этап
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формирование компетенций
| Методические, технологические приёмы
| Итог этапа
| Оборудование
|
Фаза вызова (проходит до урока). Нужно учесть, сколько времени ученики могут затратить на чтение избранных глав романа
| 1.Учитель литературы знакомит учащихся с сайтом «Лаборатория фантастики», где опубликованы отзывы читателей о романе. Сообщает ученикам название произведения, фамилию автора и предлагает до прочтения романа в тетрадях по литературе заполнить таблицу «Знаю. Хочу узнать. Могу предположить». 2.Учитель географии предлагает подписать названия материков и океанов на карте «Маршрут…».
3.Учителями литературы и географии учащимся предлагается домашнее задание (индивидуальные и общие для всех).
| Заполняют таблицу, определяют формулируют вопросы, требующие ответа
Все ученики на карте «Маршрут…» подписывают названия материков и океанов.
| Умение организовать планирование; умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам; умение ставить познавательные задачи, выдвигать гипотезы.
| Метод мотивации учебной деятельности
Стратегия «Таблицы» (графическое представление материала)
| Самостоятельная актуализация знаний и смыслов по данной теме: личность Ж.Верна, его произведения, известные ученикам. Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой (предположение о развитии сюжета в произведении). Распределение заданий для учащихся.
Подготовка контурной карты «Маршрут…» к интегрированному уроку.
| Тетради по литературе, школьная доска. Контурная карта «Маршрут…», цветные карандаши фломастеры.
Сохранённая копия указанного сайта с web-страницей, на которой размещены отзывы читателей.
|
Фаза осмысления
| 1.Приветствие учителей. Формирование положительного настроя учащихся. 2.Сообщение плана урока: первая часть посвящена автору романа, вторая – самому роману. Инструкция по работе с технологической, контурной картами и типами задания на уроке (групповые и индивидуальные).
3.Учитель литературы спрашивает, много ли предположений учеников подтвердилось и предлагает наполнить «Корзину вопросов» двумя самыми интересующими.
| (Учащиеся поделены на группы по 5 человек).
Обращаются к ранее заполненной таблице.
Знакомятся с технологическими и контурными картами
| Умение задать вопрос
| Инструктаж, ИКТ,
Приём «Корзина вопросов»
| Организация активной работы с информацией.
Каждым учеником в технологической карте записано по два вопроса.
| Пространство кабинета организовано соответствующим образом, на партах лежат цветные карандаши или фломастеры, рабочие тетради по литературе, атлас раздаточный материал: контурные карты, технологические карты для учеников.
Слайд «Корзина вопросов» и слайд с изображением автора (презентация, подготовленная учителем литературы «Ж.Верн»)
|
| Учитель географии спрашивает: «В какой стране родился и жил Ж.Верн?». Предлагает найти на карте Францию, подписать название страны и с помощью координат определить местоположение города Нант.
| Определяют местоположение Франции, Нанта.
| Предметная компетенция: умение найти на политической карте мира необходимую страну, по заданным координатам найти точку.
| Картометрический метод,
ИКТ
| На контурной карте каждого ученика определено местоположение Франции, сделана соответствующая подпись. Учащиеся подготовлены к знакомству с краткой биографией писателя.
| Слайд с изображением автора (презентация, подготовленная учителем литературы «Ж.Верн»)
|
| Учитель литературы предлагает выступить ученика с сообщением о Ж.Верне.
Учитель дополняет рассказ ученика необходимыми фактами.
Предлагает задуматься над выполнением задания №2 в технологической карте.
| Ученик знакомит одноклассников с важными, на его взгляд, фактами биографии писателя. Остальные учащиеся слушают сообщения, оценивают полученные знания, выбирают наиболее значимые для них факты.
| Умение самостоятельно извлекать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
| Технологическая карта, инструктаж, ИКТ
| Ученик поделился знаниями с одноклассниками. Учащиеся оценивают информацию для выполнения задания учителя, записаны годы жизни писателя.
| Презентация учителя «Ж.Верн», презентация ученика «Ж.Верн» (внедрена в учительскую)
|
| 1.Учитель литературы знакомит учащихся с новым жанром (научно-приключенческой литературой), родоначальником которого считают Ж.Верна.
2.Предлагает дать определение мотива произведения.
| 1.Читают определение жанра.
2.Находят аргументы, позволяющие определить изучаемый роман как научно-популярный.
3.Дают определение мотива.
| Умение анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, аргументировать свою точку зрения.
| Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки). Представление материала в классификационной таблице
ИКТ
| Подобрано максимально возможное для класса количество аргументов.
| Презентация «Ж.Верн»: слайды, посвящённые жанру.
Определение и таблица «Особенности научно-приключенческой литературы» в технологической карте
|
Промежуточная рефлексия
| Учитель литературы предлагает оформить записи в технологической карте (задание № 2), придумать синквейн с опорой на то, что они узнали на уроке о писателе и его творчестве.
| Ученики составляют синквейн в карте. Один ученик зачитывает свой синквейн вслух, остальные учащиеся оценивают работу с точки зрения совпадения с основными мыслями сообщений и оригинальности.
| Умение формулировать выводы
Умение осуществлять рефлексию собственной деятельности.
| Синквейн.
«Авторское кресло»,
ИКТ
| Каждый ученик выделил самое главное из услышанного на данном этапе урока и оформил письменно свои мысли. Учащиеся готовы к следующему этапу урока.
| Слайд презентации «Синквейн»
|
| 1.Учитель литературы предлагает группам придумать название темы урока, которое отразило бы его смысл. Демонстрирует свой вариант. К концу урока предлагает сделать учеников выбор между своим названием и вариантом учителя, окончательный записать в технологическую карту.
| Каждая группа обсуждает, как можно сформулировать тему урока, записывает на чистых листах бумаги; зачитывает вслух получившееся название.
| Умение выдвигать гипотезы
Умение определять своё место в коллективе (группе)
Владение способами взаимодействия, совместной деятельности с окружающими
| Творческое задание
ИКТ
| Группа придумала своё название урока.
Учащиеся подготовлены к обсуждению романа.
| 1 слайд презентации «Роман»
Листы формата А4
|
| 1.Учитель литературы рассказывает о популярности романов Верна среди читателей (третий по количеству переводов в 70- годы прошлого века), кинематографистов («Единственный автор, которого пересказывают бесконечно») – более 200 фильмов. Вторая отечественная кинолента по мотивам романа.
2.Рассказывает об одном из авторов музыки в фильме.
3.Знакомит с понятием «увертюра».
| 1.Записывают в карте фамилии режиссёра и композитора.
2. читают о значении слова «увертюра»
| Умение сохранять полученную информацию.
| Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки),
ИКТ
| Учащиеся подготовлены к восприятию эпизодов фильма
| Презентация «Роман» (Слайд «Кинематографическая версия романа»)
|
| Учитель литературы предлагает группам из просмотренного фрагмента выявить жизненное кредо писателя
| Смотрят фрагмент и определяют кредо.
| Умение анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию
| Просмотр видеофрагмента
ИКТ
| Учащимися определено кредо - «Моё сердце всегда на стороне угнетённых». Готовы к восприятию информации о взаимоотношениях Англии и Шотландии.
| Фрагмент № 1 из х/ф «В поисках капитана Гранта» (рождение романа)
|
| Учитель географии даёт задание найти в атласе на физической карте остров Великобритания и отметить его на контурной карте.
| Ищут остров в атласе и подписывают в контурной карте.
| Умение самостоятельно искать и фиксировать географическую информацию
| картографическийметод,
ИКТ
| На контурной карте отмечен остров
| Атлас, контурная карта «Маршрут…», цветные карандаши
Презентация «Роман» (слайд «В поисках капитана Гранта»)
|
| Учитель литературы предлагает рассказать о политических отношениях Англии и Шотландии заранее подготовившегося ученика.
| Устное сообщение ученика. Остальные его слушают.
| Умение выступать с устными отчётами о результатах своих исследований
| Метод «информационной накачки»1.
| Учащиеся узнали о непростых отношениях народов. Готовы к пониманию цели путешествия Гарри Гранта.
|
|
| Учитель литературы задаёт вопрос: «С какой целью капитан Грант отправился в путешествие?», ответ нужно подкрепить текстом из 4 главы.
| Группы дают ответ на вопрос.
| Умение самостоятельно искать, извлекать информацию из художественного текста.
Умение определять своё место в коллективе (группе)
Владение способами взаимодействия, совместной деятельности с окружающими
| Работа с текстом.
| Учащиеся нашли ответ в тексте.
| Главы из романа
|
| Учитель литературы задаёт вопросы: «Сбылась ли мечта капитана? Откуда читатель узнаёт об этом? Как называется эта часть сюжета?»
| Учащиеся дают ответы
| Умение самостоятельно искать, извлекать информацию из художественного текста.
Предметная компетенция: умение вычленять элементы сюжета
| Работа с текстом.
Вопросно-ответное общение.
| Учащиеся определяют завязку романа.
| Главы из романа.
|
| Задают вопросы на знание текста.
| Группы дают ответы.
Эксперты определяют ученика, давшего большее количество верных ответов.
| Умение аргументировать свою точку зрения
Умение определять своё место в коллективе (группе)
Владение способами взаимодействия, совместной деятельности с окружающими
| Приём «Верно-неверно».
| Учащиеся демонстрируют знание текста
| Главы из романа.
|
| Учитель географии даёт задание – по заданным координатам определить местоположение города Глазго
| Ученики находят на контурной карте точку и подписывают её.
| Предметная компетенция: умение по заданным координатам найти точку на карте
| Картометрический метод
| Определено начало маршрута путешествия яхты «Дункан»
| Контурная карта «Маршрут…», цветные карандаши.
|
| 1.Учителя извлекают из бутылки листы с текстом записок.
2.Учитель литературы предлагает выявить принцип, которым руководствовались пассажиры яхты при переводе записок.
3.Учитель географии предлагает объяснить, почему именно Южная Америка была признана местом кораблекрушения «Британии».
| Читают текст приложения и выявляют принцип перевода.
Обращают внимание на слова-подсказки.
| Предметная компетенции: развитие лингвистической компетенции – морфемы и их значение.
Понятие «материк, континент», особенности материка Южная Америка.
Умение анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию
| Работа с текстом
ИКТ
| Определено место поиска «Британии»
| Приложение, содержащее текст всех записок
Слайд «Три записки» презентации «Роман»
|
| 1.Учитель географии даёт задание мысленно определить маршрут яхты от Глазго до западного побережья Южной Америки. Корректирует маршрут следования в соответствии с книгой.
2.При прокладывании маршрута учащиеся могут проложить путь через Панамский канал. Его строительство и эксплуатация начались позже.
3.Знакомит с Магеллановым проливом.
| Группы обсуждают маршрут, и один представитель от каждой группы показывает его на физической карте.
Ученики записывают в технологической карте окончание фразы о Магеллановом проливе.
| Умение выдвигать гипотезы
Умение определять своё место в коллективе (группе)
Владение способами взаимодействия, совместной деятельности с окружающими
| Картографический метод
| Проложен на карте точный маршрут следования яхты до Южной Америки
| «Мир. Физическая карта»
Контурная карта «Маршрут…»
Технологическая карта
|