Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи»





НазваниеУрок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи»
Дата публикации21.06.2014
Размер93.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок -презентация

биологии 6 класс по теме:

« Отдел мхи»

Выполнила учитель биологии МКОУ «Чернавская СОШ Завьяловского района»

Мирошниченко Татьяна Анатольевна

2012 год

Урок биологии 6 класс по программе В.В.Пасечника

Тема: «Отдел мхи»

Цель:

- Формирование  знаний об отделе мохообразных, о их значений в природе и жизни человека. -- Совершенствование  умений работать с источником, микроскопом;  анализировать и сравнивать изучаемые объекты; делать выводы, рассуждать; развивать навыки групповой и исследовательской деятельности. -- Воспитание экологической  культуры, в ходе  изучения  значения мхов и влияния хозяйственной деятельности  человека на мохообразных; воспитание  уважения к мнению других.

Тип  урока:  изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Метод: беседа, групповая работа, исследовательская работа.

Оборудование:  гербарий с различными видами мхов, микропрепарат «Строение  листа сфагнума », микроскоп, лупы, учебники, компьютер, проектор, экран, таблицы : «мох кукушкин лен», « мох сфагнум».

Ход урока.

Мотивация

Отгадайте загадку и вы узнаете о чем пойдет речь сегодня на уроке.

  • Мягок, а не пух,
    Зелен, а не трава. (мох) Слайд 2.

Что вы уже знаете о мхах?

Целеполагание

слайд 3

Изучение нового материала.

рассказ учителя

(развитие познавательного интереса)

работа с терминами ИКТ

ИКТ

расширение кругозора учащихся

Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Зато они играют очень важную экологическую роль, являясь пионерными видами на обнаженных субстратах. Почти все сукцессии (смены биоценозов) начинаются именно с моховых сообществ. Так, на сухих песках первым появляется мох из группы видов  Но не все мхи таковы. Многие из них являются эпифитами, произрастая, как правило, только на деревьях, другие приспособились к произрастанию на камнях. Если вооружиться простой лупой, можно обнаружить огромное разнообразие облика этих растений – одни из них напоминают миниатюрную сосенку, другие елочку, третьи похожи на травы и даже на папоротники. Часто это можно сделать и без лупы – достаточно лишь наклониться пониже. Среди бриологов существует даже такое негласное правило: невозможно изучить флору мхов какого-либо места, не измазавши штаны на коленках. А для того, чтобы обнаружить некоторые наиболее мелкие виды бриолог должен на четвереньках обползать десятки и сотни квадратных метров.

Итак новое слово бриология- наука о мхах .Слайд 4.

Местообитания мхов .Болота (слайд5),леса (слайд6),скалы (слайд7), аквариумы (слайд8).

Разнообразие мхов презентация (слайд9-14). Итак, мохообразные делятся на следующие группы.

1. «Беглецы» – группа видов, быстро заселяющих субстрат рассеянными дерновинками, живущих недолго и продуцирующих много спор в первый же год. Сюда относится, например, такой известный вид, как фунария гигрометрическая, произрастающая на заброшенных кострищах. 2. «Колонисты» – группа видов, легко заселяющих свежие субстраты сомкнутыми колониями, долго живущих и спороносящих на 2–3-й год. Примером являются такие распространенные мхи, как  цератодон пурпурный. 3. «Ежегодные странники» – группа видов, каждый год вырастающих в новом месте. Вырастая в данный год в одном месте, они продуцируют споры, а вегетативные их части исчезают из этого местообитания. На следующий год они вырастут там, куда попали их споры. К этой группе относятся очень мелкие мхи, такие как  поттия 4. «Кратковременные странники» – группа видов, способных несколько лет произрастать в одном месте, спороносят на 2–3-й год, мигрируют так же, как виды предыдущей группы. Очень немногочисленная группа. Сюда относится лишь несколько видов брум 5. «Многолетние странники» – группа видов, длительно растущих на толстых стволах лиственных деревьев, спороносящих через каждые 2–3 года, медленно растущих и не исчезающих из местообитания, пока не исчезнет субстрат, на котором они растут (например, пока не упадет дерево). Сюда относятся эпифитные мхи широколиственных лесов – неккера , леукодон 6. «Оседлые долгожители» – наиболее многочисленная группа. К ней относятся почти все широко распространенные лесные и болотные виды мхов сфагнум. Отличаются тем, что растут сплошными коврами неопределенно долго в одном и том же месте, редко.



исследование (умение сравнивать)

Перед вами рисунки водоросли и мха. Сравните их и найдите отличия. (слайд 15) Правильно у мхов появились листья и стебель, чего не было у водорослей. Потому что тело мхов дифференцированно на органы иих относят к высшим споровым растениям.

икт

Классификация мхов (слайд 16)

самостоятельная работа с учебником стр. 66-67

Происхождение названия «Кукушкин лен»

Стройные коричневатые стебли кукушкина льна покрыты небольшими тёмно-зелёными листьями и немного напоминают растение льна в миниатюре. Отсюда происходит вторая часть названия — лён. Коробочки, появляющиеся на женских растениях, напоминают кукушку, сидящую на «шесте».

Изучите текст учебника страницы 66-67 и подпишите названия органов на рис(слайд17) 1-3,АБВ

Проверка открывается 2 часть таблицы слайда.

лабораторная работа (в парах)

Выполни задания (слайд 18)

  • 1.Рассмотрите растения мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

  • 2.Опредилите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

  • 3.Определите,ветвистый или неветвистый стебель растения.

  • 4.Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

  • 5.Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

Вывод. Мох кукушкин лен имеет стебель, узкие, спирально расположенные листья; стебель неветвистый,вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зеленую окраску.


самостоятельная работа в группах с текстом учебника

используют гербарии,учебник, слайд

Изучите текст страницы 67-69 учебника и заполните таблицу. (слайд19-20)

Вопросы

Сфагнум

Кукушкин лен

1 Какова окраска стеблей и листьев







2. Имеются ли ризоиды








3. Где располагаются споры








4. Стебель ветвистый или нет







5. Как располагаются коробочки







6. Чем отличаются листья по внутреннему строению







7. Хозяйственное значение.










Фронтальная беседа с элементами рассказа


сообщение ученика
слайды 21-25



Значение слайд 21

Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот,

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь растет,

Он снизу седоватый,

Повыше – зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей!

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил глуши лесной.

О каком значении сфагнума идет речь?
Как человек использует мхи?

Человек начал использовать мхи в своем хозяйстве очень давно. Уже в каменном веке это был незаменимый подручный материал, о чем свидетельствуют археологические раскопки, наиболее древние из которых относятся к раннему мезолиту (каменный нож с прокладкой из мха на ручке). В Германии найден склад бронзового века ножей и скребков, плотно упакованных в гомогенную массу мхов. Анализ показам, что это сфагновый мох Применялись мхи и как мягкая подстилка для постели, и как материал для конопачения щелей в жилищах – последнее широко распространено и в наше время. У скандинавских народов мхом конопатили щели в древних жилищах, веря, что это предохраняет от пожара.

Из кукушкина льна благодаря его гибкости, относительно крупным размерам и прочности уже давно изготавливают метелки, веревки и упаковочный материал.

Торф по своим запасам занимает среди горючих ископаемых второе место после угля. В качестве топлива он употребляется в естественном виде (кусковой торф) или после соответствующей технологической переработки.

Первичные продукты сухой перегонки (коксования и газификации) торфа – ценное химическое сырье, из которого вырабатывают искусственный воск, парафин, фенолы, уксусную и азотную кислоту и многое другое.

Торф используется и как строительный материал для теплоизоляции и облицовки.

Торф – это прекрасный материал для создания порошкообразных фильтрующих и обесцвечивающих углей. Возможно его использование для фильтрации воды и других жидкостей.

Из верховых торфов со степенью разложения не выше 25% изготавливается торфоподстилка для животноводства. За счет высоких влаго- и газопоглотительных свойств торфа, она более мягкая, упругая, сухая, теплая и гигиеничная в сравнении с соломенной, а как следствие – лучшее состояние здоровья домашних животных.

Торфорассадочные горшки изготавливают из верхового сфагнового торфа со степенью разложения 30-45 % и влажностью 75-85%, с прибавлением навоза и суперфосфата для повышения содержания питательных веществ.

Сфагновый торф и сфагнум – старинное народное средство для заживления гнойных ран, нарывов. Бактерицидные свойства сфагнового мха обусловлены содержанием в нем йода и особого вещества – сфагнола, ароматического углеводорода, производного бензольной кислоты (мощного антисептика). Восьмидесятые годы прошлого столетия – начало широкого применения сфагнума в хирургии, как перевязочного материала. Широко он использовался в этом качестве и во время Великой Отечественной войны. Но впоследствии вата как более удобная в применении вытеснила сфагнум из хирургической практики.

В середине нашего века из сфагнов методом вытяжки получили экстракт сфагнола, убивающий стрептококковые и стафилококковые бактерии.

Благодаря этим своим биохимическим особенностям (выделение во внешнюю среду сфагнола и йода) вода на сфагновом болоте, всегда готова к употребления в сыром виде, без рискадля путешественников «подхватить» какую-нибудь болезнь. Вода многих таежных речек, берущих начало на верховых сфагновых болотах, окрашена в коричневый цвет, который придает им йод, содержащийся в такой воде в большом количестве. Значение моховидных в природе (экологическая роль) – помогают учащиеся: (СЛАЙД 26)

  • создатели болот и торфяников;

  • живые регуляторы ручьёв и рек, без которых начинается беспорядок в водном хозяйстве планеты;

  • заселяют непригодные для суши места, бедные почвы;

  • предохраняют почву от эрозии.




Закрепление слайд 27-29

Выполни тест

  1. Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?
    а) Бриология;
    б) Эмбриология;
    в) Систематика.

  2. Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?
    а) Ризоиды; 
    б) Листья; 
    в) Корни; 
    г) Стебель.

  3. Как происходит размножение мхов?
    а) Семенами; 
    б) С помощью спор; 
    в) Корневищем.

  4. Какие условия окружающей среды необходимо для размножения мхов?
    а) Вода;
    б) Высокая температура; 
    в) Низкое атмосферное давление.

  5. Какой мох служит источником образования торфа?
    а) Сфагновый мох; 
    б) Кукушкин лен; 
    в) Риччия.

6.При каком условии прекращается рост сфагнума?
а) При недостатке влаги; 
б) При переизбытке влаги;
в) При недостатке солнечного света. 1-А,2-В,3-Б,4-А,5-А,6-А

Рефлексия

Что вы нового сегодня узнали?

Что на уроке понравилось?

Что бы вы хотели пожелать друг другу? Учителю?

Домашнее задание слайд 30

  • П-ф 14.Ответить на вопросы.

  • Дополнительное задание.

  • -составить кроссворд по теме «Мхи»

  • Приготовить презентацию по теме : «Легенды и мифы о мха»

«Мхи Алтайского края»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconУрок «Отдел Моховидные, особенности стро­ения и жизнедеятельности»
Прикамье. В пермской области произрастает более 400 видов мхов. Мхи всегда растут подушками, дерновинами, ковриками, иногда занимая...
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconУрок 13 Биология. 7 класс Тема: «Отдел Мхи»
Знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого...
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconУрок биологии. 12 класс Тема. Биосинтез белка
Методическое обеспечение: таблицы по общей биологии Строение живой клетки, дидактический материал для проведения групповой работы,...
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconУрок по теме "Математическая культура". 7-й класс
Вступительное слово учителя (сопровождение компьютерная презентация см. Приложение)
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconКонкурс «Мой Лучший урок» Урок обществознания 6 класс по теме: «Человечество...
Оборудование и наглядный материал: учебник 6 класс, компьютер с проектором, презентация «Человечество как сумма поколений»
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconУрок. Содержит фактический материал по теме «Иррациональные уравнения»
Урок иссследования, комбинированный урок. Содержит фактический материал по теме «Иррациональные уравнения». План решения, самооценка...
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconПротокол №1 от 26. 12. 12 План: Урок презентация по истории 11 класс. Учитель Анникова О. В
Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconУрок №18 Раздел: Подцарство Высшие растения Тема: Повторение Отдел...
Оборудование: мультимедийное учебное пособие. Навигатор. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Изд. Ооо «Дрофа», 2009...
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconУрок английского языка в 9 классе по теме «Путешествие способ познания мира»
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись песни «Титаник», презентация учащихся
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconУроке по теме «Произведения С. Я. Маршака. Урок родного языка»
Подготовлена презентация к уроку литературного чтения (3 класс, «Начальная школа XXI века»)
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconУрок-презентация по теме "Состав числа" (1-й класс) Задачи
Образец написания цифры 10, набор цифр для каждого учащегося, у обучающихся – карточки для работы в паре
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник природоведения 5 класс, электронный учебник по биологии 6 класс, презентация «питание растений»
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconУрок-презентация по немецкому языку в 4В классе по теме «У меня дома»
Развитие языковых навыков по грамматической теме «Структура немецкого повествовательного и вопросительного предложения»
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconУрока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии
Научить распознавать хвойные растения, произрастающие в нашей местности, давать их описательную характеристику
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconУрок биологии 7 класс: Подцарство Простейшие. Урок Тип Саркодовые...
Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края
Урок -презентация биологии 6 класс по теме: «Отдел мхи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок биологии по теме «Ткани растений». Творческое название урока «Магазин «Лимпопо»» 6 класс


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск