Скачать 78.3 Kb.
|
Сценарий интегрированного урока ( биология, экология, литература, МХК) по теме: «Значение бабочек (чешуекрылых) в природе и жизни человека». ФИО учителей: Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урока в теме: Русские поэты 20 века о природе №21(литература) Класс Насекомые. Значение в природе и жизни человека. №19(биология) Базовые учебники : Г.С.Меркин. Литература 7 класс. Москва « Русское слово», 2009г. Латюшин В.В.. Биология. Животные 7 класс. Москва «Дрофа», 2009 г. Цель урока : сформировать представление о значении бабочки в природе и в жизни человека. Задачи: Обучающие: - закрепить, обобщить и расширить знания учащихся о бабочках как представителях класса насекомых, - обучить лингво-поэтическому анализу текста. Развивающие: - развивать ассоциативно-образное мышление, речеведческие способности, творческий потенциал учащихся, обогащать словарь, развивать интерес к данным предметам, - развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, интернет – ресурсами, расширять кругозор, повышать эрудицию, - развивать навыки коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией, мыслительной деятельности учащихся Воспитательные: - научить применять знания на практике, - способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе, развивать чувство прекрасного. Тип урока: комбинированный Методы обучения: словесный ( беседа, устные сообщения учителя и учащихся); поисковый; исследовательский; наглядный ( демонстрация, наблюдение); практический ( выполнение заданий). Формы работы учащихся: исследовательская деятельность, работа в группах, самостоятельная работа , индивидуальная работа. Пропедевтика урока: В ходе подготовки к уроку класс по желанию разделился на группы: первая группа – «Юные натуралисты», вторая группа – «Юные литераторы», третья группа – «Юные культурологи». Каждая группа получила индивидуальное домашнее задание. Натуралисты – обобщить и представить новые знания в виде презентации о бабочках, как представителях класса насекомых (приложение № 1). Культурологи - представить сведения о символическом значении бабочки в культурах разных народов мира, раскрыть образ бабочки в творчестве русских и зарубежных художников (приложение № 2). Литераторам было предложено сопоставить стихотворение В. Набокова « Бабочка» и стихотворение А. Фета «Бабочка» (приложение № 3). Оборудование.
Ход урока.
Учитель литературы читает цитату из рассказа Н. Готорн «Мастер красоты»: « Дитя солнца, подруга игр, летнего ветерка…» (презентация учителя) и задаёт вопрос : «О ком идёт речь?». Выслушав ответы учащихся, объявляет, что героиней урока будет бабочка, и просит ребят объяснить, какой общий вопрос о бабочке связывает такие дисциплины, как: биология, экология, литература, МХК. Основываясь на ответах ребят, формулируется тема урока: «Значение бабочки (чешуекрылых) в природе и жизни человека». Учитель биологии читает стихотворение «Для чего в природе бабочки нужны?» - Для чего в природе бабочки нужны? Мы сейчас об этом вам сказать должны. Пищей они служат птицам и зверькам, Ящерицам, земноводным, даже паукам. Также могут бабочки опылять цветы, Чтоб потом образовались из цветков плоды, А для человечества много лет подряд шелковые нити поставляет шелкопряд. Бабочки природы нашей красота, В них любовь и сказка, счастье и мечта. Пусть живут и радуют бабочки наш взор, Пусть наполниться их светом весь земной простор! Учитель литературы представляет экспертные группы, раздаёт листы учёта знаний (приложение5), комментирует правила работы с ними и знакомит с критериями оценивания работы группы во время урока: баллы присваиваются за домашнее задание, за чёткость и логичность в изложении материала, за доступность в изложении, за активность, за умение работать в группе. Учитель литературы: - Образ бабочки был всегда интересен и рассматривался в культурах разных народов мира. Бабочка – символ души, бессмертия, возрождения и воскрешения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мировой гусеницы. Бабочка считается символом Великой Богини (Великой матери). Образ Великой Богини восходит к древнейшим временам истории человечества, к палеолиту. Это верховное божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и смерть. С Великой Богиней ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых, представлявших богиню, была бабочка. Отсюда поверья о том, что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки предвещают войну, что бабочки – это души умерших. Во многих культурах бабочка символизирует преходящий характер радости. Древние римляне считали, что бабочки – это цветы, которые сорвал ветер. Много легенд и сказаний у разных народов мира связано с этими небесными созданиями. Древние представления о них связаны с самыми главными для человека понятиями: жизнь и смерть, душа, любовь, счастье. -Предоставляется слово группе «Юные культурологи» (приложение №4). (Участники группы рассказывают о символическом значении образа бабочки в культуре народов Мексики, Болгарии, Японии, Китая, России. ) Учитель биологии: - Рождение бабочки - это уникальное, необыкновенное явление в живой природе. Это настоящее чудо. А вы, ребята, когда-нибудь это видели? Тогда давайте вместе полюбуемся на это чудо! ( демонстрация видеофрагмента «Рождение бабочки») Учитель биологии: - Прежде чем приступить непосредственно к теме нашего урока, давайте вспомним основные биологические характеристики этого насекомого. Слово предоставляется юным натуралистам. (Ребята обобщают биологические особенности чешуекрылых, раскрывают их значение в природе и жизни человека и представляют данный материал в виде презентации, приложение №2) Учитель биологии: - Мы благодарим юных натуралистов за их исследование, а о том, как вдохновляют бабочки на творчество поэтов, музыкантов и художников, нам расскажут юные эксперты в других областях. Учитель литературы: -А.А.Фет в своих стихах всегда воспевал красоту, сам творил прекрасное. Особенно хорошо ему удавалось изображать природу, которая помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Одним из таких красивых, пластичных, воздушных образов – образ бабочки в стихотворении «Бабочка». Давайте послушаем его в исполнении вашего одноклассника. (приложение № 3) - Слово для отчета предоставляется группе юных литераторов. (Участники экспертной группы « Юные литераторы» анализируют стихотворение, отвечают на вопрос: «Как А. Фету удалось изобразить образ бабочки с помощью слова?»). Учитель литературы: -Другой замечательный русский писатель, поэт В.Набоков обладал профессиональными знаниями ученого – энтомолога и сумел интегрировать их в литературное творчество. Набоков с раннего детства увлекался изучением бабочек. Кроме романов, стихотворений и рассказов, написал несколько серьезных работ о бабочках. Antiopa поразила воображение Набокова в 17 лет – и родилось стихотворение «Бабочка» (приложение №3) (Учащийся читает стихотворение, ребята сопоставляют их, находят ответы на вопросы: какие художественно – выразительные средства языка используются для создания художественного образа бабочки? Какое слово является общим для двух стихотворений? Какова особенность стихотворений с точки зрения фоносемантики? Как Набоков и Фет создают зрительный и слуховой образ бабочки? Над какими философскими вопросами невольно задумываешься, читая эти стихотворения? Почему В.Набоков в своем стихотворении обращается к библейскому образу Серафима?). Учитель литературы: - Живопись – это мир, где можно прочувствовать и увидеть сюжет картины, который нам изобразили художники. Федор Толстой, Ван Гог, ОхараКосон, Тоекуни, В.Д.Поленовна своих картинах изображали цветы и бабочек. Возможно, потому что цветы, как и бабочки, являются символом красоты, хрупкости, изящества, любви, мира каждой страны. Давайте предоставим слово экспертам в области культурологии и познакомимся с творчеством этих художников. (Ребята рассказывают об образе бабочки в живописи. Приложение № 4) Учитель биологии: - Время подводить итоги. У вас есть пара минут, чтобы сосредоточиться и сделать корректировку своих работ по заполнению листа контроля знаний, а мы в это время оценим работу ваших экспертных групп по перечисленным ранее критериям. Итак, переходим к проверке усвоения знаний, полученных в ходе сегодняшнего урока. Проверять и оценивать себя вы тоже будете самостоятельно, но под нашим руководством. (Учитель биологии комментирует заполнение таблицы Листа контроля знаний (презентация учителя ), а учитель литературы проверяет тест по методике неоконченного предложения. Приложение №5 ) Учитель биологии: -По результатам самопроверки просим оценить данную работу ваших групп. ( Ребята оценивают и комментируют свои результаты) Учитель литературы: -Учительская оценка сегодняшней работы экспертных групп такова:… ( комментирует оценки и по результатам вручает жетоны-пазлы – фрагменты крыльев бабочки) Учитель биологии: -Ребята, выберите, пожалуйста, по одному лидеру от своей группы. Лидеров просим выйти с набранными жетонами. Вам предстоит из заработанных жетонов – пазлов собрать единый образ бабочки, а мы в это время еще раз полюбуемся рождением бабочки ( Видеофрагмент 2 «Рождение бабочки) Учитель литературы: - Сегодня мы невольно задумались о философских вопросах человеческого бытия и поняли, что земное счастье – это мгновение, вспышка, но ценность этой мимолетности вечна. Полет бабочки – это символ возрождения и жизни, это сама жизнь, и мы летим вместе с ней во времени и пространстве… |
«В поисках капитана Гранта» Тиунова Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории | Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | ||
Урока литературы 9 класс, тема: классицизм Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы) | Сочинение : «…Мужчины умирают, если нужно, и потому живут в веках... «Три жизни А. В. Колчака» Рук. Свиридова Анжелла Валентиновна, учитель русского языка и литературы | ||
Тема: Основные группы сложносочиненных предложений Учитель: Корякина Татьяна Семеновна, учитель русского языка и литературы моу «всш №3 им. Н. С. Степанова» г. Вилюйска, педстаж 20... | Доклад использование современных образовательных технологий на уроках... Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Субботина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы, учитель первой категории | Урок литературы в 7 классе по творчеству И. С. Тургенева «Одна и та же жизнь…» ... | ||
Урок письма в 6 классе Тема урока: «Пусть всегда и у всех будет мама» Учитель русского языка и литературы мбоу павинская сош вохмянина Ольга Валентиновна | Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Учитель: Ашуркина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «оош №6» | ||
Урок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий» ... | Урок-путешествие Сухова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы моу лицей «Созвездие»№131 г о. Самара | ||
Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | Краткое содержание проекта Проект направлен на приобретение учащимися... Учитель икт лемешко Елена Викторовна, учитель географии Дидык Ольга Павловна, учитель физики Рябуха Ольга Николаевна, учитель русского... |