Скачать 47.75 Kb.
|
Урок естествознания №2Тема "Мхи"Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Зато они играют очень важную экологическую роль, являясь пионерными видами на обнаженных субстратах. Эти первые растительные сообщества изменяют среду обитания так, что она становится благоприятной для поселения других фитоценозов, закладывая начало для целого ряда смен, завершающихся лесным сообществом. Но не все мхи таковы. Многие из них являются эпифитами, произрастая, как правило, только на деревьях, другие приспособились к произрастанию на камнях. Если вооружиться простой лупой, можно обнаружить огромное разнообразие облика этих растений – одни из них напоминают миниатюрную сосенку, другие елочку, третьи похожи на травы и даже на папоротники. Часто это можно сделать и без лупы – достаточно лишь наклониться пониже. Среди бриологов существует даже такое негласное правило: невозможно изучить флору мхов какого-либо места, не измазавши штаны на коленках. А для того, чтобы обнаружить некоторые наиболее мелкие виды бриолог должен на четвереньках обползать десятки и сотни квадратных метров. Все мохообразные делятся на три класса: Антоцеротовые(Anthocerotae), Печеночники (Hepaticae) и Листостебельные мхи (Bryopsida, Musci). Наиболее распространены представители последнего класса. Однако в приморских районах, где влажность воздуха велика, печеночники и антоцеротовые также играют немалую роль в покрове. Раздел ботаники, предметом изучения которого являются мохообразные, называется бриологией. Многие данные указывают на то, что мхи, как и другие споровые растения, произошли от псилофитов(риниофитов) — группы древних вымерших наземных растений. Ранние палеонтологические находки датируются концом девона — началом карбона. У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами, которые созревают вспорангиях на спорофите. В жизненном цикле, в отличие от сосудистых растений, преобладает гаплоидный (то есть с одинарным набором непарных хромосом) гаметофит (половое поколение). Гаметофит мхов — многолетнее зелёное растение, нередко с листоподобными боковыми выростами и корнеподобными выростами (ризоидами), в то время как спорофит (или бесполая стадия жизненного цикла) короткоживущий, быстро усыхает и состоит только из ножки и коробочки, в которой созревают споры. Мхи являются индикаторами чистоты воздуха, то есть не могут расти в загрязненных районах. Со мхами не следует путать так называемый Олений мох (Ягель), поскольку олений мох — собирательное название для нескольких лишайников. Мох в водосточной трубе зимой Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя. Значение мхов В природе:
В деятельности человека:
А теперь, ребята, ответьте на вопросы! Жду интересных и полных ответов. Дружинина Елена Евгеньевна, учитель биологии МОУ «Гимназия»
1.Кукушкин лен – это: а) многолетнее растение; б) двулетнее растение; в) однолетнее растение. 2.По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим растениям? а) есть ризоиды; б) есть хлорофилл; в) есть органы растения; г) по всем указанным признакам. 3.Сфагнум отличается от кукушкина льна: а) отсутствием листьев; б) отсутствием стебля; в) отсутствием ризоидов. 4. Бесполое размножение мхов происходит при помощи: а) семян; б) спор; в) ризоидов; г) цветков; д) листьев. 5. Водоносные клетки в листьях имеет: а) Кукушкин лен; б) Маршанция; в) Сфагнум. 6. Разгадайте ребус. Как он связан со мхами?
|
Урок «Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности» Прикамье. В пермской области произрастает более 400 видов мхов. Мхи всегда растут подушками, дерновинами, ковриками, иногда занимая... | Урок 13 Биология. 7 класс Тема: «Отдел Мхи» Знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого... | ||
Урок Тема: «Высшие споровые растения. Мхи» Устинов, Ю. Ф. Практикум по теории механизмов и машин [Текст]: учеб пособие к практическим занятиям для студ немашиностроит спец... | Тема урока: Мхи Использование в отчётном году акционерным обществом видов энергетических ресурсов 20 | ||
Урок естествознания №3 Тема "Папоротникообразные" Провести 23-30 марта 2012 года соревнования Камчатского края по баскетболу памяти В. А. Корячихина | Тема: «Папоротники, мхи и водоросли» Биология 6 класс/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко: под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011 | ||
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» Воспитание экологической культуры, в ходе изучения значения мхов и влияния хозяйственной деятельности человека на мохообразных; воспитание... | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Тема История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной... | ||
Урок естествознания №4 Тема «Царство Бактерии» Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических... | Урок естествознания. Тема: Поиски неведомой Земли (Австралия) Цели: расширять представления об освоении мира и открытии новых земель; -познакомить с историей освоения Австралии; развивать речь... | ||
«Концепции современного естествознания» Учебное пособие обсуждено на заседании кафедры статистики, эконометрики и естествознания 24. 06. 11, протокол №11 | Академии Естествознания «Успехи современного естествознания» Материалы конференций (тезисы докладов), (правила оформления указываются в информационных буклетах по конференциям) | ||
Урок естествознания №3 Тема "Ботаника наука о растениях" Бота́ника (др греч. βοτανικός — «относящийся к растениям», от βοτάνη — «трава, растение») — наука о растениях, раздел биологии. Ботаника... | Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34 | ||
Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34 | Учебно-методический комплекс по дисциплине мдк 01. 05. Естествознания... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области |