Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373, на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по окружающему миру для учащихся 1-го класса А.А.Вахрушева,Д.Д.Данилова, А.С. Раутиана, С.В.Тырина (М.: Баласс, 2012).
Основная цель курса
Осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Основные задачи курса
В соответствии с поставленной целью в курсе окружающего мира решаются следующие задачи:
– формирование толерантной личности– человека, способного самостоятельного определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей;
– развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Место и роль учебного курса
Предмет «Окружающий мир»– это основы естественных и социальных наук. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми, предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаётфундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории и помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру. В рамках данного предмета удаётся решать проблемы экологического образования и воспитания.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
При изучении каждого раздела необходимо ориентировать обучающихся на ценность жизни, природы, человека, добра, истины, семьи, труда и творчества, свободы, социальной солидарности, гражданственности, патриотизма.
Информация по используемому учебнику
Учебник написан с позиции узнающего мир школьника. Главная его цель упорядочить опыт ребёнка и показать всеобщую взаимосвязь ученика со всей окружающей его действительностью. Учебники по окружающему миру построены, как энциклопедии и научно-популярные книги: в них всегда содержится избыточная информация, из которой ребёнок должен найти ответ на интересующий его вопрос. Поэтому учебники не рассчитаны на воспроизведение школьниками текстов. Ребята должны лишь разобраться с материалом темы, использовать его для поиска ответов на проблему урока, сформулированную вместе с учителем, применить полученные знания для объяснения своего опыта. Важно не только запомнить нужные сведения, но и освоить способы их нахождения, поэтому большую роль при работе детей с учебниками играют краткие словарики, которые помещены в конце книги.
Информация о количестве часов
Программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольный урок – 1 час.
Информация об используемых технологиях обучения
При изучении курса окружающего мира приветствуются и поддерживаются элементарные дискуссии между школьниками, в ходе которых глубже усваивается тематический материал; появляются умения публично высказывать и отстаивать свою точку зрения. Проектная деятельность в курсе окружающего мира рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление, речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.
Контроль образовательных результатов
Выполнение заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах, которые требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько уметь применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения.
Постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. Перед началом изучения нового материала предлагается проводить актуализацию важнейших понятий курса и их взаимосвязей.
Оценка деятельности обучающихся может выполняться при помощи зачётной системы оценки работы по каждой большой теме. Тема считается зачтённой при условии правильного выполнения нужного объёма заданий в учебнике и рабочей тетради (определяет учитель). Ученику обязательно предоставляется возможность, если он не справился с частью заданий, снова поработать. Важно, чтобы все темы были зачтены у каждого ученика. Большую роль в проведении контроля играют тетради для самостоятельных и итоговых работ. Задания содержат разный уровень сложности, что позволяет не только проверить усвоение материала, но и осуществить контроль качества усвоенного материала. Главный критерий оценки – качество работы ребёнка над собой.
Содержание учебного курса
№
п/п
| Раздел
| Кол-во часов
| Содержание
| 1
| Как мы понимаем друг друга
| 9
| Школьник и его обязанности. Школа. Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия.
| 2
| Как мы узнаём, что перед нами
| 4
| Предметы и их признаки. Признаки общие и своеобразные. Различение предметов по их признакам. Сравнение предметов. Свойства предметов. Сочетание предметов. Признаки сочетаний.
| 3
| Как ты узнаёшь мир
| 4
| Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.
| 4
| Твоя семья и твои друзья
| 7
| Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, профессии членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна семья.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванной. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности.
Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Как нужно слушать собеседника.
| 5
| Что нас окружает
| 10
| Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Транспорт. Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы: ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твёрдые, жидкие, газообразные тела. Три состояния воды. Экскурсия «Безопасная дорога в школу»
| 6
| Живые обитатели планеты
| 9
| Растения, грибы, животное, человек – живые организмы. Свойства живых организмов. Бережное отношения к живым обитателям планеты.
Сходство растений и животных. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Охрана живых организмов – важнейшая забота человека. Связь живых организмов. Их приспособляемость.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения – пришельцы из разных стран. Уход за комнатными растениями. Забота о домашних животных. Культурные растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.
Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе.
Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Бережное отношение к окружающему миру.
| 7
| Отчего и почему
| 2
| Последовательность событий. Причина и следствие.
| 8
| Времена года
| 15
| Четыре времени года: осень, зима, весна, лето. Признаки каждого времени года. Народные приметы. Правила поведения при различных явлениях природы.
Экскурсия в парк «Осенняя природа».
Экскурсия в парк «Зимняя природа».
Экскурсия в парк «Весенняя природа».
| 9
| Повторение пройденного материала
| 6
| Обобщающие уроки «Учимся решать жизненные задачи» (2 часа); итоговые работы (3 часа); контрольная работа за 1-ый класс (1 час).
| |