Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне)





НазваниеПрограмма по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне)
страница1/6
Дата публикации26.09.2014
Размер0.88 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5   6


Программа по географии, 5-9 классы

(изучение предмета на базовом уровне)

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа реализуется в учебниках по географии для 5—9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева.

Программа по географии составлена на основе:

• фундаментального ядра содержания общего образова­ния;

• требований к результатам освоения основной образова­тельной программы основного общего образования, представ­ленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

• примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учеб­ного курса;

• программы развития и формирования универсальных учебных действий;

• программы духовно-нравственного развития и воспита­ния личности.

В программе соблюдается преемственность с при­мерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной дея­тельности обучающихся.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. Геог­рафия — предмет, содержание которого одновременно охваты­вает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественно­го и гуманитарно-общественного научного знания. Такое поло­жение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

— комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяй­ства людей в разных географических условиях;

— целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым за­конам;

— умений ориентироваться в пространстве на основе спе­цифических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

— умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и дру­гими принципами как основными ценностями географии;

— предпрофильной ориентации.

Программа по географии включает семь разделов.

1. Пояснительная записка. В пояснительной записке уточняются общие цели образования с учётом специфики географии как учебного предмета.

2. Общая характеристика курса географии, включаю­щая ценностные ориентиры географического образования.

3. Место курса географии в базисном учебном плане.

4. Результаты освоения курса географии — личностные, метапредметные и предметные.

5. Содержание курса географии представляет собой пер­вую ступень конкретизации положений фундаментального ядра содержания общего образования.

6. Примерное тематическое планирование — это следу­ющая ступень конкретизации содержания образования по географии. Оно даёт представление об основных видах учеб­ной деятельности в процессе освоения курса географии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждой темы.

7. Рекомендации по организации и оснащению учеб­ного процесса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ

География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологичес­ких, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах вза­имодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических под­ходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

— формирование системы географических знаний как ком­понента научной картины мира;

— формирование целостного географического образа пла­неты Земля на разных его уровнях (планета в целом, терри­тории материков, России, своего региона и т.д.);

— понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исто­рических факторов;

— познание основных природных, социально-экономичес­ких, экологических, геополитических процессов и закономер­ностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;

— формирование системы интеллектуальных, практичес­ких, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологи­чески целесообразное поведение в окружающей среде;

— формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

— формирование опыта жизнедеятельности через усвоен­ные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, тра­диции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического простра­нства;

— формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализа­цию собственных потребностей, интересов, проектов;

— формирование опыта творческой деятельности по реа­лизации познавательных, социально-коммуникативных по­требностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные програм­мы, презентации);

— понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природны­ми, социально-экономическими и экологическими фактора­ми, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

— всестороннее изучение географии России, включая раз­личные виды её географического положения, природу, насе­ление, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных при­родных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого разви­тия страны;

— выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирова­ние у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей.

В основу поло­жено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологи­ческого, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональ­ной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универ­сальных учебных действий, обеспечивающих развитие позна­вательных и коммуникативных качеств личности. Обучающие­ся включаются в проектную и исследовательскую деятель­ность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифици­ровать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную дея­тельность, где преобладают такие её виды, как умение пол­но и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точ­ку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), предс­тавлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс — география планеты, с 8 по 9 класс — география России.

Содержание учебника для 5—6 классов нацелено на фор­мирование у обучающихся знаний о неоднородности и цело­стности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и уме­ний, позволяющих осознать, что план и карта — выдающие­ся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ори­ентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Зем­ли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

Содержание учебника для 7 класса способствует углубле­нию знаний обучающихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний стра­новедческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о куль­туре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Учебники для 8 и 9 классов посвящены изучению России, поэтому их содержание — центральное в системе географи­ческого образования, выполняющее, наряду с обучающей и воспитывающей, и идеологическую роль. Главная цель — формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трёх основных компонентов — природы, населения, хозяйства. В 8 классе даётся общий обзор, а в 9 классе изучаются геог­рафические районы.
МЕСТО КУРСА ГЕОГРАФИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неде­лю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего обра­зования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе пред­ставляет собой базовое звено в системе непрерывного геог­рафического образования и является основой для последую­щей уровневой и профильной дифференциации.

          Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования- формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей  как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ
Личностными результатами обучения географии являет­ся формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает до­стижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордос­ти за свою Родину, прошлое и настоящее многонационально­го народа России; осознание своей этнической принадлеж­ности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; вос­питание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору про­фильного образования на основе информации о существую-

щих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инстру­ментами и техническими средствами информационных техно­логий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мне­нию, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в груп­пах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-кри­тического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и эконо­мических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведе­ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследова­тельской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного обра­за жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожаю­щих жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и обще­ства, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выби­рать наиболее эффективный способ, осуществлять познава­тельную рефлексию в отношении действий по решению учеб­ных и познавательных задач;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логи­ческое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулиро­вать выводы, делать умозаключения, выполнять познаватель­ные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оце­нивать свои действия и действия одноклассников, аргументи­рованно обосновывать правильность или ошибочность резуль­тата и способа действия, реально оценивать свои возможнос­ти достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и со свер­стниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользова­тельской компетентности в области использования техничес­ких средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструмен­тальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инстру­менты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источни­ков (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логичес­кими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объ­яснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных пози­ций при выработке общего решения в совместной деятель­ности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и коорди­нировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конф­ликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязан­ностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социально­го взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образо­вательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необхо­димости для решения современных практических задач чело­вечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружа­ющей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования тер­риториального подхода как основы географического мышле­ния для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих тео­ретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основ­ных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических пара­метров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использо­вания и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования раз­нообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружаю­щей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к даль­нейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ Раздел 1. Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических иссле­дований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Геог­рафические координаты, их определение. Способы изображе­ния земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориенти­рования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Спо­собы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта особый источник информа­ции. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сет­ка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чте­ние карты, определение местоположения географических объ­ектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Исполь­зование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconРабочая программа по географии для 11 классов составлена на основе...
На базовом уровне на изучение предмета отводиться 70 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура...
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconПояснительная записка Данная программа соответствует федеральному...
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне. Преподавание...
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconПояснительная записка содержание среднего (полного) общего образования...
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение...
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconПояснительная записка Данная программа соответствует федеральному...
Государственного стандарта основного общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне. Преподавание предмета...
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconРабочая программа по географии 10-11 классы
Изучение географии на базисном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconРабочая программа по истории россии 10 класс (изучение предмета на...
Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconПрограмма учебного предмета «география»
«География» составлена на основе авторской программы Е. М. Домогацких для 5-9 классов. Программа соответствует Федеральному компоненту...
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconРабочая программа составлена на основе примерной программы по географии «География мира»
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент...
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconРабочая программа учебного курса
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconРабочая программа Обществознание
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне. Преподавание...
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. З. Биболетова. Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, учебному...
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconТребования к уровню подготовки выпускников
Российской Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего...
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При этом количество часов, предусмотренных в не-делю на изучение предмета «история» в 11 классе, на базовом уровне равно двум, в...
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Рабочая программа предназначена для изучения литературы на базовом уровне. На изучение программного материала 105 часов, в неделю...
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconРабочая программа по биологии 8 класса составлена на основе авторской...
Пасечника В. В., «Дрофа», 2009 г и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования,...
Программа по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне) iconРабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе авторской...
В. В. Пасечника, «Дрофа», 2004 г и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск