Конспект учебного занятия с использованием ЦОР
Город: Магнитогорск.
ОУ: МС(К)ОУ школа-интернат №4
Учитель: Матвеева Светлана Николаевна
Класс: №3
Тема учебного занятия: Природе нужна твоя помощь!
Продолжительность учебного занятия:45 мин.
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:
1)Обобщить и систематизировать знания о живой и неживой природе, защите воздуха и воды от загрязнения, восстановлении лесов, охране редких растений и животных, создании заповедников.
2) Уметь соотносить объекты живой и неживой природы, Оборудование: для учителя: конспект урока, презентация «Природе нужна твоя помощь!»
Для ученика: карточки со словами, иллюстрации «Воздействие человека на природу», картинки с экологическими правилами, карточки с вопросами, образцы кормушек.
Дидактические материалы к учебному занятию:
1.А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч.Ч. 1.- М . :Просвещение, 2001.
2.Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова. Поурочные разработки по курс «Окружающий мир». 3 класс.- М.:»Вако», 2004.
3.Л.И.Рудченко. Мир вокруг нас.3 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова.- Волгоград: Учитель, 2006.
4. ЭУП для начальной школы «Природа, человек, общество», ООО «ДОС» 2004.
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Методы
Формы
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
| 1.Организация начала урока.
| 2 мин
| Подготовка учащихся к работе
| Знания
| Умения
|
|
|
|
| Организация внимания и внутренней готовности…
| Умение организоваться
| словесный
| фронтальный
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| -Здравствуйте, ребята! Долгожданный дан звонок –
Начинается урок. -Садитесь.
| Приветствуют учителя и садятся.
|
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Методы
Формы
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
| 2.Вступительное слово учителя, в котором он подчёркивает значение материала изученного раздела, сообщает цель и план урока;
| 7 мин
| Подготовка учащихся к работе, сообщение темы и плана урока.
| Знания
| Умения
|
|
|
| Знать основные признаки живой и неживой природы, царства живой природы, вспомнить, что изучает наука биология.
| Умение лаконично рассказать о том, как устроен мир, что изучает наука биология, работать в группе дружно, сообща.
| словесный
| фронтальный
индивидуальный
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Мы закончили изучение раздела, который называется «Как устроен мир».
Вспомните и перечислите темы этих уроков. Мы познакомились с неизвестной вам ранее наукой биологией. Что изучает эта наука? Верно, сообща мы разобрались в том,
-как устроена природа;
-что представляет собой внутренний мир человека;
-что такое общество;
-что изучает наука экология.
Сегодняшний урок мы проведём в форме путешествия экспедиции спасателей Зелёной планеты. На пульт спасателей поступил сигнал бедствия. Чтобы добраться до терпящего бедствие объекта, нужно пройти несколько станций. На каждой станции команда должна ответить на 2 вопроса. За каждый правильный ответ команда получает 1 пазл. Когда у вас будет 12 пазлов, вы сможете узнать, от кого поступил сигнал бедствия. Для этого нужно собрать из полученных пазлов картинку.
Итак, спасательная экспедиция отправляется в путь.
| Дети перечисляют темы раздела «Как устроен мир»:
1.Природа.
2.Человек.
3.Общество.
4.Мир глазами эколога.
5.Природа в опасности! -Биология – «биос» - жизнь, «логос» - наука.
Класс делится на две команды: «Юные экологи», «Зелёный патруль». Выбирают капитанов.
|
Этап учебного занятия
| Время
| Цель:
| Компетенции
| Методы
| Методы
Формы
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
| 3. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.
| 28 мин
|
| Знания
| Умения
|
|
| Презентация «Природе нужна твоя помощь».
|
|
| Расширить имеющиеся знания о том, как устроен мир; обобщить и систематизировать факты и явления; воспитывать санитарно-гигиеническую культуру, любовь к природе.
| Знать о различиях живой и неживой природы, царствах живой природы, вспомнить понятия экология, окружающая среда; знать для чего была создана Красная книга, о мерах принятых для охраны природы.
| Умение соотносить объекты живой природы по царствам растений, животных, грибов и бактерий, высказывать свою точку зрения, опираясь на знания, полученные на уроках.
| словесный
| фронтальный
групповойиндивидуальный
|
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
| 1.Станция первая – Объекты природы.
Вопрос для «Юных экологов»: * Из перечисленных объектов назвать те, что относятся к неживой природе.
а) растения, животные, человек, грибы и бактерии;
б) Земля, Солнце, вода, воздух, человек и всё то, что сделано его руками;
в) небо, облака, дождь, снег, вода, камень, Солнце, Земля; * Из перечисленных объектов назвать те, что относятся к живой природе.
а) грибы, бактерии, растения, животные, человек;
б) Солнце, Земля, небо, облака, дождь, снег;
в) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
Вопросы для «Зелёного патруля»:
* Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что: а) они передвигаются, растут, умирают;
б) они говорят, бегают, прыгают, растут, умирают;
в) они дышат, питаются, растут; *Животные – это:
а) птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
б) звери, насекомые, змеи, растения, грибы, бактерии;
в) птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы; 2.Станция вторая – Окружающая среда.
Вопрос для «Юных экологов»: * Что такое окружающая среда?
а) это всё то, что нас окружает, те места, где мы живём, работаем, отдыхаем;
б) это всё то, что нас окружает в природе;
в) это совокупность живой и неживой природы; Вопрос для «Зелёного патруля»:
*Что такое экология?
а) наука об окружающёй среде;
б) наука, которая изучает неживую природу;
в) наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающеё средой, о Земле и о законах, по которым мы должны жить.
Физминутка.
Путь нелёгкий. Нужно отдохнуть. Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад. Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели. Отдохнули и снова в путь. 3. Станция третья – Экологическая.
-Перед вами картины воздействия человека на природу. Задание для « Юных экологов»:
*Выбери картинки, где изображено положительное воздействие на природу, обоснуй свой выбор. Задание для «Зелёного патруля»:
*Выбери картинки, где изображено отрицательное воздействие на природу, обоснуй свой выбор. *Отчего загрязняется вода в реках?
а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм; 4. Станция – Красная книга. * Назови самую главную причину уменьшения численности животных на Земле. а) недостаток корма;
б) разрушения мест обитания;
в) охота и браконьерство; * Красная книга названа так потому, что
а) в ней приведено описание опасных для человека животных;
б) в ней рассказывается о самых красивых животных;
в) красный цвет – сигнал тревоги. Физминутка.
Мы подошли к речке. Устроим ещё один привал, чтобы отдохнуть.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились. Делать так руками нужно:
Вместе – раз,
Это брасс.
Одной, другой –
Это кроль.
Все, как один,
Плывём как дельфин. Вышли на берег крутой,
Но не отправимся домой.
5. Станция – Охрана природы.
Мы подошли к самой важной станции. *Где принимаются самые строгие меры по охране растений и животных?
а) В национальных парках.
б) В заповедниках.
в) В ботанических садах.
г) В заказниках. * Отметь правильные утверждения.
а) Существуют вредные и полезные животные и растения.
б) Животных можно сохранить, создавая зоопарки.
в) Каждый человек может внести свой вклад в охрану природы. -А какой вклад в охрану природы можете внести вы, ведь вы ещё дети? 6. Станция – Капитанская.
-А теперь пришло ваше время капитаны!
*- Мы попросим наших капитанов прокомментировать эти экологические правила.
Слайды №12, №13, №14, №15, №16, №17, №18, №19, №20
Проверяем. Слайды.№21, №22, №23, №24, №25, №26, №27, №28.
-Какие ещё правила небыли названы? Дополните.
-Молодцы!
Все станции пройдены. Экспедиция заканчивает свой путь. Если команда уже имеет на руках 10 пазлов, то она может составить картинку. Таким образом, мы узнаем, кому нужна наша помощь.
В случае, когда одна команда уже собрала все пазлы, а другая нет, нужно задать дополнительные вопросы проигрывающей команде.
Дополнительные вопросы:
*Разделить слова на 3 группы: живая природа, неживая природа, сделанные человеком.
ткань дерево гора шалаш лось
цветок дом камни карась автомашина
растение снег гриб солнце бабочка
дождь акула грач вода звёзды
кустарник
* Как ты поведешь себя, если встретишь в лесу змею, кабана или лося?
а) Буду громко звать на помощь;
б) Постараюсь отогнать это животное;
в) Постараюсь вести себя так, чтобы животное меня не заметило, осторожно уйду с этого места.
* Если встретишь в лесу зайчонка, то
а) понаблюдаешь за ним издалека и уйдешь
б) возьмешь его на руки, чтобы лучше рассмотреть
в) заберешь его домой * В лесу во время экскурсий следует ходить по тропинкам, чтобы
а) не вытоптать траву под деревьями;
б) не терять друг друга из вида;
в) не споткнуться о корни, коряги, камни.
| 1.Станция первая – Объекты природы.
Команды получают задания на листочках, совещаются, отвечают на вопрос и доказывают свою точку зрения.
Ответ «Юных экологов»:
*Из перечисленных объектов назвать те, что относятся к неживой природе. в) небо, облака, дождь, снег, вода, камень, Солнце, Земля;
*Из перечисленных объектов назвать те, что относятся к живой природе.
а) грибы, бактерии, растения, животные, человек.
Ответ «Зелёного патруля»:
* Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
в) они дышат, питаются, растут; *Животные – это:
а) птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви; После небольшой подготовки каждая команда называет свой ответ. За каждый правильный ответ учитель выдаёт пазл.
2.Станция вторая – Окружающая среда.
Ответ «Юных экологов»:
* Что такое окружающая среда?
а) это всё то, что нас окружает, те места, где мы живём, работаем, отдыхаем; Ответ «Зелёного патруля»:
*Что такое экология?
в) наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающеё средой, о Земле и о законах, по которым мы должны жить.
Все вместе выполняют упражнения.
3. Станция третья – Экологическая.
Проверяем правильность выбора ответов наглядно.
Слайды №2, №3, №4, №5, №6-отрицательное воздействие на природу.
Слайды №7, №8, №9, №10, №11-положительное воздействие на природу.
За правильный выбор команды получают пазлы. *Отчего загрязняется вода в реках? в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;
4. Станция – Красная книга.
* Назови самую главную причину уменьшения численности животных на Земле.
б) разрушения мест обитания.
Красная книга названа так потому, что
в) красный цвет – сигнал тревоги. Обе команды отвечают на одинаковые вопросы. Затем команда, давшая правильный ответ получает пазл.
Все вместе, дружно показываем движения при плавании.
5. Станция – Охрана природы.
*Где принимаются самые строгие меры по охране растений и животных?
б) В заповедниках.
* Отметь правильные утверждения.
в) Каждый человек может внести свой вклад в охрану природы.
-Когда мы посещаем лес и другие уголки природы нужно, выполнять экологические правила поведения на природе.
6. Станция – Капитанская.
* Не разжигать костры.
*Можно фотографировать.
*Передвижение на велосипеде запрещено.
*Не рвать цветы.
*Выгул собак запрещён.
*место для отдыха.
*Не шуметь.
*Нельзя собирать грибы.
Возможные дополнения детей:
*Не ломать ветки.
*Не разорять птичьи гнёзда.
*Не брать из леса диких животных и их детёнышей.
*Не лови насекомых. Дети, которые собрали 10 пазлов, составляют картинку.
Другая команда отвечает на оставшиеся вопросы, если это необходимо. Дополнительные вопросы:
Слова, напечатанные на карточках, участники раскладывают в три группы. Проверка по слайду № 18.
* Как ты поведешь себя, если встретишь в лесу змею, кабана или лося?
в) Постараюсь вести себя так, чтобы животное меня не заметило, осторожно уйду с этого места.
* Если встретишь в лесу зайчонка, то
а) понаблюдаешь за ним издалека и уйдешь
* В лесу во время экскурсий следует ходить по тропинкам, чтобы
а) не вытоптать траву под деревьями.
|
Этап учебного занятия
| Время
| Цель:
| Компетенции
| Методы
| Методы
Формы
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
| 4.Подведение итогов.
| 5мин
| Проверить знания видов животных и растений Челябинской области, занесённых в Красную книгу. Обобщить имеющиеся знания по разделу. Подвести итог урока.
| Знания
| Умения
|
|
|
| Знать виды животных и растений Челябинской области, занесённых в Красную книгу.
| Рассказать об исчезающих растениях и животных;
обобщать и делать выводы.
| словесный
| фронтальный
| Презентация «Природе нужна твоя помощь!»
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| -Итак, команда победительница собрала картинку. Ответьте, от кого вы получили сигнал бедствия?
-От кого получила сигнал бедствия вторая команда?
-Награждается команда ( ? ),ставшая победительницей. Молодцы!
Хорошие знания показали ребята второй команды, но их знания оказались не совсем полными. -Ребята, урок подошёл к концу. Что вам в нём понравилось?
-Что нового вы узнали?
| Дети демонстрируют готовую работу, проверяют по слайдам. На картинке изображён журавль. Он занесён в Красную книгу. На второй картинке белый медведь.
Слайды № 29,30.
|
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Методы
Формы
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
|
8.Домашнее задание.
| 3 мин
| Заинтересовать, чтобы детям хотелось внести свой ощутимый вклад в охрану природы.
| Знания
| Умения
Делать кормушки для птиц.
| словесный
практический
| индивидуальный
|
|
| Актуализировать знания
|
| словесный
| индивидуальный
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| -Дома с помощью родителей сделайте кормушку для птиц и повесьте её в ближайшем парке.
Кормушки могут быть разными. Главное, чтобы она была безопасной и удобной. (Учитель демонстрирует образцы кормушек).
Не забывайте ежедневно подсыпать туда корм.
| Дети рассматривают образцы кормушек.
Запись в дневнике.
| |