Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
МЕСТО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На предмет «Русский язык» учебным планом начального общего образования выделяется 675 ч. В 4 классе на изучение курса отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Общая характеристика предмета
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетики, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Основные задачи курса «Русский язык» 4 класс:
Формирование знаний происходит по разделам:
1.«Развитие речи»:
- устная речь;
- письменная речь.
2. «Система языка»:
- фонетика и орфоэпия, графика, лексика, состав слова, морфология, синтаксис.
3. «Орфография и пунктуация».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА в 4 классе
Виды речевой деятельности.
Слушание.
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.
Говорение.
Выбор языковых средств с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, выборочное, подробное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи).
Систематический курс.
Фонетика и орфоэпия.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных звуках. Различение звонких и глухих звуков по парности и непарности. Фонетический (звуковой) разбор слова
Графика.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков, использование на письме разделительных Ъ и Ь. Фонетическая транскрипция. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значения которых требует уточнения. Определение значения слов по тексту или уточнения значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц.
Морфемика.
Различия изменяемых и неизменяемых слов. Разбор слов по составу.
Морфология.
Местоимение (общее понятие). Личные местоимения, склонение личных местоимений, предлоги перед местоимениями. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределённая форма глагола. Правописание частицы НЕ с глаголами. Первое и второе спряжение глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов. наречие. Значение наречий. Образование и правописание наречий. Склонение прилагательных. Образование прилагательных. Правописание глаголов с суффиксом –СЯ-, -СЬ-. Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице. Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи. Частица. Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Междометие как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств.
Синтаксис.
Различение предложений, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания. Нахождение грамматической основы, второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетаниях (управление, примыкание, согласование) и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различие простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил написания в диапазоне изученного.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь собеседника и т.п.). Сравнение различных по стилю текстов: художественного, научного, делового. Текст. Работа с текстом: выделение главного, деление текста на логически законченные части, акцентирование смысловой связи между частями текста, между предложениями в каждой части, озаглавливание частей, краткий пересказ прочитанного. Письменные изложения. Формирование умения пользоваться оглавлением в книге. Сочинения-рассуждения, сочинения-описания природы, сочинения по картинам, сочинения на свободную тему, редактирование сочинений. Использование толкового, морфемного, словообразовательного, орфоэпического, фразеологического и орфографического словаря.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание свое этнической и национальной принадлежности, уважительного отношения к культуре других народов;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие этических чувств, доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;
владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умения применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК «Система Л.В. Занкова», а также дополнительной литературой:
Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 4 класс. В 2 ч.
Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы.
Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 3-4 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя.
Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
2. Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
телевизор;
видеоплеер;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
компьютер.
3. Экранно-звуковые пособия:
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Список используемой литературы.
Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 3 класс: В 2 ч. Москва «Просвещение», 2013 год.
Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы.
Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 3 – 4 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя.
Программы начального общего развития. Система Л.В. Занкова. Издательский дом «Фёдоров», 2011 год.
Ю.О. Бронникова «Говори и пиши правильно»
В. Волина «Учимся играя».
В.И. Воробьёва «Сочинения по картинам в начальных классах».
О.А. Ерёмина «Родная сторона. От макушечки до пят».
Н.К.Иванкина «Развитие речи»
Контрольные работы по системе Л.В. Занкова
С.И. Лакаева «Грамматический разбор».
А.Н.Матвеева «Русский язык – контрольные работы в начальной школе»
А.В. Полякова «Превращения слов».
А.В. Полякова «Творческие учебные задания по русскому языку»
В.И. Правило «Словарная работа на уроках русского языка»
Сборник загадок.
Л.И. Тикунова «Сборник диктантов и творческих работ»
О.В. Узорова, Е.Е.Нефёдова «Карточки по русскому языку»
Календарно – тематическое планирование по курсу «Русский язык» на 2013 – 2014 учебный год.
Учитель Галушкина Светлана Николаевна, высшая квалификационная категория. 4 «А» класс. № п/п
| Дата
проведения
| Тема урока
| Элементы содержания урока
| Освоение предметных знаний (базовые понятия)
| Универсальные учебные действия
| Характеристика деятельности обучающихся
| план
| факт
| 1 четверть.
|
| 3.09
|
| Виды предложений. Сложное предложение №1-2 Повторение. Фонетика и графика.
| Новый вид предложений. Интонационная законченность простого и сложного предложений. Представление о сложном предложении.
| виды предложений по цели высказывания и по интонации; главные и второстепенные члены предложения; понятие сложного предложения;
способы соединения простых предложений в сложном;
союзы в сложных предложениях; признаки сложного предложения;
виды связи в сложном предложении, виды сложных предложений.
определять предложения по цели высказывания и по интонации;
выделять главные и второстепенные члены предложения; разбирать предложение по членам предложения;
составлять из слов и по схеме предложения; распознавать виды предложений;
ставить знаки препинания в сложных предложениях и в простых с однородными членами;
различать сложное предложение и предложение с однородными членами
| Личностные
результаты:
формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
развитие навыков сотрудничества со
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать
и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;
формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения
результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических
средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов
и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных
и познавательных задач;
использование различных способов
поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания
в соответствии с задачами коммуникации
и составление текстов в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений,
отнесение к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
готовность конструктивно разрешать
конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
овладение базовыми предметными
и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
Личностные
результаты:
формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
развитие навыков сотрудничества со
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать
и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;
формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения
результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических
средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов
и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных
и познавательных задач;
использование различных способов
поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания
в соответствии с задачами коммуникации
и составление текстов в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений,
отнесение к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
готовность конструктивно разрешать
конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
овладение базовыми предметными
и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
| Сравнивать предложение, словосочетан,
слово: описывать их
сходство и различия.
Устанавливать при помощи
смысловых вопросов связь между словами в
предложении и словосочетании.
Анализировать
деформированный текст:
определять границы предложений, выбирать знак
в конце предложений.
Объяснять способы нахождения
главных членов предложения.
Объяснять
способы изменения
формы слова,
действия изменения
формы слова.
Различать изменяемые и неизменяемые слова,
включать неизменяемые слова в предложения.
Контролировать правильность объединения
слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду
предложенных (например,
синоним или слово с омонимичным
корнем в ряду родственных
слов).
Классифицировать (группировать) слова по частям речи, объяснять основания классификации
(части речи; самостоятельные и
служебные части речи).
Выдвигать предположения: находить основания для классификации имен существительных (по родам, числам, склонениям), глаголов (по вопросам, временам,
спряжениям)
Объяснять значение слова
давать развернутое
толкование его
значения.
Различать родственные
слова и
формы слова.
Объяснять роль и
значение суффиксов/приставок.
Анализировать текст
с установкой на поиск в нем
родственных
слов, слов с заданными
приставками, с заданными суффиксами.
Моделировать слова
заданного
состава
Устанавливать наличие в словах
изученных орфограмм.
Обосновывать написание слов.
Прогнозировать наличие
определенных орфограмм:
Устанавливать зависимость
способа проверки от места
орфограммы в слове.
Анализировать разные способы
проверки орфограмм.
Моделировать алгоритмы применения
орфографических правил,
следовать составленным алгоритмам
Группировать слова
по типу орфограммы
Анализировать текст:
находить
слова с определенной
орфограммой.
Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам.
Находить в чужой и собственной
работе
орфографичес-кие ошибки; объяснять их причины.
Обосновывать написание слов.
Анализировать разные способы
проверки орфограмм.
Объяснять способы изменения
формы слова, действия
изменения
формы слова.
Различать изменяемые и неизменяемые
слова, включать
неизменяемые слова в
предложения.
Выдвигать
предположени
я: находить основания для
классификации имен
существительных (по родам,
числам, склонениям)
Выдвигать предположения: находить основания для
классификации имен
существительных (по родам, числам, склонениям) Классифицировать
(группировать) слова по
частям речи, объяснять
основания классификации.
Оценивать свои возможности
грамотного написания слов
Выдвигать предположения:находить основания для
классификации имен существительных (по родам,
числам, склонениям) Обосновывать написание слов.
Устанавливать зависимость
способа проверки от места
орфограммы в слове. Моделировать алгоритмы применения орфографических правил,
следовать составленным
алгоритмам.
Группировать слова
по типу орфограммы
Классифицировать слова, написание которых
можно объяснить
изученными правилами, и слова,
написание которых изученными
правилами объяснить нельзя.
Анализировать текст: находить
слова с определенной орфограммой.
Оценивать соответствие написания слов орфографичес-
ким нормам, находить допущенные в тексте
ошибки.
Моделировать алгоритмы применения
орфографичес
ких правил,
следовать составленным алгоритмам.
Устанавливать наличие в словах изученных
орфограмм.
Обосновывать написание
слов. Прогнозировать наличие
определенных орфограмм Анализирова
ть разные способы проверки орфограмм.
Объяснять способы
нахождения
второстепенны
х членов предложения.
Устанавливать наличие в словах
изученных орфограмм. Обосновывать написание
слов.
Прогнозировать наличие определенных
орфограмм: письмо с
пропуском
определенных орфограмм.
Устанавливать зависимость способа
проверки от места орфограммы в
слове. Анализировать разные способы
проверки орфограмм.
Моделировать алгоритмы применения орфографичес
ких правил,
следовать составленным алгоритмам.
Объяснять способы нахождения
второстепенны
х членов предложения.
Объяснять способы нахождения
второстепенны
х членов предложения. Оценивать свои возможности
грамотного написания слов
Анализировать текст
Наблюдать: находить в
тексте и
самостоятельно составлять
предложения с однородными членами.
Объяснять выбор нужного союза
в предложении с
однородными членами.
Обосновывать написание слов.
Прогнозировать наличие определенных
орфограмм: письмо с
пропуском определенных орфограмм Классифицировать
(группировать) слова по
частям речи, объяснять
основания классификац.
Характеризовать
особенности
ситуации общения:
цели, задачи.
Анализировать уместность
использования
средств
устного
общения в разных речевых
ситуациях,
во время монолога и
диалога.
| |