Тема
| Принципы классификации цветковых растений.
|
Цели
| Сформировать у учащихся представление о классификации растений, о таксономических единицах; сформировать умение распознавать растения различных классов и семейств; расширить имеющиеся знания о разнообразии цветковых растений.
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; продолжить формирование умения выявлять пробелы в своих знаниях и устранять их.
|
Основное содержание темы, термины и понятия
| Содержание темы включает: изучение признаков однодольных и двудольных растений и практическое применение растений в природе и жизни человека.
Понятия: однодольные, двудольные, бинарная номенклатура, тип плода, формула цветка, вид, сорт
|
Тип урока
| Комбинированный, урок изучения новых знаний
|
Планируемый результат
|
Личностные умения
осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;
выявлять пробелы в своих знаниях и устранять их.
| Метапредметные умения
Познавательная деятельность
Умение разделять процессы на этапы; выделять характерные признаки.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»).
Рефлексивная деятельность
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.
| Предметные умения
- различать признаки растений различных классов и семейств;
|
Организация образовательного пространства
|
Межпредметные связи
| Ресурсы
| Формы работы
|
Сельскохозяйственный труд.
| Пасечник В.В. Биология. Растения. Бактерии. Грибы: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа. 2012.
| фронтальная
индивидуальная –
в паре -
|
Оборудование: гербарий, определительные карточки.
|
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
|
I этап. Оргмомент.
|
II этап. Проверка усвоения знаний по теме «Отдел Покрытосеменные»
|
Цели деятельности
| Задания для проверки знаний
| Образовательный продукт
|
Выявить пробелы в знаниях по строению растений и устранить их.
| Какие признаки отличают Покрытосеменные от других растений?
Ответьте на вопросы, заполните кроссворд и из букв, в выделенных клеточка составьте слово – главный признак Покрытосеменных (Цветковых):
1.Надземная часть растения (побег).
2.Мужская гамета (спермий).
3.Часть пестика (столбик).
4. Часть семени, один из признаков отличия однодольных растений от двудольных (семядоля)
| Выполнение заданий по карточкам и самопроверка Рефлексивная деятельность
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
|
III этап. Учебно-познавательная деятельность. Изучение новой темы
|
Блок А. Актуализация опорных знаний.
|
Цели деятельности
| Учебные задания
| Образовательный продукт
|
Повторить с учащимися основные понятия и термины, помочь им наглядно представить отличительные признаки классификации.
| Какие признаки являются главными при выделении семейств?
Отметь признаки классов однодольных и двудольных растений
однодольные
| двудольные
| 1.
2.
3.
| 1.
2.
3.
|
| Заполненная таблица
|
Блок Б. Понятие «вид», систематические категории (таксоны).
|
Цели деятельности
| Учебные задания
| Планируемый результат
|
Цель - научить школьников:
- выделять признаки отличия растений разных семейств.
| Принципы объединения растений в группы. Таксономические единицы (объяснение учителя).
Чем различаются растения ? (видовыми признаками)
Что такое вид? Сравнить с понятием «сорт».
Объяснение учителя по работе с определительными карточками.
Работа с карточками в парах. (определить выданные растения)
1.
2.
3.
| Записать памятку в тетрадь.
Уметь работать с определительными карточками.
|
Блок В. Важнейшие сельскохозяйственные культуры
|
Цели деятельности
| Учебные задания
| Планируемый результат
|
Цель –
Научиться понимать и объяснять, как и для чего люди выращивают сельскохозяйственные растения
| Кто и как использует растения?
(животные в пищу, человек – в пищу, для красоты, для переработки)
Какие растения называются сельскохозяйственными?
Рассказ учителя о многообразии и использовании человеком покрытосеменных растений.
Покрытосеменные – самая многообразная группа растений. Они способны расти в различных климатических зонах, и в засушливых, и во влажных. Это определяется высокой возможностью к адаптации, прежде всего к опылению.
| Записать ответы в тетрадь.
|
IV этап. Домашнее задание. Подведение итогов урока.
|
Цели деятельности
| Варианты заданий
| Планируемый результат
|
Научить школьников подводить итоги, выделять главные мысли урока
| Учащиеся формулируют выводы к уроку.
Покрытосеменные - самая многообразная и прогрессивная группа растений.
Систематика помогает ориентироваться в огромном мире растений.
Домашнее задание
По учебнику В.В. Пасечника, §46 приготовить сообщения о применении покрытосеменных, сочинить стихи по теме.
В рабочей тетради №166 – 167
| Записать выводы в тетрадь
|
V этап. Рефлексивная деятельность
|
Цели деятельности
| Самоанализ и самооценка ученика
| Результат деятельности
|
Научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать свое эмоциональное состояние
| Самоанализ
I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:
1. Систематика основана на …
2. Систематизировать растения нужно, чтобы…
Самооценка
II. Задание на самооценку.
С каким образом вы сравните себя в конце урока:
устал: поникший цветок
Многому научился: благоухающий цветок
Начинаю понимать: распускающийся бутон
Всё уже знаю и так: отцветающий цветок
Нарисуйте на полях свой образ
| Оценка результата своей деятельности.
|