Скачать 143.91 Kb.
|
Учитель географии ГУО «Гимназия № 11 г. Минска» Климович Алеся Владимировна Тема урока: В поисках капитана Гранта (интегрированный урок по географии и русской литературы) Цели и задачи урока: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Вашим домашним заданием к сегодняшнему уроку было чтение романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» Вопрос по русской литературе: Назовите литературные произведения, в которых тоже рассказано о путешествиях? («Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Одиссея» Гомера, «Таинственный остров» Ж. Верна, «20 тысяч лье под водой» Ж. Верна, «Хождение за три моря» А. Никитина, «Полесские робинзоны» Я. Мавра) История создания романа и слово о Жюль Верне Ведущий: Старший сын адвоката Жюль Верн знал еще мальчиком, что древняя семейная традиция предписывает ему стать правоведом и со временем унаследовать контору отца. Но желания расходились с семейными устоями. Жюль Верн: Я вырос в приморском городе Нанте, бредил морем и кораблями и даже попытался – мне было тогда 11 лет – удрать в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Корали». Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства. Ведущий: Однако неуловимый отец посылает его после лицея в Парижскую школу права. Море остается светлой мечтой, а любовь к поэзии, театру и музыке сокрушает твердыню родительской власти. В угоду отцу «выстрадав» кое-как диплом правоведа, он предпочитает заранее уготованной ему адвокатской конторе в Нанте полуголодное существование литератора. Жюль Верн: В то же время жадная любознательность, увлечение естественными науками заставляют меня посещать Национальную библиотеку, лекции и ученые диспуты, делать выписки из прочитанных книг, не зная еще, на что пригодится этот ворох всевозможных сведений по географии, астрономии, навигации, истории техники и научных открытий. Ведущий: Далеко еще не утвердившись в своем истинном призвании, он накапливал знания, позволившие ему стать первооткрывателем «романа о науке», как он впоследствии назовет счастливого найденный новый вид повествования. Жюль Верн: Я не сомневаюсь в своем будущем. К тридцати пяти годам я займу в литературе прочное место. Ведущий: Ему минуло 27 лет. Из множества предвидений Жюль Верна, сбывшихся с большим или меньшим приближением, этот первый прогноз оказался безукоризненно точным. Жюль Верн: С опозданием найдя свое жизненное поприще, я издаю книгу за книгой, и что ни роман, то шедевр. Ведущий: Итак, с середины 1866-го года читатели «Журнала воспитания и развлечения» пустились в кругосветное плавание и благополучно завершили путешествие к началу 1868 года, когда роман «Дети капитана Гранта» вышел отдельным изданием и еще больше приумножил славу Жюля Верна. Жюль Верн: Наук не должна отрываться от действия. Роман полон захватывающих приключений, и вместе с тем он будет географическим. Своего рода занимательной географией. Ведущий: Труд Жюля Верна послужил делу цивилизации и прогресса во всем мире. На его романах воспитывались поколения юных читателей. Окрыленная наукой фантазия будила умы для будущей деятельности. Видные ученые, изобретатели, путешественники с благодарностью вспоминали, что юношеское увлечение Жюль Верном помогло им найти свое призвание, а иногда даже наталкивало на открытия. Настал и наш черед. Сегодня мы отправляемся в путешествие. А путешествовать мы будем на двух кораблях. Ваше первое задание – придумать название Вашего корабля. Показывается фрагмент фильма – плывет «Дункан», герои романа вылавливают акулу. Вопросы по географии:
Герои романа нашли в бутылке записку, в которой сообщался текст важного документа. Задание командам: Каждой команде необходимо восстановить записку по предложенным фрагментам Терпеть крушение, 62, на земле, этот, и, пропавший, документ, помощь, шкипер, 7 июня, Глазго, два, матросы, окажите им, Британия, южный, гония, контен., жестокий, 37º 11', погибнут. (7 июня 1862 ода трехмачтовое судно «Британия», из порта Глазго, затонуло у берегов Патагонии в Южном полушарии. Два матроса и капитан Грант попытаются достичь берега, где окажутся в плену у жестоких индейцев. Они бросили этот документ под … градусами долготы и 37º 11' широты. Окажите им помощь, или они погибнут) Блиц - вопросы по Атлантике (по географии)
Неожиданное появление Паганеля. Вопрос по русской литературе: Как точно звали Паганеля? (Жак-Элиасен-Франсуа-Мари Паганель) Задание командам: Покажите и назовите маршрут героев романа по Южной Америке (город Конпесьон – Рио-Колорадо - пампа – озеро Салинас – Буэнос-Айрес – Форт Независимости – горы Тандиль – озеро Сальдо – Атлантический океан) Блиц – вопросы по (география + толкование слов)
Справка: Южную Америку населяют народы, говорящие на языках романской группы – главным образом, на испанском (в Аргентине, перу, Боливии и др. странах) и португальском (в Бразилии). А страны Южной Америки – это бывшие колонии Испании и Португалии.
Сценка «Второе толкование записки» Действие происходит на дереве. - Куда же теперь направиться искать отца? - промолвила Меря Грант. - А всё же 37º параллель невыдуманная цифра - сказал Гленарван. - Прежде всего я хочу знать, через какие именно страны проходит 37 параллель южной широты - сказал Мак - Наббс. - Это вам скажет Паганель - Ответил Гленарван - Паганель! Паганель! - Я здесь! - Мы хотим узнать, через, какие страны проходит 37º параллель - спросил Гленарван. _ Покидая, Америку, 37º параллель южной широты пересекает Атлантический океан. На пути она встречает острова Тристан-да-Кунья. Далее проходит двумя градусами южнее мыса Доброй Надежды. - Затем? - спросил Гленарван. - Пересекает Индийский океан. Затем слегка затрагивает острова Сен - Пьер в Амстердамском архипелаге. Дальше пересекает Австралию, выходит из Австралии... (фраза осталась неоконченной). Вдруг послышался крик Паганеля. - Что с вами? – спросил майор - Что случилось? - Мы заблуждались! Мы продолжаем заблуждаться! - крикнул Паганель. – Ищем там, где его нет, и где вообще никогда не было! - Все обстоит очень просто, майор. Я, как и вы, тоже неправильно толковал документ. И когда я произнёс слово Австралия, меня озарило словно молнией, и мне стало всё ясно. - Что? - воскликнул Гленарван. - Да потому, что если вы признаете слово Австралия, вы одновременно должны признать слово индейцы, а их там никогда не бывало. Паганель улыбнулся. - Обрывок слова indi значит не indien - индейцы, а indienes - туземцы! - Но, что значит gonie? - спросил Гленарван. - Космогония, теогония, агония… - Новое расшифровка документа: «7 июня 1862 года трехмачтовое судно «Британия», из порта Глазго, потерпело крушение после...» - «у берегов Австралии. Наплавляясь к берегу, .2 матроса и капитан Грант попытаются высадится, где они попадут или попали в плен к жестоким туземцам» - ясно? - Да, - ответил Гленарван. И теперь команды отправляются к берегам Австралии, минуя острова Тристан-да-Кунья и остров Амстердам. Вопросы по географии
Задание командам Каждой команде необходимо составить визитную карточку Австралии (1 мин) Блиц - вопросы по Австралии (русская литература и география)
Сценка «Кенгуру» В конце XVIII в. Джеймс Кук, подойдя к неизвестной земле и высадившись с моряками на берег, был поражен увиденной природой. - Какие деревья удивительные! – восхищенно говорит Кук своей команде. – Посмотрите, медведь на дереве, листья жует. Выбегает кенгуру. За ним аборигены. - Ой, что это за животное? – спрашивает Кук у аборигенов. - Кенгуру. Кенгуру – отвечают удивленно аборигены. - А кенгуру! – ответил Кук. - Вот вернемся домой и расскажем об удивительном животном, у которого передние лапы короче задних, у которого хвост служит балансиром и детенышей выносит в сумке – говорит Кук. Прошло много лет. Люди стали задумываться о значении слова кенгуру и выяснили, что слово «кенгуру» означает «я не понимаю». Вопросы по русской литературе
Задание командам показать, как правильно пользоваться бумерангом. Сценка с аборигеном У Толине были курчавые волосы, почти черная кожа, приплюснутый нос, толстые губы, необычно длинные руки, его одежда доказывала, что маленький австралиец уже приобщился к цивилизации. На спине плакат с надписью: «Толине должен быть доставлен в Игугу под присмотром железнодорожного кондуктора Джерри Смита. Проезд оплачен». (Толине мирно спит) Мери: Бедное дитя! Неужели он заблудился в этой пустыни? Толине поворачивается на другой бок, все видят у него на спине плакат с надписью. Мери: - Он просыпается! Элен: Понимаешь ли ты по-английски дружок? Толине: Понимаю и говорю Элен: Как тебя зовут? Толине: Толине Элен: Где ты учился? Толине: Я ученик Нормальной школы в Мельбурне Элен: Что тебе преподают в этой школе? Толине: Ветхий завет, математику, географию. Паганель: А! Географию! Толине: Да, сэр. Я даже получил первую награду по географии перед январскими каникулами. Вы можете проэкзаменовать меня, сэр. Паганель: Охотно. (Паганель поправляет очки на переносице, выпрямляется во весь рост и строго приступает к экзамену). Паганель: Ученик Толине, назовите мне 5 частей света: Толине: Океания, Азия, Африка, Америка, Европа. Паганель: Прекрасно! Начнем с Океании, поскольку в данный момент мы в ней находимся. Скажите, на какие части разделяется она? Толине: Она разделяется на Полинезию, Меланезию, Микронезию. Главные ее острова Австралия, принадлежащая англичанам, Тасмания, принадлежащая англичанам, острова Кермадек, Чатам, Окленд и др., принадлежащие также англичанам. Паганель: Хорошо! Новая Каледония, Сандвичевы острова, Туамоту? Толине: Эти острова находятся под покровительством Великобритании. Паганель: Как? Мне казалось Франции… Толине: Франции? Паганель: (растерянно). Ну, хорошо. Перейдем к Азии. Толине: Азия – страна огромная. Столица – Калькутта. Главные города – Бомбей, Мадрас, Сингапур, Коломбо, острова Локкадивские, Мальдивские и многие другие. Все принадлежат Англии. Паганель: Хорошо, хорошо ученик Толине? А, что вы знаете о Европе? Толине: Европа принадлежит, конечно же, Англии. Паганель: Но что именно входит в состав владений Англии в Европе, - вот, что мне хотелось бы знать. Толине: Англичанам принадлежит Шотландия, Ирландия, Мальта… Паганель: (перебивая) Молодец! Но в Европе существуют и другие государства. Толине: (удивительно). Какие сэр? Паганель: Испания, Россия, Пруссия, Франция… Толине: Это провинции, а не государства. Паганель: Это уж слишком! (срывает с носа очки) Толине: Конечно, провинции. Столица Испании – Гибралтар. А главный город Франции – Кале. Паганель: И ты думаешь, что Кале – столица Франции и до сих пор принадлежит Англии? Толине: Да, сэр. И там живет губернатор лорд Наполеон. Паганель разразился неудержимым смехом. Элен дарит Толине книгу (учебник по географии) Вопрос по географии
Сценка «Зеландия! Зеландия! Гленарван начал диктовать: - «Приказываю Тому Остину немедленно выйти в море и отвести «Дункан»...» Дописывая это слово, Паганель случайно взглянул на валявшийся на земле номер «Австрийской и Новозеландской газеты». Газета была сложена таким образом, что виднелось лишь слово зeландская. Паганель вдруг прекратил писать. - Паганель! - окликнул его Гленарван. - -Что с вами? - спросил майор. - Ничего, ничего - пробормотал Паганель. Потом он заметал про себя: - Зеланд... ланд... ландия! Он вскочил. Он схватил газету. Он тряс ее, стараясь удержать слова, рвавшиеся с его уст. Ученый мало - помалу стал успокаиваться. Гленарван возобновил диктовку письма, которое в окончательном виде гласило следующее: «Приказываю Тому Остину немедленно выйти в море и отвести «Дункан», придерживаясь 37 параллели, к восточному побережью Австралии». . - Австралия? - переспросил Паганель. - Ах да, Австралии! Паганель закончил писать письмо. Затем он вышел из фургона, жестикулируя и бормоча непонятные слова: - Ландия! Ландия! Зеландия. Итак, наши герои оказались в Новой Зеландии Вопросы по географии
Задание по развитию устной речи По предложенному рисунку составить словесный портрет туземцев Новой Зеландии Наши герои не нашли в Австралии капитана Гранта. Они решили возвратиться домой. Возвращаясь домой, дети капитана услышали крик своего отца. Они подплыли к необитаемому острову и увидели своего отца. Вопрос по географии
Рефлексия Команды поют песни Песня на мотив песни «»Капитан, капитан, улыбнитесь! Мы мечтали о морях, (девочки) Уплывать на кораблях, (мальчики) Много разного узнать, повидать. (девочки) И с Жюль Верном мы идем, (мальчики) По долинам мы бредем (девочки) И так хочется об этом рассказать. (девочки, мальчики) Припев: Паганель, Паганель смел и весел (мальчики) Мы влюбляемся в него с первых строк. (девочки) Паганель, Паганель интересен. (мальчики) Нам хороший в этой жизни дал урок. (девочки) Песня на мотив «Вольный ветер!» Пусть жизнь готовит нам нелегкие задачи. (девочки) Но мы не плачем, (мальчики) и мы не плачем. (девочки) Мы будем брать пример с героев этого романа. (мальчики) И с Паганеля (девочки) и Гленарван. (мальчики) Мы вместе с ними путешествует по странам, (девочки) По бурным речкам, (мальчики) И по вулканам. (девочки) Ведь в этой жизни нам открыты все дороги, (мальчики) Лишь только с книгой надо нам дружить. (девочки) Припев: Кто привык за победу бороться. (мальчики) С нами вместе пускай запоет, (девочки) Кто весел тот смеется, (мальчики) Кто хочет, тот добьется, (девочки) Кто ищет, тот всегда найдет. (мальчики) Подведение итогов. Заключительное слово учителей Много важных открытий свершили На страницах романа Жюль Верна. Все мы вместе, ребята, решили, Что здесь вымысел, что достоверно Полюбили героев романа Где мы только с ними не плыли, Но нашли капитана Гранта, Хоть из класса не выходили. Заканчивая наше выступление, Желаем мы Вам горы перейти, Взмывать в облака, проплывать все океаны, До новых встреч, счастливого пути. |