Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии





Скачать 129.54 Kb.
НазваниеУрока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии
Дата публикации05.10.2014
Размер129.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок


МБОУ «Анциферовская основная общеобразовательная школа»

Московская область Орехово-Зуевский район

Методическая

разработка

урока биологии

6 класс

по теме:



Учитель биологии

Ипполитова Наталья Борисовна
2008 год
Цель урока: Сформировать чёткое представление об отделе «Голосеменные растения».
Задачи урока:

  1. Раскрыть особенности строения голосеменных.

  2. Научить распознавать хвойные растения, произрастающие в нашей местности, давать их описательную характеристику.

  3. Показать роль голосеменных в природе и в жизни человека.

  4. Воспитание бережного отношения к природе.



Оборудование: гербарный и натуральный раздаточный материал: ель, сосна, туя, пихта, можжевельник, лиственница, кедровая сосна; коллекции «Шишки»; репродукции картин И. Шишкина «Корабельная роща» и «Утро в сосновом бору»; презентация по теме «Голосеменные», магнитофон с записью музыки к песне «Сосны», сухие ветки сосны с мужскими и женскими шишками.


Планируемые результаты обучения:

- особенности строения голосеменных;

- строение хвои и шишек голосеменных;

- значение голосеменных в природе и жизни человека.


Учащиеся должны уметь:

- различать виды хвойных;

- называть характерные признаки голосеменных растений.


План урока:

    1. Организационный момент.

    2. Проверка знаний. (Тестовая)

III. Изучение нового

1. Общи е черты голосеменных растений.

2. Многообразие голосеменных и их различия.

3. Строение хвои и шишек.

4. Значение и охрана голосеменных растений.

    1. Закрепление.

V. Домашнее задание

Ход урока:

I. Организационный момент.

II.Проверка знаний. (Тестовая)

Выбрать один правильный ответ.

  1. К низшим растениям относится:

Г ) улотрикс Л) щитовник М) сфагнум

2. Корнеподобные выросты называются:

Ы) мицелием О) ризоидами Е) микоризой

3. Сфагнум быстро всасывает и проводит воду благодаря:

Л) мертвым прозрачным клеткам М) зелёным клеткам Н) проводящей ткани

4. Кукушкин лён относится к:

Ы) печёночным мхам О) листостебельным мхам Е) плаунам

5. Папоротникообразные – это

Л) низшие растения М) высшие растения С) высшие споровые растения

6. Папоротникообразное, являющееся злостным сорняком полей:

Ы) плаун Е) хвощ И) щитовник мужской

7. Вайями называются:

М) листья Н) спороносные колоски О) короткие стебли

8. Половые клетки называются:

Ы) спорами Е) гаметами И) спорангиями

9. Яйцеклетки – это:

М) подвижные половые клетки Н) неподвижные половые клетки

О) споры

10. У хвоща споры созревают на:

М) летнем побеге Н) весеннем побеге О) осеннем побеге

11. Для размножения папоротникообразным требуется воды:

Ы) мало Е) много И) её отсутствие

12. Среди папоротникообразных самыми многочисленными являются:

Ы) хвощи Е) папоротники И) плауны

Ответ: Голосеменные

На доске критерии оценки: 11-12 правильных букв в слове – «5»

9-10 - «4»

7-8 - «3»

III. Изучение нового.

Учитель: Мы не зря озвучили это новое слово. Так звучит тема нашего сегодняшнего урока (слайд1). (Запись темы ребятами в тетрадях)

Цель нашего урока сформировать чёткое представление о голосеменных растениях (слайд2).

На уроке мы с вами разберём (на слайде 2 план урока) общие черты голосеменных, рассмотрим строение хвои и шишек, познакомимся с многообразием хвойных, растущих в нашей стране, охарактеризуем роль их в природе и жизни человека.

Голосеменные растения насчитывают всего около 660 видов, представленных в основном древесными формами, реже кустарниками. Травянистых форм нет. Но это совсем немного по сравнению с многообразием цветковых растений.

Ребята, перед вами чёрный ящик. По моим 3 подсказкам вы должны догадаться, что в нём лежит.

а) В чёрном ящике лежит природный мини-барометр, который может подсказывать погоду.

б) Это орган размножения растений.

в) Состоит из жёстких чешуй, расположенных по спирали на общей оси.

Правильно! Это шишка. А каким растениям она принадлежит?

Верно, хвойным. Хвойные – самая многочисленная группа среди Голосеменных. Из 660 видов они составляют 560 видов. Поэтому говорить о голосеменных растениях мы будем, опираясь на самых многочисленных представителей.

Среди них есть настоящие гиганты – это секвойя гигантская или мамонтово дерево, растущее в парке секвой в штате Калифорния США. Её высота составляет 83 м, а обхват ствола – свыше 25 м.(слайд3). Своё название она получила в честь индейского вождя Секвойи, создавшего алфавит для своего народа, а мамонтовым его называют за сходство кривых сучьев с бивнями мамонта.

Занимательный факт: «В 1893 г. В США была повалена секвойя, на что ушло 22 дня. Диаметр ствола оказался равным 10 м. В дальнейшем на пне этого дерева была устроена танцевальная площадка. На ней одновременно танцевали 16 пар, играл оркестр из 4 человек, и ещё 20 человек стояли на пне вокруг танцующих.»

Самым низкорослым (слайд 4) из голосеменных является безлистный кустарничек эфедра, из которого первоначально получали сердечное и противоастматическое лекарство эфедрин.

Хвойные леса составляют более 1/3 всех лесов планеты. Крупнейший хвойный массив на свете – российская тайга (слайд 5,показ по карте РФ). К хвойным относятся многие нам известные растения. Издавна они поражали народ своей мощью, красотой и огромной пользой. Поэтому они глубоко вошли в народный фольклор. Послушайте и отгадайте загадки о них.
Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель) (Слайд 6)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна) (Слайд 6)

Не сосна я и не ёлка,

Только осень на порог –

До единой все иголки

Скину с веток точно в срок. (Лиственница) (Слайд 6)
К хвойным относятся и можжевельник, туя, пихта (слайд 7), тисс, кипарис и другие (слайд 8).

Какие же общие черты имеют они?

В тетрадях записываем: общие черты:

К каким растениям относятся голосеменные и почему?

Правильно, к высшим, потому, что имеют корень, стебли и листья (слайд 9).

Главный отличительный признак голосеменных отражён в самом названии отдела. Что означает слово семенные? (Вопрос к ребятам) У этих высших растений созревают не споры, а семена.

Чем же семя отличается от споры? Попытаемся найти ответ на вопрос в учебнике на стр. 74, 3 абзац § 16. Совершенно верно. Семя имеет запас питательных веществ, и клетки будущего растения хорошо защищены от неблагоприятных условий. Кроме этого семена созревают в шишках, но лежат открыто на чешуйках. Отсюда и название отдела Голосеменные.

У голосеменных образуется 2 вида шишек: мужские и женские. Мужские формируются в основании молодых побегов, а женские на верхушке молодых побегов. (демонстрирую сухие ветки сосны с женскими имужскими шишками). Образование семян – прогресс в развитии растений. Для их размножения не требуется вода. Это по-настоящему сухопутные растения, полностью оторвавшиеся от водной стихии.

Записываем в тетрадях первый признак: семена в шишках.

Среди хвойных растений не все имеют шишки, у некоторых из них вы можете увидеть нечто другое. Посмотрите внимательно на свои коллекции. Что вы видите на одной из веточек.

Синие и зелёные ягоды. Только это не настоящие ягоды. Просто у можжевельника чешуи шишек не кожистые как у остальных хвойных, а сочные и срослись вокруг семян. Их называют шишко-ягодами.

Рассматривая слайды и ваши коллекции с хвойными, на что вы обратили ещё внимание. Что их отличает от других растений?
Верно. Их листья превращены в иголки, которые называются хвоей (слайд 10). Ведь хвойные освоили самые суровые условия проживания, где температура зимой опускается ниже нуля. Чтобы пережить зиму, нужно свести к минимуму испарение воды, иначе им грозит иссушение, т.к. даже если вода не замерзает, то корни не могут впитывать холодную воду. Это состояние называется физической засухой. Именно физическая засуха заставляет растения сбрасывать на зиму листья, а хвойные уменьшили поверхность испарения листа до минимума, превратившись в хвоинки, либо в чешуи, как у туи и кипариса(слайд 10). Их листья-хвоинки покрыты плотной кожицей с восковидным налётом, что позволяет не только мало испарять воды, но и хорошо приспособило их к неблагоприятным условиям. Живёт хвоя от 1 до 7 лет у разных видов хвойных, поэтому они относятся к вечнозелёным.

Единственным листопадным хвойным является лиственница, имеющая мягкую хвою.

Запишем в тетради второй признак голосеменных: хвоя.

Но голосеменные первоначально имели листья с широкими листовыми пластинками. Доказательством того является «ровесник динозавров» гинкго (слайд 10). Гинкго росли в «век динозавров» по всему умеренному климату. С похолоданием климата гинкго не выдержали изменившиеся условия и считались исчезнувшими с лица Земли. В 1690 году врач голландского посольства в Японии Э. Кемпфер обнаружил гинкго и прислал на родину семена. В переводе с японского, гинкго означает «серебряный абрикос» - так называли их семена, заключённые в белую косточку. Они ценились как лечебное средство и деликатес. Листья у гинкго похожи на маленькие веера, осенью желтеют и опадают как у лиственницы. Выжить им помог статус священности дерева, их высаживали около гробниц и храмов в Японии и Китае.

Итак, мы рассмотрели с вами общие признаки хвойных в отличие от других групп растений. Не смотря на общие черты строения, они всё же отличаются друг от друга. Сейчас мы попытаемся сравнить хвойные, произрастающие в нашей стране. Поиграем в простую игру ботаническое лото. Перед вами на столах лежит игровое поле с карточками. Ваша задача по описанию в карточках найти соответствующую ячейку на игровом поле и совместить их.





Сосна обыкновенная







Ель обыкновенная



Лиственница сибирская



Можжевельник обыкновенный


Светолюбива. В лесу крона расположена только вверху, много пропускает света. Неприхотлива, растет и на песках, и на болотах, в горах и даже на скалах. Зрелости шишки достигают через 2 года, сначала зелёные, потом серо-коричневые. Хвоинки длинные, сизо-зелёные, по 2 в пучке.



Хвойный кустарник или небольшое де-ревце. На ветвях очень колючие короткие хвоинки, сидящие на стебле ярусами (мутовками) по 3 штуки. Холодостоек. На женских растениях – шишко-ягоды зелёного и синего цвета, когда созрели. Богаты сахарами. Съедобны.




Теневыносливая порода, сохраняющая в лесу даже самые нижние ветви. Требовательна к богатой питательными веществами и влажной почве. Корни расположены поверхностно, поэтому легко может вырываться с корнем ветром. Хвоинки короткие, жёсткие, острые, сидят поодиночке. Зрелые шишки длинные, коричневые, свисают вниз.

Самая распространенная лесная порода Сибири и Дальнего Востока.

Корневая система мощная, разветвлённая. Очень светолюбива. В летнее время её украшает нежная светло-зелёная хвоя, собранная в пучки до 50 штук. Растёт быстрее всех хвойных. Засухо- и морозоустойчива. Шишки небольшие, семена созревают и высыпаются в первый год, а шишки ещё висят на дереве.




Беседа по вопросам.:

  1. По каким признакам отличаются хвойные друг от друга?

  2. Как относятся сосна и ель к свету? Какие в связи с этим у них отличия?

  3. Какие почвы необходимы сосне и ели?

  4. Как отличается от них лиственница?

  5. Чем отличается от других хвойных можжевельник?


Л/Р на стр. 78-79 учебника. ( во время выполнения Л/Р звучит музыка Гранкина к песне «Сосны» на стихи Харитонова В.)

4. Значение голосеменных и их охрана. (рассказ учителя и небольшие сообщения учащихся)
Значение Голосеменных растений:

В природе

В жизни человека

1.поставщики кислорода

2.среда обитания и корм для животных

3.хранители вод

4.источники фитонцидов

1.строительный материал

2.топливо

3.бумага

4.химическая пром-ть: волокно, скипидар, канифоль

5.поделочный материал

6.медицина

7.пища

8.эстетическое

Значение в природе.

Голосеменные как и другие зелёные растения усваивают углекислый газ из воздуха и выделяют кислород, образуют органические вещества, служащие кормом для животных, являются средой обитания для разных животных (слайд 11).

Кроме этого лес служит хранителем подземных вод. Там где вырубаются леса, уровень воды в реках и озёрах понижается.

Хвойные в окружающую среду выделяют вещества, способные убивать микроорганизмы. Они называются фитонцидами.

Занимательный факт: Хвойные деревья выделяют фитонциды круглый год. Поэтому воздух в сосновом лесу почти стерилен: в нём содержится всего 200-300 бактерий на кубический метр. А вот, к примеру, кубический метр воздуха в городе содержит около 30 тыс. бактерий.

Количество фитонцидов, выделяемых хвойными различно. Один га соснового леса за сутки выделяет около 5 кг летучих фитонцидов, а можжевелового – около 30 кг.

Значение в жизни человека. Особенно широко используется древесина хвойных. Древесина лиственницы отличается прочностью и долговечностью, она устойчива к гниению. Наряду с сосновой и еловой, лиственничную древесину используют в строительстве. Прочностью и долговечностью отличается и можжевеловая древесина. Когда-то, росли очень крупные можжевельники, их использовали в строительстве, но это привело к уменьшению его численности. Поэтому он находится под охраной.

Древесина используется и как топливо, из неё получают бумагу.

Смола и древесина, проходя химическую обработку, дают волокно, подобное шёлку, скипидар, канифоль, дёготь.

Древесина хвойных используется и как поделочный материал (слайд 12): из неё делают мебель, скрипки из ели, посуда из можжевельника, бочки из древесины кедровой сосны.

Пролежавшая в земле смола хвойных, называется янтарём и используется как украшение.

Медицина: эфедрин, источники витамина С (сообщение ученика о применении напитка из хвои и дегустация этого напитка)

Пища: кедровые орешки – источник витаминов и масла (сообщение уч-ся о кедровой сосне).

Эстетическое значение: вдохновляли поэтов и художников на создание шедевров (Шишкин И.- картины, слайд 13), вы слышали музыку композитора Гранкина к стихам В. Харитонова «Сосны».

Охрана голосеменных растений.

Возникающие по вине человека пожары уничтожают гектары хвойных лесов, так как смолистые вещества, содержащиеся в древесине, способствуют быстрому возгоранию и переносу языков пламени с одного дерева на другое.

Именно поэтому вести себя в лесу нужно аккуратно, не играть со спичками, не курить в лесу, а наслаждаться лесными запахами, не разводить без необходимости костры. Не допускать варварского отношения к хвойным, дающим так много человеку.

    1. Закрепление.

Игра «Сигнал» с комментированием (у ребят красные и синие кружочки)

Если выражение правильное, то поднимаем красные кружочки, если неверно - синие.

1. Голосеменные растения относятся к высшим споровым растениям.

  1. Основные отличительные признаки хвойных: наличие хвои и семян, созревающих в шишках.

  2. Семя отличается от споры наличием запаса питательных веществ.

  3. Единственным листопадным хвойным растением является кедровая сосна.

  4. У ели хвоинки расположены по две в пучке.

  5. Шишки состоят из общей оси, на которой по спирали расположены чешуйки.

  1. Домашнее задание. §16, составить таблицу «Значение голосеменных», творческое задание: найти и записать рецепты использования хвойных в медицине.



Литература:

1. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. -- СПб.: ИД «»МиМ», Издательство «Паритет», 1999.
2.Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника/ авт.-сост. Н.И.Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2007.

3. Большаков А.П. Занимательные факты и тесты. – СПб.: ИД «МиМ», Издательство «Паритет», 1999. – стр.8-9

4. Интернет. Свободная энциклопедия Википедия--http://ru.wikipedia.org/wiki/%
5. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии. Грибы. Растения: учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений – М.: Дрофа, 1997.
6. Энциклопедия для детей: Т.2. Биология. – 4-е изд. Испр. – М.: Аванта +,1997.—стр. 217


Дополнительный материал:

Средство капитана Картье.

Жак Картье в 1596 году выехал на исследование берегов Канады. На его корабле весь экипаж заболел цингой. Сначала заболевшие ощущали слабость, вялость, начинало сдавать сердце, лопались сосуды. Потом присоединялись кровоточащие дёсны, зубы выпадали, тело отекало. Двадцать шесть матросов погибли. На берегу Жаку удалось завязать дружеские отношения с индейцами, которые посоветовали лечиться от цинги настоем из сосновой хвои. И Картье спас остатки своей команды.

Для получения витаминного напитка лучше брать молодую хвою, в ней меньше горьких смолистых веществ. В зимней хвое больше витамина, чем в летней.

Берут 50 граммов хвои, промывают, растирают в ступке или в кофемолке, заливают 2-3 стаканами кипячёной воды и дают настояться в тёмном прохладном месте в течение 2 часов. Хорошо прибавить в настой немного уксусной кислоты, а также сахара для вкуса. Процедив, пейте настой сразу. При хранении настой теряет витамины. Один стакан хвойного напитка содержит столько же витамина С, сколько стакан томатного сока, и в 5 раз больше, чем лимонный сок. Пейте же на здоровье хвойный напиток!

Кедровая сосна.

Кедровая сосна или сибирская часто зовётся кедром, но прямого отношения к кедрам не имеет. Хвоинки у неё собраны в пучки по 5 штук, длинные. Живут кедровые сосны вдвое больше, чем сосны обыкновенные. Главное отличие в семенах – это всем известные кедровые орешки. Они вкусны, полезны, из них получают масло. На нём разводили краски многие знаменитые художники, его используют в производстве лаков. Богаты витаминами и белками. Из жмыха изготавливают халву и другие кондитерские изделия.

Ароматные выделения кедровой сосны оздоравливают воздух, в кедровых лесах не роится надоедливый гнус (мошкара). В сундуках и шкафах из кедровой древесины не водится моль, в посуде не скисает молоко, а пчёлы предпочитают селиться в ульях из кедра. Из неё делают музыкальные инструменты. Она просто красива. «В ельнике –трудиться, в березняке – веселиться, в кедровнике – Богу молиться» - гласит пословица. Особенно она нарядна в конце весны, её украшают молодые малиновые шишки. Они ярко горят на фоне густой малахитовой хвои.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconМетодическая разработка урока с мультимедийным приложением
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconЛитература по микробиологии. Ход урока Организация класса
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconАвтор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconХарактеристика биотехнологических производств и их влияния на природную окружающую среду
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconУрока исследование по биологии 7 класс. На тему: «Развитие животного мира на Земле»
Разработка нестандартного урока исследование по биологии 7 класс. На тему: «Развитие животного мира на Земле». Учитель биологии маоу...
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconКонспект урока по биологии 8 класс Тема урока: «Строение и работа...
Оборудование: разборные модели сердца: человека, млекопитающего, птицы, пресмыкающегося, земноводного, рыбы; торс человека, компьютер,...
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconУчитель: Сенюкович Г. А. Предмет: химия. Класс
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconБарановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы...
Сценарий интегрированного урока ( биология, экология, литература, мхк) по теме: «Значение бабочек (чешуекрылых) в природе и жизни...
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconПрограмма по биологии 10-11 класс для общеобразовательных школ
Изотова Елена Анатольевна – учитель биологии муниципальной средней общеобразовательной школы №1 г. Галича
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconИтоговый тест по биологии 7 класс. Животные
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconРабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29 г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева»
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе Автор: Почекина Е. Н., учитель биологии
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconОрганизационный проект урока биологии Гулина Н. Э., учитель биологии...
Электроотрицательность(Лайнус Полинг, 1932г) –способность атомов притягивать к себе электроны
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconРабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень...
Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов
Урока биологии 6 класс по теме: Учитель биологии iconУчебно-тематическое планирование по биологии Класс 7 Учитель Чебакова...
Планирование составлено на основе – программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск