Урок -презентация
биологии 6 класс по теме:
« Отдел мхи»
Выполнила учитель биологии МКОУ «Чернавская СОШ Завьяловского района»
Мирошниченко Татьяна Анатольевна
2012 год
Урок биологии 6 класс по программе В.В.Пасечника
Тема: «Отдел мхи»
Цель:
- Формирование знаний об отделе мохообразных, о их значений в природе и жизни человека. -- Совершенствование умений работать с источником, микроскопом; анализировать и сравнивать изучаемые объекты; делать выводы, рассуждать; развивать навыки групповой и исследовательской деятельности. -- Воспитание экологической культуры, в ходе изучения значения мхов и влияния хозяйственной деятельности человека на мохообразных; воспитание уважения к мнению других.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Метод: беседа, групповая работа, исследовательская работа.
Оборудование: гербарий с различными видами мхов, микропрепарат «Строение листа сфагнума », микроскоп, лупы, учебники, компьютер, проектор, экран, таблицы : «мох кукушкин лен», « мох сфагнум».
Ход урока.
Мотивация
| Отгадайте загадку и вы узнаете о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (мох) Слайд 2.
Что вы уже знаете о мхах?
| Целеполагание
| слайд 3
| Изучение нового материала.
рассказ учителя
(развитие познавательного интереса)
работа с терминами ИКТ
ИКТ
расширение кругозора учащихся
| Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Зато они играют очень важную экологическую роль, являясь пионерными видами на обнаженных субстратах. Почти все сукцессии (смены биоценозов) начинаются именно с моховых сообществ. Так, на сухих песках первым появляется мох из группы видов Но не все мхи таковы. Многие из них являются эпифитами, произрастая, как правило, только на деревьях, другие приспособились к произрастанию на камнях. Если вооружиться простой лупой, можно обнаружить огромное разнообразие облика этих растений – одни из них напоминают миниатюрную сосенку, другие елочку, третьи похожи на травы и даже на папоротники. Часто это можно сделать и без лупы – достаточно лишь наклониться пониже. Среди бриологов существует даже такое негласное правило: невозможно изучить флору мхов какого-либо места, не измазавши штаны на коленках. А для того, чтобы обнаружить некоторые наиболее мелкие виды бриолог должен на четвереньках обползать десятки и сотни квадратных метров.
Итак новое слово бриология- наука о мхах .Слайд 4.
Местообитания мхов .Болота (слайд5),леса (слайд6),скалы (слайд7), аквариумы (слайд8).
Разнообразие мхов презентация (слайд9-14). Итак, мохообразные делятся на следующие группы.
1. «Беглецы» – группа видов, быстро заселяющих субстрат рассеянными дерновинками, живущих недолго и продуцирующих много спор в первый же год. Сюда относится, например, такой известный вид, как фунария гигрометрическая, произрастающая на заброшенных кострищах. 2. «Колонисты» – группа видов, легко заселяющих свежие субстраты сомкнутыми колониями, долго живущих и спороносящих на 2–3-й год. Примером являются такие распространенные мхи, как цератодон пурпурный. 3. «Ежегодные странники» – группа видов, каждый год вырастающих в новом месте. Вырастая в данный год в одном месте, они продуцируют споры, а вегетативные их части исчезают из этого местообитания. На следующий год они вырастут там, куда попали их споры. К этой группе относятся очень мелкие мхи, такие как поттия 4. «Кратковременные странники» – группа видов, способных несколько лет произрастать в одном месте, спороносят на 2–3-й год, мигрируют так же, как виды предыдущей группы. Очень немногочисленная группа. Сюда относится лишь несколько видов брум 5. «Многолетние странники» – группа видов, длительно растущих на толстых стволах лиственных деревьев, спороносящих через каждые 2–3 года, медленно растущих и не исчезающих из местообитания, пока не исчезнет субстрат, на котором они растут (например, пока не упадет дерево). Сюда относятся эпифитные мхи широколиственных лесов – неккера , леукодон 6. «Оседлые долгожители» – наиболее многочисленная группа. К ней относятся почти все широко распространенные лесные и болотные виды мхов сфагнум. Отличаются тем, что растут сплошными коврами неопределенно долго в одном и том же месте, редко.
| исследование (умение сравнивать)
| Перед вами рисунки водоросли и мха. Сравните их и найдите отличия. (слайд 15) Правильно у мхов появились листья и стебель, чего не было у водорослей. Потому что тело мхов дифференцированно на органы иих относят к высшим споровым растениям.
| икт
| Классификация мхов (слайд 16)
| самостоятельная работа с учебником стр. 66-67
| Происхождение названия «Кукушкин лен»
Стройные коричневатые стебли кукушкина льна покрыты небольшими тёмно-зелёными листьями и немного напоминают растение льна в миниатюре. Отсюда происходит вторая часть названия — лён. Коробочки, появляющиеся на женских растениях, напоминают кукушку, сидящую на «шесте».
Изучите текст учебника страницы 66-67 и подпишите названия органов на рис(слайд17) 1-3,АБВ
Проверка открывается 2 часть таблицы слайда.
| лабораторная работа (в парах)
| Выполни задания (слайд 18)
1.Рассмотрите растения мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
2.Опредилите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
3.Определите,ветвистый или неветвистый стебель растения.
4.Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.
5.Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
Вывод. Мох кукушкин лен имеет стебель, узкие, спирально расположенные листья; стебель неветвистый,вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зеленую окраску.
| самостоятельная работа в группах с текстом учебника
используют гербарии,учебник, слайд
| Изучите текст страницы 67-69 учебника и заполните таблицу. (слайд19-20)
Вопросы
| Сфагнум
| Кукушкин лен
| 1 Какова окраска стеблей и листьев
|
|
| 2. Имеются ли ризоиды
|
|
| 3. Где располагаются споры
|
|
| 4. Стебель ветвистый или нет
|
|
| 5. Как располагаются коробочки
|
|
| 6. Чем отличаются листья по внутреннему строению
|
|
| 7. Хозяйственное значение.
|
|
|
| Фронтальная беседа с элементами рассказа
сообщение ученика слайды 21-25
| Значение слайд 21
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки
Куда ни глянь растет,
Он снизу седоватый,
Повыше – зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей!
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил глуши лесной.
О каком значении сфагнума идет речь? Как человек использует мхи?
Человек начал использовать мхи в своем хозяйстве очень давно. Уже в каменном веке это был незаменимый подручный материал, о чем свидетельствуют археологические раскопки, наиболее древние из которых относятся к раннему мезолиту (каменный нож с прокладкой из мха на ручке). В Германии найден склад бронзового века ножей и скребков, плотно упакованных в гомогенную массу мхов. Анализ показам, что это сфагновый мох Применялись мхи и как мягкая подстилка для постели, и как материал для конопачения щелей в жилищах – последнее широко распространено и в наше время. У скандинавских народов мхом конопатили щели в древних жилищах, веря, что это предохраняет от пожара.
Из кукушкина льна благодаря его гибкости, относительно крупным размерам и прочности уже давно изготавливают метелки, веревки и упаковочный материал.
Торф по своим запасам занимает среди горючих ископаемых второе место после угля. В качестве топлива он употребляется в естественном виде (кусковой торф) или после соответствующей технологической переработки.
Первичные продукты сухой перегонки (коксования и газификации) торфа – ценное химическое сырье, из которого вырабатывают искусственный воск, парафин, фенолы, уксусную и азотную кислоту и многое другое.
Торф используется и как строительный материал для теплоизоляции и облицовки.
Торф – это прекрасный материал для создания порошкообразных фильтрующих и обесцвечивающих углей. Возможно его использование для фильтрации воды и других жидкостей.
Из верховых торфов со степенью разложения не выше 25% изготавливается торфоподстилка для животноводства. За счет высоких влаго- и газопоглотительных свойств торфа, она более мягкая, упругая, сухая, теплая и гигиеничная в сравнении с соломенной, а как следствие – лучшее состояние здоровья домашних животных.
Торфорассадочные горшки изготавливают из верхового сфагнового торфа со степенью разложения 30-45 % и влажностью 75-85%, с прибавлением навоза и суперфосфата для повышения содержания питательных веществ.
Сфагновый торф и сфагнум – старинное народное средство для заживления гнойных ран, нарывов. Бактерицидные свойства сфагнового мха обусловлены содержанием в нем йода и особого вещества – сфагнола, ароматического углеводорода, производного бензольной кислоты (мощного антисептика). Восьмидесятые годы прошлого столетия – начало широкого применения сфагнума в хирургии, как перевязочного материала. Широко он использовался в этом качестве и во время Великой Отечественной войны. Но впоследствии вата как более удобная в применении вытеснила сфагнум из хирургической практики.
В середине нашего века из сфагнов методом вытяжки получили экстракт сфагнола, убивающий стрептококковые и стафилококковые бактерии.
Благодаря этим своим биохимическим особенностям (выделение во внешнюю среду сфагнола и йода) вода на сфагновом болоте, всегда готова к употребления в сыром виде, без рискадля путешественников «подхватить» какую-нибудь болезнь. Вода многих таежных речек, берущих начало на верховых сфагновых болотах, окрашена в коричневый цвет, который придает им йод, содержащийся в такой воде в большом количестве. Значение моховидных в природе (экологическая роль) – помогают учащиеся: (СЛАЙД 26)
создатели болот и торфяников;
живые регуляторы ручьёв и рек, без которых начинается беспорядок в водном хозяйстве планеты;
заселяют непригодные для суши места, бедные почвы;
предохраняют почву от эрозии.
| Закрепление слайд 27-29
| Выполни тест
Как называется раздел ботаники, изучающий мхи? а) Бриология; б) Эмбриология; в) Систематика.
Какие вегетативные органы отсутствуют у мха? а) Ризоиды; б) Листья; в) Корни; г) Стебель.
Как происходит размножение мхов? а) Семенами; б) С помощью спор; в) Корневищем.
Какие условия окружающей среды необходимо для размножения мхов? а) Вода; б) Высокая температура; в) Низкое атмосферное давление.
Какой мох служит источником образования торфа? а) Сфагновый мох; б) Кукушкин лен; в) Риччия.
6.При каком условии прекращается рост сфагнума? а) При недостатке влаги; б) При переизбытке влаги; в) При недостатке солнечного света. 1-А,2-В,3-Б,4-А,5-А,6-А
| Рефлексия
| Что вы нового сегодня узнали?
Что на уроке понравилось?
Что бы вы хотели пожелать друг другу? Учителю?
| Домашнее задание слайд 30
| П-ф 14.Ответить на вопросы.
Дополнительное задание.
-составить кроссворд по теме «Мхи»
Приготовить презентацию по теме : «Легенды и мифы о мха»
«Мхи Алтайского края»
| |