Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Авторская программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. - Т.П. Герасимова. Начальный курс географии - М., Дрофа, 2004 г.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.
Цели и задачи курса
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире. Рабочая программа разработана к УМК:
Базовый учебник
| Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2007.
| Методическое пособие для ученика
| Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2010.
География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.
|
Специфика предмета:
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю, из компонента школы добавлен 1 час. Таким образом, на изучение отводится 2 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ключевые компетенции
освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
1. Называть и/или показывать:
существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
форму и размеры Земли (длина окружности);
на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
части Мирового океана;
среднюю соленость вод океана;
воды суши подземные и поверхностные;
речную систему, речной бассейн;
компоненты ПТК;
правила поведения в природе;
причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
главную причину образования ветра;
главную причину образования облаков, осадков;
пояса освещенности Земли;
географические координаты своей местности.
2. Приводить примеры:
характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
связей между элементами погоды;
изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
воздействия организмов на компоненты неживой природы;
влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
меры по охране природы в своей местности;
горных пород и минералов, их использования человеком;
влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
взаимосвязей: река — рельеф;
искусственных водоемов;
из истории географических исследований и открытий.
3. Определять:
атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
абсолютные и относительные высоты;
объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
по карте географическое положение объектов;
по образцам: осадочные и магматические горные породы;
фенологические сроки начала времен года.
4. Описывать:
— географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
5. Объяснять:
— особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
Учебно-методический комплект / Литература
Программа
| Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
| Основная литература
| Базовый учебник
| Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2007.
| Методическое пособие для ученика
| Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.
География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
| Инструмент по отслеживанию результатов
работы
| Барабанов В.В. – Планета Земля (тетрадь-экзаменатор) – М.: Просвещение, 2007.
Баранчиков Е.В. – Сборник заданий и упражнений по географии, 6 класс. – М.: Экзамен, 2006.
Баранчиков Е.В. и др. – География Земли: задания и упражнения – М.: Просвещение, 2007.
Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 6 класс. – Р-на-Д.: Феникс, 2007.
Гусева Е.Е. – «Конструктор» текущего контроля, 6 класс. – М.: Просвещение, 2008.
Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. – Рабочая тетрадь к учебнику Е М. Домогацких и Н.И. Алексеевского (География. Физическая география». 6 класс – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс. – М.: Вако, 2011.
Крылова О.В. – Сборник задач к атласу, 6 класс. – М.: Новый учебник, 2006.
Крылова О.В.Тетрадь итоговых работ по географии – М.: Новый учебник, 2007.
Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б.- Тесты по географии: 6 класс: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой - М.: Экзамен, 2011.
Лобжанидзе А.А. – Планета Земля (тетрадь-тренажер), 6 класс. – М.: Просвещение, 2006.
Николина В.В. – Мой тренажер, 6 класс. - М.: Просвещение, 2007.
Новоженин И.В. – Тесты, 6 класс. – М.: Владос, 2001.
Перлов Л.Е. – Дидактические карточки-задания, 6 класс. – М.: Экзамен, 2005.
Постникова М.В. – Контрольные вопросы, заним. задания, кроссворды и тесты, 6 класс. – М.: НЦ ЭНАС, 2005.
Сиротин В.И. – Раздаточные материалы с к/к, 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
Смирнова М.С. – Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010.
Смирнова М.С. – Тесты по географии. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010.
Суслов В.Г. – Развивающие упражнения на уроках географии, 6 класс. – М.: Астрель, 2004.
Чичерина О. В. – Тесты, 6 класс. – М.: Экзамен, 2005.
Чичерина О.В. – Тематический контроль, 6 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2007.
| Учебно-методические пособия
для учителя
|
Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 6 класс. - М.: Экзамен, 2009.
Дмитриева Л.М. – Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс) , 6 класс.– М.: Дрофа, 2007.
Дронов В.П., Савельева Л.А. – Рабочая тетрадь, 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.
Иванова Т.В. - Тематическое и поурочное планирование , 6 класс.- М.: Экзамен, 2006.
Клюшникова М.В. – Олимпиады, 6 класс. – Волгоград: Корифей, 2006.
Колесник И.В. – Рабочая тетрадь – 6 кл. – Саратов: Лицей, 2006.
Кошевой В.А., Душина И.В., Лобжанидзе А.А. – Рабочая тетрадь к учебнику «Мир Земли» - М.: Баласс, 2008.
Крылова О.В. – Практические работы, 6 класс. – М.: Вита- Пресс, 2006.
Летягин А.А. – Примерное поурочное планирование: Методическое пособие. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Лобжанидзе А.А., Корниенко Е.В. – Рабочая тетрадь: География. Земля – АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.
Нагорная И.И. – Поурочные планы по уч. Т.П. Герасимовой, 6 класс. – Волгоград: Учитель, 2005.
Нагорная И.И.. География. 6 класс. Поурочные планы к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюдовой “Начальный курс географии. 6 класс”: Метод. пособие. – Волгоград: Учитель, 2004.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: “ВАКО”, 2006.
Петрова Н.Н. – Темы шк. курса: Земля – планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2004
Петрова Н.Н. – Темы шк. курса: План и карта – М.: Дрофа. 2004.
Савельева Л.Е., Дронов В.П. – Землеведение. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения – СПб.: Литера, 2006.
Кузнецов А.П. – География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие – М.: Дрофа, 2010.
Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
Перепечева Н.Н. – Нестандартные уроки: 6-7 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008
Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост. Н.В.Болотникова. – М: Глобус, 2008.
Летягин А.А., Душина И.В. и др. География: Программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.
| Дополнительная
литература
| Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954.
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.
Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.
Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008.
Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.
Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.
Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.
Майорова Т.С. География: справочник щкольника – М.: Слово, АСТ, 1996.
Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.
Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь – М.: Русские словари, 1998.
Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.
Пятунин В.Б. – Гимназия на дому (учебное пособие) – М.: Дрофа, 2005.
Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.
Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.
Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах – М.: Астрель, АСТ, 2007.
Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.
| Электронные издания
| Географическое положение России
География: 6 класс («1С»)
Геоэнциклопедия.
Гидросфера
Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)
Занимательная география («Новый диск»)
Земля во Вселенной
Карта: Физическая карта мира
Карта: Физическая карта полушарий
Литосфера
План и карта
Планета Земля (часть 2), 6 класс (Сфера)
Планета Земля: аудиэндиклопедия, 2008. Современные чудеса света («Новый диск»)
Страны мира (справочные сведения + таблицы)
Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 6 класс.
Чудеса света («ИДДК»)
| ИИнтернет-ресурсы
| http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
http: //www.weather.com
| |