Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности»





Скачать 74.06 Kb.
НазваниеУрок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности»
Дата публикации25.08.2014
Размер74.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МОУ СОШ №1 пос. Дормидонтовка

Лесные, торфяные пожары и способы борьбы сними

(урок в 7 классе)

Игнатова Светлана Борисовна

преподаватель – организатор курса « основ безопасности жизнедеятельности»

Стаж работы 36 лет

2011 г.

Лесные, торфяные пожары и способы борьбы с ними

(урок в 7-м классе)

Тема: Лесные и торфяные пожары, причины их возникновения и способы борьбы с ними.

Цели урока:

  • Воспитание у учащихся бережного отношения к природным богатствам России;

  • Формирование мотивации к безопасному пользованию огнем в лесу.

Ход урока

Проверка усвоения пройденной темы

Учащиеся отвечают на вопросы о понятии и классификации лестных и торфяных пожаров:

  • Что называют лестными пожаром?

  • Что такое торфяной пожар?

  • Как называется наука, изучающая особенности лестных пожаров, разрабатывающая методы борьбы с пожарами?

  • Назовите виды лестных пожаров.

  • Охарактеризуйте эти виды.

  • Перечислите классы лестных пожаров.

Причины возникновения лесных и торфяных пожаров

Учитель основная причина возникновения лестных и торфяных пожаров -безответственная отношения людей при обращении с огнем и огнеопасными предметами, особенно в пажароопастной сезон, который начинается во второй половине весны и заканчивается осенью.

Согласно статистике примерно в 2 % случаев сильные лесные пожары случаются от удара молнии . В остальных случаях их вызывают причины, связанные с человеческим фактором. Для того чтобы избежать печальных последствий, нужно соблюдать правила обращения с огнем в лесу.

  1. Не бросай в лесу спички и окурки. Ведь огонь играть не будет вместе с вами в жмурки.

  2. Разводи костры в лесу вдалеке от хвой. Безопасность соблюдать дело –то простое.

  3. Хоть огонь наш верный друг, он – тепло и свет. Попадет на сухостой – будет много бед.

  4. Осколки стекла и пустые бутылки все это – простые «увеличили». Проникнет луч через стекло, Когда на улице тепло, трава внезапно задымится, пожар, ребята, приключится.

Также пожару в лесу могу привести:

  • Непотушенный костер;

    • Брошенный в лесу обтирочный материал, пропитанный бензин

    • или керосином;

    • Заправка топливом баков машин при работающем двигателе;

    • Тлеющий после выстрела охотника пыж (прокладка в патроне из

    • войлока или картона, отделяющая порох от пули, дроби.)

Поражающие факторы и последствия лесных и торфяных пожаров

Учитель. Как вы думаете, что относится к первичным и вторичным поражающим факторам лесных пожаров?

Учащиеся. Первичные поражающие факторы – огонь, высокая температура воздуха, ядовитые газы, образующиеся в процессе горения, падения деревьев, зоны задымления.

Вторичные поражающие факторы могут возникнуть, если вблизи пожара находятся промышленные объекты и населенные пункты.

Учитель. Давайте внимательно посмотрим видеофрагмент, определим, к каким последствиям могут привести лесные пожары, и обсудим видеофрагмент.

Учитель комментирует ответы учащихся.

Последствия лесных пожаров масштабны и разнообразны.

Они оказывают разрушительное действие на лесные ресурсы, уничтожая флору и фауну, вызывая повреждения органического слоя почвы, загрязняя атмосферу продуктами горения, могут приводить к массовым пожарам и уничтожению населенных пунктов, дачных поселков, складов и хранилищ, опор и линий связи, электропередачи, мостов и сельскохозяйственных угодий и т.д.

Способы борьбы с лесными и торфяными пожарами

Тушение лесных пожаров

Учитель. Различают два способа борьбы с лесными пожарами:

*прямой ( непосредственное тушение)

*косвенный (упреждающий)

1. При непосредственном тушении (прямой способ) огня используются средства, о которых вы сейчас попробуйте отгадать загадки:



  1. В ванной и на кухне льется всегда,

А на пожаре без нее никуда. (Вода)

Тушение кромки пожара водой проводится распыленной струей с помощью ручных средств (ранцевых огнетушителей) и пожарных и поливомоечных (в некоторых случаях) машин. Для подачи воды из водоемов используются пожарные машины и мотопомпы. Воду также могут доставлять и сбрасывать самолеты и вертолеты, оборудованные специальными устройствами.

  1. Огнетушитель заправляют специальным веществом-

Эффективно помогает в схватке с бешеным огнем.

Какие это вещества? (Химические вещества)

Тушение пожаров с применением химических огнетушащих веществ более эффективно, чем тушение водой. Для этого часто применяют огнетушители.

  1. Зеленые братья нам помогают огонь уничтожить, деревья спасти.

Лесным обитателям жизнь сохранить, подальше от леса беду отвести. (Ветки, молодые деревца)

Нередко пожар тушат захлестыванием его кромки вениками из зеленых ветвей, молодых деревцев длиной 1,5- 2м с густой кроной (можно использовать также мешковину, куски толстого брезента). При таком способе тушения 3-5 человек за 40-50 мин могут погасить кромку пожара протяженностью 1000м.

  1. Урожаем славится и с пожаром справится.

О чем идет речь? ( Земля, грунт)

Засыпка кромки пожара грунтом применяется, когда захлестывание огня не дает эффекта. Хорошо тушит пожар песок.

  1. Если вдруг пожар возник в лесу или посадке,

Реагентом вызывает небесные … (Осадки)

Чтобы вызвать осадки для тушения лесного пожара, выбирают кучевые облака, движущиеся в направлении лесного пожара. В их верхние слои с борта самолета вводят реагенты (йодистое серебро и другие вещества), способствующие быстрому росту ядер кристаллизации. В результате образуются крупные водяные капли.

2. Косвенные методы тушения лесных пожаров , основаны на создании условий, препятствующих горению: это заградительные полосы; барьеры на пути распространения огня; удаление горючих материалов, засыпка их грунтом, выжигание этих материалов или обработка химикатами для временного исключения возможности горения; создание минерализованной полосы лесной площади путем обнажения минерального грунта с помощью машин.

Заградительные полосы шириной от 0,5 до 4м применяют при пожарах большой силы.

Тушение торфяных пожаров

Самым распространенным способом борьбы с торфяными пожарами является тушение горящего торфа водой - заливка большим количеством воды насосами или с применением трубопроводов, проложенных спецтехникой. Широко используются осушительные каналы (рвы ), в которые закачивается вода с помощью насосов, на расстоянии 250-300м сооружаются колодцы для забора воды. Иногда применяется и способ захлестывания кромки пожара. В некоторых случаях для локализации пожара устраивают заградительные полосы или канавы на путях распространения огня. После пожаров летом 2010г. Специалисты считают, что решением проблемы торфяных пожаров должно стать восстановление системы регулирования водного режима (обводнение) осушенных ранее болотных массивов. Поскольку в большинстве случаев виновниками возникновения лесных и торфяных пожаров бывают люди ,то огромное значение имеют предупредительные меры – разъяснительная работа с населением. Для предупреждения лесных пожаров в пожароопасный сезон ведется постоянно наблюдение за лесами с помощью авиационных (самолетов, вертолетов ) и наземных (с вышек, путем патрулирования и т. д. ) средств. Иногда вводятся ограничения или полный запрет на посещение лесных угодий. Для ограничения распространения лесных и торфяных пожаров заблаговременно проводятся следующие мероприятия:

* лесные площади разбивают на изолированные друг от друга участки;

* по опушкам леса и вдоль дорог высаживают лиственные породы деревьев;

* в лесах прокладывают противопожарные дороги;

* проводят санитарные вырубки лесных насаждений;

Подведем итог. При подведении итогов учитель акцентирует внимание учащихся на необходимости о правил пожарной безопасности в лесу (см. Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007г. №417) и предлагает запомнить, как поступить, если они оказались в зоне лесного пожара.

Главная задача – уйти от пожара и быстрее сообщить о нем взрослым.

Рот и нос прикройте мокрой повязкой, защитив тем самым себя от угарного газа, голову накройте мокрой одеждой.

Постарайтесь определить, в какой стороне от вас находится огонь и в каком направлении дует ветер.

Выходить из опасной зоны нужно в направлении, перпендикулярном распространению пожара.

Продвигайтесь вдоль рек, ручьев или даже по самой воде.

Постарайтесь перебраться на другой берег ручья, реки, если они есть, так как они могут стать естественной преградой огню.

Если горит торфяное поле (болото), не пытайтесь сами тушить пожар. Двигайтесь против ветра, внимательно осматривая и ощупывая дорогу шестом.

В заключение на память о сегодняшнем дне мы дарим вам вот эти советы, а также посмотрите видеозапись выступления команды юных пожарных на конкурсе.

Судя по довольным лицам, радостным улыбкам, дети проведенной встречей остались довольны.

Давайте еще раз повторим все вместе:

Пусть помнит каждый гражданин пожарной части номер 01.

Соблюдайте правила пожарной безопасности!

Это поможет сохранить вашу жизнь и жизни других людей.

Список используемой литературы:

Журналы «Основы безопасности жизнедеятельности»

  1. № 6 2006 Лесные пожары

  2. № 6 2008 Лесные, торфяные пожары и способы борьбы с ними

  3. № 12 2009 Огонь – наш друг, огонь – наш враг!

  4. №11 2010 Лесные, торфяные пожары и способы борьбы с ними

  5. №2 2011 Лес просит защиты

  6. № 2011 Как мы будем защищать свой лес

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» icon2013г. Проверено зам. Директора по ур дюрина Н. Ю
Преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности Алымов Виктор Александрович
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Михайлов Анатолий Егорович, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Дьяков Михаил Иванович. На год позже пришли...
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» iconУрок разработал Лихоманов О. Я., преподаватель-организатор основ...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №2»
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» iconДоклад: "Инновационная деятельность в преподавании основ безопасности...
Преподаватель-организатор обж высшей категории моу "сош с. Идолга" Татищевского муниципального района, кандидат технических наук...
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Программа учебной дисциплины «Основы безопасности...
Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Канаев Алексей Алексеевич старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинский знаний
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 (19) (21) Основы...
Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» iconПо дисциплине «Коммерческое право»
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» iconРассмотрен и рекомендован к утверждению
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности....
Канаев Алексей Алексеевич старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» iconИнструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 17
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» icon3. Подзаконным актам, регулирующим, в том числе торговые отношения, является
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма дисциплины "Международные экономические отношения" для направления
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации (материалы) для преподавания учебной дисциплины «Коммерческое право»
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Урок в 7 классе Игнатова Светлана Борисовна преподаватель организатор курса «основ безопасности жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации (материалы) для преподавания учебной дисциплины «Коммерческое право»
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск