Скачать 446.57 Kb.
|
Окружающий мир Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса разработана на основе авторской программы для начальных классов А. А. Плешакова “Окружающий мир”– М.: «Просвещение», 2009г. в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.). Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 2 часа Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект: Плешаков А.А.Окружающий мир Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2008. Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2012. Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2012. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009. О.И. Дмитриева. Поурочные разраотки по курсу «Окружающий мир» 4 класс –М:ВАКО,2008. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Планируемые результаты - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы. - уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. - осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. - освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). - навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. Содержание программы Раздел «Земля и человечество» (10 часов) Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года Звездное небо – великая книга природы Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Пояса Земли Мир глазами историка. Когда и где? История – путешествие в глубь времен. Карта – помощница Прошлое и настоящее глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества . Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать:
Иметь представление о современных экологических проблемах планеты. Обучающиеся должны уметь:
Раздел «Природа России» (11 часов) Равнины и горы России Моря, озера и реки России Зона Арктических пустынь. Тундра Леса России. Лес и человек Зона степей. Пустыни. У Черного моря Экологическое равновесие Обобщение по разделу «Природа России» Обучающиеся должны знать:
Иметь представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Обучающиеся должны уметь:
Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Раздел «Родной край – часть большой страны» (12 часов) Наш край. Поверхность нашего края. Водоемы нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица Жизнь леса. Лес – природное сообщество Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Жизнь пресного водоема. Растениеводство в нашем крае. Незаметные защитники урожая Животные в нашем крае. Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны» Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Экскурсия: Поверхность нашего края. Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Состав почвы. Знакомство с культурными растениями нашего края. Раздел «Страницы всемирной истории» (6 часов) Начало истории человечества Мир древности: далекий и близкий Средние века: время рыцарей и замков Новое время: встреча Европы и Америки Новейшее время: история продолжается сегодня Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Раздел «Страницы истории Отечества» (20 часов) Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле Русь расправляет крылья Куликовская битва. Иван III. Мастера печатных дел. Патриоты России Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX.. Россия вступает в XX век Страницы истории 20-30 годов. Великая война и Великая Победа. Страна, открывшая путь в космос Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества» Обучающиеся должны знать:
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. Обучающиеся должны уметь:
Раздел «Современная Россия» (9 часов) Основной закон России и права человека «Дети имеют право на особую заботу и помощь» Мы – граждане России Славные символы России Такие разные праздники Путешествие по России Обобщение по теме «Современная Россия» Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Требования к уровню усвоения предмета к концу 4 класса Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Нормы оценок по окружающему миру. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа: - поиск ошибки; - выбор ответа; - продолжение или исправление высказывания. Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся. Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Оценка тестов. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания: "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно; "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями; "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания. Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Список литературы «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009. Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2010. Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2012. Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2012. О.И. Дмитриева. Поурочные разраотки по курсу «Окружающий мир» 4 класс –М:ВАКО,2008. Мультимедийные презентации к урокам по окружающему миру Готовые учебно-методические разработки, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), наглядные дидактические материалы, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах: http://www.it-n.ru/ http://festival.1september.ru/ http://www.nachalka.com/ http://www.4stupeni.ru/ http://www.uroki.net/docnach.htm http://www.pedsovet.su/load/100 http://www.openclass.ru/node/324 |
Рабочая учебная программа по окружающему миру ( индивидуальное обучение)... Федерального компонента государственного стандарта начального образования и авторской программы «Окружающий мир, 1 -4 класс» А. А.... | Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на... Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва,... | ||
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана... Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. А. Плешакова «Зеленый дом», утверждённой мо РФ (Москва... | Рабочая программа по «Окружающий мир, обж» (интегративно) (указать предмет, курс, модуль) Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А.... | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009), в соответствии... | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения»... | ||
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения»... | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Министерством... | ||
Протокол №1 от Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной мо РФ (Москва,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А.... | Рабочая программа По окружающему миру 4класс Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки... | ||
Рабочая программа По окружающему миру 4 класс Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки... | Рабочая программа педагога Сафиуллиной Айсылу Рустамовны Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения»... |