ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
5) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 6)моделирование экологических связей
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений: в 2 ч./А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2011г.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь/А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2011г.
Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс».- М.: Просвещение, 2011г.
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю.
1 класс – 66 ч (33 учебные недели):
- практические занятия - 3ч
- экскурсии - 7 ч
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; .
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегаюшего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс № п /п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Элементы дополнительного необязательного содержания
| Дата проведения
| план
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| Введение (7 ч)
| 1
| Вводный урок. «Задавайте вопросы!»
| 1
| Урок-экскур-сия
| Природа как составная часть окружающего мира
| Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)
| Текущий
| Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным окружением
|
| 02.09
| 2–3
| Мир вокруг нас, его многообразие
| 2
| Комбинированный
| Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.
Отличие объектов природы от изделий
| Уметь определять признаки разных объектов природы; решать практические задачи
| Фрон- тальный опрос
|
|
| 07.09
09.09
| 4
| Учимся задавать вопросы об окружающем мире
| 1
| Комбинированный
| Основные правила поведения в школе. Режим дня школьника
| Уметь использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил безопасного поведения
| Беседа по вопросам
|
|
| 14.09
| 5
| Наша школа
| 1
| Комбинированный;
| Правила организации учебной работы, подготовка рабочего места, его
| Знать об основных правилах поведения в школе, требованиях
| Фрон- тальный опрос
|
|
| 16.09
| . 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
|
|
| экскурсия
| освещенность, проветривание. Классный, школьный коллектив
| к организации учебной работы школьника, санитарно-гигиенических нормах к помещению, внешнему виду ученика
|
|
|
|
| 6-7
| Дорога от дома до школы. Правила безопасности в пути
| 2
| Комбинированный; экскур-сия
| Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах
| Уметь определять признаки разных объектов природы;изготовить схему-макет своего пути в школу и домой с указанием опасных мест, где нужно быть осторожным и внимательным
| Фронтальный опрос
| Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением
|
| 21.09
23.09
| Кто и что? (18 ч)
| 8-10
| Что у нас над головой? Что у нас под ногами?
| 3
| Комбинированный
| Неживая и живая природа
| Уметь различать объекты неживой и живой природы, части растения; использовать приобретенные знания для ухода за растениями
|
| Созвездие. Полярная звезда. Большая Медведица. Применение полезных ископаемых
|
| 28.09
30.09
05.10
| 11– 12
| Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе?
| 2
| Комбинированный
| Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)
| Беседа по воп-росам
| Родина декоративных комнатных растений
|
| 07.10
18.10
| |