«В поисках капитана Гранта»





Скачать 341.82 Kb.
Название«В поисках капитана Гранта»
страница1/2
Дата публикации15.08.2014
Размер341.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2
Тиунова Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»

Губахинского муниципального района Пермского края

Гальцева Татьяна Николаевна, учитель географии первой квалификационной категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»

Губахинского муниципального района Пермского края

Тема: «В поисках капитана Гранта»

Цикл интегрированных уроков литературы и географии в 6 классе по роману Ж.Верна «Дети капитана Гранта»

Пояснительная записка:

При выборе романа Ж.Верна для изучения в 6 классе мы руководствовались возрастными особенностями учащихся, рекомендуемыми для подросткового чтения произведениями зарубежной литературы; темами, изученными по литературе и географии в 5-6 классах; принципами опережающего обучения.

До проведения уроков необходимо провести предварительную работу (см. «Фазу вызова»).

Цикл рекомендуется разделить на 4 урока:

  1. Знакомство с некоторыми фактами из жизни Ж.Верна, создание общего представления о творчестве писателя. Жанр научно-приключенческой литературы. Определение по заданным координатам местоположения объекта. Кинематографическая версия романа. Политические разногласия между Англией и Шотландией.

  2. Сюжет романа. Работа с текстом записок. Маршрут от Глазго до Южной Америки. Морские традиции, устройство яхты, морская терминология, одежда путешественников. Характеристика героев романа. Географическое общество. Некоторые особенности природы Южной Америки: горы, пампа, памперо, лавина, наводнение. Промежуточная рефлексия.

  3. Опрос «Верно-неверно». Развитие сюжета: путешествие по 37 параллели, проходящей по Южной Америке: основные моменты. Новое толкование записки. Пересечение океанов. Шторм в Индийском океане. Австралия – колония Англии. Встреча с шайкой Б.Джойса. Исследователи Новой Зеландии. Военная агрессия Англии.

  4. Поведение героев в плену. Описание быта индейцев. Спасение путешественников. Современная Новая Зеландия. Географическая ошибка - остров Табор. Встреча с капитаном Грантом. Дискуссия. Рефлексия.

  • Уроки лучше проводить спаренные.

  • Предлагаем также вариант оценивания деятельности учащихся на уроке и вне его (см. «Таблицу отметок за цикл интегрированных уроков»).

Тип уроков: комбинированные

Образовательные цели цикла:

  1. способствовать формированию представления о личности Ж.Верна как писателе, соединившем науку с литературой;

  2. способствовать формированию представления о некоторых особенностях природы и природных явлений материков и островов Южного полушария;

  3. способствовать осознанию фактического материала романа, рассказывающего о традициях и обычаях племени маори;

  4. способствовать осознанию фактического материала темы «Особенности научно-приключенческого романа» на примере романа «Дети капитана Гранта»;

  5. способствовать формированию представления о системе образов в романе;

  6. способствовать формированию представления о морских традициях;

  7. способствовать осознанию просветительской роли романа;

  8. способствовать применению полученных ранее знаний на практике (темы «Словообразование», «Построение научного понятия», «Лексика ограниченного употребления», «Сюжет, мотив литературного произведения», «Внутренние силы Земли: извержение вулканов и землетрясения», «Определение географических координат»).

Воспитательные цели:

  1. способствовать дальнейшему формированию уважения достоинства др. человека, толерантности по отношению к др. народам;

  2. создать условия для приобщения детей к миру прекрасного посредством просмотра видеофрагментов из фильма.


Развивающие цели:

  1. содействовать развитию у детей навыков критического мышления;

  2. формировать умение учащихся работать в группе;

  3. способствовать формированию целостной картины мира у учащихся.

  4. способствовать формированию ключевых компетенций у учащихся:

    1. Учебно-познавательных: умение организовать планирование, самооценку своей деятельности; умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам; умение ставить познавательные задачи, выдвигать гипотезы, формулировать выводы; умение аргументировать свою точку зрения; умение выступать с устными отчётами о результатах своих исследований, в том числе и с использованием ИКТ, осуществлять рефлексию собственной деятельности.

    2. Социокультурных: умение определять своё место в коллективе (группе); умение учитывать культурные, религиозные и др. особенности народов и народностей.

    3. Коммуникативные: владение способами взаимодействия, совместной деятельности с окружающими; умение выступать с устным сообщением, задать вопрос.

    4. Информационные: владение навыками работы с различными источниками информации: художественным произведением, учебной статьёй, географической картой, интернетом, видеофильмом, устным сообщением; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать, сравнивать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Оборудование: «Мир. Физическая карта»; атласы, контурные карты «Маршрут путешественников романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта», главы из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта» (часть 1 главы 1-9, часть 3 главы 10-13), раздаточный материал, технологическая карта ученика, приложение, презентации, мультимедийный проектор, экран, колонки, фрагменты из художественного фильма реж. С.Говорухина «В поисках капитана Гранта», фломастеры, цветные карандаши, чистые листы бумаги формата А4, модель парусника (передаётся как группам, так и отдельным ученикам за правильность и скорость ответа).

Примечание: часть 1 главы 1-9 - завязка романа, характеристика героев, часть 3 главы 10-13 - путешественники захвачены индейцами маори в Новой Зеландии, побег пленников, отсутствует развязка события.

Ученики, любящие читать, получают задание прочитать весь роман и становятся экспертами на уроке.

Предварительные задания:

  1. Отыскать интересные факты из жизни Ж.Верна, оформить результат работы в виде презентации Power Point (наряду с выбранными учеником фактами в презентации необходимо отразить влюблённость писателя в море, его научную прозорливость, дружбу с издателем Этцелем).

  2. Рассказ о политических отношениях Англии и Шотландии (отправная точка для ученика – вопрос «Почему капитан Грант отправляется в плавание?»).

  3. Устное сообщение «Как устроена яхта «Дункан»» (по главе 5). Возможно создание модели яхты, презентации.

  4. Какой должна быть одежда человека, путешествующего по морям. Что представляет собой форма одежды экипажа (по 1 серии х/ф «В поисках капитана Гранта»).

  5. Понятие «Русское географическое общество. История и современность», оформить результат работы в виде презентации Power Point.

  6. Устное сообщение «Морская традиция пересечения экватора».

  7. Исследовательская работа «Открытие и исследование островов Новой Зеландии» (по 2-3 главам 3 части романа).

  8. Исследовательская работа «Сходство и различие географических карт Новой Зеландии 19 и 20 веков».

  9. Географическая ошибка - «Остров Табор».

Технологическая карта цикла интегрированных уроков

этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование компетенций

Методические, технологические приёмы

Итог этапа

Оборудование

Фаза вызова (проходит до урока). Нужно учесть, сколько времени ученики могут затратить на чтение избранных глав романа

1.Учитель литературы знакомит учащихся с сайтом «Лаборатория фантастики», где опубликованы отзывы читателей о романе. Сообщает ученикам название произведения, фамилию автора и предлагает до прочтения романа в тетрадях по литературе заполнить таблицу «Знаю. Хочу узнать. Могу предположить». 2.Учитель географии предлагает подписать названия материков и океанов на карте «Маршрут…».

3.Учителями литературы и географии учащимся предлагается домашнее задание (индивидуальные и общие для всех).

Заполняют таблицу, определяют формулируют вопросы, требующие ответа

Все ученики на карте «Маршрут…» подписывают названия материков и океанов.


Умение организовать планирование; умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам; умение ставить познавательные задачи, выдвигать гипотезы.

Метод мотивации учебной деятельности

Стратегия «Таблицы» (графическое представление материала)

Самостоятельная актуализация знаний и смыслов по данной теме: личность Ж.Верна, его произведения, известные ученикам. Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой (предположение о развитии сюжета в произведении). Распределение заданий для учащихся.

Подготовка контурной карты «Маршрут…» к интегрированному уроку.

Тетради по литературе, школьная доска. Контурная карта «Маршрут…», цветные карандаши фломастеры.

Сохранённая копия указанного сайта с web-страницей, на которой размещены отзывы читателей.

Фаза осмысления


1.Приветствие учителей. Формирование положительного настроя учащихся. 2.Сообщение плана урока: первая часть посвящена автору романа, вторая – самому роману. Инструкция по работе с технологической, контурной картами и типами задания на уроке (групповые и индивидуальные).

3.Учитель литературы спрашивает, много ли предположений учеников подтвердилось и предлагает наполнить «Корзину вопросов» двумя самыми интересующими.

(Учащиеся поделены на группы по 5 человек).

Обращаются к ранее заполненной таблице.

Знакомятся с технологическими и контурными картами

Умение задать вопрос


Инструктаж, ИКТ,

Приём «Корзина вопросов»

Организация активной работы с информацией.

Каждым учеником в технологической карте записано по два вопроса.

Пространство кабинета организовано соответствующим образом, на партах лежат цветные карандаши или фломастеры, рабочие тетради по литературе, атлас раздаточный материал: контурные карты, технологические карты для учеников.

Слайд «Корзина вопросов» и слайд с изображением автора (презентация, подготовленная учителем литературы «Ж.Верн»)




Учитель географии спрашивает: «В какой стране родился и жил Ж.Верн?». Предлагает найти на карте Францию, подписать название страны и с помощью координат определить местоположение города Нант.

Определяют местоположение Франции, Нанта.

Предметная компетенция: умение найти на политической карте мира необходимую страну, по заданным координатам найти точку.

Картометрический метод,

ИКТ

На контурной карте каждого ученика определено местоположение Франции, сделана соответствующая подпись. Учащиеся подготовлены к знакомству с краткой биографией писателя.

Слайд с изображением автора (презентация, подготовленная учителем литературы «Ж.Верн»)




Учитель литературы предлагает выступить ученика с сообщением о Ж.Верне.

Учитель дополняет рассказ ученика необходимыми фактами.

Предлагает задуматься над выполнением задания №2 в технологической карте.

Ученик знакомит одноклассников с важными, на его взгляд, фактами биографии писателя. Остальные учащиеся слушают сообщения, оценивают полученные знания, выбирают наиболее значимые для них факты.

Умение самостоятельно извлекать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Технологическая карта, инструктаж, ИКТ

Ученик поделился знаниями с одноклассниками. Учащиеся оценивают информацию для выполнения задания учителя, записаны годы жизни писателя.

Презентация учителя «Ж.Верн», презентация ученика «Ж.Верн» (внедрена в учительскую)




1.Учитель литературы знакомит учащихся с новым жанром (научно-приключенческой литературой), родоначальником которого считают Ж.Верна.

2.Предлагает дать определение мотива произведения.

1.Читают определение жанра.

2.Находят аргументы, позволяющие определить изучаемый роман как научно-популярный.

3.Дают определение мотива.

Умение анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, аргументировать свою точку зрения.

Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки). Представление материала в классификационной таблице

ИКТ

Подобрано максимально возможное для класса количество аргументов.

Презентация «Ж.Верн»: слайды, посвящённые жанру.

Определение и таблица «Особенности научно-приключенческой литературы» в технологической карте

Промежуточная рефлексия

Учитель литературы предлагает оформить записи в технологической карте (задание № 2), придумать синквейн с опорой на то, что они узнали на уроке о писателе и его творчестве.

Ученики составляют синквейн в карте. Один ученик зачитывает свой синквейн вслух, остальные учащиеся оценивают работу с точки зрения совпадения с основными мыслями сообщений и оригинальности.

Умение формулировать выводы

Умение осуществлять рефлексию собственной деятельности.


Синквейн.

«Авторское кресло»,

ИКТ

Каждый ученик выделил самое главное из услышанного на данном этапе урока и оформил письменно свои мысли. Учащиеся готовы к следующему этапу урока.

Слайд презентации «Синквейн»




1.Учитель литературы предлагает группам придумать название темы урока, которое отразило бы его смысл. Демонстрирует свой вариант. К концу урока предлагает сделать учеников выбор между своим названием и вариантом учителя, окончательный записать в технологическую карту.

Каждая группа обсуждает, как можно сформулировать тему урока, записывает на чистых листах бумаги; зачитывает вслух получившееся название.

Умение выдвигать гипотезы

Умение определять своё место в коллективе (группе)

Владение способами взаимодействия, совместной деятельности с окружающими

Творческое задание

ИКТ

Группа придумала своё название урока.

Учащиеся подготовлены к обсуждению романа.

1 слайд презентации «Роман»

Листы формата А4




1.Учитель литературы рассказывает о популярности романов Верна среди читателей (третий по количеству переводов в 70- годы прошлого века), кинематографистов («Единственный автор, которого пересказывают бесконечно») – более 200 фильмов. Вторая отечественная кинолента по мотивам романа.

2.Рассказывает об одном из авторов музыки в фильме.

3.Знакомит с понятием «увертюра».

1.Записывают в карте фамилии режиссёра и композитора.

2. читают о значении слова «увертюра»


Умение сохранять полученную информацию.

Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки),

ИКТ

Учащиеся подготовлены к восприятию эпизодов фильма

Презентация «Роман» (Слайд «Кинематографическая версия романа»)





Учитель литературы предлагает группам из просмотренного фрагмента выявить жизненное кредо писателя

Смотрят фрагмент и определяют кредо.

Умение анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию

Просмотр видеофрагмента

ИКТ

Учащимися определено кредо - «Моё сердце всегда на стороне угнетённых». Готовы к восприятию информации о взаимоотношениях Англии и Шотландии.

Фрагмент № 1 из х/ф «В поисках капитана Гранта» (рождение романа)




Учитель географии даёт задание найти в атласе на физической карте остров Великобритания и отметить его на контурной карте.

Ищут остров в атласе и подписывают в контурной карте.

Умение самостоятельно искать и фиксировать географическую информацию

картографическийметод,

ИКТ

На контурной карте отмечен остров

Атлас, контурная карта «Маршрут…», цветные карандаши

Презентация «Роман» (слайд «В поисках капитана Гранта»)




Учитель литературы предлагает рассказать о политических отношениях Англии и Шотландии заранее подготовившегося ученика.

Устное сообщение ученика. Остальные его слушают.

Умение выступать с устными отчётами о результатах своих исследований

Метод «информационной накачки»1.

Учащиеся узнали о непростых отношениях народов. Готовы к пониманию цели путешествия Гарри Гранта.







Учитель литературы задаёт вопрос: «С какой целью капитан Грант отправился в путешествие?», ответ нужно подкрепить текстом из 4 главы.

Группы дают ответ на вопрос.

Умение самостоятельно искать, извлекать информацию из художественного текста.

Умение определять своё место в коллективе (группе)

Владение способами взаимодействия, совместной деятельности с окружающими

Работа с текстом.

Учащиеся нашли ответ в тексте.

Главы из романа




Учитель литературы задаёт вопросы: «Сбылась ли мечта капитана? Откуда читатель узнаёт об этом? Как называется эта часть сюжета?»

Учащиеся дают ответы

Умение самостоятельно искать, извлекать информацию из художественного текста.

Предметная компетенция: умение вычленять элементы сюжета

Работа с текстом.

Вопросно-ответное общение.

Учащиеся определяют завязку романа.

Главы из романа.




Задают вопросы на знание текста.

Группы дают ответы.

Эксперты определяют ученика, давшего большее количество верных ответов.

Умение аргументировать свою точку зрения

Умение определять своё место в коллективе (группе)

Владение способами взаимодействия, совместной деятельности с окружающими

Приём «Верно-неверно».

Учащиеся демонстрируют знание текста

Главы из романа.




Учитель географии даёт задание – по заданным координатам определить местоположение города Глазго

Ученики находят на контурной карте точку и подписывают её.

Предметная компетенция: умение по заданным координатам найти точку на карте

Картометрический метод

Определено начало маршрута путешествия яхты «Дункан»

Контурная карта «Маршрут…», цветные карандаши.




1.Учителя извлекают из бутылки листы с текстом записок.

2.Учитель литературы предлагает выявить принцип, которым руководствовались пассажиры яхты при переводе записок.

3.Учитель географии предлагает объяснить, почему именно Южная Америка была признана местом кораблекрушения «Британии».


Читают текст приложения и выявляют принцип перевода.

Обращают внимание на слова-подсказки.

Предметная компетенции: развитие лингвистической компетенции – морфемы и их значение.

Понятие «материк, континент», особенности материка Южная Америка.

Умение анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию

Работа с текстом

ИКТ

Определено место поиска «Британии»

Приложение, содержащее текст всех записок

Слайд «Три записки» презентации «Роман»




1.Учитель географии даёт задание мысленно определить маршрут яхты от Глазго до западного побережья Южной Америки. Корректирует маршрут следования в соответствии с книгой.

2.При прокладывании маршрута учащиеся могут проложить путь через Панамский канал. Его строительство и эксплуатация начались позже.

3.Знакомит с Магеллановым проливом.

Группы обсуждают маршрут, и один представитель от каждой группы показывает его на физической карте.

Ученики записывают в технологической карте окончание фразы о Магеллановом проливе.

Умение выдвигать гипотезы

Умение определять своё место в коллективе (группе)

Владение способами взаимодействия, совместной деятельности с окружающими

Картографический метод

Проложен на карте точный маршрут следования яхты до Южной Америки

«Мир. Физическая карта»

Контурная карта «Маршрут…»

Технологическая карта
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«В поисках капитана Гранта» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: в поисках капитана Гранта (интегрированный урок по географии и русской литературы)
«В поисках капитана Гранта» iconЛитература о подвигах детей-партизан в Вов
Верн Ж. Дети капитана Гранта, Таинственный остров, Пятнадцатилетний капитан,2 года каникул
«В поисках капитана Гранта» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «80 лье под водой», «Пятнадцатилетний капитан»
«В поисках капитана Гранта» iconЭлектромеханический гистерезис, обратный пьезоэффект и реверсивная...
Российской Федерации, а также при поддержке Российского Фонда Фундаментальных исследований (гранты рффи №№99-02-17575, 02-02-17781,...
«В поисках капитана Гранта» iconОбладатели Гранта Президента РФ

«В поисках капитана Гранта» iconСтатья выполнена в рамках Президентского гранта поддержки научных школ нш-1451. 2008

«В поисках капитана Гранта» iconВнутривузовского гранта
Фгбоу впо «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Я. Горина»
«В поисках капитана Гранта» iconВнутривузовского гранта молодых ученых
Фгбоу впо «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Я. Горина»
«В поисках капитана Гранта» iconВнутривузовского гранта молодых ученых
Фгбоу впо «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Я. Горина»
«В поисках капитана Гранта» iconПосвящение в пятиклассники
...
«В поисках капитана Гранта» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Команды заранее готовят название, девиз (можно эмблемы и др.) и выбирают капитана
«В поисках капитана Гранта» iconИ 4 статьи, получено: 2 гранта и 184 награды
Факультет традиционно принимает активное участие, организует и проводит университетские мероприятия студенческой научной жизни
«В поисках капитана Гранта» iconНечто особенное или ничего особенного?
Работа подготовлена при поддержке гранта рффи №08-06-00071-а «Концептуальные основы философии масс-медиа»
«В поисках капитана Гранта» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебная группа разбивается на две команды по 5-6 человек. Каждая команда выбирает своего капитана
«В поисках капитана Гранта» iconГранта/конкурса
Основной целью конкурса является пропаганда маркетинга в качестве практического инструмента работы на отечественном рынке
«В поисках капитана Гранта» iconМорской протест
Он служит одним из важнейших способов обеспечения доказательств невиновности капитана и экипажа в полученном или причинённом ущербе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск