3. Всё должно куда-то деваться.

4. Природа знает лучше.

Аксиома Сочавы об иерархической структуре биосферы (В.Б. Сочава, 1957)

Биосфера представляет собой систему, организованную в виде множества подсистем различного уровня.

Закон константности (В.И. Вернадский, 1919)

Количество живого вещества биосферы (для данного геологического периода) есть константа.

Закон корреляции (Ж.Кювье, 1793)

В организме, как целостной системе, все его части соответствуют друг другу как по строению, так и по выполняемым функциям.

Закон максимизации энергии (Г. и Э. Одумы **, 1978).

В соперничестве с другими системами выживает (сохраняется) та из них, в которой наилучшим образом обеспечивается поступление энергии и максимальное ее количество используется наиболее эффективным способом.

Закон совокупности (совместного) действия природных факторов (Э.Митчерлих, А.Тинеман, Б.Бауле, 1911)

Величина урожая [или благополучие вида, популяции, организма. – Ред.] зависит не от отдельного, пусть даже лимитирующего, фактора, но от всей совокупности экологических факторов одновременно.

Закон усложнения (системной) организации организмов (К.Ф. Рулье, 1837)

Историческое развитие живых организмов (а также всех иных природных систем) приводит к усложнению их организации путем нарастающей дифференциации (разделения) функций и органов (подсистем), выполняющих эти функции.

Законы системы хищник– жертва»(В.Вольтерра, 1905)

1. Закон периодического цикла. Процесс уничтожения жертвы хищником нередко приводит к периодическим колебаниям численности популяций обоих видов, зависящим только от скорости роста популяций хищника и жертвы и от исходного соотношения их численностей.

2. Закон сохранения средних величин. Средняя численность популяции каждого вида постоянна, независимо от начального уровня, при условии, что специфические скорости увеличения численности популяций, а также эффективность хищничества постоянны.

3. Закон нарушения средних величин. При аналогичном нарушении популяций хищника и жертвы средняя численность популяции жертвы растет, а популяции хищника – падает.

Правило Викариата (Д.Джордан, 1887)

Ареалы близкородственных форм животных (видов или подвидов) обычно занимают смежные территории и существенно не перекрываются; родственные формы, как правило, викарируют, т. е. географически замещают друг друга.

Правило взаимоприспособленности (Мёбиус, 1864)

Виды в биоценозе приспособлены друг к другу настолько, что их сообщество составляет внутренне противоречивое, но единое и взаимно увязанное системное целое.

Правило замещения экологических условий (В.В. Алёхин, 1931)

Любое условие среды в некоторой степени может замещаться другим; следовательно, внутренние причины экологических явлений при аналогичном внешнем эффекте могут быть различными.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа

2.1.Выбор варианта подготовки к изучению законов экологии.

Для подготовки был выбран второй вариант, который предполагает наличие учащихся определенного уровня знаний по экологии.

Для реализация этого варианта необходимо выявить уровень мотивации (ценностно-мотивационный критерий) в процессе формирования экологических знаний по вопроснику Коростылевой Т,В., Курдюковой Н.А.

В результате апробации данной методики, в которой приняли участие 15учащихся, выяснилось что, среди детей, участвующих эксперименте, имеют: высокий уровень развития – 60%; средний уровень развития – 40%; низкий уровень развития – 0%.

Диаграмма 1. Уровень мотивации



Все обучающиеся, которые участвуют в эксперименте, имеют средний и высокий уровень мотивации.

2.2. Выявление уровня знаний учащихся экологических законов

Для данного этапа эксперимента было проведено тестирование учащихся по вопросам олимпиадных заданий по экологии. Вопросы были подобраны из заданий разных лет и разной сложности, но именно касающиеся законов экологии (Приложение 1).

Диаграмма 2. Результаты тестирования


По результатам тестирования можно сделать вывод о том, что справились с заданием только 35% учащихся, 45% ответили не на все вопросы, 30%- не справились с заданием.

2.3.Выявление объёма, уровня и прочности знаний экологических законов после внедрения в практику кружкового занятия «Законы Коммонера» (Приложение 2) и разработки «Законы экологии» ( Приложение 3).

Для выявления объёма, уровня и прочности знаний экологических законов были проведены школьные олимпиады по экологии , анализ которых приведен в таблице1.

Таблица 1. Результаты олимпиад.

Общее количество баллов 60

Кол-во

уч-ся

40 - 50баллов

До эксперимента

15

32

После эксперимента

15

60

Возросло количество детей, набравших максимальные баллы за счет дополнительной работы по источникам литературы и изучения разработки «Законы экологии» (Приложение 3).

2.4.Выявление уровня развития практических навыков и творческих способностей в процессе эксперимента (деятельностно – практический критерий) до и после изучения курса по рабочей программе «Юный эколог» ( Приложение 3).

Обработка и интерпретация результатов.

а) соответствует низкому уровню развития ( 1 балл.)

б) соответствует среднему уровню развития ( 2 балла)

в) соответствует высокому уровню развития ( 3 балла)
Таблица 2. Уровень практических навыков, творческих способностей детей, посещающих занятия дополнительного образования




Высокий уровень



Средний

уровень



Низкий

Уровень

До эксперимента

40%

40%

20%

После эксперимента

80%

20%

0



Наблюдается позитивная динамика в уровне практических навыков, творческих способностей детей, посещающих занятия дополнительного образования.

Разработка и реализация программы внеурочной деятельности обучающихся по экологическому воспитанию обучаемых «Юный эколог» позволяет, полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надежные основы экологической ответственности школьников, способствует расширению кругозора учащихся, укрепляет интерес к познанию. (Приложение 3).

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Изучение законов экологии возможно и нужно

2. Более подробно законы экологии можно изучать на занятиях дополнительного образования по экологии

3. Разработанное нами методическое руководство, конспект урока позволили привить учащимся определенные теоретические знания в области законов экологии, способствовало формированию у них целостного научного мировоззрения о природе окружающего нас мира.

Таким образом, теоретически и экспериментально обоснована эффективность данной системы изучения экологических законов.

Результаты проведенного эксперимента подтверждают правильность гипотезы исследования.

Литература

1. Андреева Н.Д., В.П. Соломин, Т.В. Васильева. Теория и методика обучения экологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Естественно-научное образование - М.: Академия, 2009.

2. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: Пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей. - М.: Горизонт, 1997. - 208с.

3. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: Автореф. докт. пед. наук. - М., 1986 - 32c.

4. Николина В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 47с.

4. Одум Ю. Основы экологии. - М.: Мир, 1975.

5. Организация экологического образования в школе. / Под редакцией И.Т. Суравегиной. - М., 1990. - 214с.

6. Сборник статей . Вып. II. Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского - 2005 C. 180-217.).


Приложения

Приложение 1.

Тестовые задания по экологии. 1.

1.Что такое закон оптимума?

а) наилучшая среда обитания

б) зона выживания

в) положительное влияние фактора на живое существо

2. Какой закон иллюстрируется бочкой Либиха?

а) Закон оптимума

б) Закон минимума

в) Закон Б. Коммонера

3. Какое правило с адаптациями животных к температурному фактору:

а) Правило Уоллеса

б) Правило Аллена

в) Правило Гаузе

г) Эффект Ремане

4. Закон Гаузе имеет следующую формулировку:

а) невозможно длительное совместное выживание двух видов с близкими экологическими требованиями

б) взаимосвязи двух или более видов, близких по экологическим требованиям, позволяют им выжить

в) два или более вида, живущие на одной территории, всегда находятся в конкурентных отношениях друг с другом

г) виды, проживающие совместно, не всегда конкурируют друг с другом

5. Кто утверждал, сто ненужных животных не бывает?

а) Коммонер

б) Морозов

в) Гаузе

г) Гессе

6) Каким правилам соответствуют приведенные определения

1) Правило Аллена

а)в пределах вида (или группы близких

гомойотерных животных) более крупные

особи встречаются в более холодных областях

2) Правило Бергмана

б) два вида со сходными экологическими требованиями не могут длительное время занимать экологическую нишу

3) Правило Глогера

в) выступающие части тела гомойотерных животных относительно увеличиваются в размерах по мере продвижения к югу пределах ареала вида

4) Правило Гаузе

г) виды животных, обитающих в холодных и влажных зонах, имеют более интенсивную пигментацию


Приложение 2

Законы Барри Коммонера.

(занятие кружка «Юный эколог»)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconРеспублики Башкортостан Отдел образования мр аургазинский район мбоу...
Анализ работы школьного методического объединения учителей- языковедов за 2010-2011 учебный год
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconОтдел образования администрации Дубровского района Брянской области...
«Звездные дали» среди учащихся образовательных учреждений в возрастных группах 2-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. В конкурсную...
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconРеферат. Тема: «Лингвистические аспекты формирования языковой личности учащегося»
Муниципальное учреждение отдел образования администрация муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан Муниципальное...
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconОбразовательная программа мбу сош №80 разработана на основании нормативных...
Образовательная программа общего образования мбу сош №80 – нормативно-управленческий документ, который
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconИнструкция устанавливает порядок выполнения работ по техническому...
Мбу «Отдел образования администрации мр миякинский район Республики Башкортостан» направляет технологическую
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconАнализ работы библиотеки мбоу сош №23 села Новозаведенного за 2012-2013...
«Современные информационные и педагогические технологии в деятельности библиотекарей образовательных учреждений»
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место работы оош села Нимислярово – филиал мбоу сош села Новокулево Нуримановского района
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconЦентр образования №1685
Маоу сош №1 села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconКонспект урока язык важнейшее средство общения Ф. И. О.: Детинина...
Место работы: мбоу сош №1 села Аскарово Абзелиловского района, Республики Башкортосна
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconЮрьевецкий муниципальный район
Данная программа адресована обучающимся 10 -11класса мбу «сош №2» г. Юрьевца, рассчитана на 2013-2014 учебный год
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconПунтусова Татьяна Ивановна мбу сош №89 г о. Тольятти Автозаводский район
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятельности на уроках музыки
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconФ. М. Достоевского
Маоу сош №1 села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconСелянина Регина Юрьевна мбоу сош с. Ключи Аскинский район рб
Научный Никитина Е. В., учитель биологии и географии мбоу сош с. Ключи
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconРеспублики Башкортостан Отдел образования Администрации мр мечетлинский...
Учитель истории и обществознания Гильметдинова Г. М., учитель химии Ахмадеева В. В
Мбу отдел образования мр аургазинский район мбоу сош №2 села Толбазы Секция «Экология» изучение экологических iconАнализ учебно-воспитатальной работы мбоу «сош с. Тавтиманово» муниципального...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск