Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.





Скачать 446.57 Kb.
НазваниеРазработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.
страница1/3
Дата публикации06.09.2014
Размер446.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3
Окружающий мир

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”– М.: «Просвещение», 2009г. в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.).

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относя­щейся к богатствам природы и общества.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

  • создание условий для формирования и развития у школьников:

  • творческих способностей и интереса к выполнению заданий;

  • умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;

  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;

  • общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)

  • к числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине.

В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 2 часа

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

Плешаков А.А.Окружающий мир Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2008.

Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2012.

Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2012.

«Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.

О.И. Дмитриева. Поурочные разраотки по курсу «Окружающий мир» 4 класс –М:ВАКО,2008.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Планируемые результаты

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

- навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Содержание программы

Раздел «Земля и человечество» (10 часов)

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце

Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года

Звездное небо – великая книга природы

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Пояса Земли

Мир глазами историка. Когда и где? История – путешествие в глубь времен. Карта – помощница

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Сокровища Земли под охраной человечества .

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»

Обучающиеся должны знать:

  • что изучает астрономия, география, история;

  • название нашей планеты, планет Сол­нечной системы;

  • тепловые пояса Земли;

  • причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы;

  • что изучает география;

  • правила поведения человека, памятники истории и культуры.

Иметь представление о современных экологических проблемах планеты.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать полученные знания для удовлетворения познавательного инте­реса о нашей планете;

  • работать с го­товыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели;

  • использовать знания для оценки воздействия человека на природу

Раздел «Природа России» (11 часов)

Равнины и горы России

Моря, озера и реки России

Зона Арктических пустынь. Тундра

Леса России. Лес и человек

Зона степей. Пустыни. У Черного моря

Экологическое равновесие

Обобщение по разделу «Природа России»

Обучающиеся должны знать:

  • понятия «равнины», «горы»;

  • виды водоемов, общие условия необходимые для жизни живых организмов.

  • важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России);

  • природные зоны нашей страны, особенности при­роды каждой из зон;

  • взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах;

  • особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями;

  • экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России;

  • правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Иметь представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Обучающиеся должны уметь:

  • показывать на карте, глобусе материки, горы, океаны, равнины, моря и реки;

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

  • раскрывать особенности из внешнего вида и жизни.

Понимать основные правила поведения в окружающей среде.

Раздел «Родной край – часть большой страны» (12 часов)

Наш край. Поверхность нашего края. Водоемы нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица

Жизнь леса. Лес – природное сообщество

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

Жизнь пресного водоема.

Растениеводство в нашем крае. Незаметные защитники урожая

Животные в нашем крае.

Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»

Обучающиеся должны знать:

  • название родного города (села);

  • понятие «почва», состав воды и почв;

  • основные правила поведения в окружающей среде;

  • отрасли растениеводства в родном крае;

  • отрасли животноводства в родном крае;

  • природные сообщества родного края.

Обучающиеся должны уметь:

  • показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде;

  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.

  • использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема;

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);

  • использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции о подземных бо­гатствах.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Состав почвы. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Раздел «Страницы всемирной истории» (6 часов)

Начало истории человечества

Мир древности: далекий и близкий

Средние века: время рыцарей и замков

Новое время: встреча Европы и Америки

Новейшее время: история продолжается сегодня

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»

Обучающиеся должны знать:

  • что изучает наука “история”;

  • историю Древней Египта, Греции, Рима, Средневековья;

  • выдающихся людей, патриотов того времени; их изобретения, географические открытия.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать ленту времени;

  • работать с географической картой;

  • описывать от­дельные (изученные) события из истории Нового времени;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач.

Раздел «Страницы истории Отечества» (20 часов)

Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов

Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле Русь расправляет крылья

Куликовская битва. Иван III. Мастера печатных дел. Патриоты России

Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая

Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX.. Россия вступает в XX век

Страницы истории 20-30 годов. Великая война и Великая Победа. Страна, открывшая путь в космос

Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества»

Обучающиеся должны знать:

  • название нашей родной страны и ее столицы;

  • историю Древней Руси;

  • музеи России;

  • выдающихся людей, патриотов;

  • историю книгопечатания на Руси;

  • истории развития образования на Руси;

  • значение и полководцев Отечественной войны 1812 года;

  • значение победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг., героев ВОВ;

  • первого космонавта.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города Рос­сии, описывать от­дельные (изученные) события из истории Отечества; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции о подземных бо­гатствах.

Обучающиеся должны уметь:

  • показывать на карте границы России, некоторые города Рос­сии;

  • описывать от­дельные (изученные) события из истории Отечества;

  • использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране.

Раздел «Современная Россия» (9 часов)

Основной закон России и права человека

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

Мы – граждане России

Славные символы России

Такие разные праздники

Путешествие по России

Обобщение по теме «Современная Россия»

Обучающиеся должны знать:

  • государственные праздники;

  • Основной закон России;

  • права человека;

  • название нашей страны и ее столицы, государственную символику;

  • города России, правила работы с географической картой.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции;

  • описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию;

  • описывать историю создания гимна, герба и флага России;

  • показывать на карте границы России, некоторые города Рос­сии (родной город, столицу, 1-2 города);

  • использовать знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции о родном крае, родной стране.

Требования к уровню усвоения предмета к концу 4 класса

Обучающиеся должны знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео­графическая карта;

  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

  • некоторые современные экологические проблемы;

  • природные зоны России;

  • особенности природы своего края: формы земной поверх­ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • важнейшие события и великих людей отечественной ис­тории;

  • государственную символику и государственные праздни­ки современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;

  • правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

  • адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые свое­го края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да­вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости; определять возможные причины отри­цательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, ва­рианты личного участия в сохранении природного окруже­ния;

  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

  • приводить примеры народов России;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес­кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.


Нормы оценок по окружающему миру.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания,
аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень 0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"


Список литературы

«Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.

Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2010.

Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2012.

Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2012.

О.И. Дмитриева. Поурочные разраотки по курсу «Окружающий мир» 4 класс –М:ВАКО,2008.

Мультимедийные презентации к урокам по окружающему миру

Готовые учебно-методические разработки, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), наглядные дидактические материалы, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:

http://www.it-n.ru/

http://festival.1september.ru/

http://www.nachalka.com/

http://www.4stupeni.ru/

http://www.uroki.net/docnach.htm

http://www.pedsovet.su/load/100

http://www.openclass.ru/node/324
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconРабочая учебная программа по окружающему миру ( индивидуальное обучение)...
Федерального компонента государственного стандарта начального образования и авторской программы «Окружающий мир, 1 -4 класс» А. А....
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва,...
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. А. Плешакова «Зеленый дом», утверждённой мо РФ (Москва...
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconРабочая программа по «Окружающий мир, обж» (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconПояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру
«Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки...
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009), в соответствии...
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения»...
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения»...
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Министерством...
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconПротокол №1 от
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной мо РФ (Москва,...
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconРабочая программа По окружающему миру 4класс
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки...
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconРабочая программа По окружающему миру 4 класс
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки...
Разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”- м.: «Просвещение», 2009г в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г. iconРабочая программа педагога Сафиуллиной Айсылу Рустамовны
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск